План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме Стили речи УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.
план-конспект урока по русскому языку по теме

Предмет русский язык

Класс: 5. УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.

Урок № 5.

Тема урока: Стили речи.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формировать у учащихся навыки языкового анализа.

Образовательная цель: дать учащимся возможность усвоить сферы употребления стилей речи, познакомиться с понятием «стили речи», научиться различать тексты, написанные разных стилях речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_zyuzina_n.o.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Автор: Зюзина Наталья Олеговна

Предмет русский язык

Класс: 5. УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.

Урок № 5.

Тема урока: Стили речи.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формировать у учащихся навыки языкового анализа.

Образовательная цель: дать учащимся возможность усвоить сферы употребления стилей речи, познакомиться с понятием «стили речи», научиться различать тексты, написанные разных стилях речи.

Формирование УУД:

Личностные действия: 

понимают важность вдумчивого и бережного отношения к слову; ценят природу и мир в целом;

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 

Регулятивные действия: 

работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя 

Познавательные действия: 

обобщать, анализировать увиденное на рисунках; строить сообщения в устной форме;

на основе анализа объектов делать выводы

наблюдать за окружающей средой, описывать ее, используя определенные средства языка;

анализировать творческие работы и создавать на их примере свои;

умение осуществлять экспериментальную деятельность по трансформации текстов 

Коммуникативные действия: 

формулировать собственное мнение и позицию;

 воспринимать другое мнение и позицию,

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение работать в паре.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (1 минута)

Читает стихотворение-приветствие:

- Добрый день, мои друзья!

 Перед вами снова я.

 Очень рада видеть всех.

 Ждет сегодня вас успех.

 А еще скажу я вам:

 Улыбнитесь всем друзьям.

 Соберитесь, подтянитесь

 И тихонечко садитесь.

Слушают стихотворение, эмоционально реагируют на его содержание

— умение слушать и эмоционально откликаться на содержание услышанного

  1. Актуализация знаний

(4 минуты)

Читает стихотворение:

- Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема? 

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!

- Сформулируйте тему урока.

Слушают стихотворение, определяют его основную тему, формулируют тему урока.

— умение слушать
— умение выражать свои мысли

  1. Постановка учебной задачи (5 минут)

Организует беседу по следующим вопросам:

- Как вы думаете, слово стиль однозначное или многозначное?

- Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим. Что вы узнали об истории этого слова?

- Что можете рассказать о лексическом значении слова?

- Какое определение подходит для нашего урока?

- А что такое цель высказывания?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют значение слова стиль с точки зрения этимологии и лексики, определяют учебную задачу урока

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

- аргументировать свою точку зрения  - анализировать  и обобщать

  1. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(10 минут)

Организует работу над учебно-практическим заданием № 1 (Приложение 1)

- Всегда ли мы говорим одинаково? От чего это зависит?

- Познакомьтесь со сведениями о стилях речи на с. 10-11 учебника. Ответьте на следующие вопросы:  Какие стили речи выделяет автор статьи? Где употребляется данный стиль? С какой целью употребляется данный стиль в речи? Каковы особенности использования слов в данном стиле?

- Составьте схему «Стили речи».

- Проверьте, правильно ли заполнена схема. Ответьте на вопросы, которые вы видите на доске.

- Оцените правильность выполнения задания по предложенным критериям и образцу на карточке (доске).

Знакомятся со сведениями о стилях речи, формулируют цель и задачи предстоящей практической работы, составляют схему, проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу по предложенным учителем критериям.

— понимание информации, представленной в разных  видах

  1. Первичное закрепление

(5 минут)

Организует работу по распознаванию стилей речи:

Упражнения 14, 16, 17 (последовательно).

- Определите, какие высказывания, данные для наблюдений в начале параграфа, относятся к разговорному, художественному и научному стилям речи.

- Приведите аргументы, доказывающие правильность выполнения задания, пользуйтесь данными составленной вами схемы.

Читают предложенные тексты, определяю стиль речи, приводят аргументы в пользу правильности ответа на основе составленной схемы

— понимание информации

- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

- умение выражать свои мысли 

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(10 минут)

Организует работу над учебно-практическим заданием № 2 (Приложение 2)

Упражнение 15.

- Как бы вы рассказали о медведе, которого увидели в цирке, своему другу. Что-то изменилось бы, если бы это было сообщение на уроке окружающего мира?

- Прочитайте текст выступления ученицы на уроке с докладом в научном стиле.

- Ответьте на вопросы: Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле? К какому стилю вы бы отнесли ее высказывание? Что нужно изменить в тексте, чтобы его можно было преобразовать в научный доклад? Какой литературой для этого нужно воспользоваться?

- Преобразуйте этот текст в научный доклад.

- Проверьте, правильно ли составлен доклад. Для этого ответьте на вопросы, которые вы видите на доске.

- Оцените свою работу по предложенным критериям.

Знакомятся с содержанием текста, отвечают на вопросы учителя, принимают цель предстоящей работы, формулируют задачи предстоящей практической работы, составляют доклад, проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу по предложенным учителем критериям.

— способность к организации учебной деятельности- понимание информации, представленной в разных формах- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

  1. Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

(3 минуты)

Предлагает проанализировать практическую ситуацию использования стилей речи в жизни:

Упражнение 18.

- Сравните выражения приветствия. Какие из них уместно употреблять в разговоре с незнакомыми людьми? В каких ситуациях уместно использовать другие выражения приветствия.

Знакомятся с заданием, выражают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждающие правильность высказывания.

— способность извлекать  нужную информацию, осуществлять анализ текста

  1. Рефлексия      деятельности. Итог урока (2 минуты)

Организует беседу по следующим вопросам:

- Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

 - Что нового вы сегодня узнали?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке по следующим критериям:

1. Что нового я узнал?

2. Почему это для меня важно – неважно?

3. Где я это смогу применить?

4. Хочу ли я узнать что-то еще по данной теме?

Отвечают на вопросы учителя:

- Для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.

- Новые стили речи и их характерные признаки.

Устно высказываются по предложенным учителем вопросам.

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

УПЗ № 1

Мотивация: всегда ли мы говорим одинаково? От чего это зависит?

Содержание задания: Познакомьтесь со сведениями о стилях речи на с. 10-11 учебника.

Ответьте на следующие вопросы:

Какие стили речи выделяет автор статьи?

Где употребляется данный стиль?

С какой целью употребляется данный стиль в речи?

Каковы особенности использования слов в данном стиле?

Ответь на вопросы,   составьте схему «Стили речи».

Проверьте, правильно ли заполнена схема. Ответьте на вопросы.

  1. Показаны ли на схеме связи? Как? Напишите.
  2. Что ты использовал при составлении схемы. Напиши.
  3. Что обозначают слова, рисунки или условные знаки в твоей схеме? Цели речи, где употребляется, особенности стиля или что-то другое? Напиши.

Модельный ответ:

Критерии оценивания:

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

1

Названы 4 стиля речи

по 1 баллу за каждый названный стиль (максимально 4 балла)

2

Определены их особенности по 3 критериям:

- где употребляется;

- с какой целью;

- особенности употребления слов

по баллу за соответствие каждому критерию (максимально 3 балла)

3

Составленная схема соответствует следующим требованиям:

- правильно показаны связи;

- в схеме использованы слова или (и) условные знаки или (и) рисунки;

- использованные слова обозначают цель речи, где употребляется стиль, особенности употребляемых слов

по баллу за соответствие каждому критерию (максимально 3 балла)

Перевод баллов в отметку

Отметка «5»

9 – 10 баллов

Отметка «4»

7- 8 баллов

Отметка «3»

5-6 баллов

Отметка «2»

менее 5 баллов

Время выполнения: 10 - 15 мин

УПЗ № 2

Мотивация: Как бы вы рассказали о медведе, которого увидели в цирке, своему другу; что-то изменилось бы, если бы это было сообщение на уроке окружающего мира? А если бы это была экологическая реклама?

Содержание задания: упр. 15. Прочитайте текст выступления ученицы на уроке с докладом в научном стиле.

Ответьте на вопросы:

Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле?

К какому стилю вы бы отнесли ее высказывание?

Что нужно изменить в тексте, чтобы его можно было преобразовать в научный доклад?

Какой литературой для этого нужно воспользоваться?

Преобразуйте этот текст в научный доклад.

Модельный ответ:

Одним из самых крупных животных нашей полосы является медведь. Отдельные особи достигаю веса в 450 килограммов. Длина медведя около 2.55 м, в холке высота составляет 1.35 м. Окрас медведя может быть различный, может быть темно-бурый, а может и светло-серый. Морда у медведя несколько вытянутая, туловище коренастое. При ходьбе медведь наступает одновременно либо на правые лапы, либо на левые. Так как у медведя задние лапы длинней передних, в гору поднимается намного быстрей, чем спускается с нее. Распространение медведя обширно. Хотя с виду медведь неуклюж, в действительности он очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, осторожно подкрадываться к добыче. Медведь активен в сумерки, а днем скрывается в глухих местах леса и только вечером выходит на охоту. Пытается птицами, грызунами, лягушками, насекомыми, орехами, ягодами и грибами. Он любит мед. При случае медведь нападает на лосей, кабанов, северных оленей.

Проверьте, правильно ли составлен доклад:

1. Вы использовали научные сведения из словарей и справочников? Да. Нет.

2. В тексте содержатся научные термины и определения? Какие? Напиши.

3. Проверь по толковому или иному словарю, правильно ли использованы термины и понятия.

4. Являются ли описанные сведения достаточными? Напиши.

Критерии оценивания:

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

1

Использованы научные сведения

 1 балл

2

Использованы научные термины и определения

1 балл

3

Научные термины и определения употреблены правильно

1 балл

4

Полнота сведений о медведе

1 балл

5

Текст не содержит грамматических ошибок

1 балл

Перевод баллов в отметку

Отметка «5»

5 баллов

Отметка «4»

4 балла

Отметка «3»

2 - 3 балла

Отметка «2»

менее 2 баллов

Время выполнения: 10 - 15 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непрои...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Развитие речи. Составление текста для поздравительной открытки"

Сочинять  поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, бога...