План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме Стили речи УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.
план-конспект урока по русскому языку по теме
Предмет русский язык
Класс: 5. УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.
Урок № 5.
Тема урока: Стили речи.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формировать у учащихся навыки языкового анализа.
Образовательная цель: дать учащимся возможность усвоить сферы употребления стилей речи, познакомиться с понятием «стили речи», научиться различать тексты, написанные разных стилях речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_zyuzina_n.o.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Автор: Зюзина Наталья Олеговна
Предмет русский язык
Класс: 5. УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.
Урок № 5.
Тема урока: Стили речи.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формировать у учащихся навыки языкового анализа.
Образовательная цель: дать учащимся возможность усвоить сферы употребления стилей речи, познакомиться с понятием «стили речи», научиться различать тексты, написанные разных стилях речи.
Формирование УУД:
Личностные действия:
понимают важность вдумчивого и бережного отношения к слову; ценят природу и мир в целом;
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные действия:
работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя
Познавательные действия:
обобщать, анализировать увиденное на рисунках; строить сообщения в устной форме;
на основе анализа объектов делать выводы
наблюдать за окружающей средой, описывать ее, используя определенные средства языка;
анализировать творческие работы и создавать на их примере свои;
умение осуществлять экспериментальную деятельность по трансформации текстов
Коммуникативные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
воспринимать другое мнение и позицию,
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение работать в паре.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
| Читает стихотворение-приветствие: - Добрый день, мои друзья! Перед вами снова я. Очень рада видеть всех. Ждет сегодня вас успех. А еще скажу я вам: Улыбнитесь всем друзьям. Соберитесь, подтянитесь И тихонечко садитесь. | Слушают стихотворение, эмоционально реагируют на его содержание | — умение слушать и эмоционально откликаться на содержание услышанного |
(4 минуты) | Читает стихотворение: - Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема? Нужно ясно понимать, - Сформулируйте тему урока. | Слушают стихотворение, определяют его основную тему, формулируют тему урока. | — умение слушать |
| Организует беседу по следующим вопросам: - Как вы думаете, слово стиль однозначное или многозначное? - Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим. Что вы узнали об истории этого слова? - Что можете рассказать о лексическом значении слова? - Какое определение подходит для нашего урока? - А что такое цель высказывания? | Отвечают на вопросы учителя, анализируют значение слова стиль с точки зрения этимологии и лексики, определяют учебную задачу урока | - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей - аргументировать свою точку зрения - анализировать и обобщать |
(10 минут) | Организует работу над учебно-практическим заданием № 1 (Приложение 1) - Всегда ли мы говорим одинаково? От чего это зависит? - Познакомьтесь со сведениями о стилях речи на с. 10-11 учебника. Ответьте на следующие вопросы: Какие стили речи выделяет автор статьи? Где употребляется данный стиль? С какой целью употребляется данный стиль в речи? Каковы особенности использования слов в данном стиле? - Составьте схему «Стили речи». - Проверьте, правильно ли заполнена схема. Ответьте на вопросы, которые вы видите на доске. - Оцените правильность выполнения задания по предложенным критериям и образцу на карточке (доске). | Знакомятся со сведениями о стилях речи, формулируют цель и задачи предстоящей практической работы, составляют схему, проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу по предложенным учителем критериям. | — понимание информации, представленной в разных видах |
(5 минут) | Организует работу по распознаванию стилей речи: Упражнения 14, 16, 17 (последовательно). - Определите, какие высказывания, данные для наблюдений в начале параграфа, относятся к разговорному, художественному и научному стилям речи. - Приведите аргументы, доказывающие правильность выполнения задания, пользуйтесь данными составленной вами схемы. | Читают предложенные тексты, определяю стиль речи, приводят аргументы в пользу правильности ответа на основе составленной схемы | — понимание информации - умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей - умение выражать свои мысли |
(10 минут) | Организует работу над учебно-практическим заданием № 2 (Приложение 2) Упражнение 15. - Как бы вы рассказали о медведе, которого увидели в цирке, своему другу. Что-то изменилось бы, если бы это было сообщение на уроке окружающего мира? - Прочитайте текст выступления ученицы на уроке с докладом в научном стиле. - Ответьте на вопросы: Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле? К какому стилю вы бы отнесли ее высказывание? Что нужно изменить в тексте, чтобы его можно было преобразовать в научный доклад? Какой литературой для этого нужно воспользоваться? - Преобразуйте этот текст в научный доклад. - Проверьте, правильно ли составлен доклад. Для этого ответьте на вопросы, которые вы видите на доске. - Оцените свою работу по предложенным критериям. | Знакомятся с содержанием текста, отвечают на вопросы учителя, принимают цель предстоящей работы, формулируют задачи предстоящей практической работы, составляют доклад, проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу по предложенным учителем критериям. | — способность к организации учебной деятельности- понимание информации, представленной в разных формах- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей |
знания в систему знаний и повторение. (3 минуты) | Предлагает проанализировать практическую ситуацию использования стилей речи в жизни: Упражнение 18. - Сравните выражения приветствия. Какие из них уместно употреблять в разговоре с незнакомыми людьми? В каких ситуациях уместно использовать другие выражения приветствия. | Знакомятся с заданием, выражают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждающие правильность высказывания. | — способность извлекать нужную информацию, осуществлять анализ текста |
| Организует беседу по следующим вопросам: - Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать? - Что нового вы сегодня узнали? - Как вы можете оценить свою работу на уроке по следующим критериям: 1. Что нового я узнал? 2. Почему это для меня важно – неважно? 3. Где я это смогу применить? 4. Хочу ли я узнать что-то еще по данной теме? | Отвечают на вопросы учителя: - Для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д. - Новые стили речи и их характерные признаки. Устно высказываются по предложенным учителем вопросам. | умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
УПЗ № 1
Мотивация: всегда ли мы говорим одинаково? От чего это зависит?
Содержание задания: Познакомьтесь со сведениями о стилях речи на с. 10-11 учебника.
Ответьте на следующие вопросы:
Какие стили речи выделяет автор статьи?
Где употребляется данный стиль?
С какой целью употребляется данный стиль в речи?
Каковы особенности использования слов в данном стиле?
Ответь на вопросы, составьте схему «Стили речи».
Проверьте, правильно ли заполнена схема. Ответьте на вопросы.
- Показаны ли на схеме связи? Как? Напишите.
- Что ты использовал при составлении схемы. Напиши.
- Что обозначают слова, рисунки или условные знаки в твоей схеме? Цели речи, где употребляется, особенности стиля или что-то другое? Напиши.
Модельный ответ:
Критерии оценивания:
№ п/п | Критерии оценивания | Баллы |
1 | Названы 4 стиля речи | по 1 баллу за каждый названный стиль (максимально 4 балла) |
2 | Определены их особенности по 3 критериям: - где употребляется; - с какой целью; - особенности употребления слов | по баллу за соответствие каждому критерию (максимально 3 балла) |
3 | Составленная схема соответствует следующим требованиям: - правильно показаны связи; - в схеме использованы слова или (и) условные знаки или (и) рисунки; - использованные слова обозначают цель речи, где употребляется стиль, особенности употребляемых слов | по баллу за соответствие каждому критерию (максимально 3 балла) |
Перевод баллов в отметку | ||
Отметка «5» | 9 – 10 баллов | |
Отметка «4» | 7- 8 баллов | |
Отметка «3» | 5-6 баллов | |
Отметка «2» | менее 5 баллов |
Время выполнения: 10 - 15 мин
УПЗ № 2
Мотивация: Как бы вы рассказали о медведе, которого увидели в цирке, своему другу; что-то изменилось бы, если бы это было сообщение на уроке окружающего мира? А если бы это была экологическая реклама?
Содержание задания: упр. 15. Прочитайте текст выступления ученицы на уроке с докладом в научном стиле.
Ответьте на вопросы:
Можно ли выступление ученицы на уроке назвать докладом в научном стиле?
К какому стилю вы бы отнесли ее высказывание?
Что нужно изменить в тексте, чтобы его можно было преобразовать в научный доклад?
Какой литературой для этого нужно воспользоваться?
Преобразуйте этот текст в научный доклад.
Модельный ответ:
Одним из самых крупных животных нашей полосы является медведь. Отдельные особи достигаю веса в 450 килограммов. Длина медведя около 2.55 м, в холке высота составляет 1.35 м. Окрас медведя может быть различный, может быть темно-бурый, а может и светло-серый. Морда у медведя несколько вытянутая, туловище коренастое. При ходьбе медведь наступает одновременно либо на правые лапы, либо на левые. Так как у медведя задние лапы длинней передних, в гору поднимается намного быстрей, чем спускается с нее. Распространение медведя обширно. Хотя с виду медведь неуклюж, в действительности он очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, осторожно подкрадываться к добыче. Медведь активен в сумерки, а днем скрывается в глухих местах леса и только вечером выходит на охоту. Пытается птицами, грызунами, лягушками, насекомыми, орехами, ягодами и грибами. Он любит мед. При случае медведь нападает на лосей, кабанов, северных оленей.
Проверьте, правильно ли составлен доклад:
1. Вы использовали научные сведения из словарей и справочников? Да. Нет.
2. В тексте содержатся научные термины и определения? Какие? Напиши.
3. Проверь по толковому или иному словарю, правильно ли использованы термины и понятия.
4. Являются ли описанные сведения достаточными? Напиши.
Критерии оценивания:
№ п/п | Критерии оценивания | Баллы |
1 | Использованы научные сведения | 1 балл |
2 | Использованы научные термины и определения | 1 балл |
3 | Научные термины и определения употреблены правильно | 1 балл |
4 | Полнота сведений о медведе | 1 балл |
5 | Текст не содержит грамматических ошибок | 1 балл |
Перевод баллов в отметку | ||
Отметка «5» | 5 баллов | |
Отметка «4» | 4 балла | |
Отметка «3» | 2 - 3 балла | |
Отметка «2» | менее 2 баллов |
Время выполнения: 10 - 15 мин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"
План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал занятия. Здесь и занимательный, познавательный материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....
План - конспект урока русского языка (1 класс) по теме "Пишу правильно" (работа над ошибками)
Работа над ошибками по русскому языку в 1 классе...
План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непрои...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
Технологическая карта + план конспект к уроку русского языка на тему «Строчная и заглавная буква Яя»
Тип урока: открытие новых знанийв соответствии с фгос...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Развитие речи. Составление текста для поздравительной открытки"
Сочинять поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, бога...