ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
рабочая программа (4 класс) на тему

ЩЕГРОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА

Младший школьный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности начального образования. Основой в воспитании у младших школьников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве. На нас, педагогов, возложена задача воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, интересуется, чем он живёт сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Цель – способствовать формированию у младших школьников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре донского казачества и других народов, проживающих на территории Ростовской области, развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrk.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Младший школьный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности начального образования. Основой в воспитании у младших школьников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве. На нас, педагогов, возложена задача воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего поселка, интересуется, чем он живёт сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Цель – способствовать формированию у младших школьников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре донского казачества и других народов, проживающих на территории Ростовской области, развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Задачи:      
1. Способствовать формированию чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;
2. Способствовать формированию первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, сострадание, милосердие, терпение, послушание).
3. Создание условий для воспитания детей на традициях народной и православной педагогики;
4. Способствовать формированию  интереса к духовно-нравственному наследию предков.
5. Способствовать формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
  • родственные связи в семье;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

Метапредметные УУД (могут научиться) :

  1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-объяснять правила поведения в различных ситуациях.

-оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;

-  доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Я и окружающий мир

  • С  чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
  • Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
  • Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Природа Донского края

  • Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
  • Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
  • Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.  
  • Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
  • Почва Донского края и её значение для растений и животных.
  • Природные сообщества донского края (лес,  луг, водоём).  

Человек и природа

  • Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Жизнь на Дону

  • Обычаи, песни и обряды, праздники на Дону (Зимние обряды)
  • С днём рождения, родной город (село).
  • Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
  • Вместе дружная семья.

Экскурсии

«Жизнь птиц ранней весной», «В родном краю», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края»,  «День освобождения» .

                                                                                                              Приложение1

ПРОХОЖДЕНИЕ НРК В 3 КЛАССЕ

№п/п

Предмет

Количество часов

I

II

III

IV

год

1

Русский язык

6

4

5

2

17

2

Литературное чтение

5

2

3

4

14

3

Математика

5

3

3

3

14

4

Окружающий мир

1

-

4

2

7

5

Музыка

2

2

-

2

6

6

Изобразительное искусство

4

1

1

-

6

7

Технология

2

2

2

-

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК  - 17 часов

№п/п

№ урока

Дата

урока

Тема урока

Региональный компонент

1

6

08.09

Р.р Какие бывают предложения

Составление предложений о природе родного края.

2

16

22.09

Последовательность предложений. Устное сочинение

Восстановление деформированного текста «Край, в котором я живу».

3

24

04.10

РР. Главное переживание автора .Работа с картиной

Разгадывание загадок о Донском крае.

4

27

7.10

Синонимы

Моя семья. Мой дом.

5

30

12.10

РР План текста.  Порядок абзацев в тексте

Работа над деформированным текстом «Река Северский Донец».

6

42

28.10

РР. Описание и повествование

Язык донских казаков.

7

46

10.11

Антонимы

Пословицы и поговорки донских казаков.

8

62

02.12

РР Типы текстов: описание и повествование

Красота природы родного края.

9

73

19.12

РР. Азбука вежливости

Воспитание в семье казака

10

78

26.12

РР. Научный текст

История моей семьи.

11

87

18.01

Значения слов

Исследование языка и традиционной культуры Дона

12

88

19.01

РР. Научный текст

Край родной- земля донская

13

101

7.02

РР. Устное изложение

Выборочный диктант с использованием  текстов о животных Ростовской области.

14

112

22.02

РР. Описание и повествование

Составление текста – повествования «Масленица".

15

127

20.03

РР. Устное изложение

Составление текста – описания «Весна-красна!"

16

156

10.05

Состав слова. Времена глагола

Обряды и традиции казаков

17

159

15.05

Обряды и традиции казаков

Народы Дона. Языки и культура Дона

МАТЕМАТИКА – 14 часов

№ п/п

урока

Дата урока

Тема урока

Региональный компонент

1

11

20.09

Решение задач

Путешествие по Донскому краю.

2

19

4.10

Метр и километр

Задачи о животных Ростовской области.

3

21

06.10

Килограмм и тонна

Задачи о растениях Ростовской области.

4

22

10.10

Центнер и тонна

Задачи о х. Апаринском, составленные на интересных фактах

5

27

18.10

Составные задачи на сложение и вычитание

Задачи о городах Ростовской области.

6.

41

17.11

Задачи на кратное сравнение

Выполнение творческих заданий, составленных учащимися по предложенным числовым данным местного материала.

7

42

21.11

Задачи на кратное сравнение

Решение задач по формированию жизненного опыта при выполнении домашних работ по побелке, покраске, засолке овощей и т.д.

8

49

1.12

Учимся решать задачи

Решение задач, составленных по данным подобранным самими учащимися.

9

76

30.01

Учимся решать задачи уравнением

История рождения хутора.

10

85

14.02

Какая площадь больше?

Решение задач по теме: «Улица, на которой я живу».

11

95

6.03

Задачи с недостающими данными

Решение задач о транспорте.

12

108

5.04

Решение задач

Реки и водоёмы нашего края.

13

111

11.04

Решение задач

Заповедники Ростовской области.

14

135

25.05

Повторение. Единицы площади

История Ростовской области в цифрах и фактах.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ – 14 часов

№ п/п

урока

Дата

урока

Тема урока

Региональный компонент

1

1

01.09

С.Козлов "Июль" А.Герасимов "После дождя"

Разговор о наших земляках писателях, поэтах.

2

5

8.09

С.Есенин "Нивы сжаты,  рощи голы"

Природа  родного края.

3

10

19.09

Э. Мошковская "Где тихий- тихий пруд..."

Красота природы родного края.

4

25

13.10

А.Иванов"Как Хома картины собирал"

Красота природы родного края.

5

26

17.10

А.Иванов"Как Хома картины собирал"

Красота рядом!

6

38

14.11

Сборник"Сказки народов мира"

Сказки, предания о житейских случаях из прошлого народов Дона

7

58

19.12

С.Козлов "Звуки и голоса."

Нет вольнее Дон а тихого.

8

73

24.01

Эзоп "Отец и сыновья" ,"Быки и лев"

Былины, басни, пословицы и поговорки Дона

9

92

28.02

В.Драгунский"Ровно 25 кило"

Синеокий Дон казачий.

10

99

16.03

Б. Заходер "История гусеницы"

Любовь казака к Родине

11

108

05.04

Л.Пантелеев "Честное слово"

Слово казака

12

109

06.04

Л.Пантелеев "Честное слово"

Традиции казаков

13

123

3.05

А.Пушкин"Цветок"

Растения                                                                                            донского края

14

127

15.05

А.Гайдар"Чук и Гек".Отрывок "Дорога к отцу"

Воспитание детей в семье казака

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – 7 часов

№ п/п

урока

Дата

урока

Тема урока

Региональный компонент    

1.

10

4.10

Экскурсия "Основные формы поверхности родного края"

2.

35

17.01

Погода и причины изменения ее.

Погода в Усть- Донецком районе

3.

40

3.02

Полезные ископаемые. Их значение в жизни человека

Добыча полезных ископаемых в родном крае (Исаевский карьер...)

4.

46

28.02

Экскурсия"Исследование почвы родного края"

5.

47

3.03

Мероприятия по охране почвы в родном крае

6.

54

4.04

Экскурсия "Природные сообщества родного края и их обитатели"

7.

67

23.05

Экскурсия. Достопримечательности родного края

 

ТЕХНОЛОГИЯ - 6 часов

№ п/п

урока

Дата

урока

Тема урока

Региональный компонент    

1.

1.1

2.09

Лепка птиц из глины

Мир природы родного края

2.

1.8

21.10

Коробка со съемной крышкой

Свободное время казаков

3.

2.1

18.11

Куклы для пальчикового театра

Вышивка и аппликация передника казачки

4.

2.6

23.12

Новогодние игрушки

Обряды и традиции казаков

5.

3.3

3.03

Упаковка для подарков

Праздники на Дону

6.

3.5

17.03

Декоративное панно

Казачьи узоры

МУЗЫКА - 6 часов

№ п/п

урока

Дата

урока

Тема урока

Региональный компонент    

1.

2

9.09

Природа и музыка. Звучащие картины

Возрождение казачьих песен

2.

8

17.10

В детской. Игры в игрушки. На прогулке.

Забавы на Дону

3.

11

14.11

Древнейшая песнь материнства

Колыбельные песни Донских казаков

4.

17

26.12

Звучащие картины .Прощание с Масленицей

Празднование Масленицы на Дону

5.

30

17.04

"Люблю я грусть твоих просторов"

Край родной- земля донская

6.

32

15.05

Певцы родной природы

Фольклорный праздник

ИЗО - 6 часов

№ п/п

урока

Дата

урока

Тема урока

Региональный компонент    

1.

2

8.09

Рисование на тему "Мой прекрасный сад"

2.

6

6.10

Рисование по представлению."Портрет красавицы осени"

Осень на Дону

3.

8

20.10

Рисование на тему "Труд людей осенью"

Что нам осень подарила (Урожай Дона)

4.

9

27.10

Рисование по памяти "Дорогие сердцу места"

5.

14

8.12

Декоративное рисование "Сказочные кони"

Казак и домашние животные

6.

18

19.01

Рисование на тему "Звери и птицы в городе"

Помощь птицам в зимнее время на селе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

Общеучебные умения как приоритетный компонент содержания начальной школы

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения». Целесообра...

Лингвострановедческий компонент в начальной школе.

Лингвострановедческий компонент как один из ведущих конституэнтов содержания обучения иностранному языку на начальном этапе....

Лингвострановедческий компонент в начальной школе.

Лингвострановедческий компонент как один из ведущих конституэнтов содержания обучения иностранному языку на начальном этапе....

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Внеурочная деятельность. Воспитание патриотизма и реализация кадетского компонента в начальной школе

Работая в школе полного дня с военнизированным укладом ведущими целями внеурочной деятельности будет воспитание гражданско-патриотических чувств, формирование духовно-нравственных представлений.Кадетс...

Использование этнокультурного компонента в начальной школе

в статье представляется опыт работы по использованию этнокультурного компонента на уроках в начальной школе. Предлагаются разнообразные формы и приёмы работы, которые  обогащают содержание урока,...