Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайна мордовского языка"
рабочая программа (2 класс)

Романова Лидия Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайна мордовского языка" для обучающихся 2-3 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mokshanskiy_yazyk_vneurochka_1romanova_2_klass.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые  результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

«Тайны мордовского (мокшанского) языка».

Личностные результаты:

- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- овладение умением работать по предложенному учителем плану.

- формирование умения отличать, верно выполненное задание от неверного, оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные УУД

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

- овладение навыками осознанно и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме на эрзянском языке;

- использование знаково-символических средств, для решения познавательных задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач

Коммуникативные УУД

- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

- развитие коммуникативных способностей обучающегося, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

-умение оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- умение слушать и понимать высказывания собеседников, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;

- умение учиться согласованно работать в группе, планировать работу в группе, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Предметные результаты

- формирование первоначальных представлений о роли языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- овладение начальными представлениями о нормах эрзянского языка (фонетических, лексических, грамматических);

- адекватное произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

- умение сравнивать языковые явления русского и эрзянского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;

- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.

- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;

- знание названий некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на эрзянском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.

Формы подведения итогов:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы работы:

- педагогическое наблюдение;

- анализ активности обучающихся на занятиях;

- выполнение диагностических задач поискового характера;

- портфолио работ учащихся;

- показ детских достижений (спектакли, концерты, конкурсы)

Содержание программы

1. Приветствие. (2ч.)

Знать: слова этикета – шумбрачи, уледешумбрат, вастомазонок

Уметь: произносить приветствие, отвечать на приветствие, участвовать в диалоге.

2. Школа, класс. (2 ч.)

Знать: лексику по теме: тейтерне, церыне, тонавтниця, ловномс, сермадомс.

Уметь: отвечать на вопросы, составлять предложения по образцу, переводить текст из нескольких предложений.

3. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето.( 7ч.)

Знать: лексику по теме: сексь, теле, тундо, кизэ; якшамо, лембе; мазый, сырнень.

Уметь: отвечать на вопросы в рамках выбранной темы, составлять предложения по картинкам,

 переводить небольшие тексты,  читать стихотворения и понимать их содержание.

4.Счет. (1ч.)

Знать:  числительные до десяти ( вейке,  кавто,  колмо, ниле, вете….)

Уметь: отвечать на вопросы зяро, зяроце? Произносить считалки, понимать их содержание.

5.Еда. Овощи. Фрукты. Приготовление пищи. (3 ч.)

Знать: лексику по теме – эмежть, модамарь, чурька, умарь, кши, ловсо; ярсамс, симемс.

Уметь: отвечать на вопросы, составлять предложения, составлять диалоги,  участвовать в диалоге, читать и переводить тексты, читать выразительно стихотворения.

6. Семья. Помощь по  дому. Домашние заботы. (3 ч.)

Знать: термины родства – ава, тетя,  покштя, сырькай, сазор, леля.

Уметь: составлять небольшой рассказ о членах семьи, отвечать на вопросы, читать и переводить тексты.

7. Друзья. (3 ч.)

Знать : лексику по теме – ялга, оя; лездамс, налксемс, вейсэ.

 Уметь: участвовать в диалоге, составлять текст- описание, читать и переводить тексты.

8. Дикие и домашние животные. (2 ч.)

Знать: лексику по теме – овто, ривезь, верьгиз, нумоло; киска, катка, скал, туво. алаша.

 Уметь: отвечать на вопросы, используя лексику по изученной теме, составлять рассказ по образцу,  участвовать в диалоге, выразительно читать стихотворения.

9. Птицы. (2 ч.)

Знать: лексический материал по теме: нармунь, письмар,  письмаркудо, цеков, цянав, пизэ,  ливтямс, селмот.

Уметь: отвечать на вопросы к тексту, к картинке, читать и переводить тексты.

10. Свободное время. Игры. (2 ч.)

Знать: лексический материал по теме – налксема, налшке, няка, оска, чиемс, кундамс, сасамс

Уметь: отвечать на вопросы, используя лексику по изученной теме, составлять рассказ по образцу,  участвовать в диалоге, выразительно читать стихотворения.

11. Человек, Части тела. Здоровье. (3 ч.)

Знать: лексику по теме – ломань, шубрачи, ваньксчи, пря, кедь, пильге, пиле, сур, пей.

Уметь: отвечать на вопросы, используя лексику по изученной теме, составлять текст- описание по образцу,  участвовать в диалоге.

12. Праздники. (3 ч.)

Знать: об особенностях праздников у мордвы.

Уметь: отвечать на вопросы, составлять тексты поздравлений, поддерживать разговор по  заданной теме, выразительно читать стихотворения и понимать их содержание.

13. Мир вокруг нас. Моя Родина – Мордовия. (2 ч.)

Знать: лексику по теме -  тириньмастор, мода, тириньнекс,  паксят,  вирть, пертьпелькс,твечкемс.

Уметь: отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять текст к картине, читать и переводить тексты, выразительно читать стихотворения

Тематическое планирование

№п/п

Кол-во часов

Наименование разделов,  тем

Планируемые результаты изучения учебной дисциплины во 2-м классе

Краткое описание содержания раздела

1.

2

Фкя-фкянь мархта  содамась (Знакомимся друг с другом).

1. 1. Мордовиясь лама нациянь республика (Мордовия многонациональная республика).

1.2. Мокшэрзятнень этикетсна (Этикет мордвы).

Знать слова приветствия и прощания на мокшанском языке. Уметь здороваться и прощаться по-мокшански. Составлять диалог по теме «Знакомство». Употреблять в речи личные местоимения мон, тон, сон, минь, тинь, синь, указательное местоимение тя. Уметь говорить: тя стирня, тя цераня, нят шабат.

Просмотр документального фильма о Мордовии в рамках  этнокультурного проекта «В помощь учителю».  Подготовка  совместно с учителем журнала «Моя Мордовия».

2.

2

Монь семьязе (Моя семья).

2.1. Мокшэрзянь семьясь (Мордовская семья).

2.2. «Монь эсене»  мини-проектть анокламац.

Знать по-мокшански названия членов семьи, уметь обращаться к членам семьи по-мокшански.

Знакомство с книгой М. Е. Евсевьева «Мордовская свадьба», с особенностями традиционной мордовской семьи.

Беседа о песне на сл. С. Кинякина «Сембодонга мазыняй».

Экскурсия в Национальную деревню: «Мордовское подворье».

3.

1

Монь налхкшене (Мои игрушки).

3.1. Мокшэрзятнень налхксемасна (Мордовские народные игры).

Знать названия игрушек по-мокшански. Применять на практике существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Знать употребление существительных в единственном и множественном числе. Отвечать на вопросы мезе? месть?. Использовать в речи прилагательные оцю, ёмла.

Беседа по книге В. С. Брыжинского «Мордовские народные игры». Игра в «Раю-раю», «Курочек» и др.

4.

1

Школаса (В школе).

4.1. «Минь школаньке» проектть сёрмадомац.

Уметь рассказать о школе, употребив в рассказе прилагательные ёмла, оцю; ташта, од. Понимать и употреблять в речи значение повелительного и побудительного наклонений.

Знакомство с историей школы. Чтение статьи «Мордвин – значит мужчина»// Н. Ф. Мокшин Мы – Мордва. – С.10.

Изучение мудрых выражений (пословиц и поговрок) об учении.

5.

1

Класса (В классе).        

5.1.  Проектсь «Мон ученикан».

Усвоить прилагательные оцю, валда, лямбе, ару, штаф. Единственное и множественное число существительных. Понимать и выполнять действия: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей.

Самопрезентация ученика (портфолио).

6.

2

Сёксесь (Осень).

6.1.Сёксеть няфтемац «Якстерь тяштеня журналса». (Отражение осени в журнале «Якстерь тяштеня».)

6.2.  «Сёксе» проектсь. (Проект «Осень».)

Знать мокшанские приметы об осени. Усвоить частицы да, аф (аяф). Знать прилагательные, обозначающие цвета.

Знакомство и работа с журналом «Якстерь тяштеня». Встреча с главным редактором журнала «Якстерь тяштеня» В. И. Брындиной.

7.

2

Перень сёрот (Овощи и фрукты).

2.1. Мокшэрзянь календарно-обрядовай поэзись (Озолматне) (Мордовская календарно-обрядовая поэзия (Моления).

 2.2. Сюконятама Масторавати (Благодарим Мастораву).

Усвоить значение овощей и фруктов, прилагательных ламбама, танцти, керы. Уметь отвечать на вопрос кодама?

Знакомство с устно-поэтическим творчеством мордовского народа. Инсцинировка молений связанных с уборкой урожая (в рамках этнокультурного проекта «В помощь учителю»). Инсценировка сказки «Репка».

8.

2

Тялось (Зима).

8.1. Тялонь  налхксематне (Зимние игры).

8.2. Калядаматне (Калядки).

Знать мокшанские приметы о зиме. Использовать в речи существительные тяла, якшама, лов, эй, варма, сокст, нурдонят. Понимать и выполнять действия: щак пальтацень, щасть пальтантень, путк вазцень, мольхтяма ульцяв.

Беседа по книге В. С. Брыжинского «Мордовские игры».

Инсценировка калядок (в рамках проекта «В помощь учителю»). Чтение мордовской народной сказки «Жатва зимой».

9.

1

Од кизось (Новый год).

9.1. Од кизось финно-угорскяй странаса (Финляндия, Венгрия). (Новый год в финно-угорских странах (Финляндия, Венгрия).

Знать наизусть стихи и поздравления с Новым Годом. Понимать значение слов: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня,  налкшт. Значение глаголов: морамс, кштимс, азондомс. Уметь отвечать на вопросы месенди? месендихть?

Чтение и инсценировка мордовской народной сказки «Дед мороз и старик». Беседа о праздновании НГ в Финляндии, Венгрии и т.д.

10.

1

Ломанць (Человек).

10.1. Мокшэрзянь ломаттне Ф. В. Сычковонь творчестваса. (Мордва в творчестве Ф.В.Сычкова).

Знать части тела человека на мокшанском языке. Понимать предложения: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать.

Знакомство с творчеством Ф. В.Сычкова.         Беседа о картинах «Школьница-отличница» (1934), «За работой. Подруги» (1935), «Трактористки-мордовки» (1937), «Учительница-мордовка» (1937) (на выбор).

11.

1

Мзяра? (Сколько?)

11.1. Мокшэрзянь лувомкатне  (Мордовские считалки).

Знать счёт от 1 до 10. Отвечать на вопрос мъзяра? Использовать в речи существительные: ярмак, мишендись; глаголы: мимс, рамамс.

Знакомство с мордовским считалками.  Инсценировка считалок.

12.

3

Ярхцамбяльсь и кядьгонятне (Пища и посуда).

12.1. Мокшэрзянь эсь лацонь ярхцамбяльсь.        

12.2.  Мокшэрзянь кунардонь кядьгонятне (Старинная мордовская посуда).

12.3. Национальнай  ярхцамбяльсь (кухнясь)

Знать и употреблять в речи названия пищи и посуды по-мокшански.  Применять на практике глаголы настоящего времени с отрицанием «аф» и без него.

Знакомство с книгой «Мордовская кухня». Беседа об особенностях  мордовской кухни и посуды. Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству (в рамках энокультурного проекта  «В помощь учителю».)

13.

3

Лангонь и пильгонь  щап (Одежда и обувь).

13.1. Мокшэрзянь костюмсь (эксурсия). (Мордовский костюм (экскурсия)

13.2.Мокшавать руцяц. Руцянь сотомась (Повязывание платка) (мастер-класс)

13.3. Мокшэрзянь вышивкась (Мордовская вышивка) (мастер-класс).

Знать название одежды и обуви на мокшанском языке. Уметь употреблять в речи глаголы щамс, каямс, рамамс. Понимать значение и употреблять на практике  притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.

Эксурсия в музей «Мордовской народной культуры». Мастер-класс по повязыванию платка,  вышиванию мордовского орнамента (в рамках этнокультурного проекта «В помощь учителю»).

Беседа по книге «Мордовский костюм», «Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы        .

14.

1

Кудонь жуватат (Домашние животные).

14.1.  Мокшэрзянь ёфксне (кудонь жуваттанень колга) (Мордовские сказки о домашних животных).

Знать и употреблять в  речи названия домашних животных и их детенышей.

Беседа о видах сказок. Чтение сказок о домашних животных. Знакомстов с творчеством М.Сайгина («Катось и пинесь», «Кода кафта бораттне врьгазонь кургс повсть»), прослушивание аудиосказок.

15.

1

Дикай жуватат (Дикие животные).

15.1. Мокшэрзянь ёфксне (дикай жуваттанень колга) (Мордовские сказки о диких животных).

Знать и употреблять в  речи названия диких животных и их детенышей.

Беседа о народной сказке. Чтение мордовских народных сказок о диких животных:  «Лиса и медведь», «Благородный медведь», «Лиса и журавль». Прослушивание аудиосказок на мокшанском и русском языке.

16.

1

Нармоттне (Птицы).

16.1.  Жавронкань тиемась (Лепка из теста жаворонка).

Знать названия домашних и диких птиц на мокшанском языке. Уметь отвечать на вопрос коста?

Знакомство детей с традиций лепки жавронков на праздник Весеннего равноденствия. Изготовление из соленого крутого теста фигуры жаворонка (выпекнаие по возможности).

17.

2

Перьфпяльсь (Мир вокруг нас).

17.1. Сарнаск ошса музейхне (Музеи города Саранска)

17.2. С. Д. Эрьзянь лемса музеи экскурсия (Экскурсия в музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи).

Употреблять в речи и знать значение слов, обозначающих место действия: тяса, тоса, вага, нява, маласа, ичкозе. Уметь отвечать на вопрос коса?

Познакомить детей с музеями города Саранска. Посетить музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (Картинная галерея Ф. В. Сычкова).

18.

1

Ошсь и транспортсь (Город и транспорт).

18.1. Саранск  ошса памятникне (Памятники города Саранска).

Знать название городов РМ, цвета светофора. Понимать и выполнять указания: лоткак, ватт инголи, мольхть салаваня и т. д.

Рассказ об истории основания памятников в городе Саранске (по выбору).

19.

1

Недялянь шитне (Дни недели).

19.1.  Шить ётафтомац (Распорядок дня).

Знать названия дней недели, усвоить слова: тячи, ванды, исяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть. Уметь отвечать на вопрос мъзярда?

20.

2

Тундась и кизось (Весна,  лето).

20.1.Тундать и кизоть приметанза (Приметы весны и лета).

20.2. Тундась и кизось журналть анокламац (Журнал Весна и лето ).

Знать названия времен года. Понимать предложения: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта.

Приметы о вене и лете, коллаж о весне и лете. Стихи о лете и весне.

21.

3

        

Монь Мордовиязе (Моя Мордовия).

21.1. Сире Теризморгань мокшэрзянь национальнай культурнай центрась (Национальный культурный центр с. Старая Теризморга)

21.2.  Святой праведнай воинань Феодор Ушаковонь лемса Кафедральнай соборсь (Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова).

21.3. Монь кельгома уженязе (Мой любимый уголок…) мини-проект.

Знать об истории Мордовии, её деятелях культуры, искусства, литературы и др. Названия рек, городов, сел.

Виртуальная экскурсия  по центру национальной культуры с . Ст. Теризморга

(http://3dsaransk.ru/panorams/muzey/2245у)

Посещение Кафедрального собора Святого Праведного воина Феодора Ушакова.

Подготовка мини-проекта о любимом уголке Мордовии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку

Данная рабочая программа имеет  Научно-познавательную (общеинтеллектуальную ) направленность и представляет собой вариант программы организации  внеурочной деятельности младших школьников. С...

Программа по изучению мордовского языка (эрзя) в начальных классах

Программа направлена  на приобщение младших школьников к новому для них языковому миру за счёт расширения спектра лингвокультурологических знаний о родном крае....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский язык 3 класс"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Английский язык 3 класс" по книге "Златовласка и три медведя" ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку...

Рабочая программа учебного курса "Мордовская литература во 2 классе"

Рабочая программа учебного курса "Мордовская литература во 2 классе"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального о...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русский язык с увлечением» 2 -4 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели...