Рабочая программа по кубановедению для начальной школы.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ольга Николаевна Гребенюк

Рабочая программа разработана для преподавания кубановедения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ktp_kubanovedenie_1-4.docx104.99 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, муниципальное образование

Кореновский район, станица Сергиевская,

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08.2017 года протокол № 1

Председатель _______     Г.А.Кураков

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    кубановедению

Уровень образования (класс)           начальное общее 1-4 класс

Количество часов 135

1 класс 33 часа

2 класс 34 часа

3 класс 34 часа

4 класс 34 часа

Учителя    Екатерина Сергеевна Магда, Анжелика Валериевна Калояниди, Наталья Александровна Заика, Наталья Юрьевна Губанова, Ольга Николаевна Гребенюк, Оксана Золтановна Минер, Марина Николаевна Якушова, Светлана Ивановна Титаренко

Программа разработана в соответствии и на основе

Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2016 год

  1. Пояснительная записка

       Рабочая программа  по Кубановедению для 1-4 классов разработана на основе авторской программы «Кубановедение для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края» доработанной с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерного учебно-тематического планирования по кубановедению/ Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2016.- 40с., авторы Е.Н. Ерёменко,М.В. Мирук, Н.М.Зыгина., Г.В.Шевченко. – Краснодар - «Перспективы образования».-2016.

Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования, проблемати¬кой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспита¬ния гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что, имея ярко выраженный интегративный характер, она соединя¬ет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.

Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблемати¬кой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспита¬ния гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе - развитие и вос-питание гуманной, социально активной личности, относящейся ответ¬ственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся призвана решать следующие задачи:

- воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;

- развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;

-  формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств лич¬ности ребенка, толерантного отношения к людям разных национально¬стей, вероисповеданий;

- развитие креативности младшего школьника, способности к пози¬тивному преобразованию окружающего мира.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии, что необходимо учитывать при отборе материала. Важно научить младшего школьника объяснять различные явления окружающего мира, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» опыт ребёнка. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир», но и на вопрос «Почему он так устроен?» При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину мира, историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

При изучении «Кубановедения» в начальной школе младший школь-ник узнаёт об особенностях природы и исторического развития Кубани, о писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экс-курсий, младшие школьники больше узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности. Для более успешного усвоения материала учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи, уроки-исследования, встречи с интересными людьми. Такие формы работы позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта ребёнка. Общение с природой, знакомство с позитивным социальным опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свой край и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.

Особое внимание следует уделить знакомству учащихся с различными способами исследования (наблюдение, изучение научной литературы, ис-пользованиеинтернет-ресурсов), а также с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). Это позволяет универсализи-ровать умения ребят, изучать кубановедение на метапредметном уровне.

Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Рекомендуемая последовательность изучения курса позволяет создать необходимые условия для освоения в дальнейшем соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметных курсов.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе даёт возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку 6 - 7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, родным местам. Актуализация знаний учащегося, обращение к его пережитому опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка - всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания - принципу природосообразности. Второй год обучения - изучение своего населённого пункта, его географического положения, растительного и животного мира своей местности. Учащиеся исследуют традиции жителей своего города, района, основные занятия своих земляков. В третьем классе, школьники узнают о крае, его географических и климатических особенностях, природе, жителях, людях разных национальностей. Четвёртый год посвящен изучению особенностей своего края как части Российской Федерации, его уникальности, заслуг его жителей перед Родиной.

В программе указано распределение часов по разделам, которое явля-ется примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий, определяется учителем в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.

Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем его мире.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания лично¬сти, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов Рос¬сии от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 135 часов, из них в 1 классе отведено 33 часа, во 2, 3, 4 классах - по 34 часа.

2 Планируемые результаты усвоения учебного предмета.

В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;

- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:

- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;

-  об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:

- о природных, климатических условиях Краснодарского края;

-  об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-  на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;

-  на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.

1 класс

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

Обучающийся научится:

•        называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес

•        определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении

•        соблюдать традиции своей школы

•        ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома

•        определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)

•        приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и др.)

•        приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.)

•        различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

Обучающийся получит возможность научиться:

•        соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

•        составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

           различать герб родного города (села, станицы и др.)

2 класс

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса  «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений

Обучающийся научится:

           различать особенности времен года своей местности

•        определять характерные особенности рельефа своей местности *

•        приводить примеры названий морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края

•        приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности

•        знать кубанские песни, пословицы и поговорки

•        соблюдать основные правила поведения в окружающей среде,

в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе

•        называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района

Обучающийся получит возможность научиться:

•        показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт

•        рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;

•        различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)

•        бережно относиться к растительному и животному мир Кубани

использовать приобретённые знания и умении в практическо1 деятельности и повседневной жизни для

•        соблюдать правила  поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

.           соблюдать  правила  поведения у водоёмов, в лесу, в горах

•        искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.

3 класс

        Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани        
  • различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а Краснодарском крае
  • различать формы земной поверхности Краснодарского края
  • приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
  • называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)
  • различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
  • называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
  • узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
  • различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
  • ориентироваться по карте Краснодарского края
  • давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
  • выполнять правила сбора грибов в своей местности
  • выполнять правила поведения у водоёма в разное время года
  • бережно относиться к растениям и животным

4 класс

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • различать природные зоны Краснодарского края
  • рассказывать о природных  богатствах родного края и их использовании
  • человеком
  • отличать символику Краснодарского края
  • называть органы местного самоуправления        
  • называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы,
  • хутора и т.д.
  • различать особенности культуры и быта народов, населяющих
  • территорию Краснодарского края
  • знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
  • называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
  • рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского края
  • называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани
  • определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности
  • определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)
  • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края
  • исполнять гимн Краснодарского края
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
  • правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани
  • выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
  • исполнения знакомых народных песен
  • самоорганизации и выполнения исследовательских проектов

3.Содержание программы

1 класс(33 часа)

Введение. Мой родной край. ( 1 час)

Раздел 1. « Я и моя семья « ( 9 часов)

Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.

Раздел 2. « Наша школа» ( 7 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе . знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

Раздел 3. « родной город ( село, станица, хутор) ( 8 часов)

Родной город (станица хутор ). Улица , на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте .достопримечательности моего города(села, станицы ,хутора). Труд людей моей местности.

Раздел 4. « будем жить в ладу с природой».( 8 часов)

Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной(итоговое занятие).

2 класс ( 34 часа).

Раздел 1. « Земля отцов-моя земля» ( 2 часа).

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города ( района).

Раздел 2. « Природа родного края» ( 14 часов).

Лето на Кубани. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения.ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

Раздел 3. « Труд и быт жителей Кубани»(11 часов).

Труженики родного края. Профессии моих земляков.загадки кубанской зимы. казачья хата. православные праздники. ремёсла на Кубани. быт Казаков. Уклад кубанской семьи.

Раздел 4. « Населённые пункты Краснодарского края» ( 7 часов).

Родной город ( станица, хутор,село). Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар –главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. Днь Победы – весна- родной праздник.

3 класс ( 34 часа)

Раздел 1. « Нет в мире краше Родины нашей» ( 12 часов).

Рельеф Краснодарского края. Природные явления ( дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы : съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань- здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей.( проектная работа).

Раздел 2. « Без прошлого нет настоящего « (10 часов).

« Лента времени). Древние города. Переселение казаков на Кубань.основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего .( проектная работа).

Раздел 3. « Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке  -тепло , при матери – добро. Кто ленится, тот не ценится . кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу ( проектная работа).

4 класс ( 34 часа).

Раздел 1. « Береги землю родимую, как мать любимую».( 11 часов).

Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую. Как мать любимую ( проектная работа).

Раздел 2. « Земля отцов – моя земля» ( 15 часов).

История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар -  Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов- моя земля ( проектная работа).

Раздел 3. « Жизнь дана на добрые дела» ( 8 часов).

Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела( проектная работа).

4. Таблица тематического распределения количества  часов

1 класс

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1.

Введение.мой родной край.

1

1

2.

Я и моя семья.

9

9

3.

Наша школа.

7

7

4.

Родной город ( село, станица, хутор).

8

8

5.

Будем жить в ладу  с природой.

8

8

Всего :

33

33

Экскурсия: 2.

Творческие проекты: 3.

Исследовательские проекты: 1.

2 класс

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1.

Земля отцов – моя земля.

2

2

2.

Природа родного края.

14

14

2.1.

Лето на Кубани.

1

1

2.2.

Дары лета.

1

1

2.3.

Формы поверхности земли.

1

1

2.4.

Водоёмы.

1

1

2.5.

Водоёмы моей местности и их обитатели.

1

1

2.6.

Экскурсия к водоёму.

1

1

2.7.

Разнообразие растительного мира Краснодарского края.

1

1

2.8.

Лекарственные растения моей местности.

1

1

2.9.

Лекарственные растения.

1

1

2.10.

Ядовитые растения .

1

1

2.11.

Животный мир моей местности..

1

1

2.12.

Животный мир моей местности. Дикие и домашние животные.

1

1

2.13.

Красная книга Краснодарского края.

1

1

2.14.

Бережное отношение к природе родного края.

1

1

3.

Труд и быт жителей Кубани.

11

11

4.

Населённые пункты Краснодарского края.

7

7

Всего:

34

34

Экскурсии 1.

Исследовательский проект 1.

3 класс

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1.

Нет в мире краше Родины нашей.

12

12

2.

Без прошлого нет настоящего.

10

10

3.

Казачьему роду нет переводу.

12

12

Всего :

34

34

Проектная работа: 3.

4 класс

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1.

Береги землю родимую, как мать любимую.

11

12

2.

Земля отцов – моя земля.

15

13

2.1.

Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре.

1

1

2.2.

Древние жилища. Современный облик края.

1

1

2.3.

Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта разных эпох.

1

1

2.4.

Народные ремёсла и промыслы Кубани.

1

1

2.5.

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.

1

1

2.6.

Письменные источники.

1

1

2.7.

Устная история родного края.

2

2

2.8.

Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани.

1

1

2.9.

Современная административная карта Краснодарского края

1

1

2.10.

Екатеринодар-Краснодар.

1

1

2.11.

Земля отцов- моя земля.

2

2

3.

Жизнь дана на добрые дела.

8

9

Всего:

34

34

Проектная работа : 3.

Согласовано                                                               Согласовано

Протокол заседания ШМО учителей                        Зам. дир. по УВР

 № 1 от «28»августа2017г.                                         __________ Н.В.Степанова

_________ Е.С.Магда                                                     «29»августа2017г

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОБУ СОШ № 6 ст. Сергиевской

_______________     Н.В.Степанова

            подпись                              

«29» августа 2017 года

Краснодарский край, муниципальное образование

Кореновский район, станица Сергиевская,

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По кубановедению

Класс    3

Учитель Екатерина Сергеевна Магда

Количество часов: всего 34 часа, 1 часа в неделю

Планирование составлено на основе рабочей программы коллективаучителей начальных классов, утверждённой решением педагогического совета от 30.08.2017 протокол №1

Планирование составлено на основе:

Примерной программы по кубановедению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2016г., издательство «Перспективы образования», авторы Е.Н. Ерёменко,М.В. Мирук, Н.М.Зыгина., Г.В.Шевченко

В соответствии с   ФГОС начального общего

Учебники:

Кубановедение. 3 класс. Авторы Е.Н. Ерёменко,М.В. Мирук, Н.М.Зыгина., Г.В.Шевченко. – Краснодар - «Перспективы образования».-2016.

Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 1 классе (33 часа)

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Дата проведения

Оборудование

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся.

По плану

По факту

Введение. Мой родной край.(1 ч.)

1

Мой родной край.

1

 Компьютер.

Карта Краснодарского края.

Регулятивные УУД: 
 Организовывать рабочее место. Принимать новый статус «ученик».

Познавательные УУД:

Осмысливать значение понятия «Моя Родина».

Находить на карте России родной регион и административный центр.

Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи.

Знакомиться с понятием родственные связи.

Коммуникативные УУД:

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье.

Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье.

Готовить рассказ о семейных традициях.

Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками.

Я и моя семья  (9 ч.)

2

 Будем знакомы! Кто я? Какой я?

1

Учебник

3

Любимые  занятия.

1

Словари личных имен и фамилий со значением имен и фамилий.

4

Моя семья.  

1

5

Обязанности в нашей семье.

1

 Компьютер.

6

Увлечения членов семьи.

1

7

Семейные традиции.

1

Семейные фотографии. Компьютер.

8

Праздники, которые мы отмечаем вместе.

1

9

Творческий проект «Будем жить одной семьей».

2

Альбом, карандаши.

Наша  школа (7 ч.)

10

Наша школа.

1

Компьютер.

Регулятивные УУД:

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 

Познавательные УУД:

Познакомиться с учителем, одноклассниками.

Познакомиться с историей школы.

Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.).

Оценивать свою роль в жизнедеятельности класса.

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.

Коммуникативные УУД:

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками.

11

Правила поведения в школе.

1

Компьютер.

12

Знакомство со школой.  Традиции нашей школы. Экскурсия.

1

Компьютер.

13

 Школьные поручения и обязанности.

1

Учебник.

14

Мой режим дня.

1

Компьютер.

Учебник.

15

Мои одноклассники. Правила школьной дружбы.

1

Компьютер. Учебник.

16

Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».

1

Компьютер.

Учебник. Альбом, карандаши.

Родной город ( село, станица, хутор) (8 ч.)

17

Главный город Краснодарского края.

1

Компьютер.

Регулятивные УУД:Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 

Познавательные УУД:

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта.

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах.

Коммуникативные УУД:

Называть основные достопримечательности города, важные сведения из истории родного города.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

18

Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу.  

1

Компьютер.

Фотографии.

19

Правила поведения в общественных местах.

1

Компьютер.

Карта города.

20

Правила поведения     на улице.

1

Компьютер.

21

Правила поведения в  в транспорте.

1

Компьютер.

22

Труд жителей моего населенного пункта.

1

Учебник.

23

Труд моих родных.

1

Учебник.

24

Исследовательский проект «Какой я житель».

1

Компьютер.

Будем жить в ладу с природой. (8 ч.)

26

Растения   вокруг меня. Экскурсия  «Времена года в нашем крае»

1

Компьютер.

Регулятивные УУД:

Организовывать рабочее место.   Принимать  внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 

Познавательные УУД:

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.

Приводить примеры явлений природы.

Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.

Коммуникативные УУД:

Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей.

Различать правильные и неправильные формы поведения в природе.

Подготавливать небольшие сообщения о прошлом родного края, известных людях, обычаях, праздников, на основе сведений, полученных во время экскурсий, бесед со старшими членами семьи.

27

 Животные вокруг меня.

1

Учебник.  Красная книга Краснодарского края

28

 Что где растет,  кто где живет.

1

Компьютер, альбом, карандаши.

29

Забота о комнатных растениях.

1

Компьютер.

30

Забота о   домашних животных.

1

Компьютер.

31

Красота природы моей местности.

1

Учебник

32

Писатели, художники о красоте родного края.

1

Учебник Компьютер.

33

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

1

Компьютер.

Учебник. Альбом, карандаши.

Итого  

33 часа

Экскурсии: 2.

Творческие проекты: 3.

Исследовательские проекты6 1.

Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения во 2 классе (34 часа)

Содержание

( тема )

Кол-во

часов

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Дата

Личностные УУД

Познаватель

ные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятив

ные УУД

план

Факт

Земля отцов-моя земля. 2 часа

1

Моя малая Родина.

История  образования города (района).

1

ИД,УМК

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина».

Знать свой населённый пункт, свою улицу, соотносить различные учреждения. Находить на карте России родной регион.

Изображать или делать аппликацию флага своего района.

Исполнять гимн Кубани.

Определять цели и задачи поставленные на уроке

2

Символика  района (города), в котором я живу. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города.

1

ИД,УМК

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина».

Характеризовать понятия «гимн, флаг, герб». Анализировать символику своего района. Находить на карте России родной регион.

Изображать или делать аппликацию флага своего района.

Исполнять гимн Кубани.

Определять цели и задачи, поставленные на уроке

Природа родного края  13 часов

3

Лето на Кубани.

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 1: «Уж небо осенью дышало»

1

ИД,УМК

Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Фиксировать свои наблюдения.

Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать, составлять натюрморт из фруктов или овощей.

Совместно с учителем составлять план экскурсии.

Анализировать задания экскурсионного листа.  

4

Дары лета.

1

ИД,УМК

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать, составлять натюрморт из фруктов или овощей.

Проявлять умения работать в группах со словарями, справочной литературой

Оценивать личную роль в охране природы.

5

Формы поверхности земли (моей местности).

1

ИД,УМК

Наблюдать, фиксировать свои наблюдения.

Знать условные обозначения на карте.

Находить на карте и различать реки, озёра, моря, водохранилища Краснодарского края.

Составлять

небольшие рассказы о своей местности.

Принимать участие в охране природы.

6.7

Водоёмы. Водоемы моей местности и их обитатели

2

ИД,УМК

Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей.

Сравнивать основные характеристики Чёрного и Азовского морей. Находить на карте и называть города расположенные по берегу реки Кубань.

Принимать участие в охране природы,

 водоёмов своей местности.

8

Правила поведения у водоемов. Экскурсия к  водоёму.

1

ИД,УМК

9

Разнообразный растительный мир Краснодарского края.

1

ИД,УМК

Перечислять названия растений своей местности. Описывать растения различными способами. Иллюстрировать свой рассказ.

Классифицировать растения на группы.

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов.

Группировать по названиям известных диких и домашних животных.

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать работу людей по сохранению природы.

Оценивать личную роль в охране природы.

Сравнивать и различать ядовитые и культурные растения своей местности,

Принимать участие в охране природы, лекарствен

ных, дикорастущих растений  своей местности.

Проявлять умения работать в группах со словарями, справочной литературой.

10

Лекарственные растения моей местности.

1

ИД,УМК

11,12

Ядовитые растения.

2

ИД,УМК

13

Животный мир моей местности. Дикие и домашние животные.

1

ИД,УМК

Анализировать внешний вид по описаниям в худ.произведениях

Перечислять названия животных своей местности, классифицировать их. Составлять рассказы о домашних и диких животных. Используя энциклопедический материал.

Проявлять умения работать в группах со словарями, справочной литературе

по определению признаков диких и домашних животных.

Сравнивать и различать диких и домашних животных своей местности.

14

Красная книга Краснодарского края.

1

ИД, УМК

15

Бережное отношение к природе родного края.

1

ИД, УМК

16

Мои исследования. Растения и животные в природе и жизни людей.

1

ИД, УМК

Труд и быт жителей Кубани. 18 часов

17

Труженики родногокрая.

1

ИД, УМК

Осознаёт себя гражданином России, объясняет что связывает его с историей, культурой, судьбой народа России , способен признавать свои плохие поступки.

Характеризовать понятия «станица, хата». Перечислять материалы для строительства. Составлять рассказы глазами историков. Перечислять православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности.

 Проявлять умения работать в группах со словарями, справочной литературе

Оценивать нравственный смысл кубанского гостеприимства, предлагать рецепты блюд.

Определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, составлять план действий при отработке способа

18

Профессии моих земляков.

1

ИД, УМК

19

Загадки кубанской земли.

1

ИД, УМК

20

Казачья хата.

1

ИД, УМК

21

Казачья хата и современное жильё.

1

ИД, УМК

22,23

Православные праздники.

2

ИД, УМК

24

Ремёсла на Кубани.

1

ИД,УМК

Фиксировать наблюдения, участвовать в групповом проекте.

Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать занятия населения в весенний  период.

Проявлять умения работать в группах со словарями, справочной литературе

Характеризовать произведения художников, писателей о весне.

25

Народное творчество Кубани. Быт казаков.

1

ИД, УМК

Оценивать жизненные ситуации, иметь своё мнение по отношению к поступкам героев.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительной литературы.

самостоятельно подбирать литературу в библиотеке и музее.

Знать профессии своих родителей. Уметь рассказать о своей семье, занятиях людей в родном  поселке.

Оценивать цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, корректировать выполнение задания..

26

Уклад кубанской семьи.

1

ИД, УМК

27

Уклад моей семьи.

1

ИД, УМК

28

Родной город.

1

ИД, УМК

Выполнять индивидуальный проект.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительной литературы.

Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать.

Анализировать и оценивать полученные результаты

29

Кубанская весна.

1

ИД, УМК

Анализировать изученные темы, перечислять темы особо заинтересовавшие, ставить цели на следующий год.

Составить фото-отчёт о посещённых местах весной..

Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических событий и памятниками истории.

Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения.

Умение ставить цель при выполнении заданий самостоятельно и под руководством учителя.

30

Улицы моего города.

1

ИД, УМК

Знать свой населенный пункт, свою улицу, находить на карте  России свой регион.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительной литературы.

Слушать рассказы о великой Отечественной войне, самостоятельно подбирать литературу в библиотеке и музее.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, учиться подтверждать аргументы фактами.

Сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки.

31

Населённые пункты Краснодарского края.

1

ИД, УМК

32

Краснодар- главный город Краснодарского края.

1

ИД, УМК

33

События Великой Отечественной войны на Кубани.

1

ИД, УМК

34

День Победы-всенародный праздник.

1

ИД, УМК

ИТОГО

34 часа

Экскурсии 1.

Исследовательский проект 1.

Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 3 классе (34 часа)

   № урока

 Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

       Дата проведения

Оборудо-

вание

Характеристика деятельности

учащихся

Стра-ницы

план

факт

Нет в мире краше Родины нашей  12  часов

Рельеф Краснодарского края. Экск. 1

1

Карта края, района

Находить на карте России родной регион. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Подготавливать небольшие сообщения

С.8-9

Природные явления.

1

Символика

С.10-11

3.

Водоемы Краснодарского края.

1

видео

Различатьвремена года по признакам.

Характеризовать времена года.

Приводить примеры использования человеком богатств природы.

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных. Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов.

Сравнивать и различать диких и домашних животных.

С.12-13

4.

Экск. 2    Водоемы Краснодарского края

1

Кол-ции овощей.фруктов

С.14-15

5.

Почвы, значение для жизни растений и животных.

1

Карта кр. края

6.

Разнообразие растительного и животного мира.

1

Карта кр. края

С.16-17

7.

Разнообразие растительного и животного мира.

1

Презент.

карта

С.18-21

8.

Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.

1

карта

С.22-23

9.

Кубань-здравница России.

1

Презент

С.24-25

10.

Красота окружающего мира. Экск. 3

1

Оценивать личную роль в охране природы.

С.26-27

11.

Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

1

С.28

12.

Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

1

Презент

С.28

Без прошлого нет настоящего   10 ч

13.

Лента времени.

1

Презент

Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами

С.30-31

14.

Древние города.

1

С.32

15.

История на карте

1

С.33-35

16.

Основание городов и станиц.

1

С.36-37

17.

Основание городов и станиц.

1

Презент

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлятьуважение к праздникам, связанными с религиозными верованиями.

С.37

18.

С верою в сердце.

1

С.38-39

19.

 История Кубани в символах.

1

видео

С.40-41

20.

Добрые соседи.

1

С.42-43

21.

Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

1

Презент

С.44

22.

Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

1

Схемы построек

С.44

Казачьему роду нет переводу  12 ч

23

Твоя родословная.

1

Интер. доска

С.46-47

24.

Ты и твоё имя.

1

Интер. Доска

С.48-49

25.

Из истории кубанских фамилий.

1

С50-51

26

При солнышке – тепло, при матери – добро.

1

С.52-53

27.

При солнышке – тепло, при матери – добро.

1

Готовитьрассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками.

С.52-53

28.

Кто ленится, тот не ценится.

1

Презент

Находить на карте России родной регион.

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Подготавливать небольшие сообщения о исторических событиях на основе дополнительной информации.

Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века»(о Великой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.)

Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических событий и памятниками истории.

С.54-57

29.

Кто ленится, тот не ценится.

1

видеоролик

С.54-57

30.

Кубанские умельцы.

1

Интер. доска

С.58-59

   31.

Народные обычаи и традиции

1

карта

С.60-61

32.

Казачий фольклор

1

Презент

карта

С.62-63

33.

Казачьему роду нет переводу (проектная работа).

1

Интер. доска

С.64

34.

 Казачьему роду нет переводу (проектная работа).

1

Презент

С.64

ИТОГО

34 часа

Проектная работа 3.

Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 4 классе (34 часа)

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

(УУД)

план

факт

Береги землю родимую, как мать любимую.12

Личностные

-формирование основ российской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою Родину российский народ и историю

 России, за свою семью;        

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;

- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные

- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и способы её осуществления.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления ;

- освоение способов решения проблем  творческого  характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;

Познавательные

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организаций, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой
форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;        

Коммуникативные

- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственна связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- аргументация своей точки зрения и оценка событий;

- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;

- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификациями др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

7

Краснодарский край на карте России

1

Учебник, рабочая тетрадь, физическая карта Краснодарского края

8

Природные зоны  Краснодарского края

1

Учебник, рабочая тетрадь, карта "Природные зоны России", карта Краснодарского края изображение равнинного и гористого пейзажа, гербарий

9

Экскурсия: Природные зоны  Краснодарского края

1

Планшет, карандаш, фотоаппарат

10

Краснодарский биосферный заповедник.   Заказники.

1

Учебник, рабочая тетрадь, физическая карта Краснодарского края, фото (слайды) животных и растений Краснодарского биосферного заповедника

11

Роль водоемов в природе и жизни человека.

1

Учебник, рабочая тетрадь, физическая карта Краснодарского края изображение горной и равнинной рек, озёр, моря, гербарии.

12

Экскурсия. Использование и охрана водоемов.

1

Планшет, карандаш, фотоаппарат, протокол экскурсии с заданиями, бинокль

Земля отцов – моя земля.13 часов

 13

Типы почв. Защита и охрана почв

1

 Учебник, рабочая тетрадь,  коллекция почв, энциклопедическая литература.

8,9

Полезные ископаемые края, их использование

2

Физическая карта Краснодарского края, образцы полезных ископаемых»– песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупа, учебник, Карта « Полезные ископаемые Краснодарского края

10

Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

1

Учебник.

11, 12

Проектная работа: «Береги землю родимую, как мать любимую»

2

Фото, рисунки, доклады

Земля отцов – моя земля13 часов

Карты, иллюстрации. Археологические находки.

Иллюстрации с изображениями  Кубанской одежды, одежда. Предметы народных ремесел. Архивные документы. Газеты, вырезки, фото.

13

История Кубани в архитектуре

1

Учебник , карта – схема «Лента времени», карандаши,  иллюстрации, археологические находки.

14

Экскурсия. Жилища различных эпох.

1

Планшет, карандаш, фотоаппарат,  экспонаты музея об истории освоения  города

14

Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом.

1

Учебник, карточки с названием посуды, картинки с изображением посуды

15

Народные ремёсла и промыслы на Кубани.

1

Учебник,компьютер, мультимедиа,  предметы народных ремесел. пословицы, стихотворение М. Люфти, рисунки с изображениями орудий труда, инструменты, используемые кузнецом.

16

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.

1

Учебник,  компьютер, мультимедиа

17

Письменные источники.

1

Архивные документы. Газеты, вырезки, фото.

18, 19

Устная история родного  края.

2

Учебник,  выставка книг

20

Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани

1

Учебник ,компьютер.

  21

 Города и районы Краснодарского края.

1

Учебник, административная карта Краснодарского края, карандаши, компьютер.

22

Екатеринодар – Краснодар.

1

Учебник, компьютер.

23

Краснодар – административный центр края. Глава администрации края (губернатор).

1

Учебник,  компьютер.

24, 25

Проектная работа: «Земля отцов – моя земля»

2

Фото, рисунки, доклады

Жизнь дана на добрые дела9 часов

27.

Просветители земли кубанской

1

Фотографии  земляков – выдающихся людей, прославивших Кубань, компьютер, карточки с фамилиями

28,29

 Защитники Отечества.

2

Учебник, компьютер, выставка рисунков учащихся, информационный раздаточный материал для работы в группах, листы с кроссвордом,

30

Труженики полей

1

Компьютер.

30, 31.

Радетели земли кубанской. Наши земляки  - гордость страны.

2

Учебник,  Компьютер.

32.

Наследники земли отцов.

1

Учебник, Компьютер.

33, 34.

Проектная работа: «Жизнь дана на добрые дела»

2

Фото, рисунки, доклады

Итого:

     34  часа

Проектная работа 3.

Экскурсии 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс

Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....

Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс

Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"

Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая  программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....