Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо-действия |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствует учащихся
-Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой.
Сегодня мы садимся, играя в ассоциации. Мальчики: ассоциации по теме «Школа развития речи», девочки- «Основы смыслового чтения» | Тактильное приветствие (касание пальцев в парах, начиная с большого): «Желаю успеха большого во всем и везде. Здравствуй!»
Ребята садятся, каждый называя термин, относящийся к той или иной теме | Фронтальная |
2. Актуа-лизация и пробное учебное действие | Просмотр видеоролика из юмористического журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» Вопросы к видеоматериалу: -Вспомните, при изучении какой темы мы просматривали этот видеоролик? При затруднении -поэтическая минутка. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема? Нужно ясно понимать, Что задача не простая. Мысль словами выражать- Суть стилистики такая. Диссертация, беседа, Речь, статья или роман? Заявленье на соседа, Что устроил балаган. В языке во всём система. Ни к чему же нам гадать, Чтоб не мучила дилемма, - Нужно стили речи знать!
-Так почему же мы так говорим? - Уместно ли было общение мальчика на сленговом языке? -Каких знаний не хватило мальчику? -Примером какого стиля речи был данный сюжет? -Выберите верный вариант и отметьте справа знаком «+» Стили речи | | Научный | | Официально – деловой | | Публицистический | | Разговорный | | Художественный | |
– Сформулируйте тему урока - На какое слово в теме урока вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало? А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
-Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации? В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? - Для чего нам нужно знать функциональные стили речи?
|
Высказывают свое мнение
-Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.
Работают с таблицей
Слово стиль.
Разговорный стиль и книжный стиль.
Устная и письменная. Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.
| Групповая
В парах
|
2. Выяв-ление места и причины затрудне-ния | Блеф- игра «Верите ли вы, что…» (с.30) 1.Развитию нашей связной речи (устной и письменной) посвящены такие разделы науки о языке, как стилистика и культура речи
2.Слово «стиль» относится к современному периоду и является неологизмом
3. В русском языке обычно выделяются разговорный и книжный стили.
4.Речевой стиль не предполагает определенный выбор слов.
5. Что разговорный стиль мы чаще всего употребляем в письменной речи
Составляем кластер по уже имеющейся информации
| Обдумывают ответы на вопросы Да (зачитывают в подтверждение слова из текста-с.30 )
Нет
Да
Нет
нет
Составляют кластер «Разговорный стиль» | Группо-вая |
3. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затрудне-ния | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. Наблюдение (с.34 тетради).
Задания для развития скорочтения: 1. Игра «Смена кадра» - Эмоциональный\
- литературный
- Бытовой
- Фразеологизмы
- Ласкательные
- Уменьшительные
- Презрительные
- бранные
– О чем пойдет речь в тексте? Попробуйте в группах предположить. Открываем тетрадь «ШРР» на с.34 , пробуем узнать больше информации: чтение только гласных, девочки зачеркивают букву з, мальчики- о , чтение с ног на голову. - Что удалось прочитать? Поделитесь информацией
Физминутка Читаем статью, выбираем информацию для кластера
-Предположить, о чем или о ком пойдет речь в тексте, вам поможет игра «Из двух- третье» Ряс паха Боро чик Чере ты Моне ка Клю да
-Догадались? Чтение текстов(по вариантам): - бросок-засечка
- буксир
- найти глаголы (единый временной план)
Сравнение текстов в группах
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. – В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего
| Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями
Пытаются прочитать слова за 1-2 сек проецирования
чтение только гласных, девочки зачеркивают букву з, мальчики- о , чтение с ног на голову.
«Приключение Буратино»
Монолог и диалог | Индиви-дуальная, группо-вая |
4. . Первич-ное закрепле-ние с коммен-тирова-нием
| Распределите слова на две группы по стилям речи: КНИЖНЫЙ СТИЛЬ РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ мерси спасибо спать дрыхнуть праздновать кутить малевать рисовать отец батя плюхнуться упасть погибель смерть болеть хворать плестись шествовать друг друган мальчики пацаны
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи | Фронта-льная |
5. Творче-ская практиче-ская деятель-ность по реализа-ции построен-ного проекта | Лингвистический эксперимент . Прием "Метаморфозы". Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения. Превратите этот текст разговорного стиля в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать? (Заменить разговорные слова на книжные, снять избыточную эмоциональность) Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.) Примерный вариант полученного текста. Двое на одного. Вышел я на поляну и очень удивился, потому что увидел, как на краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! (Книжный стиль)
| Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индиви-дуальная, группо-вая |
6. Само-стоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону | Распознавание стилей речи. По Монтессори Работа может быть проведена с использованием карточек.
Текст № 1 Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль) Текст №2 Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. (По И. Тургеневу) (Художественный стиль) Тест №3 Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль) Текст №4 Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль) Текст №5 Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)
| Выполнение упражнений | Индиви-дуальная |
7. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние | Составление диалогов или монологов в парах по материалу упр. 3, с.36 Задание. Используя предложенные выражения приветствия, составьте диалог с другом; с директором школы. Средствами какого стиля речи вы пользовались в первом случае? Во втором? (Разговорным и официально-деловым стилем.) | Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассни-ков, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронта-льная |
8. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке (итог урока) | Рефлексия. 1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне? 2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке? 3. Что было главное? 4. Что у меня получилось лучше всего? 5. На что мне необходимо обратить свое внимание? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. ☺ ☹
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индиви-дуальная |