Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (для четырёхлетней начальной школы)
О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская
I. Пояснительная записка
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важ- нейшие задачи образования (формирование предметных и уни- версальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учеб- ных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личност- ного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуля- ции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших целей образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивиду- альной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно пости- гать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспи- тывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их рече- вые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази- тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подроб- ный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствую- щие уровню класса.
II. Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искус- ству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рацио- нальнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них суще- ствуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприя- тием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким обра- зом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально восприни- мать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с дру- гой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегче- ния восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способ- ствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складыва- ется представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, воз- никает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выпол- нения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников
«Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолко- вания своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения кон- кретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение про- блемных творческих продуктивных задач – главный способ осмыс- ления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в кол- лективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы уча- щихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продук- тивно работать в группе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основ- ных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и уме- ний (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следую- щие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (началь- ные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художе- ственное и эстетическое своеобразие произведений искусства и гра- мотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культу- ры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различ- ных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши про- екты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разра- ботка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляют- ся межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информати- кой, развитием речи.
Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обуче- ния навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и техноло- гические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алго- ритм анализа художественного произведения, который расширя- ется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебни- ка помещены основные понятия, которые были изучены в преды- дущих классах.
В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.).
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.
Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соот-
ветствующего класса. При создании кукольных спектаклей исполь- зуются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом воз- расте навыки работы в команде.
Методическое обеспечение
К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками
«Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым ком- ментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические осно- вы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.
В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в кото- рых содержится материал общеэстетической направленности. Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и
«Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализу- ющих концепцию и замысел авторов курса.
Алгоритм подготовки учителя к проведению урока
При проведении уроков по данному курсу учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. В основе этой про- блемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все зна- ния. Некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети «открывали» сами.
Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользо- ваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).
1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знани- ям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики.
2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает общий ход урока, под- бирает наглядный материал, который поможет лучше раскрыть тему, продумывает возможные ответы детей на данные в конце тем вопро- сы, прорабатывает алгоритмы практических работ, отмечая трудно- сти, которые дети могут испытать при их выполнении, готовит, если это нужно, материалы для коллективных проектов (например, фоны). Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на
уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших понятий.
Для того чтобы урок не потерял логику, учитель фиксирует в своём конспекте важнейшие вехи урока и старается им следовать.
3-й шаг. Затем, исходя из уровня класса, учитель начинает выби- рать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют учащихся. Можно предварительно обсудить с ними, какая из необязательных тем им интересна.
Этот материал и является тем резервом, которым учитель может пожертвовать при нехватке времени.
Примерный порядок проведения урока
1. Учитель объясняет теоретический материал урока.
2. Ученики отвечают на приведённые в учебнике вопросы, которые помогают детям лучше понять изученную тему.
3. Дальнейшая актуализация знаний происходит в процессе выпол- нения практических и творческих заданий.
На плашке в конце урока в учебнике помещены понятия, которые должны усвоить учащиеся. Выделенные шрифтом, но не помещён- ные на эту плашку понятия не входят в обязательный минимум. Это могут быть часто встречающиеся в искусствоведческих текстах слова, которые, тем не менее, запоминать не обязательно, но надо добиться их понимания на уроке всеми учениками.
В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.
Материал одного разворота тетради может быть усвоен за 1–3 урока в зависимости от уровня подготовки класса. Важно, чтобы после изучения каждой темы у ученика оставались выполненные в тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради в конце учебного года не осталось пустых мест. Образцы, выполненные красками, рекомендуем вклеивать в тетрадь после полного высыхания. Если у ребёнка нет каких-то материалов или инструментов, вполне допустимо изменение тех- ники выполнения задания.
Каждое задание имеет два уровня сложности. Уровень 1 – задания для обязательного выполнения, направленные на овладение теми или иными приёмами рисования, а уровень 2 – задания творческие, требу- ющие от ученика опредёленного осмысления изученного материала.
Исходя из работоспособности и организованности класса, учитель решает, какая творческая работа будет выполнена — коллективная или индивидуальная. Если работа выполняется индивидуально, дети могут начать её в классе, а завершить дома или в группе продленного дня самостоятельно или со старшими (педагогами, родителями, вос- питателями групп продлённого дня).
Коллективные работы выполняются на завершающем тему уроке под руководством учителя. Для этого в классе необходимо иметь бумагу большого формата. Готовыми панно можно оформить класс. Коллективные работы могут стать способом проведения досуга в группах продлённого дня.
Для увеличения эффективности работы и создания соревнователь- ного духа учитель может разбить класс на команды.
Важно помнить, что главными достижениями следует считать увлечённость детей и их желание рисовать, удовольствие, получае- мое ими от работы, и гордость, с которой они будут показывать свои произведения.
Контроль образовательных результатов
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.
Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы уча- щихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисо- вать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользо- ваться на практике. Фактически нужны навыки использования зна- ний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полу- ченные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особен- ности их собственных работ.
2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Важно,чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собствен- ных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выпол- нение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе зна- ния. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве при- думать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого при- менения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).
Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетра- дях (принцип минимакса).
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоян- ное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе
актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказыва- ется постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требова- ния программы), который должны усвоить все ученики, но и макси- мум, который могут усвоить школьники.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоя- тельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каж- дой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).
В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержа- щие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характери- стику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты про- движения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, раз- витие его умений действовать.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искус- ства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красо- та, добро, истина, творчество, гражданственность, патрио- тизм, ценность природы и человеческой жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе
Функциональная грамотность
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Личностные результаты
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития Объяснять содержа- ние произведений искусства. Владеть основными техниками и з о б р а з и т е л ь н о г о искусства (тексты и задания)
2-я линия развития Видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоциональ- но воспринимать произ- ведения искусства и уметь выражать своё отношение к ним (тексты и задания)
Образовательные технологии
1-я линия развития Технология моти- вации работы (дея- тельный подход). Технология оцени- вания
2-я линия развития Технология продук- тивного чтения (зада- ния для работы с тек- стом). Задания для групповой работы
Комплексные, компетентностные задания в УМК: коллективные проектные задания (на предметном материале); компетентностные (жизненные) задания (на предметном материале)
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо- бразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изо- бразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изо- бразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различ- ных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (циф- ровая фотография, работа с компьютером, элементы мультиплика- ции и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литерату- рой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятель- ность неразрывно связана с эстетическим видением действительно- сти, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический кон- текст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечислен- ных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо- циональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение тех- нологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориен- тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно- ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятель- но выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенно-
стях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цвето- вой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человече- ского лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук- вица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная де- корация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искус- ства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобра- зительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными кра- сками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искус- ства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
Порядок выполнения коллективной работы
1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления ком- позиции. Принимается решение, какую часть работы будет выпол- нять каждый ученик.
2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.
3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.
4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руковод- ством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найде- на, все её фрагменты приклеиваются к листу.
5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замы- сел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).
VI. Содержание учебного предмета
3-й класс (32 ч)
Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исто- рический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изучен- ных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закре- пление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, груп- повые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепле- ние полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13).
Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкаль- ным сопровождением.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепле- ние полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22–23 рабочей тетради).
Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живопис- ного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и
родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).
Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепле- ние полученных знаний в учебнике (стр. 18).
Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной
С. Чехонина.
Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закре- пление полученных знаний в учебнике.
Коллективная работа: декоративное панно в технике апплика- ции (стр. 4–5 рабочей тетради).
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр. 6–7 рабочей тетради).
Занятия 11–13 (3 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 8–13 рабочей тетради.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 8–11) и в учебнике (стр. 22–23).
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).
Занятия 14–16 (3 ч), стр. 24–29 учебника, стр. 24–29 рабочей тетради.
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица чело- века с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полу- ченных знаний в учебнике (стр. 25–27) и в рабочей тетради (стр. 24–27).
Выполнение на основе изученного материала декоративного панно
«Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 30–33 рабочей тетради.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью
(стр. 32–33 в рабочей тетради).
Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звери- ный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради.
Совмещение нескольких техник при работе акварельными краска- ми. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полу- ченных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Занятия 21–23 (3 ч), стр. 34–37 и 58–59 учебника, стр. 42–43 рабочей тетради.
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно
«Фантастическое дерево» с использованием различных видов штри- ховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24–25 (2 ч), стр. 38–39 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое букви- ца, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учеб- нике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спек- такля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 30 (1 ч), стр. 48–57 учебника.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представ- ленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить предста- вителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопрово- ждаться подходящей музыкой.
Занятия 31–32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проект- ные задания (открытки или панно) к праздникам.
ния на стр. 8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.
Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепле- ние полученных знаний в учебнике (стр. 10–11).
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
3-й класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
1–2 | Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизон- ская школа пейза- жа; импрессио- низм; зимний ко- лорит. | 2 | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают (Н). Изучить натюрморт В. Хеды и отве- тить на вопросы на стр. 5 учебника (Н). Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живо- писи импрессионистов (П). Выполнить задания на стр. 6–7 учеб- ника (П). На примере картин А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться определять особенности зимнего колорита (Н). Выполнить задания на стр. 8–9 и 51 учебника. Написать зимний пейзаж по вообра- жению. |
3–4 | Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анима- листический жан- ры. | 2 | Иметь представление (Н) и расска- зывать (П) об особенностях портрет- ного, исторического, анималистиче- ского и бытового жанров в живописи. Отвечать на вопросы на стр. 10–15 учебника (Н). Нарисовать с натуры любое живот- ное в движении, наиболее характер- ном для него, на стр. 22–23 рабочей тетради (П). |
5–7 | Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. Твоя мастерская: штриховка и цве- товой тон. Работа цветными карандашами. Тренируем наблю- дательность: изу- чаем работу масте- ра. | 3 | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н). Выполнить задания на стр. 16 учебника (Н). Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цветовым кру- гом: находить с его помощью допол- нительные и родственные цвета (Н). Отработать приёмы штриховки цвет- ными карандашами (Н). Выполнить задания на стр. 18 учебника. Выполнить задания на стр. 16–17 учебника и на стр. 2–3 рабочей тетра- ди (Н). Изучить и проанализировать рису- нок С. Чехонина цветными каранда- шами на стр. 19 учебника (П). |
8–10 | Декоративное пан- но. Твоя мастерская: панно из природ- ного материала. | 3 | Иметь представление о декоратив- ном панно (Н). Изучить материалы на стр. 4–5 рабочей тетради (Н). Коллективное панно «Весёлые попу- гайчики» (П). |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
Изучить материалы на стр. 21 учеб- ника и на стр. 6–7 рабочей тетради и выполнить декоративное панно из природного материала, заготовленно- го летом (П) | |||
11–13 | Тон, форма, свето- тень. Твоя мастерская: натюрморт из гео- метрических тел. | 3 | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н). Выполнить задания на стр. 22 учеб- ника и на стр. 8–9 рабочей тетради (Н). Знать алгоритм рисования натюр- морта из геометрических тел (стр. 23 учебника и стр. 10–13 рабочей тетра- ди) (Н). Рисовать натюрморт из геометриче- ских тел с натуры на стр. 12–13 рабо- чей тетради (П). (Геометрические тела можно изготовить из ватмана, стр. 10 рабочей тетради.) |
14–16 | Люди и их лица. Приметы возрас- та. Мимика. | 3 | Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции чело- веческого лица (Н) и уметь ими поль- зоваться (П). Выполнить задания на стр. 24–25 учебника и стр. 24–25 рабочей тетра- ди (Н). Знать, как изменяется лицо челове- ка с возрастом или со сменой настрое- ния (стр. 26–27 учебника и стр. 26–27 тетради) (П). Выполнить задания на стр. 26–27 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради (П). Выполнить задание «Семейный пор- трет» на стр. 28–29 рабочей тетради (П). |
17–18 | Народные промыс- лы: Золотая Хо- хлома. | 2 | Знать историю и особенности хох- ломской росписи (Н) и уметь отли- чать её от других народных промыс- лов (П). Изучить этапы выполнения различ- ных хохломских узоров и выполнить задания на стр. 30–31 рабочей тетра- ди (Н). Расписать тарелку или шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать вместо тарелки круг или овал из ватмана, а детали шка- тулки подготовить заранее или вос- пользоваться шаблоном на стр. 67 рабочей тетради (П). |
19 | Плетёные орна- менты. Звериный стиль. | 1 | Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнамен- тов (Н). |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
Изучить материал и выполнить зада- ния на стр. 31 учебника и на стр. 34–35 рабочей тетради (П). | |||
20 | Волшебство аква- рели. Совмещение нес- кольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечат- ка. | 1 | Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материа- лы. Изучить технику отпечатка. Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П). Выполнить задания на стр. 32–33 в учебнике и на стр. 36–37 в рабочей тетради. |
21–23 | Мастер иллюстра- ции И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам. | 3 | Иметь представление о тврчестве И. Билибина (Н). Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуаль- но определять работы этого художни- ка (П). Ответить на вопросы на стр. 34–35 учебника. Выполнить графическую работу «Фантастическое дерево» (стр. 42–43 рабочей тетради). Проанализировать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пуш- кина, выполненные И. Билибиным (Н). Выполнить задание на стр. 36–37 в учебнике и на стр. 44–45 в рабочей тетради («Дневрерусский витязь и девица-красавица») (П). |
24–25 | Из истории искус- ства. Древнерусская книга. Как украшалиру- кописные книги. | 2 | Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н). Выполнить задания на стр. 39 учебника (Н) и на стр. 46–47 рабочей тетради. Коллективный проект «Кирилли- ца». |
26–29 | Для любознатель- ных: художник и театр. | 4 | Самостоятельно изучить тему «Ху- дожник и театр» и иметь представле- ние о работе различных театральных художников (П). Ответить на вопросы на стр. 40–41 учебника (Н). Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». Уметь со- ставлять план работы и согласован- но действовать в коллективе (П). |
30 | Учимся видеть. Русский музей. | 1 | Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н). Уметь рассказывать о картинах Русского музея (стр. 50–57 учебника). |
31–32 | Проекты. | 2 | Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 38–41 рабочей тетради) (П). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа курса «Литературное чтение» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой...
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа курса «Окружающий мир» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (С...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 3 класса, (УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа курса «Русский язык» для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учеб...
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочая программа учебного предмета «Математика» начального образования для 4 б класса на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В.Степановой.(«Школа России»), сборника рабочих програм...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....