Методическая разработка урока музыки «Звучит нестареющий Моцарт!»
методическая разработка по музыке (2 класс)

Аникеева  Наталья Вячеславовна

Цель урока - Раскрыть жизненное содержание и силу музыки композитора, сформировать представление о том, что она возвышает душу человека к свету и радости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchit_nestareyushchiy_motsart.docx21.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Тема урока: «Звучит нестареющий   Моцарт!»

                                                                     

Ход урока:

- Добрый день,  ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить о великом композиторе Вольфганге Амадее Моцарте.  

    Звучит «Рондо» В.Моцарта  из «Маленькой ночной серенады».

 - Много лет назад, в городах Европы можно было прочесть необычное объявление: «Сегодня, в 6 часов вечера, маленькие  девочка и  мальчик будут играть на клавесине труднейшие произведения величайших композиторов. Кроме того, маленький виртуоз исполнит пьесы на скрипке, будет играть симфонии, прелюдии и фуги. Затем он будет угадывать тоны и аккорды, узнавать их в звуке свистка, звоне шпор и других звуках. После этого станет петь и импровизировать на разных инструментах…»

     

     Очень скоро мир узнал о том, что Бог создал Чудо.

     Имя ему – Вольфганг Амадей Моцарт.

   (Продолжает звучать «Рондо» В.Моцарта  из «Маленькой ночной серенады» уже ярко, на фоне музыки – презентация фото и портретов Моцарта)

 - Звучала музыка, которая нам всем хорошо знакома. Вы узнали  её?

( серенада)

-  Город Зальцбург был необычайно музыкальным городом. Музыка звучала в нем в соборах, и во дворцах, и в театрах, и просто на улицах. Музыку можно было услышать не только в дневное время, но и даже и ночью. В те времена было принято устраивать небольшие ночные концерты с исполнением серенад под окнами или балконами тех, кого хотели отметить вниманием в знак почитания или любви.

    ( Дети отвечают)

 - Что мы чувствуем, когда она звучит?

    ( Радость, солнце, свет, восторг и т.д.)

-  Какой характер у этой музыки?

(Нежный, ласковый, легкий)

- Чем пленяет нас мелодия серенады?

( Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипочке, тремоло).

 - Счастье! Звучит нестареющий Моцарт! – тема нашего урока (указываю на тему урока на экране) 

 -  Два с лишним века музыка этого композитора радует сердца людей, согревает теплом их души.

 - Что же это за «загадка» - В.А.Моцарт?

 - Что же это за «чудо», которое сотворил Бог 250 лет назад?

 - Прикоснуться к тайне этого великого мастера нам помогут два замечательных искусства:Музыка и Литература  (тема 1 полугодия  на экране)

 - А для начала давайте заглянем в то далёкое время, когда  вся Европа вдруг заговорила о появлении «чудо – ребёнка»     (анимация на экране)

- Концерт за концертом…

Моцарту удивлялись, его обожали, а  были и такие, которые втайне завидовали ему. Чудо- ребенок развлекал публику. Играя на клавиатуре с завязанными глазами. Ему аплодировали в королевских дворцах и аристократических салонах Германии, Австрии, Франции, Италии, Великобритании, Швейцарии, а в Лондоне юный композитор играл даже для короля и королевы. Император Франц 1 назвал его «Юным волшебником».

«- Да ты настоящий маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил:
- Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву дались.

- А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть?
Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно. Затем по просьбе императора он исполнил «с листа», то есть по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И под конец тут же импровизировал музыку собственного сочинения.

- «Вундеркинд». Что означает это слово и почему именно Моцарта называли «вундеркиндом»?

  (Ответы детей:

                     - сочинял с 4 лет;

                     - к 6 годам бегло играл на клавесине;

                     - самоучкой в детстве научился играть на

                       скрипке, потом на органе;  

                     - исполнил по памяти труднейшее церковное

                       произведение и из рук Папы Римского был

                       награждён Орденом Золотой шпоры;  

                     - с 14 лет – Член Болонской академии, т.к., не

                       выходя из закрытой комнаты, сочинил  

                       сложное многоголосное произведение

                       «Тайна первой заповеди» )

  - Действительно, это был настоящий вундеркинд, потому что всё, что делал этот маленький человечек – поражало людей. Одно только то, что он с 4 лет стал сочинять сам, уже говорило о многом. Одним из первых сочинений Моцарта был «Менуэт», кстати, что это такое?

                     (Ответы детей)

- Менуэт – старинный французский танец, был самым популярным танцем в середине 18 века в Европе. Может быть, именно поэтому маленький Моцарт стал сочинять в детстве менуэты. Это был очень красивый танец. Дамы и кавалеры двигались под музыку мелкими шажками и отвешивали друг другу многочисленные поклоны и реверансы.

  II. Развитие темы.

В те времена очень распространенным бальным танцем был менуэт. Слушая менуэты Моцарта, нетрудно представить себе, как церемонно кланяются кавалеры напудренных париках, а дамы грациозно приседают в реверансе. Пары чинно движутся неторопливым мелким шагом, который и дал название танцу. А сейчас, я предлагаю вам послушать «Менуэт» Моцарта и нарисовать в своем воображении, музыку, которую вы услышите.

(Слушание «Менуэт» В.А.Моцарт.)

  • Что вы представили, слушая менуэт? (Грациозно танцующих людей.)
  • В каких цветах вы видите эту музыку? (В ярких цветах.)
  • Какой характер у этой музыки? (Легкий, воздушный, торжественный.)

              (Слушаем «Менуэт» В.Моцарта)

 - Конечно же, Моцарт был необыкновенным ребёнком. Всё, что он видел вокруг себя, слышал, чувствовал – всё радовало его. Он с удивлением глядел на мир широко открытыми глазами, понимал, что все его любят, и душа его, впитав в себя  любовь окружающих,   наполнялась собственной любовью к миру. Душа его рвалась вперёд! Он любил всё и всех!  

                   

                     Музыка – чудо!

                         (анимация на экране)

 - О волшебной силе музыки Моцарта известно всем. На земле происходят невероятные вещи, разгадку которым и по сей день ищут учёные всего мира. В Канаде, например, на всех оживлённых площадях звучит музыка Моцарта, это привело к уменьшению автомобильных аварий, а в Японии музыку Моцарта используют в хлебопечении: слушая её, тесто подходит в 2 раза быстрее.

Музыка Моцарта учит нас, предостерегает, лишний раз, напоминая об очень важном – сохранении дружбы и любви на земле. И обратите внимание на то, как мастерски  композитор использует музыкальные средства:   главная мысль звучит осторожно, ненавязчиво, слегка игриво, шутя.

   Вообще, Моцарт всегда любил шутить. Шутка  его часто спасала,  поднимала настроение,  когда в жизни случались неприятности. Когда на душе было плохо, он  не раскисал, не подавал виду,  старался отшутиться.

   Произведение, с которым   мы сейчас с вами познакомимся – это откровенная шутка Моцарта. Может быть, слушая его внимательно, вы сами найдёте в нём что-то необычное?

                       (Звучит «Турецкий марш» Моцарта,

                       дети  делятся своими впечатлениями )

 - Иногда это произведение называют «Турецкий марш», а иногда «Рондо в турецком стиле».  Интересно то,  что это и не марш, и не рондо, но, как вы заметили, в обоих названиях присутствует слово «турецкий». Вообще, это произведение – одна из 3 частей фортепианной сонаты. Написана она была в 1778 году, как раз в то время, когда в Европе появился большой барабан, родиной которого была Турция. Его так и называли: турецкий барабан. Моцарт пытается изобразить именно звуки турецкого барабана, используя сопоставление двух контрастных тем.

 - Контрастные, это какие?

                                     (Отвечают: разные, противоположные)

         -  Музыка переключает наше внимание с одного героя на другого, часто повторяется, напоминая форму рондо. Вспомните, что это за музыкальная форма?

             (Отвечают: круг, повторение по кругу, чередование одной неизменной части (рефрена) с разными эпизодами)

 - Если очень внимательно и не 1 раз послушать это произведение, можно прийти к выводу, что оно, скорее всего, напоминает песню с запевами и припевами, а не рондо с чередованием рефрена и эпизодов. Так что, музыка имеет два названия, и ни одно не является точным. Шутка!

                          Музыка -  чудо! Гармонии царство!

                          Клавиш игра под касанием рук!

                          Музыка – чудо! Она как лекарство!

                          Вылечить сможет тяжёлый недуг.

 -  Оказывается, музыка Моцарта ещё и может лечить людей.

Не все из вас, наверное, знают о том, что французский актёр Жерар Депардье с детства имел тяжёлый недуг – заикание. Именно сеансы слушания музыки Моцарта избавили его от этого недуга, он стал более уверенным в себе, поступил в актёрскую школу, а сейчас – это мировая звезда.

   - Ну, разве это не чудо?

 

Наследие композитора:

  • 15 опер.
  • 41 симфония.
  • 7 концертов для скрипки с оркестром.
  • 27 концертов для фортепиано с оркестром.
  • 42 скрипичные сонаты.
  • 15 месс.
  • Песни, менуэты, рондо.
  • Реквием.

IV. Итог.

Так музыка одного и того же композитора может заставить нас улыбаться и испытывать печаль. Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.

«Такого гения больше не родит земля» – говорили про него при его жизни, говорят сейчас и будут говорить всегда.

 - Итак, какой это человек - В.А.Моцарт?

     (Ответы детей:   - добрый и милосердный, сам беден, но даёт денег бедному;

                                  - не заносчивый, рад, что его музыку любят, знают и исполняют, она звучит

                                    даже в исполнении слепого скрипача;

                                  - бросает все свои дела, чтобы послушать слепого старика, хотя он и не очень                                                                                            

                                     хорошо играет, не проходит мимо;

                                  - не признаётся слепому, что он сам –  Великий Моцарт!

 - Как по – вашему, нужны эти качества нам сегодня, представляют ли они ценность для нашего времени? Может быть сейчас, когда прошло 250 лет, они утратили своё значение? Ведь жизнь во многом поменялась?

                                                  (Ответы детей)

 - 21 век – не простое время. Человек становится другим и человеческие ценности  для некоторых людей утрачивают своё значение. Мы смотрим ТВ, слушаем Радио, читаем газеты и всё чаще сталкиваемся с тем, что ради денег, карьеры, собственного благополучия люди совершают жестокие поступки, преступления, забывая о том, что им подарена жизнь на этой земле, и то, как они проживут её, зависит от них самих.  

  - Какой след оставит после себя человек? Чем он может запомниться на земле?

 - Может быть  музыкой, как Моцарт, может быть стихами, какими-то важными открытиями, а может быть просто добрыми  поступками и делами.   Ведь, делая добрые дела, человек дарит радость и счастье своим близким.

  Каждый  человек  по-своему прекрасен и чудесен, потому что в каждом человеке и в каждом из вас живет маленькое чудо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Технологическая карта урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс

Технологическая карта урока с подробным описанием деятельности учителя и учащихся, а такжеформируемыми УУД и планируемыми результатами....

Самоанализ урока музыки "Звучит нестареющий Моцарт!" 2 класс

Самоанализ урока: тип, цель, образовательная задача, задачи УУД,структура урока.......

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»

Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...