Методическая разработка урока музыки «Звучит нестареющий Моцарт!»
методическая разработка по музыке (2 класс)
Цель урока - Раскрыть жизненное содержание и силу музыки композитора, сформировать представление о том, что она возвышает душу человека к свету и радости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuchit_nestareyushchiy_motsart.docx | 21.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Звучит нестареющий Моцарт!»
Ход урока:
- Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить о великом композиторе Вольфганге Амадее Моцарте.
Звучит «Рондо» В.Моцарта из «Маленькой ночной серенады».
- Много лет назад, в городах Европы можно было прочесть необычное объявление: «Сегодня, в 6 часов вечера, маленькие девочка и мальчик будут играть на клавесине труднейшие произведения величайших композиторов. Кроме того, маленький виртуоз исполнит пьесы на скрипке, будет играть симфонии, прелюдии и фуги. Затем он будет угадывать тоны и аккорды, узнавать их в звуке свистка, звоне шпор и других звуках. После этого станет петь и импровизировать на разных инструментах…»
Очень скоро мир узнал о том, что Бог создал Чудо.
Имя ему – Вольфганг Амадей Моцарт.
(Продолжает звучать «Рондо» В.Моцарта из «Маленькой ночной серенады» уже ярко, на фоне музыки – презентация фото и портретов Моцарта)
- Звучала музыка, которая нам всем хорошо знакома. Вы узнали её?
( серенада)
- Город Зальцбург был необычайно музыкальным городом. Музыка звучала в нем в соборах, и во дворцах, и в театрах, и просто на улицах. Музыку можно было услышать не только в дневное время, но и даже и ночью. В те времена было принято устраивать небольшие ночные концерты с исполнением серенад под окнами или балконами тех, кого хотели отметить вниманием в знак почитания или любви.
( Дети отвечают)
- Что мы чувствуем, когда она звучит?
( Радость, солнце, свет, восторг и т.д.)
- Какой характер у этой музыки?
(Нежный, ласковый, легкий)
- Чем пленяет нас мелодия серенады?
( Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипочке, тремоло).
- Счастье! Звучит нестареющий Моцарт! – тема нашего урока (указываю на тему урока на экране)
- Два с лишним века музыка этого композитора радует сердца людей, согревает теплом их души.
- Что же это за «загадка» - В.А.Моцарт?
- Что же это за «чудо», которое сотворил Бог 250 лет назад?
- Прикоснуться к тайне этого великого мастера нам помогут два замечательных искусства:Музыка и Литература (тема 1 полугодия на экране)
- А для начала давайте заглянем в то далёкое время, когда вся Европа вдруг заговорила о появлении «чудо – ребёнка» (анимация на экране)
- Концерт за концертом…
Моцарту удивлялись, его обожали, а были и такие, которые втайне завидовали ему. Чудо- ребенок развлекал публику. Играя на клавиатуре с завязанными глазами. Ему аплодировали в королевских дворцах и аристократических салонах Германии, Австрии, Франции, Италии, Великобритании, Швейцарии, а в Лондоне юный композитор играл даже для короля и королевы. Император Франц 1 назвал его «Юным волшебником».
«- Да ты настоящий маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил:
- Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву дались.
- А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть?
Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно. Затем по просьбе императора он исполнил «с листа», то есть по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И под конец тут же импровизировал музыку собственного сочинения.
- «Вундеркинд». Что означает это слово и почему именно Моцарта называли «вундеркиндом»?
(Ответы детей:
- сочинял с 4 лет;
- к 6 годам бегло играл на клавесине;
- самоучкой в детстве научился играть на
скрипке, потом на органе;
- исполнил по памяти труднейшее церковное
произведение и из рук Папы Римского был
награждён Орденом Золотой шпоры;
- с 14 лет – Член Болонской академии, т.к., не
выходя из закрытой комнаты, сочинил
сложное многоголосное произведение
«Тайна первой заповеди» )
- Действительно, это был настоящий вундеркинд, потому что всё, что делал этот маленький человечек – поражало людей. Одно только то, что он с 4 лет стал сочинять сам, уже говорило о многом. Одним из первых сочинений Моцарта был «Менуэт», кстати, что это такое?
(Ответы детей)
- Менуэт – старинный французский танец, был самым популярным танцем в середине 18 века в Европе. Может быть, именно поэтому маленький Моцарт стал сочинять в детстве менуэты. Это был очень красивый танец. Дамы и кавалеры двигались под музыку мелкими шажками и отвешивали друг другу многочисленные поклоны и реверансы.
II. Развитие темы.
В те времена очень распространенным бальным танцем был менуэт. Слушая менуэты Моцарта, нетрудно представить себе, как церемонно кланяются кавалеры напудренных париках, а дамы грациозно приседают в реверансе. Пары чинно движутся неторопливым мелким шагом, который и дал название танцу. А сейчас, я предлагаю вам послушать «Менуэт» Моцарта и нарисовать в своем воображении, музыку, которую вы услышите.
(Слушание «Менуэт» В.А.Моцарт.)
- Что вы представили, слушая менуэт? (Грациозно танцующих людей.)
- В каких цветах вы видите эту музыку? (В ярких цветах.)
- Какой характер у этой музыки? (Легкий, воздушный, торжественный.)
(Слушаем «Менуэт» В.Моцарта)
- Конечно же, Моцарт был необыкновенным ребёнком. Всё, что он видел вокруг себя, слышал, чувствовал – всё радовало его. Он с удивлением глядел на мир широко открытыми глазами, понимал, что все его любят, и душа его, впитав в себя любовь окружающих, наполнялась собственной любовью к миру. Душа его рвалась вперёд! Он любил всё и всех!
Музыка – чудо!
(анимация на экране)
- О волшебной силе музыки Моцарта известно всем. На земле происходят невероятные вещи, разгадку которым и по сей день ищут учёные всего мира. В Канаде, например, на всех оживлённых площадях звучит музыка Моцарта, это привело к уменьшению автомобильных аварий, а в Японии музыку Моцарта используют в хлебопечении: слушая её, тесто подходит в 2 раза быстрее.
- Музыка Моцарта учит нас, предостерегает, лишний раз, напоминая об очень важном – сохранении дружбы и любви на земле. И обратите внимание на то, как мастерски композитор использует музыкальные средства: главная мысль звучит осторожно, ненавязчиво, слегка игриво, шутя.
Вообще, Моцарт всегда любил шутить. Шутка его часто спасала, поднимала настроение, когда в жизни случались неприятности. Когда на душе было плохо, он не раскисал, не подавал виду, старался отшутиться.
Произведение, с которым мы сейчас с вами познакомимся – это откровенная шутка Моцарта. Может быть, слушая его внимательно, вы сами найдёте в нём что-то необычное?
(Звучит «Турецкий марш» Моцарта,
дети делятся своими впечатлениями )
- Иногда это произведение называют «Турецкий марш», а иногда «Рондо в турецком стиле». Интересно то, что это и не марш, и не рондо, но, как вы заметили, в обоих названиях присутствует слово «турецкий». Вообще, это произведение – одна из 3 частей фортепианной сонаты. Написана она была в 1778 году, как раз в то время, когда в Европе появился большой барабан, родиной которого была Турция. Его так и называли: турецкий барабан. Моцарт пытается изобразить именно звуки турецкого барабана, используя сопоставление двух контрастных тем.
- Контрастные, это какие?
(Отвечают: разные, противоположные)
- Музыка переключает наше внимание с одного героя на другого, часто повторяется, напоминая форму рондо. Вспомните, что это за музыкальная форма?
(Отвечают: круг, повторение по кругу, чередование одной неизменной части (рефрена) с разными эпизодами)
- Если очень внимательно и не 1 раз послушать это произведение, можно прийти к выводу, что оно, скорее всего, напоминает песню с запевами и припевами, а не рондо с чередованием рефрена и эпизодов. Так что, музыка имеет два названия, и ни одно не является точным. Шутка!
Музыка - чудо! Гармонии царство!
Клавиш игра под касанием рук!
Музыка – чудо! Она как лекарство!
Вылечить сможет тяжёлый недуг.
- Оказывается, музыка Моцарта ещё и может лечить людей.
Не все из вас, наверное, знают о том, что французский актёр Жерар Депардье с детства имел тяжёлый недуг – заикание. Именно сеансы слушания музыки Моцарта избавили его от этого недуга, он стал более уверенным в себе, поступил в актёрскую школу, а сейчас – это мировая звезда.
- Ну, разве это не чудо?
Наследие композитора:
- 15 опер.
- 41 симфония.
- 7 концертов для скрипки с оркестром.
- 27 концертов для фортепиано с оркестром.
- 42 скрипичные сонаты.
- 15 месс.
- Песни, менуэты, рондо.
- Реквием.
IV. Итог.
Так музыка одного и того же композитора может заставить нас улыбаться и испытывать печаль. Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.
«Такого гения больше не родит земля» – говорили про него при его жизни, говорят сейчас и будут говорить всегда.
- Итак, какой это человек - В.А.Моцарт?
(Ответы детей: - добрый и милосердный, сам беден, но даёт денег бедному;
- не заносчивый, рад, что его музыку любят, знают и исполняют, она звучит
даже в исполнении слепого скрипача;
- бросает все свои дела, чтобы послушать слепого старика, хотя он и не очень
хорошо играет, не проходит мимо;
- не признаётся слепому, что он сам – Великий Моцарт!
- Как по – вашему, нужны эти качества нам сегодня, представляют ли они ценность для нашего времени? Может быть сейчас, когда прошло 250 лет, они утратили своё значение? Ведь жизнь во многом поменялась?
(Ответы детей)
- 21 век – не простое время. Человек становится другим и человеческие ценности для некоторых людей утрачивают своё значение. Мы смотрим ТВ, слушаем Радио, читаем газеты и всё чаще сталкиваемся с тем, что ради денег, карьеры, собственного благополучия люди совершают жестокие поступки, преступления, забывая о том, что им подарена жизнь на этой земле, и то, как они проживут её, зависит от них самих.
- Какой след оставит после себя человек? Чем он может запомниться на земле?
- Может быть музыкой, как Моцарт, может быть стихами, какими-то важными открытиями, а может быть просто добрыми поступками и делами. Ведь, делая добрые дела, человек дарит радость и счастье своим близким.
Каждый человек по-своему прекрасен и чудесен, потому что в каждом человеке и в каждом из вас живет маленькое чудо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...
Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"
Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать у обучающихся умения определять хар...
Технологическая карта урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс
Технологическая карта урока с подробным описанием деятельности учителя и учащихся, а такжеформируемыми УУД и планируемыми результатами....
Самоанализ урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс
Самоанализ урока: тип, цель, образовательная задача, задачи УУД,структура урока.......
Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"
Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...
Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»
Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...
Технологическая карта урока музыки «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония 40. Увертюра. Финал.» (УМК "Школа России", 2 класс)
Конспект урока по музыке 2 класс...