Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 3-4 классы.
рабочая программа
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_smolenskogo_kraya_3-4_klassy.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ №16», на основе авторской программы Болотовой С.А. «Азбука Смоленского края», Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ «СШ № 16».
Цели и задачи курса
Целью изучения регионального курса «Азбука Смоленского края» является формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.
2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Общая характеристика курса
Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»: - воспитание гражданственности и любви к Родине; - защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; - формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; - формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры; - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами; - гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей (Конституция Российской Федерации: статьи 2, 14). Занятия по региональному курсу помогут детям глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию страны: «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция Российской Федерации: статья 44, часть 3; статья 58) Региональный курс «Азбука Смоленского края» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Это, прежде всего, краеведческий принцип. Отбор учебного материала выполнен таким образом, чтобы в наибольшей степени влиять на душу ребенка, строить обучение на основе непосредственного восприятия им особенностей своей малой родины. Принцип научности означает опору на науку, как источник системы фактов, понятий, закономерностей, изучаемых в данном курсе по краеведению, и проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и применяемых методах обучения. Принцип научности требует изучения прочно установленных в современном культурно–историко-природоведческом краеведении положений, которые в дальнейшем будут лишь обогащаться и развиваться. Однако при изучении отдельных тем учитель может и должен информировать учащихся о важнейших спорных, дискуссионных проблемах, о научных гипотезах. Принцип доступности и посильности сводится к тому, чтобы изучаемый краеведческий материал по уровню трудности был доступен учащимся, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся. С целью реализации этого принципа наглядности на занятиях по региональному компоненту следует использовать видеоматериалы, любительские кинофильмы, фотографии и зарисовки памятников истории и культуры, физическую и историческую карты страны, карту г. Смоленска и Смоленской области, портреты или фотографии земляков, пользоваться экскурсионными буклетами, фотоальбомами, схемами-опорами, иллюстрациями учебного пособия «Азбука Смоленского края». Принцип организации краеведческо - познавательной деятельности учащихся реализуется следующим образом; например, изучая свой город (село), учащиеся связывают его с историей и культурой Смоленского края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам по природе, культуре, истории родного села, города. Принцип природоохранной направленности осуществляется через доступную природоохранную деятельность детей данного возраста и изучение современных экологических проблем. Принцип интеграции направлен на формирование у детей целостного представления о своей малой родине. Реализуется этот принцип в виде органически связанных между собой частей единого целого - природно-географического, духовного, культурно-исторического наследия нашего края, отраженного в содержании программы и учебного пособия «Азбука Смоленского края». Культурологический принцип раскрывает культуру как специфическую систему социальных норм, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе, духовных ценностей и идей. Для решения задач эстетического и нравственного воспитания младших школьников в курсе «Азбука Смоленского края» раскрываются эстетический и нравственный принципы воспитания. В «Азбуку...» включены произведения поэзии и прозы, в которых простота и доступность сочетаются с истинной художественностью. Дети одновременно не только знакомятся с важнейшими событиями истории, культуры родного города - (села) или особенностями местной природы, но и с художественным, эстетическим их воплощением в литературных произведениях и произведениях русских художников. Нравственный (этический) принцип проявляется в отборе природного, исторического, литературного материала. Рассказы, стихи, очерки направлены на воспитание патриотических чувств детей, чувства уважения и любви к героическому прошлому народа, чувства сопереживания с людьми и событиями родного края. Принцип вариативности отражен в структуре и объеме программы регионального курса. Кроме этого, в учебном материале курса интегрируются различные формы предъявления учебной информации: текст - иллюстрация, карта-схема, дидактический рисунок, загадки, ребусы и др. Такой подход к представлению учебной информации предполагает вариативность в выборе форм, методов и приемов работы, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся класса. Система заданий отражает широкий спектр возможностей работы по теме, что позволяет применить вариативность в выборе заданий, как к отдельному этапу урока, так и к целому уроку. Работа с курсом «Азбука Смоленского края» дает большие возможности по интеграции краеведческого материала с материалом программ по литературному чтению, природоведению, русскому языку и др. Содержание программы курса «Азбука Смоленского края» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении.
Место курса в учебном плане
На изучение курса в 3-4 классах отводится 34 часа (0,5 часа в неделю)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
- прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Смоленской области, города;
- описывать достопримечательности Смоленщины;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город; - устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - устанавливать аналогии.
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Содержание учебного курса
Название блока | Темы | Содержание блока | Ориентировка в понятиях и терминах | Практические работы. |
Блок 1. Мир природы (13 ч.) | Природные особенности. | Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды. | Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, ключ, родник, водохранилища, Днепр, Гжать, Западная Двина, Каспля, Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; верховые, низинные болота; заливные луга, низинные, суходольные; льноводство; красная книга, экология, заповедные места, законы, | Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте, об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки «Природа края в опасности» |
Полезные ископаемые. | Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные | |||
Водоёмы. | Виды водоёмов: реки, озёра, | |||
Растительность. | Виды растительности: лесная, луговая | |||
Грибы. | Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых. | |||
Смоленский лён. | Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён» | |||
Животные. | Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие. | |||
Охрана природы. | Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся, редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места | |||
Проверьте себя. | Контрольное занятие. | |||
Обобщение по разделу | Обобщение изученного по разделу «Мир природы» | |||
Блок 2. Мир истории. (12 ч.) | 1.Наши предки. | Территория наших предков, их занятия. | Кривичи, славяне, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство, смолокурение, археология, предки, летопись, ладья, раскопка, варяги, греки, купцы, сукна, пенька, герб, флаг, СССР, достижения, лира, курган, фреска, тяготы, щит, птица Гамаюн, ремесленник. монастырь, Фёдор Конь; гарнизон, Сигизмунд III, Шейн, Наполеон, ратник, воевода, народное ополчение, Багратион, Барклай де Толли, Кутузов, 25 сентября, Володя Куриленко, концлагерь, оккупанты, руины, указ, стела, обелиск, мемориал, земляки. | Рисунки о занятиях кривичей, на тему «Древний город»; изготовление модели ладьи, книжки-малышки «из варяг в греки»; о военном прошлом нашего города, о земляках; составление герба своей местности; изготовление альбома «Мои земляки» |
2. «Из варяг в греки» | Великие водные пути через Смоленск. | |||
3. Города Смоленщины. | Устройство древнего города; древние города Смоленщины. | |||
4. Герб и флаг области. | Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска. | |||
5. Смоленская крепостная стена. | Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая. | |||
6. Военное прошлое. | Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов; Гроза 1812 года; Суровые годы с фашизмом | |||
7. Награды Смоленщины. | Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда» | |||
8. Места боевой славы. | Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов | |||
9. Наши земляки. | Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.Пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский | |||
10. Проверьте себя. | Контрольное занятие. | |||
11. Обобщение по разделу | Обобщение изученного по разделу «Мир истории» | |||
Блок 3. Мир культуры. (9 ч.) | Жилища и предметы бытия. | Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь | Утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись. «гороушна», храм, монастырь. икона. экскурсия, экскурсовод. экскурсант, экспозиция, экспонат. | Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен. |
Как одевались в старину. | Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда. | |||
Что ели наши предки. | Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом. | |||
Праздники. | Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения. | |||
Игры и хороводы. | Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы. | |||
Письменность. | История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» -древнейший памятник русской письменности. | |||
Храмы и монастыри. | Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области. | |||
Культура Смоленщины сегодня. | Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др. | |||
Проверьте себя. | Контрольное занятие. | |||
Обобщение по разделу. | Обобщение изученного по разделу «Мир культуры» |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты ( личностные, предметные, метапредметные) |
1-2 | Природные особенности. | -Знакомиться с учебником по курсу «Азбука Смоленского края. Мир природы», с целями и задачами книги «Мир природы», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа Смоленской области удивительно разнообразна; -работать в паре: знакомиться с планом – картой Смоленской области; - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку; -работать в паре: различать явления природы, рассказывать об их изменениях, происходящие с природными объектами; -приводить примеры сезонных изменений; -высказывать предположения о том, какой рельеф на территории Смоленской области, какая почва встречается на территории Смоленской области, какой климат; -обсуждать меры по охране поверхности своего края; -практическая работа: изготовление газеты на тему «Береги почву»; -работать с терминологическим словариком; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урок; | |
3-4 | Полезные ископаемые. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -актуализировать знания о полезных ископаемых; -находить на физической карте Смоленской области условные обозначения полезных ископаемых; -определять полезные ископаемые в зависимости от групп; -выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; -характеризовать особенности добычи некоторых полезных ископаемых на территории Смоленской области; -готовить сообщение, о каком-либо полезном ископаемом; -совместно со взрослыми сделать коллекцию полезных ископаемых нашей местности; --работать с терминологическим словариком; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
5 | Водоёмы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -знакомиться с водоёмами искусственного и естественного происхождения на территории Смоленской области; -составлять список водных объектов своего города; -практическая работа: подготовка сообщения о местных водоёмах, используя план в учебнике; -выявлять источники загрязнения водоёмов; - составление памятки с правилами поведения у водоёма; -работать с терминологическим словариком; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
6 | Растительность лесная и луговая. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения Смоленской области очень разнообразны; -знакомиться с группами растений по материалам учебника; -работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверить и оценивать их ответы; -приводить примеры растений разных групп; - подготавливать сообщение об одном из видов растений Смоленской области любой группы по плану, предложенному в учебнике; -работать с терминологическим словариком; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
7 | Растительность болотная. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -работа в паре: высказывать предположения о том, что такое болото, какие растения можно на них встретить; - высказывать предположения о том, какие болота называются верховыми, а какие низинные и какие растения на низ произрастают -приводить примеры болотных растений своего края; -оценивать эстетическое воздействие растений на человека; -работать с терминологическим словариком; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
8 | Грибы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - приводить примеры грибов нашей местности; -характеризовать строение шляпочных грибов; -с помощью иллюстраций учебника различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы; - работа в паре: составление памятки сбора грибов; -обсуждать вопрос, есть ли в природе ненужные грибы; -работать с терминологическим словариком; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
9 | Смоленский лён. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -работать в паре: актуализация знаний о диких и культурных растениях; -обсуждение, зачем люди занимаются растениеводством; -практическая работа в паре: определение культурного растения и описание его по плану (льна); -исследовать, какие виды льна выращивают на территории Смоленской области; -обсуждать, что делают из льна- долгунца и льна - масличного; -исследовать, какие изделия изо льна используются в семье; -работать со взрослыми: найти в литературе, какой путь проходит лён от семени до готового изделия и составить схему-модель этого пути; -практическая работа: сделать рисунки по теме занятия; -работать с терминологическим словариком; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
10 | Животные. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -высказывать предположения о том, какие животные живут на лугах, в лесах, в водоёмах Смоленской области; -работать в паре: узнавать насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, на рисунке, приводить их примеры -классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; -запоминать насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, обращаясь к «Копилке знатока» -готовить сообщение о животных, изученных видов; -работать с терминологическим словариком; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
11 | Животные. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - работать в паре: узнавать птиц, млекопитающих, на рисунке, приводить их примеры; -различать перелётных, осёдлых и кочующих птиц Смоленской области; -практическая работа: изготовление кормушек для птиц; -классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; -запоминать птиц, млекопитающих Смоленской области, обращаясь к «Копилке знатока»; -выдвигать предположения о том, почему в природе нет вредных животных -готовить сообщение о животных изученных видов; - работать с терминологическим словариком; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
12 | Охрана природы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; - сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий Смоленской области; -работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательно и положительного воздействия человека на природу; -рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; -объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; -обсуждать, как каждый может помочь природе; -работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в Смоленской области, о природоохранных мероприятиях в городе; -участвовать в природоохранительной деятельности; -актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге Смоленской области; -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; -обсуждать меры по охране животных; -формулировать с помощью экологических знаков правил поведения в природе; - с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных и растениях, занесённых в Красную книгу Смоленской области, которые не изучались ранее; -практическая работа по группам: изготовление книжки – малышки «Природа края в опасности»; -работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, -отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
13 | Проверь себя. Обобщающий урок по разделу «Мир природы» | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -выполнять тесты с выбором ответа; -оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; -адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
14 | Наши предки. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -высказывать предположения о том, кого называют нашими предками, чем они занимались, как назывался главный город наших предков; -находить на карте местоположение наших предков; -выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятиями с природными условиями того времени; -извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации; -понимать роль археологических находок для изучения истории; -практическая работа: рисунки о занятиях наших предков; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
15 | «Из варяг в греки». | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -обсуждать роль торгового пути «Из варяг в греки»; -практическая работа: изготовление ладьи из подручного материала; -практическая работа по группам: изготовление книжки – малышки о том, как плыли «из варяг в греки» -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
16-17 | Города Смоленщины. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -анализировать карты Смоленской области в древние времена и современную; -совершать виртуальные путешествия в разные города Смоленской области; -анализировать и сравнивать гербы городов Смоленской области; -практическая работа: рисунок на тему «Древний город»; -используя информацию из разных источников готовить сообщения о городах Смоленской области; -работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урок | |
18 | Герб и флаг области. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; -понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; -высказывать мнение о том, для чего нужны гербы и флаги; -знакомиться с особенностями герба Смоленской области, его историей, символикой; -знакомиться с флагом Смоленской области, его историей; -отличать герб, флаг Смоленской области от гербов и флагов других городов; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
19 | Смоленская крепостная стена. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -высказывать предположения о том, с какой целью была возведена Смоленская крепостная стена, сколько времени прошло с момента её сооружения; -работа в парах: знакомство с башнями Смоленской крепостной стены; -характеризовать значение башен Смоленской крепостной стены; -практическая работа: изготовление башен крепостной стены из подручного материала; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
20 | Военное прошлое. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -обсуждать, почему Смоленск называют городом – воином; -приводить примеры исторических событий, подтверждающих военное прошлое Смоленщины; -обсуждать героическую оборону Смоленска 1609-1611 гг. -доказывать главное значение героической обороны Смоленска; -обсуждать, почему был открыт музей «Смоленск-щит России»; -обсуждать, почему войну 1812 года называют Отечественной; -осуждать главное значение войны 1812 года; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
21 | Военное прошлое. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -обсуждать в чём историческое значение Смоленского сражения в июле 1941 года для страны, мира; -составлять план- рассказ о событиях Вов и рассказывать о них по плану; -интервьюировать взрослых членов семьи; -высказывать предположения о том, какой вклад внёс наш город в Победу -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
22 | Награды Смоленщины. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -обсуждать заслужил ли город Смоленск наград; -высказывать предположения, какие награды имеет Смоленск; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
23 | Места боевой славы. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -обсуждение, каким людям ставят памятники; -работа в парах: привести примеры памятников в Смоленской области; -работа в парах, работа с «Копилкой знаний», обсуждение праздников, которые посвящены победе над врагом; -моделирование маршрута путешествия по местам боевой славы; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
24 | Наши земляки. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -раскрывать понятие «земляки» -приводить примеры земляков, прославивших наш край; -работа в группах: самостоятельно изучить материал о земляках, подготовить сообщение о земляке; -используя дополнительную литературу, находить интересные факты из жизни земляков; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
25 | Проверь себя. Обобщающий урок по разделу «Мир истории» | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -выполнять тесты с выбором ответа; -оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; -адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
26 | Жилище и предметы быта. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -обсуждать виды жилища и предметы быта наших предков; -анализировать иллюстрации учебника; -понимать, с чего начиналось строительство дома; -характеризовать внутренний вид избы; -описывать утварь наших предков; -работать с терминологическим словариком; -практическая работа: макет избы с убранством из подручного материала; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
27 | Как одевались в старину. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации; -обсуждать рассказ Станислава Романовского «Одежда на Руси»; -выявлять особенность одежды на Руси; -различать одежду детскую и взрослую, праздничную и будничную; -анализировать украшения женщин; -выяснять, почему одежду для детей шили из одежды для взрослых; -объяснять чем и почему украшалась детская одежда; -практическая работа по группам: составление коллекции одежды из подручного материала; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
28 | Что ели наши предки. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -высказывать предположения о том, чем питались наши предки; -формулировать выводы о том, что называется хлебом; -обсуждать в каком виде люди могли употреблять рыбу; -предполагать, без каких блюд не обходился ни один праздник; -составлять меню наших предков; -анализировать правила поведения за столом, которые соблюдали наши предки; -практическая работа: сделать модели, связанные с приёмом пищи; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
29 | Праздники. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -высказывать предположение, какие праздники были на Руси; -различать праздники календарные, религиозные, семейные, международные, государственные, профессиональные, школьные; -знакомится с праздниками Коляда, Масленица, Семик, Пасха, Родины; -работать со взрослыми: составлять календарь праздников в семье; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
30 | Игры, хороводы. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -обсуждать, какие народные игры знают дети; -высказывать предположение о том, в какие игры играли наши предки; - знакомится с русскими народными играми наших предков; -высказывать предположение из чего состоит хоровод, чему посвящается; -работать со взрослыми: составлять книжку – малышку русских народных игр; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
31 | Письменность. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -обсуждать что такое письменность, как она возникла и зачем нужна людям; -проследить путь людей к алфавиту; -актуализировать знания о том, кто первый создал славянский алфавит; -понимать роль появления и развития письменности для развития человечества; -понимать важность изобретения алфавита для человека; -обсуждать, что является памятниками письменности; -характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства -практическая работа: изготовление рукописной книги; -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
32 | Храмы и монастыри. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -актуализировать знания о храмах нашего города; -рассказывать по своим наблюдениям о том, в каких храмах были ; -рассказывать по своим наблюдениям, как выглядит внутреннее устройство храма; -обсудить какие чувства вызывает посещение храма; -знакомится с храмами и монастырями Смоленской области; -анализировать иллюстрации учебника; -извлекать информацию из учебника; -работа в парах: составление правил поведения в храме; -работать с терминологическим словариком; -работа со взрослыми: посещение краеведческого музея и местного храма для подготовки сообщений о храме; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
33 | Культура Смоленской области сегодня. | -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -актуализация знаний о том, какие театры, музеи, библиотеки, памятники есть в нашем городе; -рассказывать по своим наблюдениям о том, в каких музеях, библиотеках, театрах были и что запомнилось; -обсуждать роль памятников в современном мире; -составление правил поведения у памятников истории и культуры; -работа по группам: составление памятки о том, как необходимо вести себя в музее, театре, библиотеке; -работа со взрослыми: готовить сообщение о памятниках культуры и истории; -практическая работа по группам: изготовление плаката «Охраняйте памятники» -работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
34 | Проверь себя. Обобщающий урок по разделу «Мир культуры». | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -выполнять тесты с выбором ответа; -оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; -адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
- Болотова С. А. Программа регионального курса «Азбука Смоленского края». Смоленск, 2006.
- Болотова С.А. «Азбука Смоленского края». Часть 1. Мир природы. Смоленск, 2015
- Болотова С.А. «Азбука Смоленского края». Часть 2. Мир истории. Смоленск, 2015
- Болотова С.А. «Азбука Смоленского края». Часть 3. Мир культуры. Смоленск, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"
Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе (Спортивно-оздоровительное направление)
"Расти здоровым!"...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»
Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»
Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...