Рабочая программа по кубановедению для начальной школы.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа разработана для преподавания кубановедения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, муниципальное образование
Кореновский район, станица Сергиевская,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №6
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2017 года протокол № 1
Председатель _______ Г.А.Кураков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По кубановедению
Уровень образования (класс) начальное общее 1-4 класс
Количество часов 135
1 класс 33 часа
2 класс 34 часа
3 класс 34 часа
4 класс 34 часа
Учителя Екатерина Сергеевна Магда, Анжелика Валериевна Калояниди, Наталья Александровна Заика, Наталья Юрьевна Губанова, Ольга Николаевна Гребенюк, Оксана Золтановна Минер, Марина Николаевна Якушова, Светлана Ивановна Титаренко
Программа разработана в соответствии и на основе
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2016 год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по Кубановедению для 1-4 классов разработана на основе авторской программы «Кубановедение для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края» доработанной с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерного учебно-тематического планирования по кубановедению/ Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2016.- 40с., авторы Е.Н. Ерёменко,М.В. Мирук, Н.М.Зыгина., Г.В.Шевченко. – Краснодар - «Перспективы образования».-2016.
Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования, проблемати¬кой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспита¬ния гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что, имея ярко выраженный интегративный характер, она соединя¬ет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.
Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблемати¬кой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспита¬ния гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе - развитие и вос-питание гуманной, социально активной личности, относящейся ответ¬ственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно - к жителям края.
Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся призвана решать следующие задачи:
- воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;
- развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;
- формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств лич¬ности ребенка, толерантного отношения к людям разных национально¬стей, вероисповеданий;
- развитие креативности младшего школьника, способности к пози¬тивному преобразованию окружающего мира.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии, что необходимо учитывать при отборе материала. Важно научить младшего школьника объяснять различные явления окружающего мира, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» опыт ребёнка. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир», но и на вопрос «Почему он так устроен?» При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину мира, историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.
При изучении «Кубановедения» в начальной школе младший школь-ник узнаёт об особенностях природы и исторического развития Кубани, о писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экс-курсий, младшие школьники больше узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности. Для более успешного усвоения материала учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи, уроки-исследования, встречи с интересными людьми. Такие формы работы позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта ребёнка. Общение с природой, знакомство с позитивным социальным опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свой край и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.
Особое внимание следует уделить знакомству учащихся с различными способами исследования (наблюдение, изучение научной литературы, ис-пользованиеинтернет-ресурсов), а также с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). Это позволяет универсализи-ровать умения ребят, изучать кубановедение на метапредметном уровне.
Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Рекомендуемая последовательность изучения курса позволяет создать необходимые условия для освоения в дальнейшем соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметных курсов.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе даёт возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку 6 - 7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, родным местам. Актуализация знаний учащегося, обращение к его пережитому опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка - всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания - принципу природосообразности. Второй год обучения - изучение своего населённого пункта, его географического положения, растительного и животного мира своей местности. Учащиеся исследуют традиции жителей своего города, района, основные занятия своих земляков. В третьем классе, школьники узнают о крае, его географических и климатических особенностях, природе, жителях, людях разных национальностей. Четвёртый год посвящен изучению особенностей своего края как части Российской Федерации, его уникальности, заслуг его жителей перед Родиной.
В программе указано распределение часов по разделам, которое явля-ется примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий, определяется учителем в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем его мире.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания лично¬сти, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов Рос¬сии от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 135 часов, из них в 1 классе отведено 33 часа, во 2, 3, 4 классах - по 34 часа.
2 Планируемые результаты усвоения учебного предмета.
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
Обучающийся научится:
• называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес
• определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении
• соблюдать традиции своей школы
• ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома
• определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)
• приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и др.)
• приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.)
• различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
Обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
• составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения
различать герб родного города (села, станицы и др.)
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений
Обучающийся научится:
различать особенности времен года своей местности
• определять характерные особенности рельефа своей местности *
• приводить примеры названий морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края
• приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности
• знать кубанские песни, пословицы и поговорки
• соблюдать основные правила поведения в окружающей среде,
в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе
• называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района
Обучающийся получит возможность научиться:
• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт
• рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;
• различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)
• бережно относиться к растительному и животному мир Кубани
использовать приобретённые знания и умении в практическо1 деятельности и повседневной жизни для
• соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага
. соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах
• искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
- различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а Краснодарском крае
- различать формы земной поверхности Краснодарского края
- приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
- называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)
- различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
- называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
- узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
- различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
- ориентироваться по карте Краснодарского края
- давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
- выполнять правила сбора грибов в своей местности
- выполнять правила поведения у водоёма в разное время года
- бережно относиться к растениям и животным
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- различать природные зоны Краснодарского края
- рассказывать о природных богатствах родного края и их использовании
- человеком
- отличать символику Краснодарского края
- называть органы местного самоуправления
- называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы,
- хутора и т.д.
- различать особенности культуры и быта народов, населяющих
- территорию Краснодарского края
- знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
- называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
- рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского края
- называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани
- определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности
- определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)
- правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края
- исполнять гимн Краснодарского края
- Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани
- выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
- исполнения знакомых народных песен
- самоорганизации и выполнения исследовательских проектов
3.Содержание программы
1 класс(33 часа)
Введение. Мой родной край. ( 1 час)
Раздел 1. « Я и моя семья « ( 9 часов)
Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.
Раздел 2. « Наша школа» ( 7 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе . знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.
Раздел 3. « родной город ( село, станица, хутор) ( 8 часов)
Родной город (станица хутор ). Улица , на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте .достопримечательности моего города(села, станицы ,хутора). Труд людей моей местности.
Раздел 4. « будем жить в ладу с природой».( 8 часов)
Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной(итоговое занятие).
2 класс ( 34 часа).
Раздел 1. « Земля отцов-моя земля» ( 2 часа).
Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города ( района).
Раздел 2. « Природа родного края» ( 14 часов).
Лето на Кубани. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения.ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.
Раздел 3. « Труд и быт жителей Кубани»(11 часов).
Труженики родного края. Профессии моих земляков.загадки кубанской зимы. казачья хата. православные праздники. ремёсла на Кубани. быт Казаков. Уклад кубанской семьи.
Раздел 4. « Населённые пункты Краснодарского края» ( 7 часов).
Родной город ( станица, хутор,село). Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар –главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. Днь Победы – весна- родной праздник.
3 класс ( 34 часа)
Раздел 1. « Нет в мире краше Родины нашей» ( 12 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления ( дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы : съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань- здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей.( проектная работа).
Раздел 2. « Без прошлого нет настоящего « (10 часов).
« Лента времени). Древние города. Переселение казаков на Кубань.основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего .( проектная работа).
Раздел 3. « Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке -тепло , при матери – добро. Кто ленится, тот не ценится . кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу ( проектная работа).
4 класс ( 34 часа).
Раздел 1. « Береги землю родимую, как мать любимую».( 11 часов).
Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую. Как мать любимую ( проектная работа).
Раздел 2. « Земля отцов – моя земля» ( 15 часов).
История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар - Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов- моя земля ( проектная работа).
Раздел 3. « Жизнь дана на добрые дела» ( 8 часов).
Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела( проектная работа).
4. Таблица тематического распределения количества часов
1 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов | |||
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||||
1. | Введение.мой родной край. | 1 | 1 | ||
2. | Я и моя семья. | 9 | 9 | ||
3. | Наша школа. | 7 | 7 | ||
4. | Родной город ( село, станица, хутор). | 8 | 8 | ||
5. | Будем жить в ладу с природой. | 8 | 8 | ||
Всего : | 33 | 33 |
Экскурсия: 2.
Творческие проекты: 3.
Исследовательские проекты: 1.
2 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов | |||
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||||
1. | Земля отцов – моя земля. | 2 | 2 | ||
2. | Природа родного края. | 14 | 14 | ||
2.1. | Лето на Кубани. | 1 | 1 | ||
2.2. | Дары лета. | 1 | 1 | ||
2.3. | Формы поверхности земли. | 1 | 1 | ||
2.4. | Водоёмы. | 1 | 1 | ||
2.5. | Водоёмы моей местности и их обитатели. | 1 | 1 | ||
2.6. | Экскурсия к водоёму. | 1 | 1 | ||
2.7. | Разнообразие растительного мира Краснодарского края. | 1 | 1 | ||
2.8. | Лекарственные растения моей местности. | 1 | 1 | ||
2.9. | Лекарственные растения. | 1 | 1 | ||
2.10. | Ядовитые растения . | 1 | 1 | ||
2.11. | Животный мир моей местности.. | 1 | 1 | ||
2.12. | Животный мир моей местности. Дикие и домашние животные. | 1 | 1 | ||
2.13. | Красная книга Краснодарского края. | 1 | 1 | ||
2.14. | Бережное отношение к природе родного края. | 1 | 1 | ||
3. | Труд и быт жителей Кубани. | 11 | 11 | ||
4. | Населённые пункты Краснодарского края. | 7 | 7 | ||
Всего: | 34 | 34 |
Экскурсии 1.
Исследовательский проект 1.
3 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов | |||
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||||
1. | Нет в мире краше Родины нашей. | 12 | 12 | ||
2. | Без прошлого нет настоящего. | 10 | 10 | ||
3. | Казачьему роду нет переводу. | 12 | 12 | ||
Всего : | 34 | 34 |
Проектная работа: 3.
4 класс
№ | Разделы, темы | Количество часов | |||
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||||
1. | Береги землю родимую, как мать любимую. | 11 | 12 | ||
2. | Земля отцов – моя земля. | 15 | 13 | ||
2.1. | Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. | 1 | 1 | ||
2.2. | Древние жилища. Современный облик края. | 1 | 1 | ||
2.3. | Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта разных эпох. | 1 | 1 | ||
2.4. | Народные ремёсла и промыслы Кубани. | 1 | 1 | ||
2.5. | Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. | 1 | 1 | ||
2.6. | Письменные источники. | 1 | 1 | ||
2.7. | Устная история родного края. | 2 | 2 | ||
2.8. | Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. | 1 | 1 | ||
2.9. | Современная административная карта Краснодарского края | 1 | 1 | ||
2.10. | Екатеринодар-Краснодар. | 1 | 1 | ||
2.11. | Земля отцов- моя земля. | 2 | 2 | ||
3. | Жизнь дана на добрые дела. | 8 | 9 | ||
Всего: | 34 | 34 |
Проектная работа : 3.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания ШМО учителей Зам. дир. по УВР
№ 1 от «28»августа2017г. __________ Н.В.Степанова
_________ Е.С.Магда «29»августа2017г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОБУ СОШ № 6 ст. Сергиевской
_______________ Н.В.Степанова
подпись
«29» августа 2017 года
Краснодарский край, муниципальное образование
Кореновский район, станица Сергиевская,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По кубановедению
Класс 3
Учитель Екатерина Сергеевна Магда
Количество часов: всего 34 часа, 1 часа в неделю
Планирование составлено на основе рабочей программы коллективаучителей начальных классов, утверждённой решением педагогического совета от 30.08.2017 протокол №1
Планирование составлено на основе:
Примерной программы по кубановедению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2016г., издательство «Перспективы образования», авторы Е.Н. Ерёменко,М.В. Мирук, Н.М.Зыгина., Г.В.Шевченко
В соответствии с ФГОС начального общего
Учебники:
Кубановедение. 3 класс. Авторы Е.Н. Ерёменко,М.В. Мирук, Н.М.Зыгина., Г.В.Шевченко. – Краснодар - «Перспективы образования».-2016.
Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 1 классе (33 часа)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Дата проведения | Оборудование | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся. | |
По плану | По факту | |||||
Введение. Мой родной край.(1 ч.) | ||||||
1 | Мой родной край. | 1 | Компьютер. Карта Краснодарского края. | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Осмысливать значение понятия «Моя Родина». Находить на карте России родной регион и административный центр. Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи. Знакомиться с понятием родственные связи. Коммуникативные УУД: Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье. Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Готовить рассказ о семейных традициях. Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками. | ||
Я и моя семья (9 ч.) | ||||||
2 | Будем знакомы! Кто я? Какой я? | 1 | Учебник | |||
3 | Любимые занятия. | 1 | Словари личных имен и фамилий со значением имен и фамилий. | |||
4 | Моя семья. | 1 | ||||
5 | Обязанности в нашей семье. | 1 | Компьютер. | |||
6 | Увлечения членов семьи. | 1 | ||||
7 | Семейные традиции. | 1 | Семейные фотографии. Компьютер. | |||
8 | Праздники, которые мы отмечаем вместе. | 1 | ||||
9 | Творческий проект «Будем жить одной семьей». | 2 | Альбом, карандаши. | |||
Наша школа (7 ч.) | ||||||
10 | Наша школа. | 1 | Компьютер. | Регулятивные УУД: Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Познавательные УУД: Познакомиться с учителем, одноклассниками. Познакомиться с историей школы. Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.). Оценивать свою роль в жизнедеятельности класса. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. Коммуникативные УУД: Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками. | ||
11 | Правила поведения в школе. | 1 | Компьютер. | |||
12 | Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Экскурсия. | 1 | Компьютер. | |||
13 | Школьные поручения и обязанности. | 1 | Учебник. | |||
14 | Мой режим дня. | 1 | Компьютер. Учебник. | |||
15 | Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. | 1 | Компьютер. Учебник. | |||
16 | Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». | 1 | Компьютер. Учебник. Альбом, карандаши. | |||
Родной город ( село, станица, хутор) (8 ч.) | ||||||
17 | Главный город Краснодарского края. | 1 | Компьютер. | Регулятивные УУД:Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Познавательные УУД: Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах. Коммуникативные УУД: Называть основные достопримечательности города, важные сведения из истории родного города. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. | ||
18 | Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. | 1 | Компьютер. Фотографии. | |||
19 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | Компьютер. Карта города. | |||
20 | Правила поведения на улице. | 1 | Компьютер. | |||
21 | Правила поведения в в транспорте. | 1 | Компьютер. | |||
22 | Труд жителей моего населенного пункта. | 1 | Учебник. | |||
23 | Труд моих родных. | 1 | Учебник. | |||
24 | Исследовательский проект «Какой я житель». | 1 | Компьютер. | |||
Будем жить в ладу с природой. (8 ч.) | ||||||
26 | Растения вокруг меня. Экскурсия «Времена года в нашем крае» | 1 | Компьютер. | Регулятивные УУД: Организовывать рабочее место. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». Познавательные УУД: Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность. Приводить примеры явлений природы. Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных. Коммуникативные УУД: Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Подготавливать небольшие сообщения о прошлом родного края, известных людях, обычаях, праздников, на основе сведений, полученных во время экскурсий, бесед со старшими членами семьи. | ||
27 | Животные вокруг меня. | 1 | Учебник. Красная книга Краснодарского края | |||
28 | Что где растет, кто где живет. | 1 | Компьютер, альбом, карандаши. | |||
29 | Забота о комнатных растениях. | 1 | Компьютер. | |||
30 | Забота о домашних животных. | 1 | Компьютер. | |||
31 | Красота природы моей местности. | 1 | Учебник | |||
32 | Писатели, художники о красоте родного края. | 1 | Учебник Компьютер. | |||
33 | Творческая мастерская «Милый сердцу уголок». | 1 | Компьютер. Учебник. Альбом, карандаши. | |||
Итого | 33 часа | Экскурсии: 2. Творческие проекты: 3. Исследовательские проекты6 1. |
Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения во 2 классе (34 часа)
№ | Содержание ( тема ) | Кол-во часов | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Дата | ||||
Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятив ные УУД | план | Факт | ||||
Земля отцов-моя земля. 2 часа | |||||||||
1 | Моя малая Родина. История образования города (района). | 1 | ИД,УМК | Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина». | Знать свой населённый пункт, свою улицу, соотносить различные учреждения. Находить на карте России родной регион. | Изображать или делать аппликацию флага своего района. Исполнять гимн Кубани. | Определять цели и задачи поставленные на уроке | ||
2 | Символика района (города), в котором я живу. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города. | 1 | ИД,УМК | Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина». | Характеризовать понятия «гимн, флаг, герб». Анализировать символику своего района. Находить на карте России родной регион. | Изображать или делать аппликацию флага своего района. Исполнять гимн Кубани. | Определять цели и задачи, поставленные на уроке | ||
Природа родного края 13 часов | |||||||||
3 | Лето на Кубани. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало» | 1 | ИД,УМК | Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Фиксировать свои наблюдения. | Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать, составлять натюрморт из фруктов или овощей. | Совместно с учителем составлять план экскурсии. | Анализировать задания экскурсионного листа. | ||
4 | Дары лета. | 1 | ИД,УМК | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. | Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать, составлять натюрморт из фруктов или овощей. | Проявлять умения работать в группах со словарями, справочной литературой | Оценивать личную роль в охране природы. | ||
5 | Формы поверхности земли (моей местности). | 1 | ИД,УМК | Наблюдать, фиксировать свои наблюдения. | Знать условные обозначения на карте. Находить на карте и различать реки, озёра, моря, водохранилища Краснодарского края. | Составлять небольшие рассказы о своей местности. | Принимать участие в охране природы. | ||
6.7 | Водоёмы. Водоемы моей местности и их обитатели | 2 | ИД,УМК | ||||||
Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей. | Сравнивать основные характеристики Чёрного и Азовского морей. Находить на карте и называть города расположенные по берегу реки Кубань. | Принимать участие в охране природы, водоёмов своей местности. | |||||||
8 | Правила поведения у водоемов. Экскурсия к водоёму. | 1 | ИД,УМК | ||||||
9 | Разнообразный растительный мир Краснодарского края. | 1 | ИД,УМК | Перечислять названия растений своей местности. Описывать растения различными способами. Иллюстрировать свой рассказ. | Классифицировать растения на группы. Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов. Группировать по названиям известных диких и домашних животных. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных. | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать работу людей по сохранению природы. Оценивать личную роль в охране природы. Сравнивать и различать ядовитые и культурные растения своей местности, | Принимать участие в охране природы, лекарствен ных, дикорастущих растений своей местности. Проявлять умения работать в группах со словарями, справочной литературой. | ||
10 | Лекарственные растения моей местности. | 1 | ИД,УМК | ||||||
11,12 | Ядовитые растения. | 2 | ИД,УМК | ||||||
13 | Животный мир моей местности. Дикие и домашние животные. | 1 | ИД,УМК | Анализировать внешний вид по описаниям в худ.произведениях | Перечислять названия животных своей местности, классифицировать их. Составлять рассказы о домашних и диких животных. Используя энциклопедический материал. | Проявлять умения работать в группах со словарями, справочной литературе по определению признаков диких и домашних животных. | Сравнивать и различать диких и домашних животных своей местности. | ||
14 | Красная книга Краснодарского края. | 1 | ИД, УМК | ||||||
15 | Бережное отношение к природе родного края. | 1 | ИД, УМК | ||||||
16 | Мои исследования. Растения и животные в природе и жизни людей. | 1 | ИД, УМК | ||||||
Труд и быт жителей Кубани. 18 часов | |||||||||
17 | Труженики родногокрая. | 1 | ИД, УМК | Осознаёт себя гражданином России, объясняет что связывает его с историей, культурой, судьбой народа России , способен признавать свои плохие поступки. | Характеризовать понятия «станица, хата». Перечислять материалы для строительства. Составлять рассказы глазами историков. Перечислять православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. | Проявлять умения работать в группах со словарями, справочной литературе | Оценивать нравственный смысл кубанского гостеприимства, предлагать рецепты блюд. Определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, составлять план действий при отработке способа | ||
18 | Профессии моих земляков. | 1 | ИД, УМК | ||||||
19 | Загадки кубанской земли. | 1 | ИД, УМК | ||||||
20 | Казачья хата. | 1 | ИД, УМК | ||||||
21 | Казачья хата и современное жильё. | 1 | ИД, УМК | ||||||
22,23 | Православные праздники. | 2 | ИД, УМК | ||||||
24 | Ремёсла на Кубани. | 1 | ИД,УМК | Фиксировать наблюдения, участвовать в групповом проекте. | Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать занятия населения в весенний период. | Проявлять умения работать в группах со словарями, справочной литературе | Характеризовать произведения художников, писателей о весне. | ||
25 | Народное творчество Кубани. Быт казаков. | 1 | ИД, УМК | Оценивать жизненные ситуации, иметь своё мнение по отношению к поступкам героев. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительной литературы. самостоятельно подбирать литературу в библиотеке и музее. | Знать профессии своих родителей. Уметь рассказать о своей семье, занятиях людей в родном поселке. | Оценивать цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, корректировать выполнение задания.. | ||
26 | Уклад кубанской семьи. | 1 | ИД, УМК | ||||||
27 | Уклад моей семьи. | 1 | ИД, УМК | ||||||
28 | Родной город. | 1 | ИД, УМК | Выполнять индивидуальный проект. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительной литературы. | Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать. | Анализировать и оценивать полученные результаты | ||
29 | Кубанская весна. | 1 | ИД, УМК | Анализировать изученные темы, перечислять темы особо заинтересовавшие, ставить цели на следующий год. | Составить фото-отчёт о посещённых местах весной.. Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических событий и памятниками истории. | Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения. | Умение ставить цель при выполнении заданий самостоятельно и под руководством учителя. | ||
30 | Улицы моего города. | 1 | ИД, УМК | Знать свой населенный пункт, свою улицу, находить на карте России свой регион. | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительной литературы. Слушать рассказы о великой Отечественной войне, самостоятельно подбирать литературу в библиотеке и музее. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, учиться подтверждать аргументы фактами. | Сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки. | ||
31 | Населённые пункты Краснодарского края. | 1 | ИД, УМК | ||||||
32 | Краснодар- главный город Краснодарского края. | 1 | ИД, УМК | ||||||
33 | События Великой Отечественной войны на Кубани. | 1 | ИД, УМК | ||||||
34 | День Победы-всенародный праздник. | 1 | ИД, УМК | ||||||
ИТОГО | 34 часа | Экскурсии 1. Исследовательский проект 1. |
Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 3 классе (34 часа)
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудо- вание | Характеристика деятельности учащихся | Стра-ницы | ||
план | факт | |||||||
Нет в мире краше Родины нашей 12 часов | ||||||||
Рельеф Краснодарского края. Экск. 1 | 1 | Карта края, района | Находить на карте России родной регион. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. Подготавливать небольшие сообщения | С.8-9 | ||||
Природные явления. | 1 | Символика | С.10-11 | |||||
3. | Водоемы Краснодарского края. | 1 | видео | Различатьвремена года по признакам. Характеризовать времена года. Приводить примеры использования человеком богатств природы. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных. Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов. Сравнивать и различать диких и домашних животных. | С.12-13 | |||
4. | Экск. 2 Водоемы Краснодарского края | 1 | Кол-ции овощей.фруктов | С.14-15 | ||||
5. | Почвы, значение для жизни растений и животных. | 1 | Карта кр. края | |||||
6. | Разнообразие растительного и животного мира. | 1 | Карта кр. края | С.16-17 | ||||
7. | Разнообразие растительного и животного мира. | 1 | Презент. карта | С.18-21 | ||||
8. | Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. | 1 | карта | С.22-23 | ||||
9. | Кубань-здравница России. | 1 | Презент | С.24-25 | ||||
10. | Красота окружающего мира. Экск. 3 | 1 | Оценивать личную роль в охране природы. | С.26-27 | ||||
11. | Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа). | 1 | С.28 | |||||
12. | Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа). | 1 | Презент | С.28 | ||||
Без прошлого нет настоящего 10 ч | ||||||||
13. | Лента времени. | 1 | Презент | Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами | С.30-31 | |||
14. | Древние города. | 1 | С.32 | |||||
15. | История на карте | 1 | С.33-35 | |||||
16. | Основание городов и станиц. | 1 | С.36-37 | |||||
17. | Основание городов и станиц. | 1 | Презент | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлятьуважение к праздникам, связанными с религиозными верованиями. | С.37 | |||
18. | С верою в сердце. | 1 | С.38-39 | |||||
19. | История Кубани в символах. | 1 | видео | С.40-41 | ||||
20. | Добрые соседи. | 1 | С.42-43 | |||||
21. | Без прошлого нет настоящего (проектная работа). | 1 | Презент | С.44 | ||||
22. | Без прошлого нет настоящего (проектная работа). | 1 | Схемы построек | С.44 | ||||
Казачьему роду нет переводу 12 ч | ||||||||
23 | Твоя родословная. | 1 | Интер. доска | С.46-47 | ||||
24. | Ты и твоё имя. | 1 | Интер. Доска | С.48-49 | ||||
25. | Из истории кубанских фамилий. | 1 | С50-51 | |||||
26 | При солнышке – тепло, при матери – добро. | 1 | С.52-53 | |||||
27. | При солнышке – тепло, при матери – добро. | 1 | Готовитьрассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками. | С.52-53 | ||||
28. | Кто ленится, тот не ценится. | 1 | Презент | Находить на карте России родной регион. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. Подготавливать небольшие сообщения о исторических событиях на основе дополнительной информации. Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века»(о Великой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.) Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических событий и памятниками истории. | С.54-57 | |||
29. | Кто ленится, тот не ценится. | 1 | видеоролик | С.54-57 | ||||
30. | Кубанские умельцы. | 1 | Интер. доска | С.58-59 | ||||
31. | Народные обычаи и традиции | 1 | карта | С.60-61 | ||||
32. | Казачий фольклор | 1 | Презент карта | С.62-63 | ||||
33. | Казачьему роду нет переводу (проектная работа). | 1 | Интер. доска | С.64 | ||||
34. | Казачьему роду нет переводу (проектная работа). | 1 | Презент | С.64 | ||||
ИТОГО | 34 часа | Проектная работа 3. |
Календарно-тематическое планирование уроков кубановедения в 4 классе (34 часа)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
Береги землю родимую, как мать любимую.12 | Личностные -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину российский народ и историю России, за свою семью; - осознание своей этнической и национальной принадлежности; -формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; - умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Регулятивные - Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и способы её осуществления. - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления ; - освоение способов решения проблем творческого характера; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; Познавательные - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Коммуникативные - осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственна связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - аргументация своей точки зрения и оценка событий; - формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; - освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификациями др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). | |||||
7 | Краснодарский край на карте России | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, физическая карта Краснодарского края | |||
8 | Природные зоны Краснодарского края | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, карта "Природные зоны России", карта Краснодарского края изображение равнинного и гористого пейзажа, гербарий | |||
9 | Экскурсия: Природные зоны Краснодарского края | 1 | Планшет, карандаш, фотоаппарат | |||
10 | Краснодарский биосферный заповедник. Заказники. | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, физическая карта Краснодарского края, фото (слайды) животных и растений Краснодарского биосферного заповедника | |||
11 | Роль водоемов в природе и жизни человека. | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, физическая карта Краснодарского края изображение горной и равнинной рек, озёр, моря, гербарии. | |||
12 | Экскурсия. Использование и охрана водоемов. | 1 | Планшет, карандаш, фотоаппарат, протокол экскурсии с заданиями, бинокль | |||
Земля отцов – моя земля.13 часов | ||||||
13 | Типы почв. Защита и охрана почв | 1 | Учебник, рабочая тетрадь, коллекция почв, энциклопедическая литература. | |||
8,9 | Полезные ископаемые края, их использование | 2 | Физическая карта Краснодарского края, образцы полезных ископаемых»– песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупа, учебник, Карта « Полезные ископаемые Краснодарского края | |||
10 | Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. | 1 | Учебник. | |||
11, 12 | Проектная работа: «Береги землю родимую, как мать любимую» | 2 | Фото, рисунки, доклады | |||
Земля отцов – моя земля13 часов | Карты, иллюстрации. Археологические находки. Иллюстрации с изображениями Кубанской одежды, одежда. Предметы народных ремесел. Архивные документы. Газеты, вырезки, фото. | |||||
13 | История Кубани в архитектуре | 1 | Учебник , карта – схема «Лента времени», карандаши, иллюстрации, археологические находки. | |||
14 | Экскурсия. Жилища различных эпох. | 1 | Планшет, карандаш, фотоаппарат, экспонаты музея об истории освоения города | |||
14 | Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом. | 1 | Учебник, карточки с названием посуды, картинки с изображением посуды | |||
15 | Народные ремёсла и промыслы на Кубани. | 1 | Учебник,компьютер, мультимедиа, предметы народных ремесел. пословицы, стихотворение М. Люфти, рисунки с изображениями орудий труда, инструменты, используемые кузнецом. | |||
16 | Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. | 1 | Учебник, компьютер, мультимедиа | |||
17 | Письменные источники. | 1 | Архивные документы. Газеты, вырезки, фото. | |||
18, 19 | Устная история родного края. | 2 | Учебник, выставка книг | |||
20 | Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани | 1 | Учебник ,компьютер. | |||
21 | Города и районы Краснодарского края. | 1 | Учебник, административная карта Краснодарского края, карандаши, компьютер. | |||
22 | Екатеринодар – Краснодар. | 1 | Учебник, компьютер. | |||
23 | Краснодар – административный центр края. Глава администрации края (губернатор). | 1 | Учебник, компьютер. | |||
24, 25 | Проектная работа: «Земля отцов – моя земля» | 2 | Фото, рисунки, доклады | |||
Жизнь дана на добрые дела9 часов | ||||||
27. | Просветители земли кубанской | 1 | Фотографии земляков – выдающихся людей, прославивших Кубань, компьютер, карточки с фамилиями | |||
28,29 | Защитники Отечества. | 2 | Учебник, компьютер, выставка рисунков учащихся, информационный раздаточный материал для работы в группах, листы с кроссвордом, | |||
30 | Труженики полей | 1 | Компьютер. | |||
30, 31. | Радетели земли кубанской. Наши земляки - гордость страны. | 2 | Учебник, Компьютер. | |||
32. | Наследники земли отцов. | 1 | Учебник, Компьютер. | |||
33, 34. | Проектная работа: «Жизнь дана на добрые дела» | 2 | Фото, рисунки, доклады | |||
Итого: | 34 часа | Проектная работа 3. Экскурсии 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-613238-1487075522.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"
Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-905543-1489865287.jpg)
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-905543-1489865287.jpg)
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....