Занятие - тренинг по теме "Учитель - это звучит гордо."
консультация

Представлен материал для работы с молодыми специалистами в виде тренинга ( в начале учебного года). Цель занятия: осознать и принять качества необходимые для дальнейшей работы молодому педагогу, способствовать сплочениию педагогического коллектива. На занятии участники знакомятся с приемом Фрейма, работа проводится в мини группах сменного состава. По окончании тренинга участникам выдается памятка для молодых педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Занятие - тренинг2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план тренинг – занятия.

Тема: «Учитель – это звучит гордо!»

Тип: занятие – тренинг. Продолжительность занятия – 45 минут, количество участников: 12 - 14 человек. Это молодые специалисты; педагоги, вновь вошедшие в коллектив; будущие наставники; учителя со стажем.
Время проведения – август – начало сентября

Цель: развитие профессионально значимых качеств у педагогов, сплочение педагогического коллектива.

Задачи:

1.помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе;
2.определить профессионально важные качества педагогов;
3.способствовать сплочению педагогического коллектива

Вопросы для обсуждения:

  1. Определить профессионально важные качества педагогов.
  2. Учиться применять профессиональные качества в различных ситуациях.
  3. Рекомендации молодым учителям для успешной адаптации в школе, выработка памятки для молодого учителя. (По окончании занятия – молодые специалисты получат памятки)

Прогнозируемые результаты:

развитие способности молодых специалистов осознать и принять качества, необходимые для дальнейшей работы педагогом.

Учебно – методическое и техническое обеспечение занятия: магнитная доска, листы бумаги формата А3, фломастеры, бейджики.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (1 мин)

2. Вступительное слово.

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня мы с Вами познакомимся с профессией учителя по – новому. Вы – кто только входит в эту профессию и наши коллеги, которые давно уже в профессии – давайте взглянем на учительский труд по – иному. Мы все прекрасно знаем: учитель – это не только работа, это образ жизни. «… Каждый день у настоящего учителя превращается в спектакль, какие только маски ему не приходиться менять в течение даже одного учебного дня: наставника, друга, мамы, лидера, оратора, клоуна… Это человек, у которого нет нормированного рабочего дня, который вне зависимости от времени дня и ночи что – то придумывает и изобретает…»  

Недаром Гете говорил: «Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.» Эта профессия – благородна и прекрасна. В ней очень много положительных сторон, которые нам предстоит сегодня раскрыть.

Наше занятие начну я – его модератор, который вместе с вами попробует раскрыть секрет высказывания «Педагог, звучит - гордо!

3. Обозначение проблемы занятия и решение её.        

а) Определение профессиональных качеств педагога. (5 мин)

Модератор предлагает участникам разделиться на группы (3-4 группы по 3-4 человека): Ромашки, колокольчики, пчелки, солнышки. (Приложение 1) (Эти знаки продумываются заранее: ромашки – молодые специалисты, колокольчики – новые члены коллектива, пчелки – учителя со стажем и солнышко – учителя – наставники). После деления на группы модератор объясняет:

Модератор: Начнем наше занятие с очень популярного приема: приёма Фрейма. Это структура, содержащая некоторую информацию.  Фрейм – это некий каркас и опора, которые должны быть понятны, компактны и образны. (Приложение 2).  Ключевое слово нашего занятия будет: УЧИТЕЛЬ.

Далее я предлагаю командам заполнить лист А3 по теме: Кто такой учитель? (Приложение 3)

б) Творческая работа в группах по составлению схемы (15 мин).

Цель задания:

        Выяснить, как себе представляют профессию учителя педагоги, на разных этапах своей карьеры (в начале пути и уже имеющие стаж работы).  Определиться с основными качествами педагога.

Помочь в определении основных качеств педагога – молодым специалистам.

        Для работы отводится 10 – 15 минут, цветные фломастеры, лист бумаги форматом А3. Через 15 минут подводятся итоги.

в) Анализ проделанной работы (10 мин).

        Перед коллегами выходит группа (или представитель группы) и рассказывает итог проделанной работы. Выслушиваются последовательно все группы.

        Рекомендация: Заслушивать итоги лучше начинать с молодых специалистов, которые только приступают к своим обязанностям, далее по нарастающей все группы.

        Заключительное слово предоставляется модератору, который подводит итоги всей работы, в ходе которой на доске появляются изображения: человечка, лестницы и кувшина. (Приложение 4)

Далее идет комментирование этих изображений. Каждая картинка обозначает как положительные, так и отрицательные стороны педагога.

                                                                           

Вывод: Профессия учителя может иметь две стороны, одна – будет помощником в будущем, другая – будет мешать и ее надо обязательно контролировать. Только упорство, настойчивость, любовь к своей профессии, только человечность, вера в людей, в лучшее, что есть у них поможет стать настоящим педагогом. Здесь обязательно надо дать понять молодым специалистам, что труд учителя прекрасен, очень важен.

  Если сравнить душу ученика с сосудом, наполнять который доверено нам, учителям, то мудрым, бесспорно, можно считать изречение Сократа: «Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нём огонь познания».

Резюме модератора:

Из этого вытекают обязательные профессиональные качества педагога.

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.

Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.

Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. Кроме того, педагог обязан быть требовательным.

4. Практическое использование проделанной работы.

а) организационный момент (1мин)

         Далее модератор предлагает педагогам организовать новые группы таким образом, чтобы в каждой группе оказались по два разных цветка, солнышко и пчелка.

В конце своего занятия модератор предлагает совместно решить педагогические ситуации. Особенность этого задания заключается в том, что ситуации всего две, а групп – четыре и решения у групп могут не совпасть, тем самым может возникнуть дискуссия, которая должна во – первых объединить коллег в группах, во – вторых, помочь достичь общего решения.

б) Решение проблемных ситуаций (6 мин): Какие качества педагога помогут решить сложившуюся ситуацию?

Модератор: Представитель от каждой группы, приглашается за заданием. На обсуждение ситуации в задании группе отводится 5 минут.

Цель задания: 1. Учиться анализировать различные ситуации и находить выход из них;

2. Сплотить педагогов и помочь учителям, адаптироваться в новом коллективе.

Задача данного задания: в группах проанализировать ситуацию и попробовать найти выход из создавшейся ситуации.

Ситуация 1 (1 группа) (Приложение 5)

   Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя.
   Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит:
   – Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста.

Ситуация 2 (2 группа)

В одном из 8 классов школы был учащийся, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной молодому педагогу. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Педагог сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван.

в) Анализ проделанной работы (5 мин)  

         После работы, группы представляют свои ситуации и реакции на данное действие. Начинает обсуждение та группа, которая раньше всех подготовилась, второй группе предлагается представить свое мнение или проанализировать решение коллег.

5. Подведение итогов занятия (2 мин)

Модератор сделаем вывод:

Любой педагог должен стремиться быть:

Специалистом: знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; обладать терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, общительностью и умением слушать;

Работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком;

Человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, также ему присущи потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.

А этому можно научиться только в совместной работе молодых педагогов с более опытными. Одни заряжаются энергией, другие получают опыт.

В заключении занятия можно предоставить слово всем желающим педагогам с пожеланиями молодым специалистам.

Модератор резюмирует работу коллектива:

Рекомендации от наставников:

1. Начинайте урок энергично.

2. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. 

3.Умейте управлять своими чувствами и эмоциями, и чувствами обучающихся.

4. Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

5. Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

Наше занятие подходит к завершению и позвольте вручить молодым специалистам буклеты от более опытных педагогов в память о сегодняшней совместной работе.

 «Памятка молодому специалисту: Учитель – это звучит гордо!» (Приложение 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья - это звучит гордо!"

Статья для журнала "Практика школьного воспитания" (НИРО), в которой представлен опыт внеклассной работы с родителями обучающихся в форме "Семейной гостиной". Подробно описаны направления систематичес...

Россия - звучит гордо!

«Россия. Какое красивое слово!И роса, и сила, и синее что-то……...

Воспитатель — это звучит гордо!

Главная цель воспитателя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «Божью искру», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погасну...

Конкурсная работа "Учитель - это звучит гордо"

Дистанционные олимпиады и конкурсы от ЦРТ «Мега-Талант»...

«ЮИД звучит гордо!», к 45-летию движения ЮИД в России.

Агитбригада  отряда  ЮИД  МКОУ  ОО школа №6 «Светофор» на тему: «ЮИД звучит гордо!», к  45-летию движения ЮИД в России....

Патриот - звучит гордо

Данное внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 4-х классов. В ходе мероприятия ученики анализируют исторические события Росси, начиная с XIII по XX век....

Эссе "Учитель - это звучит гордо"

Эссе "Учитель - это звучит гордо"...