Тема урока «Кантеле звучит»
план-конспект урока (2 класс) на тему
Цель: Познакомить детей с карельским народным инструментом – кантеле.
Задачи: воспитывать у детей любовь к родному краю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Кантеле звучит»
Цель: Познакомить детей с карельским народным инструментом – кантеле.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь к родному краю
Орг момент:
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок,
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете!
Наши ушки на макушке,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Учитель: Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести познавательный и интересный урок по предмету «Край, в котором ты живешь».
Сейчас вы прослушаете и определите, какой музыкальный инструмент звучит?
(включает ТЮ): по очереди нажимать на инструменты с флешки (бубен, пианино, металлофон, гитара). Дети называют инструмент, выходят и показывают его указкой. Последний звук инструмента – кантеле, дети говорят что его нет здесь или они не знают, какой инструмент звучит.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с эти инструментом.
Для этого мы должны отправиться в прошлое на машине времени. Закройте лицо ладошками. Полетели! (звучит музыка – вкл ТЮ)
В: Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Ой потерял, потерял…
У: Здравствуй, старец. Что потерял? Где потерял? Как зовут тебя, расскажи нам.
В: Зовут меня Вяйнямейнен - мудрый старец, живущий в нашем крае, а потерял я свой музыкальный инструмент.
У: У нас много музыкальных инструментов, найдешь среди них свой?
В: Сейчас я посмотрю. Ребятушки, что то они мне не знакомы, помогите мне, назовите. Я вам показываю, а вы мне называете. (показываю, называют, пробую поиграть. Последнюю беру гитару – похоже, и струны есть, и короб, но звучит не так). А моего нет, а где же он, может здесь.. здесь.. да вот же он. (Показываю кантеле). Ребята, кто видел уже такой музыкальный инструмент? Кто знает, как он называется?
(Включается презентация ТЮ)
Кантеле – это струнный карельский национальный инструмент. (Дать ребятам посмотреть, потрогать).
Ребята, как называется интрумент? (Лариса вешает)
Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле аккомпанируют рунам.
И сейчас я вам расскажу как я его сделал.
Сделал старый Вяйнямёйнен
Из березы той утеху,
Целый летний день строгал он,
За день кантеле устроил,
На мысочке, скрытом мглою,
На туманном островочке.
Короб кантеле он режет,
На утеху ящик этот,
Короб делает он прочный,
Весь в прожилках этот ящик.
В: Исполняют на кантеле руны, называется это рунопение. А тот кто исполняет – рунопевцем. С рунами вы познакомитесь в старших классах, когда будете изучать «Калевала».
«Калевала» - это такая книга, где собраны руны.
У: Сядь Вяйнямёйнен, отдохни вместе с ребятами. А вы ребятки закройте глазки, можно лечь на парту. И мы послушаем с вами Рунический напев исполняет Ирина Шишканова, кантелистка, заслуженная артистка Карелии и России.
музыкальная пауза (выключаем проектор!)
У: Ребята, вам задание. Перед вами слова, прочитайте и составьте предложение. (выполняют)
Кантеле – струнный карельский инструмент.
Кантеле состоит из пяти струн.
Вяйнямейнен первый придумал кантеле.
Руны – народные песни о старине.
Рунопевцы - исполнители рун.
Калевала – книга, где собраны руны.
Ребята читают свои предложения. Выстраиваем их в рассказ и прочитываем по очереди.
физкульт минутку
Работа на закрепление. На картонном кантеле.
Я: Теперь ребята я хочу проверить, как вы запомнили мой рассказ. Я для вас приготовил кантеле, на которые вы должны будете наклеить струны.
Но струны не простые, каждая струна – это ответ на мой вопрос.
!! ПРЕЗЕНТАЦИЯ!!
Идет работа. Посмотрите и у вас теперь есть кантеле. Пора вам возвращаться в класс. (Закрывают ладошками глаза. Звучит музыка)
У: Многие века делали жители Карелии кантеле по старинной технологии – почти в точности так, как придумал Вяйнямейнен. А уже в наше время, незадолго до Великой Отечественной войны, прикоснулся к старинному кантеле исследователь, музыкант и поэт Виктор Гудков.
У: Вместе с мастерами он усовершенствовал инструмент, увеличил количество струн и собрал кружок любителей музыки. Так родился на свет ансамбль«Кантеле».
Ансамбль этот уникальный, нигде в мире больше такого нет. Творческие люди там собрались! Не только на кантеле играют, но и поют да танцуют…И не только взрослые, но и дети.
Окончание – номер ансамбля «Кантеле» (Татьяна ВКЛЮЧАЕТ)!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Технологическая карта урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс
Технологическая карта урока с подробным описанием деятельности учителя и учащихся, а такжеформируемыми УУД и планируемыми результатами....
Самоанализ урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс
Самоанализ урока: тип, цель, образовательная задача, задачи УУД,структура урока.......
Методическая разработка урока музыки «Звучит нестареющий Моцарт!»
Цель урока - Раскрыть жизненное содержание и силу музыки композитора, сформировать представление о том, что она возвышает душу человека к свету и радости....
Занятие - тренинг по теме "Учитель - это звучит гордо."
Представлен материал для работы с молодыми специалистами в виде тренинга ( в начале учебного года). Цель занятия: осознать и принять качества необходимые для дальнейшей работы молодому педагогу, спосо...
Музыка. Тема : Дом, который звучит 1 класс
Знакомство детей с оперой, балетом и музыкальными спектаклями....
Технологическая карта урока музыки «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония 40. Увертюра. Финал.» (УМК "Школа России", 2 класс)
Конспект урока по музыке 2 класс...