Стили речи.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Занятие № 27 к авторской программе "Речевая копилка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_27.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 27.
Стили речи.
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО
- Подбери эпитет.
Гроза в мае – какая? __________________________________
Дождь осенью – какой?________________________________
Листья летом – какие?_________________________________
Листья весной - какие?_________________________________
Снег зимой - какой?___________________________________
Деревья зимой - какие?________________________________
Снег весной - какой?__________________________________
ПО НИТКЕ ДОЙДЁШЬ И ДО КЛУБКА
«Поворачивай стиль!» - говорили древние. Означало это в прямом смысле «стирай написанное», в переносном – «работай над слогом, обдумывай написанное». Ведь стилем (stilоs по-гречески) называлась заострённая с одного конца палочка. По-русски такая палочка называлась стило. Такой палочкой писали (царапали) по дощечке, намазанной воском; другой конец палочки имел форму лопатки – им разравнивали воск, стирая написанное.
Сегодня слово стиль имеет несколько значений (ты можешь прочитать о них в толковом словаре). Об одном из значений толковый словарь С.И. Ожегова говорит так: «Стиль – совокупность приёмов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики». То есть стиль речи – это отбор и употребление в устной и письменной речи слов, выражений и других языковых средств, соответствующих обстановке, целям высказывания и общения. Высказывания, годящиеся для одного стиля речи, очень часто совершенно не подходят для другого. Никого не удивит, как писал Л.Успенский, разговор двух мальчишек между собою: «Ты опять «пару» хватанул? Эх, ты! То «пара», то «кол»… Срежешься на экзаменах и выставят из школы». Но представь подобную запись в дневнике ученика: «Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять хватанул «пару», а в журнале у него то «пара», то «кол», он, несомненно, срежется на экзамене и будет «выставлен» из школы»!
В русском языке обычно выделяются разговорный и книжный стиль. Особо выделяется стиль художественной литературы.
Каждый из стилей речи используется и в устной и в письменной речи, но для каждого из них существует наиболее характерная форма использования. Разговорный стиль мы чаще всего употребляем при устном общении друг с другом, а для различных видов книжного стиля используем письменную речь.
Речевой стиль предполагает и определённый выбор слов.
В разговорном стиле можно подобрать такие слова со значением «много»: полным-полно, тьма, хоть пруд пруди, через край, куры не склюют; в книжном – объединение, блок, множество.
Развитию нашей связной речи (устной и письменной) посвящены такие разделы науки о языке как стилистика и культура речи.
Задание № 1.Прочитай два текста. Какой из них написан в разговорном стиле, а какой – в книжном? Докажи.
Утром Зиньку разбудил весёлый громкий крик воробьёв. Она вылетела из гнезда и спросила их:
- Вы что, воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось?
- Как? – удивились воробьи. – Разве ты не знаешь, какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются – и люди, и мы.
- Как это – Новый год? – не поняла синичка.
- Ах ты, желторотая! – зачирикали воробьи. – Да ведь это самый большой праздник в году! Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.
- А что это – «январь», «календарь»?
-Фу, какая ты ещё маленькая! – возмутились воробьи. – Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.
Год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года. За ним идут ещё десять месяцев – столько, сколько у тебя пальцев на лапках: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года – декабрь. Запомнила?
- Не-ет, - сказала синичка. – Где же сразу столько запомнить! «Носик», «десять пальцев» и «хвостик» запомнила. А называются все они уж больно мудрёно.
По В. Бианки
Почему число дней в месяцах бывает разным?
Первым, кто достаточно точно измерил продолжительность года, были древние египтяне. Они пользовались лунным (месячным) календарём, основанным на том, что через каждые 29-30 дней наступает новолуние. Но, к сожалению, такой календарь не был полным.
Римляне тоже пользовались сначала лунным календарём. Но для того чтобы он совпадал с солнечным годом, им время от времени приходилось прибавлять дополнительные месяцы. И наконец-то Юлий Цезарь принял новый календарь, основанный на том, что солнечный год длится 365 ¼ дня. С принятием такого календаря необходимо было внести поправки в продолжительность каждого месяца. Что это были за поправки?
Раньше январь считался одиннадцатым месяцем в году и длился двадцать девять дней. При Цезаре этот месяц стал, наоборот, первым и не таким коротким. Ведь теперь в нём был 31 день. Февраль, уж второй месяц года, стал длиться всего 29 дней (30 в високосном году), поскольку император Август приказал забрать у февраля один день и передать его августу месяцу.
В марте, как и прежде, уместился 31 день.
Апрель как классический лунный месяц, состоит из 29 дней, но Цезарь решил продлить его ещё на один день. Май остался таким же, как в старину, и длился 31 день. В июне, подобно апрелю, было 29 дней, его также продлили на один день. Что же касается июля, названного в честь самого Юлия Цезаря, великий император не пожалел для него несколько дней и удлинил его до 31 дня.
Когда август ещё считался лунным месяцем, в нём было 29 дней. Цезарь продлил его на один день. Но император Август, назвавший этот летний месяц в честь самого себя, решил сравнять его с июлем и поэтому отобрал один день у февраля. Таким образом, август, как и июль, стал насчитывать 31 день. Лунный месяц сентябрь длился 29 дней, но Цезарь прибавил ему два дня. И император Август решил сократить его на один день, чтобы он длился 30 дней.
При Цезаре в октябре было 30 дней, Август же увеличил этот месяц на один день. А ноябрь, наоборот, сократил с 31 при Цезаре до 30 дней. Что же касается декабря, то он тоже, подобно всем лунным месяцам, длился 29 дней, но Цезарь прибавил ему один день, а Август довёл это число до 31.
Все эти изменения были связаны с тем, что точный календарь должен был состоять из 365 дней. Как ты уже заметил, продолжительность каждого месяца произвольно определялась двумя великими римскими императорами, согласно их собственным желаниям.
А календарь, которым мы с тобой пользуемся, был заимствован у римлян.
А. Леокум
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ
Задание № 3. Давай поиграем! «Волшебный квадрат».
- Заполни пустые клетки недостающими буквами и прочитай сложные имена существительные с такими значениями:
с | д | |||||
а | о | |||||
м | х | |||||
о | ||||||
р | к | |||||
а | а | |||||
п | т |
- Специалист по выращиванию сада. ____________________________
- Паровой двигатель на колёсах. ________________________________
- Канал для выхода дыма из печи. ______________________________
- Русская народная игра с пением и пляской. _____________________
- Приспособление для пробивания отверстий в бумаге._____________
- Металлический сосуд с трубой для кипячения воды для чая. _______
- Скорострельное автоматическое оружие. _______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Стили речи" 2 класс
Конспект урока содержит подготовку к восприятию нового материала, изучение нового материала в занимательной, наглядной форме и закрепление изученного в виде исследовательской работы....
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме Стили речи УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.
Предмет русский языкКласс: 5. УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.Урок № 5.Тема урока: Стили речи.Тип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: формировать у учащихся навыки ...
«Использование стилей речи русского языка в исследовательской работе»
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.Цели занятия:1) Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на...
Стили речи.
Занятие № 28 к авторской программе "Речевая копилка"...
Памятка о стилях речи
Отличительные особенности стилей речи....
Стили речи. Разговорный стиль.
Нужно ясно понимать,Что задача не простая.Мысль словами выражать- Суть стилистики такая.Диссертация, беседа,Речь, статья или роман?Заявленье на соседа,Что устроил балаган.В языке во всём система....
Работа над стилями речи в начальных классах
Стилистические свойства языка позволяют использовать в речи разные стили: разговорный, официально-деловой, книжный, публицистический; устную и письменную речь, описание, рассуждение, диалог, мон...