Стили речи.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие № 27 к авторской программе "Речевая копилка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_27.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Занятие 27.

                                                   Стили речи.

  ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО  

  • Подбери эпитет.

Гроза в мае – какая? __________________________________

Дождь осенью – какой?________________________________

Листья летом – какие?_________________________________

Листья весной - какие?_________________________________

Снег зимой - какой?___________________________________

Деревья зимой - какие?________________________________

Снег весной - какой?__________________________________

         ПО  НИТКЕ  ДОЙДЁШЬ  И  ДО  КЛУБКА

«Поворачивай стиль!» - говорили древние. Означало это в прямом смысле  «стирай написанное», в переносном – «работай над слогом, обдумывай написанное». Ведь стилем (stilоs по-гречески) называлась заострённая с одного конца палочка. По-русски такая палочка называлась стило. Такой палочкой писали (царапали) по дощечке, намазанной воском; другой конец палочки имел форму лопатки – им разравнивали воск, стирая написанное.

      Сегодня слово стиль имеет несколько значений (ты можешь прочитать о них в толковом словаре). Об одном из значений толковый словарь С.И. Ожегова говорит так: «Стиль – совокупность приёмов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики». То есть стиль речи – это отбор и употребление в устной и письменной речи слов, выражений и других языковых средств, соответствующих обстановке, целям высказывания и общения. Высказывания, годящиеся для одного стиля речи, очень часто совершенно не подходят для другого. Никого не удивит, как писал Л.Успенский, разговор двух мальчишек между собою: «Ты опять  «пару» хватанул? Эх, ты! То «пара», то «кол»… Срежешься на экзаменах и выставят из школы». Но представь подобную запись в дневнике ученика: «Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять хватанул «пару», а в журнале у него то «пара», то «кол», он, несомненно, срежется на экзамене и будет «выставлен» из школы»!

          В русском языке обычно выделяются разговорный и книжный стиль. Особо выделяется стиль художественной литературы.

           Каждый из стилей речи используется и в устной и в письменной речи, но для каждого из них существует наиболее характерная форма использования. Разговорный стиль мы чаще всего употребляем при устном общении друг с другом, а для различных видов книжного стиля используем письменную речь.

            Речевой стиль предполагает и определённый выбор слов.

В разговорном стиле можно подобрать такие слова со значением «много»: полным-полно, тьма, хоть пруд пруди, через край, куры не склюют; в книжном – объединение, блок, множество.

            Развитию нашей связной речи (устной и письменной) посвящены такие разделы науки о языке как стилистика и культура речи.

   Задание № 1.Прочитай два текста. Какой из них написан в разговорном стиле, а какой – в книжном? Докажи.

      Утром Зиньку разбудил весёлый громкий крик воробьёв. Она вылетела из гнезда и спросила их:

       - Вы что, воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось?

       - Как? – удивились воробьи. – Разве ты не знаешь, какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются – и люди, и мы.

        - Как это – Новый год? – не поняла синичка.

        - Ах ты, желторотая! – зачирикали воробьи. – Да ведь это самый большой праздник в году! Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.

          - А что это – «январь», «календарь»?

          -Фу, какая ты ещё маленькая! – возмутились воробьи. – Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.

 Год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года. За ним идут ещё десять месяцев –  столько, сколько у тебя пальцев на лапках: февраль, март, апрель, май, июнь, июль,  август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года – декабрь. Запомнила?

            - Не-ет, - сказала синичка. – Где же сразу столько запомнить! «Носик», «десять пальцев» и «хвостик» запомнила. А называются все они уж больно мудрёно.

                                                                       По  В. Бианки

                    Почему число дней в месяцах бывает разным?

        Первым, кто достаточно точно измерил продолжительность года, были древние египтяне. Они пользовались лунным (месячным) календарём, основанным на том, что через каждые 29-30 дней наступает новолуние. Но, к сожалению, такой календарь не был полным.

       Римляне тоже пользовались сначала лунным календарём. Но для того чтобы он совпадал с солнечным годом, им время от времени приходилось прибавлять дополнительные месяцы. И наконец-то Юлий Цезарь принял новый календарь, основанный на том, что солнечный год длится 365  ¼ дня. С принятием такого календаря необходимо было внести поправки в продолжительность каждого месяца. Что это были за поправки?

       Раньше январь считался одиннадцатым месяцем в году и длился двадцать девять дней. При Цезаре этот месяц стал, наоборот, первым и не таким коротким. Ведь теперь в нём был 31 день. Февраль, уж второй месяц года, стал длиться всего 29 дней (30 в високосном году), поскольку император Август приказал забрать у февраля один день и передать его августу месяцу.

             В марте, как и прежде, уместился 31 день.

             Апрель как классический лунный месяц, состоит из 29 дней, но Цезарь решил продлить его ещё на один день. Май остался таким же, как в старину, и длился 31 день. В июне, подобно апрелю, было 29 дней, его также продлили на один день.  Что же касается июля, названного в честь самого Юлия Цезаря, великий император не пожалел для него несколько дней и удлинил его до 31 дня.    

          Когда август ещё считался лунным месяцем, в нём было 29 дней. Цезарь продлил его на один день. Но император Август, назвавший этот летний месяц в честь самого себя, решил сравнять его с июлем и поэтому отобрал один день у февраля. Таким образом, август, как и июль, стал насчитывать 31 день. Лунный месяц сентябрь длился 29 дней, но Цезарь прибавил ему два дня. И император Август решил сократить его на один день, чтобы он длился 30 дней.

       При Цезаре в октябре было 30 дней, Август же увеличил этот месяц на один день. А ноябрь, наоборот, сократил с 31 при Цезаре до 30 дней. Что же касается декабря, то он тоже, подобно всем лунным месяцам, длился 29 дней, но Цезарь прибавил ему один день, а Август довёл это число до 31.

        Все эти изменения были связаны с тем, что точный календарь должен был состоять из 365 дней. Как ты уже заметил, продолжительность каждого месяца произвольно определялась двумя великими римскими императорами, согласно их собственным желаниям.

            А календарь, которым мы с тобой пользуемся, был заимствован у римлян.

                                                                               А. Леокум

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 3.  Давай поиграем!  «Волшебный квадрат».

  • Заполни пустые клетки недостающими буквами и прочитай сложные имена существительные с такими значениями:

             

с

д

а

о

м

х

о

р

к

а

а

п

т

  1. Специалист по выращиванию сада. ____________________________
  2. Паровой двигатель на колёсах. ________________________________
  3. Канал для выхода дыма из печи. ______________________________
  4. Русская народная игра с пением и пляской. _____________________
  5. Приспособление для пробивания отверстий в бумаге._____________
  6. Металлический сосуд с трубой для кипячения воды для чая. _______
  7. Скорострельное автоматическое оружие. _______________________

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Стили речи" 2 класс

Конспект урока содержит подготовку к восприятию нового материала,  изучение нового материала в занимательной, наглядной форме и закрепление изученного в виде исследовательской работы....

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме Стили речи УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.

Предмет русский языкКласс: 5. УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.Урок № 5.Тема урока: Стили речи.Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: формировать у учащихся навыки ...

«Использование стилей речи русского языка в исследовательской работе»

Тип занятия: занятие комплексного применения знаний, умений и навыков   учащихся.Цели занятия:1)      Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на...

Стили речи.

Занятие № 28 к авторской программе "Речевая копилка"...

Памятка о стилях речи

Отличительные особенности стилей речи....

Стили речи. Разговорный стиль.

Нужно ясно понимать,Что задача не простая.Мысль словами выражать- Суть стилистики такая.Диссертация, беседа,Речь, статья или роман?Заявленье на соседа,Что устроил балаган.В языке во всём система....

Работа над стилями речи в начальных классах

Стилистические свойства языка позволяют использовать в речи разные стили: разговорный, официально-деловой, книжный, публицистический; устную и письменную речь, описание, рассуждение, диалог, мон...