Рабочая программа по Культуре Башкортостана
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по Культуре Башкортостана для 3-4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kb_programma.docx | 107.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Петровское муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано Утверждаю
учителей нач. классов «__»____2017г. Директор ОУ
Протокол №__ от «__»____2017г. Зам. директора по УВР ____________/Маямсина Н.Л./
Руководитель ШМО: __________/Жиляева Т.Н./ Приказ №___от_______2017г.
___________/Сафина Н.В./
Рабочая программа по курсу «Культура Башкортостана»
для начальной школы
(срок реализации – 2 года)
разработана на основе примерных программ
Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования,
образовательной системы «Школа России»,
авторской программы М.Х.Идельбаева, А.М.Сулейманова
Автор-составитель:
Сафина Наталья Владимировна,
учитель первой категории
Петровское 2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы для 1-11 классов школ, лицеев, гимназий по Культуре Башкортостана.
Данная программа построена по принципу от простого к сложному, содержит хронологическую последовательность и исторический подход, предусматривает получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан.
Курс «Культура Башкортостана» (авт. М.Х.Идельбаев, А.М.Сулейманов) направлен на достижение следующих целей:
- оказание содействия гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
- формирование здоровых этико-эстетических представлений школьников, привитие любви к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно данной нации;
- оказание влияния на возрождение и развитие национальных культур.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования по курсу «Культура Башкортостана»:
-углублять знания обучающихся о родном крае и её истории на основе текстов художественной литературы, народного творчества, произведений искусства и музыки;
-знакомить с именами башкирских поэтов, писателей, художников, композиторов и других деятелей искусства;
-прививать любовь к родному краю, к своей Республике, к культурным ценностям Башкортостана;
-воспитывать стремление быть достойным продолжателем славных традиций;
-воспитывать гордость за то, что ты родился в Башкортостане;
-определять пути, которые будут способствовать возрождению и развитию национальных культур.
В связи с тем, что история родного края самостоятельно в начальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Башкортостана должно способствовать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.
Тематическое построение программы обеспечивает цельность и системность урока, дает возможность осуществления межпредметных связей, проведения интегрированных уроков культуры и музыки (изобразительного искусства, природоведения).
Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Башкортостана, а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан. Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.
Обширная информация, полученная в начальных классах по литературе, музыкальному, изобразительному, театральному искусству, фольклору, создает необходимую базу для углубленного изучения данного предмета в старших классах.
В каждом классе отводится время для изучения регионального, местного материала. Иными словами, программа предполагает, что для наиболее полного удовлетворения духовных запросов учащихся и приобщения их к культурным национальным ценностям отдельные вопросы могут изучаться и на региональном уровне.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА, КУРСА «КУЛЬТУРА БАШКОРТОСТАНА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Культура Башкортостана в начальных классах отводится 1 час в неделю, всего выделяется 138 часов (1 класс —33 часа, 2—4 классы — по 35 часов). Данный курс рассчитан на два года изучения (3-4 классы) – 70 часов. В течение периода обучения в начальной школе возможна корректировка времени изучаемых тем, их порядка и количества часов.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
«Культура Башкортостана» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, что способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Изучение культуры Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, развивает краеведческие способности младших школьников.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, башкирский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального общества республики Башкортостан;
2) формирование средствами произведений литературы, музыки, изобразительного и театрального искусства, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений башкирской художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей;
- осознание значимости изученных произведений башкирской литературы, народного творчества, музыкального, театрального и изобразительного искусства для личного развития;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, пересказывать произведение;
5) понимание особой роли Башкирии в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
6) сформированность уважительного отношения к Республике Башкортостан, истории, культуре, природе, её современной жизни.
3 класс | 4 класс |
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: | |
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию родного края; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина Республики Башкортостан, развитие чувства сопричастности и гордости за свой край, народ и историю; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. | – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин Республики Башкортостан, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свой родной край, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы родного края и лучшими образцами башкирской культуры. |
Обучающийся получит возможность для формирования: | |
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – реализации основ гражданской идентичности в поступках; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. | – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно- образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. | – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. |
Обучающийся получит возможность научиться: | |
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом. | – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о родном крае, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – устанавливать аналогии. |
Обучающийся получит возможность научиться: | |
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов; – записывать, фиксировать информацию о родном крае с помощью инструментов ИКТ; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разнообразные способы решения учебной задачи. | – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию о родном крае с помощью инструментов ИКТ; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. |
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | |
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. |
Обучающийся получит возможность научиться: | |
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. првозможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; – понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; – оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – использовать речь для планирования своей деятельности. | – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Предметные результаты Народное творчество Обучающийся научится: | |
-различать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты); – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами – используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов; – устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи – выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями) | -различать и характеризовать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты). – используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; -на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; – оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; – проявлять уважение к народам, населяющим Республику Башкортостан, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии; |
Обучающийся получит возможность научиться: | |
– различать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов. – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | -различать и характеризовать жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов. – узнавать выдающиеся памятники истории и культуры РБ; – наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; – определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Литература Обучающийся научится: | |
- различать основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов; – представлять общие корни развития литературного фольклора башкирского народа; – различать малые жанры фольклора; – различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение; – определять особенности фольклорных форм и авторских произведений; – выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения; – понимать многозначность поэтического слова. | – отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом; - различать основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов; – отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.); – находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке; – распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.; – практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования. |
получит возможность научиться: | |
- иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы; – сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ; – обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в башкирской литературе и фольклоре; – представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским. | – воспринимать художественную литературу как вид искусства; – видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении; – видеть развитие настроения в произведениях. |
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство Обучающийся научится: | |
- различать основные виды (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферы его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.); - эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка; - расширять свои представления о ведущих музеях Башкортостана; - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; | - различать основные виды (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферы его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.); - выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения; - отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры; - приводить примеры ведущих художественных музеев Башкортостана, показывать на примерах их роль и назначение |
получит возможность научиться: | |
-иметь общее представление о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ; - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; - видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях. | - участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; - расширять свои знания и представления о музеях Башкортостана, в том числе с помощью интернет-ресурсов; - видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; -высказывать своё мнение о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ. |
Музыкальное искусство Обучающийся научится: | |
-иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.); – наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его произведениях. | -различать основные жанры музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), - иметь представление о творчестве ведущих композиторов РБ; -наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его произведениях. |
получит возможность научиться: | |
- иметь представление о творчестве ведущих композиторов РБ; - различать исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.). | -различать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.); -характеризовать прослушанное произведение. |
Театральное и хореографическое искусство Обучающийся научится: | |
- иметь представление о театрах РБ; -наблюдать природу, разнообразие народных танцевальных традиций. | - иметь представление о творчестве ведущих исполнителей оперы и балета; -наблюдать творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров |
получит возможность научиться: | |
- высказывать суждения о театрах РБ; -различать театры РБ. | - высказывать суждения о театрах РБ; - иметь представление о репертуарах театров РБ. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс (35 часов)
С новым учебным годом!
Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе.
Чтение произведений башкирских авторов, посвященных новому учебному году.
Г. Юнусова. Перемена.
Г. Давлетов. Отличник Юмагул.
Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы-третьеклассники».
В мире сказок
Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличиях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персонажей к родной земле.
Дается задание нарисовать иллюстрации к содержанию сказки. Наиболее удачные из них, используются на уроке.
Детский фольклор
Игра — «Перстень — бычок»
Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют какой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.)
Игра проводится на улице, необходимо наличие музыкального инструмента.
С. Т. Аксаков - наш земляк
Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уроженца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведениях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы.
Чтение отрывков из его произведений (по выбору учителя). С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».
Композиторы Башкортостана для детей
Краткие сведения учителя о композиторах Р.Габитове, М.Валиеве, Р.Сальманове. Прослушивание их песен «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди».
Обмен впечатлениями по прослушанным мелодиям.
Наш земляк - художник А. Нестеров
Сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея. Беседа по его картинам (по выбору учителя). В условиях г. Уфы можно предварительно совершить экскурсию в Башкирский государственный музей им. М. В. Нестерова. В. Нестеров. Воспоминание.
Поэт Г. Салям.
Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта, чьим именем раньше была названа республиканская премия комсомола. Объяснение детям, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма.
Славные сыны Башкортостана. Ахметзаки Валиди.
Рассказ учителя о жизни и деятельности Ахметзаки Валиди, о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Используются портрет А.Валиди, иллюстративные материалы о нем, организуется выставка его книг.
Города Башкортостана
Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них.
Используются брошюры, путеводители, открытки с видами этих городов, значки с изображением их эмблем.
Б.Бикбай - Ишимбай.
В. Трубицын. Золотая Туймаза.
Народный художник А. Лутфуллин
Ознакомление с биографией члена-корреспондента Академии художников СССР, народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказ о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведениями. Беседа по картине А. Лутфуллина «Ожидание».
Башкирские легенды и предания
Понятие о жанрах «Легенды и предания», об их основных мотивах. Объясняет, чем отличаются легенды и предания от сказок и других прозаических жанров фольклора. Беседа о топонимических легендах местного края.
Чтение легенд и преданий «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил». Комментарий учителя.
С. Злобин и Салават Юлаев
Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павловича Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых изданиях, адресованных детям.
Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Салават» (Уфа, 1977, 1998).
Башкирские писатели детям
Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, обитающих в наших краях.
Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка».
Уральская зима
Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличительных признаках от зимней природы других уголков страны - средней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.
Х.Габитов. Зима.
А.Ахметкужин. Дедушка Мороз.
Н.Наджми. Зима.
М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким.Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Первый снег».
.Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шежере».
По музеям Уфы
Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном городе Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экскурсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном музее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук.
Используются путеводители, цветные фотоальбомы, репродукции из картин и т.д.
В Уфимских школах можно совершить экскурсию в один из названных музеев.
Сказки 3. Биишевой
Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошедших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию.
Композитор Хусаин Ахметов
Рассказ учителя о биографии и творчестве видного композитора Х.Ахметова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр полей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмен впечатлениями.
Сэсэны - народные предсказатели
Доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал.
Шежере - моя родословная
Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письменных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и племен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его существования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений 1960).
Поэт Р. Гарипов
Информация о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова.
Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай».
Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».
Театр и дети
Рассказ о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Ознакомление учащихся с государственными театрами Башкортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским репертуаром на сегодняшний день.
Используются альбомы, открытки, фотоснимки.
Прослушивание отрывков из спектаклей, арий из опер.
Мой родной Башкортостан
Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.
М.Карим. Березовый лист.
К.Киньябулатова. Чай.
Прослушивание песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Башкортостан»
Памятные уголки родного края
Сведения учителя о достопримечательностях района и родного населённого пункта: крупных производственных м агропромышленных объектах, культурных центрах, музеях, памятниках природы, краткая информация о них. До или после уроков можно совершить экскурсию на один из таких объектов.
Х.Гилязев. Приезжайте к нам в Сармасан.
А.Атнабаев. Край мой.
Ш.Анак. Журавлиная песня.
Прослушивание песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугумано-ва «По родным местам».
Любимые поэты детворы
Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Краткие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте.
Тукай и Башкортостан
Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.
Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».
Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Родной язык» на слова Г.Тукая.
Никто не забыт
Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Союза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии.
Прослушивание и разучивание песни 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал».
Предания и сказы
Предания и сказы о недавнем прошлом. Особенности этого жанра фольклора, его отличие от легенд. Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содержанию.
Художники рисуют для детей
Урок строится в форме посещения выставки художников для детей. Просмотр картины Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллюстрации к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюстраций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбузат». Комментарии учителя к выставке, обмен мнениями.
Обобщающая беседа по предмету.
4 КЛАСС
Здравствуй, новый учебный год!
Беседа о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмен впечатлениями об уроке Мира.
М. Гали. Книга.
Г. Давлетова. Диктант.
Г. Юнусова. Живи, книга.
Прослушивание песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога».
Природа Башкортостана.
Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, роднике Кургазак, горе Янган-тау. Используются цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». В близлежащих к одному из данных объектов школах можно совершить
экскурсию и урок проводить по ее впечатлениям.
Прослушивание песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань».
Певец степного Башкортостана
Рассказ о жизни поэта С. Чекмарева, его работе в 20-х годах в зауральских районах Башкортостана, о его поэтическом творчестве.
Чтение стихотворения С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» и других поэтических произведений.
Информация о премии С. Чекмарова, учрежденной Башкирским обкомом ВЛКСМ и Таналыкском совхозом Хайбуллинского района Башкортостана, которая присуждается лучшим произведениям башкирских писателей о молодых сельских тружениках.
По театрам республики
Краткий обзор репертуара республиканских театров. Ознакомление с ведущими актерами государственных театральных коллективов, сведения о народном театре, действующем на территории района или региона. Используются альбомы, фотоснимки.
Прослушивание отрывков из новых спектаклей.
Народный поэт Башкортостана
Краткие сведения о жизни и творчестве народного поэта Башкортостана М. Гафури. Чтение его рассказа «Дикий гусь».
Беседа по картине А. Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем».
Юность наших дедов
Беседа о поэте, первом вожаке башкирского комсомола и первом редакторе республиканской молодежной газеты, делегате III съезда комсомола Шамуне Фидаи.
Чтение его стихотворений «Пламенное желание», «Красные звезды», «Огни революции».
Комментарий учителя.
Беседа о художниках Башкортостана
Рассказ учителя о творчестве известных художников Башкортостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой, А. Тюлькина с демонстрацией их картин. Просмотр картин (по выбору учителя) «Последние дни осени», «Сказ об Урале» ( Б. Домаш-ников); «Поимка Салавата», «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачева» (А. Лежнев); «Бабай», «Башкирский кумыс» (Ф. Кащеев); «Богатство Урала», «В юрте восставших башкир» (Т. Нечаева); «Урал фронту», «В. И. Чапаев под Уфой» (А. Тюлькин). Комментарии учителя, обмен впечатлениями.
Композитор Рим Хасанов
Беседа о творчестве известного композитора Р. Хасанова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе.
Прослушивание его песен «Уфа - цветок Урала» на собственные слова.
М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана
Объяснение учащимся понятий сэсэн и поэт. Беседа о роли сэ-сэнов в дореволюционной изустной литературе и общественной жизни Башкортостана. Рассказ о трудной судьбе народного сэсэна Башкортостана М. Бурангулова, его многогранной литературной и научной деятельности. Чтение его стихотворений, отрывков из драматических произведений (по выбору учителей). «Башкирская свадьба», «Ашкадар»,
«Предсмертное слово Урала».
Детский фольклор
Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. Считалки « Куда отправился абзый - агай?», «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.
Украинские писатели в Башкортостане
Рассказ об эвакуации Союза писателей Украины в годы Великой Отечественной войны в г.Уфу, о работе украинских писателей Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Натана Рыбака и других в тесном сотрудничестве с башкирскими писателями. Чтение произведений украинских писателей о Башкортостане.
Беседа об Украине и украинской литературе с использованием карты страны, цветных фоторепродукцией, портретов писателей и др.
М. Рыльский. Отчизне.
М. Шевченко. Моя фамилия.
Башкирская опера и Баязит Бикбай
Сведения об истории Башкирского государственного театра оперы и балета, о первых операх 30-40-х годов «Акбузат», «Карлугас», «Айсылу».
Объяснение понятия «Либретто». Рассказ о деятельности Б. Бик-бая в области создания музыкальных драм, либретт для опер, его совместной творческой работе с композитором 3. Исмагиловым по созданию опер «Салават Юлаев», «Шаура», музкомедии «Кодаса».
Прослушивание арий и куплетов из этих сценических постановок.
Константин Иванов - сын чувашского народа
Сведения о биографии и творчестве классиков Чувашской литературы Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся в с. Слакбашево Белебевского района Башкирский АССР.
К. Иванов, Две дочери. Красная девица (отрывок из поэмы «Нарспи».
Информации о современных чувашских писателях, пишущих для детей.
Ш. Бабич - звезда башкирской поэзии
Рассказ учителя о творчестве знаменитого башкирского поэта Ш. Бабича. Чтение его стихотворений «Присяга народу», «Ответ луны», «Кураю», «Башкортостан».
Композитор Роза Сахаутдинова
Краткие сведения о творчестве композитора Р. Сахаутдиновой. Прослушивание ее детских песен «Приключения зайчонка» (слова У. Киньябулатова), «Колыбельная» (слова Т. Миннулина).
Башкирские сатирические сказки
Понятие о сатирических сказках. Сатирические сказки о хитром работнике и глупом бае. Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию.
Герои Башкортостана
Краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Советского Союза-уроженицах Башкортостана.
Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Обязательно упоминаются имена героев - выходцев из родного района или города.
Просмотр и обсуждение картины А. Лутфуллина «Мать погибшего героя».
Наши земляки Г. Ибрагимов и С. Рамиев
Рассказ учителя о жизни и творчестве классиков татарской литературы уроженцев Башкортостана Галимзяна Ибрагимова и Са-гита Рамиева. Чтение их произведений для детей (по выбору учителя).
Беседа о Республике Татарстан и татарской литературе. Используются карта республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты писателей и др.
Р. Нигмати - народный поэт Башкортостана
Рассказ учителя о детстве Р. Нигмати, о его жизни и творчестве. Чтение стихотворения Р. Нигмати «Ответы на вопросы дочери». Беседа с учащимися о Родине.
Из истории письменности
Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры с Х-Х1 вв. Сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского населения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге. О башкирах, получивших высшее образование в Казанском императорском университете.
Обрядовый фольклор башкирского народа
Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Ознакомление с календарным весенним праздником «Грачиная каша» (Карга буткаКы»).
Прослушивание народных мелодий, связанных с этим праздником.
Звезды башкирского балета
Восстановление в памяти истории создания оперного театра; сведения о возникновении балетной труппы в 30-х годах.
Рассказ учителя о прима-балеринах театра 3. Насретдиновой, Г. Сулеймановой, Э. Куватовой. Краткий обзор национального репертуара, информация о кинофильме «Журавлиная песнь».
Прослушивание фрагментов музыки Л. Степанова к балету «Журавлиная песнь».
Д. Юлтый - певец труда хлебороба
Чтение сборника стихов Д. Юлтыя «Хлеб», беседа о труде хлебороба 30-х годов. Рассказ учителя о его авторе - участнике империалистической войны, общественном деятеле, поэте, публицисте 20-30-х годов Д. Юлтые. Краткие сведения о его творчестве, в том числе о более крупных произведениях поэта, посвященных хлеборобам.
Славные сыны Башкортостана
Рассказ о жизни и деятельности М. Муртазина. Сведения о родине героя - Учалинском районе Башкортостана. Используются портрет М. Муртазина, книги и материалы о нем.
Рассказы детей о своих родных, прошедших ВОВ. Герои ВОВ Ишимбайского района.
Писатели - детям
Чтение книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседа по содержанию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Разговор о лесе и лесных животных окружающей местности.
Первый профессиональный художник из башкир Касим Давлеткильдеев
Краткие сведения о жизни и творчестве первого профессионального башкирского художника, основоположника башкирского изобразительного искусства Касима Давлеткильдеева. Просмотр его картин «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом».
Комментарии учителя, обмен мнениями.
По туристическим тропам
Ознакомление учащихся с туристическими маршрутами по территории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по рекам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказ о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом походе, сложностях различной категории.
Обобщающая беседа по предмету.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
Раздел | Часы | Темы | Виды деятельности учащихся |
С новым учебным годом! | 1 ч | Произведения башкирских авторов, посвященные новому учебному году. Г. Юнусова. Перемена. Г. Давлетов. Отличник Юмагул. | Рассказывать о летних каникулах, о Дне знаний, о школе, классе. Читать и анализировать произведения башкирских авторов. Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы-третьеклассники». |
В мире сказок | 3 ч | В мире сказок. Из волшебных сказок «Урал-Батыр» | Читать и анализировать сказку «Урал батыр». Давать характеристику главным героям. Приводить доказательства любви и преданности сказочных персонажей к родной земле. Сравнивать волшебные сказки башкир со сказками других народов. |
Детский фольклор | 1 ч | Детский фольклор. Игра — «Перстень — бычок» | Объяснять условия игры, назначение ведущего, распределять роли. Организовывать игру. |
С. Т. Аксаков - наш земляк | 1 ч | С. Т. Аксаков - наш земляк. С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки». | Знакомиться с жизнью и творчеством видного русского писателя-уроженца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова. Изучать его произведения, посвященные Башкортостану, путешествовать по аксаковским местам г.Уфы. |
Композиторы Башкортостана для детей | 1 ч | Композиторы Башкортостана для детей | Знакомиться с жизнью и творчеством композиторов: Р.Габитова, М.Валиева, Р.Сальманова. Слушать их песни «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди». Обмениваться впечатлениями по прослушанным мелодиям. |
Наш земляк - художник А. Нестеров | 1 ч | Наш земляк-художник М.В. Нестеров. | Изучать сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея. Обмениваться впечатлениями по его картинам (по выбору учителя). |
Поэт Г. Салям. | 1 ч | Поэт Г. Салям. | Читать и анализировать стихотворение Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Знакомиться с биографией и творчеством поэта, чьим именем раньше была названа республиканская премия комсомола. Находить сведения о том, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма. |
Славные сыны Башкортостан.Ахметзаки Валиди. | 1 ч | Славные сыны Башкортостана -Ахмет Заки Валиди. | Знакомиться с жизнью и деятельностью Ахметзаки Валиди, находить сведения о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Коллективная организация выставки его книг. |
Города Башкортостана | 2 ч | Города Башкортостана. Мой родной город. | Рассказывать о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Находить сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них. Пользоваться брошюрами, путеводителями, открытками с видами этих городов, значками с изображением их эмблем. Читать и анализировать произведения: Б.Бикбай – Ишимбай, В. Трубицын. Золотая Туймаза. |
Народный художник А. Лутфуллин | 1 ч | Народный художник А. Лутфуллин. | Познакомиться с биографией члена-корреспондента Академии художников СССР, народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказывать о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведениями. Обмениваться впечатлениями по картине А. Лутфуллина «Ожидание». |
Башкирские легенды и предания | 2 ч | Башкирские легенды и предания. | Познакомиться с жанрами «Легенды и предания», с их основными мотивами. Объяснять, чем отличаются легенды и предания от сказок и других прозаических жанров фольклора. Читать и анализировать легенды и предания «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил». |
С. Злобин и Салават Юлаев | 1 ч | С. Злобин и Салават Юлаев. | Рассказывать о работе русского писателя Степана Павловича Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых изданиях, адресованных детям. Читать и анализировать отрывок из исторического рассказа С.Злобина «Салават» (Уфа, 1977, 1998). |
Башкирские писатели детям | 1 ч | Башкирские писатели детям. | Познакомиться с биографией А.Карная. Рассказывать о его творчестве. Читать и анализировать его рассказ «Жаворонок». Рассказывать о птицах, обитающих в наших краях. Слушать башкирскую народную песню «Кукушка» и обмениваться впечатлениями. |
Уральская зима | 1 ч | Уральская зима. | Рассказывать об особенностях уральской зимы, ее отличительных признаках от зимней природы других уголков страны - средней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др. Читать т анализировать произведения: Х.Габитов «Зима», А.Ахметкужин. «Дедушка Мороз». |
По музеям Уфы | 2 ч | По музеям Уфы. | Рассказывать о столице Башкортостана - орденоносном городе Уфе, его достопримечательностях. Находить и делиться информацией о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном музее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук. Использовать путеводители, цветные фотоальбомы, репродукции из картин и т.д. |
Сказки 3. Биишевой | 2 ч | Сказки З. Биишевой. | Познакомиться с биографией видной писательницы З.Биишевой, кратко рассказывать о ее творчестве. Читать и анализировать сказки, вошедшие в сборник «Лети, лети моя тележка!». |
Композитор Хусаин Ахметов | 1 ч | Композитор Х.Ахметов. | Рассказывать биографии и творчестве видного композитора Х.Ахметова. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр полей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмениваться впечатлениями. |
Сэсэны - народные предсказатели | 1 ч | Сэсэны – народные сказители. | Изучать доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Читать и анализировать легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал. |
Шежере - моя родословная | 1 ч | Шежере-моя родословная. | Рассказывать о шежере, древнем уникальном виде письменных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и племен. Изучать сведения о времени возникновения шежере, формах его существования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений 1960). |
Поэт Р. Гарипов | 1 ч | Поэт Р. Гарипов. | Изучать информацию о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Подробно рассказывать о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова. Читать и анализировать его стихотворения «Жаворонок», «Курай». Слушать песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь». |
Театр и дети | 1 ч | Театр и дети. | Рассказывать о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Знакомиться с государственными театрами Башкортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским репертуаром на сегодняшний день. Использовать альбомы, открытки, фотоснимки. Прослушивать отрывки из спектаклей, арий из опер. |
Мой родной Башкортостан | 1 ч | Мой родной Башкортостан. | Рассказывать о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Изучать краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана. Читать и анализировать М.Карим «Березовый лист». К.Киньябулатова «Чай». Прослушивать песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Башкортостан» |
Памятные уголки родного края | 1 ч | Памятные уголки родного края. | Изучать сведения о достопримечательностях района и родного населённого пункта: крупных производственных м агропромышленных объектах, культурных центрах, музеях, памятниках природы, краткая информация о них. Анализировать произведения: Х.Гилязев. Приезжайте к нам в Сармасан. А.Атнабаев. Край мой. Ш.Анак. Журавлиная песня. Прослушивать песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугумано-ва «По родным местам». Обмениваться впечатлениями. |
Любимые поэты детворы | 1 ч | Любимые поэты детворы. | Читать и анализировать стихотворения М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Изучать краткие сведения о самих поэтах и их творчестве. Читать и анализировать стихотворения М.Гали «Сабантуй», Г.Юнусова. «Бумага и карандаши», А.Игебаев «Вы не верьте». |
Тукай и Башкортостан | 1 ч | Тукай и Башкортостан. | Рассказывать о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана. Читать и анализировать стихотворения «Дождь и солнце», «Фатима и соловей». Прослушивать татарской народной песни «Родной язык» на слова Г.Тукая. Обмениваться впечатлениями. |
Никто не забыт | 1 ч | Никто не забыт. | Изучать сведения об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Союза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказывать о генерале М. Шаймуратове. Познакомиться с именами земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии. Прослушивать песню 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал». Обмениваться впечатлениями. |
Предания и сказы | 1 ч | Предания и сказания. | Знакомиться с преданиями и сказами о недавнем прошлом. Изучать особенности этого жанра фольклора, определять его отличие от легенд. Читать и анализировать предания и сказы «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай». |
Художники рисуют для детей | 2 ч | Художники рисуют для детей. Обобщение изученного. | Обмениваться впечатлениями по картине Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллюстрации к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюстраций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбузат». Обобщающая беседа по предмету |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
(35 часов)
Раздел | Часы | Темы | Виды деятельности учащихся |
Здравствуй, новый учебный год! | 3 ч | Здравствуй, новый учебный год! М. Гали. Книга. Г. Давлетова. Диктант. Г. Юнусова. Живи, книга. | Рассказывать о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмениваться впечатлениями об уроке Мира. Читать и анализировать стихотворения М. Гали «Книга», Г. Давлетова «Диктант», Г. Юнусова «Живи, книга». Прослушивать песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога». |
Природа Башкортостана | 1 ч | Природа Башкортостана | Рассказывать о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, роднике Кургазак, горе Янган-тау. Использовать цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». Прослушивать песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань». Обмениваться впечатлениями. |
Певец степного Башкортостана | 2 ч | Певец степного Башкортостана. С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» | Рассказывать о жизни поэта С. Чекмарева, его работе в 20-х годах в зауральских районах Башкортостана, о его поэтическом творчестве. Читать и анализировать стихотворения С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» и других поэтических произведений. Изучать информацию о премии С. Чекмарова, учрежденной Башкирским обкомом ВЛКСМ и Таналыкском совхозом Хайбуллинского района Башкортостана, которая присуждается лучшим произведениям башкирских писателей о молодых сельских тружениках. |
По театрам республики | 1 ч | По театрам республики | Рассмотреть краткий обзор репертуара республиканских театров. Ознакомиться с ведущими актерами государственных театральных коллективов, изучить сведения о народном театре, действующем на территории района или региона. Использовать альбомы, фотоснимки. Прослушивать отрывки из новых спектаклей. |
Народный поэт Башкортостана | 2 ч | Народный поэт Башкортостана. М. Гафури «Дикий гусь». | Ознакомиться с краткими сведениями о жизни и творчестве народного поэта Башкортостана М. Гафури. Читать анализировать его рассказ «Дикий гусь». Обмениваться впечатлениями по картине А. Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем». |
Юность наших дедов | 1 ч | Юность наших дедов. Стихотворения Ш. Фидаи | Рассказывать о поэте, первом вожаке башкирского комсомола и первом редакторе республиканской молодежной газеты, делегате III съезда комсомола Шамуне Фидаи. Читать и анализировать его стихотворения «Пламенное желание», «Красные звезды», «Огни революции». Обмен впечатлениями. |
Беседа о художниках Башкортостана | 1 ч | Художники Башкортостана | Рассказывать о творчестве известных художников Башкортостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой, А. Тюлькина с демонстрацией их картин. Просмотривать картины (по выбору учителя) «Последние дни осени», «Сказ об Урале» ( Б. Домаш-ников); «Поимка Салавата», «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачева» (А. Лежнев); «Бабай», «Башкирский кумыс» (Ф. Кащеев); «Богатство Урала», «В юрте восставших башкир» (Т. Нечаева); «Урал фронту», «В. И. Чапаев под Уфой» (А. Тюлькин). Обментваться впечатлениями. |
Композитор Рим Хасанов | 1 ч | Композитор Рим Хасанов | Рассказывать о творчестве известного композитора Р. Хасанова. Прослушивать его песни «Уфа - цветок Урала» на собственные слова. Обмен впечатлениями. |
М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана | 1 ч | М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана. | Определять различия между понятиями сэсэн и поэт. Рассказывать о роли сэсэнов в дореволюционной изустной литературе и общественной жизни Башкортостана. Изучить информацию о трудной судьбе народного сэсэна Башкортостана М. Бурангулова, его многогранной литературной и научной деятельности. Читать и анализировать его стихотворения, отрывков из драматических произведений (по выбору учителей). «Башкирская свадьба», «Ашкадар», «Предсмертное слово Урала». |
Детский фольклор | 1 ч | Детский фольклор | Разучивать считалки. Объяснять суть данного жанра детского фольклора. Считалки « Куда отправился абзый - агай?», «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра. |
Украинские писатели в Башкортостане | 1 ч | Украинские писатели в Башкортостане | Рассказывать об эвакуации Союза писателей Украины в годы Великой Отечественной войны в г.Уфу, о работе украинских писателей Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Натана Рыбака и других в тесном сотрудничестве с башкирскими писателями. Читать и анализировать произведения украинских писателей о Башкортостане. М. Рыльский «Отчизне», М. Шевченко «Моя фамилия». Беседовать об Украине и украинской литературе, использовать карты страны, цветные фоторепродукции, портреты писателей и др. |
Башкирская опера и Баязит Бикбай | 1 ч | Башкирская опера и Баязит Бикбай | Изучать сведения об истории Башкирского государственного театра оперы и балета, о первых операх 30-40-х годов «Акбузат», «Карлугас», «Айсылу». Объяснять понятия «Либретто». Рассказывать о деятельности Б. Бикбая в области создания музыкальных драм, либретт для опер, его совместной творческой работе с композитором 3. Исмагиловым по созданию опер «Салават Юлаев», «Шаура», музкомедии «Кодаса». Прослушивать арии и куплеты из этих сценических постановок. Обмениваться впечатлениями. |
Константин Иванов - сын чувашского народа | 2 ч | Константин Иванов - сын чувашского народа «Село двух поэтов», «Две дочери» «Красная девица» | Изучить сведения о биографии и творчестве классиков Чувашской литературы Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся в с. Слакбашево Белебевского района Башкирский АССР. Читать и анализировать произведения. К. Иванов «Две дочери», « Красная девица» (отрывок из поэмы «Нарспи»). Познакомиться с информации о современных чувашских писателях, пишущих для детей. |
Ш. Бабич - звезда башкирской поэзии | 3 ч | Шайхзада Бабич «Присяга народу», «Ответ луны», «Счастье без края», «Кураю» | Познакомиться с творчеством знаменитого башкирского поэта Ш. Бабича. Читать и анализировать его стихотворений «Присяга народу», «Ответ луны», «Кураю», «Башкортостан». Создавать рисунок курая. |
Композитор Роза Сахаутдинова | 1 ч | Композитор Роза Сахаутдинова. «Приключения зайчонка» | Ознакомиться краткими сведениями о творчестве композитора Р. Сахаутдиновой. Прослушивать ее детских песен «Приключения зайчонка» (слова У. Киньябулатова), «Колыбельная» (слова Т. Миннулина) |
Башкирские сатирические сказки | 2 ч | Башкирские сатирические сказки «Бай и нищий», «Сказка о земле» | Определять особенности сатирических сказках. Чтение и анализ сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Характеризовать главных героев сказок. |
Герои Башкортостана | 1 ч | Герои Башкортостана на фронтах Великой Отечественной | Составлять краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Советского Союза-уроженицах Башкортостана. Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Называть - выходцев из родного района или города. Обмениваться мнениями по картине А. Лутфуллина «Мать погибшего героя». |
Наши земляки Г. Ибрагимов и С. Рамиев | 1 ч | Г.Ибрагимов «Начало весны», З.Рамиев «Пшеница», «Гали» | Рассказывать о жизни и творчестве классиков татарской литературы уроженцев Башкортостана Галимзяна Ибрагимова и Сагита Рамиева. Читать и анализировать их произведения для детей (по выбору учителя). Беседовать о Республике Татарстан и татарской литературе. Использовать карту республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты писателей и др. |
Р. Нигмати - народный поэт Башкортостана | 1 ч | Рашит Нигмати «Ответы на вопросы моей дочери» | Рассказывать о детстве Р. Нигмати, о его жизни и творчестве. Читать и анализировать стихотворения Р. Нигмати «Ответы на вопросы дочери». Высказывать свои мысли о Родине. |
Из истории письменности | 1 ч | Из истории письменности | Определить особенности письменности башкир в прошлом. Иметь понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры с Х-Х1 вв. Изучить сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского населения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге. О башкирах, получивших высшее образование в Казанском императорском университете. |
Обрядовый фольклор башкирского народа | 1 ч | Обрядовый фольклор «Воронья каша» | Изучить сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Познакомитьмся с календарным весенним праздником «Грачиная каша» (Карга буткаКы»). Прослушивать народных мелодий, связанных с этим праздником. Обмениваться впечатлениями. |
Звезды башкирского балета | 1 ч | Звезды башкирского балета. | Восстанавливать в памяти истории создания оперного театра; сведения о возникновении балетной труппы в 30-х годах. Рассказывать о прима-балеринах театра 3. Насретдиновой, Г. Сулеймановой, Э. Куватовой. Просматривать краткий обзор национального репертуара, изучить информацию о кинофильме «Журавлиная песнь». Прослушивание фрагментов музыки Л. Степанова к балету «Журавлиная песнь». Обмениваться впечатлениями. |
Д. Юлтый - певец труда хлебороба | 1 ч | Даут Юлтый – певец труда хлебороба | Читать стихотворения из сборника Д. Юлтыя «Хлеб», беседовать о труде хлебороба 30-х годов. Рассказывать об авторе сборника - участнике империалистической войны, общественном деятеле, поэте, публицисте 20-30-х годов Д. Юлтые. Краткие сведения о его творчестве, в том числе о более крупных произведениях поэта, посвященных хлеборобам. |
Славные сыны Башкортостана | 1 ч | Славные сыны Башкортостана. Муса Муртазин | Рассказывать о жизни и деятельности М. Муртазина. Изучить сведения о родине героя - Учалинском районе Башкортостана. Использовать портрет М. Муртазина, книги и материалы о нем. Рассказывать о своих родных, прошедших ВОВ. Герои ВОВ Ишимбайского района. |
Писатели - детям | 1 ч | ДжалильКиекбаев «Почему медведь злится на муравьев?» | Читать книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседовать по содержанию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Поддерживать разговор о лесе и лесных животных окружающей местности. |
Первый профессио-нальный художник из башкир Касим Давлеткильдеев | 1 ч | Первый профессио-нальный художник из башкир Касим Давлеткильдеев | Изучить краткие сведения о жизни и творчестве первого профессионального башкирского художника, основоположника башкирского изобразительного искусства Касима Давлеткильдеева. Просмотривать его картину «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом». Обмениваться впечатлениями. |
По туристическим тропам | 1 ч | По туристическим тропам | Познакомиться с туристическими маршрутами на территории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по рекам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказывать о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом походе, сложностях различной категории. Подводить итоги изученного. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Учебник «Живые родники» 3-4 класс Уфа «Китап» 2006 г. (История, литература и культура Башкортостана) Авторы: М.Х.Идельбаев, А.М.Сулейманов
2.Специфическое сопровождение (оборудование):
- иллюстрации к литературным произведениям;
- портреты писателей, карта республики, цветные фоторепродукции, открытки и др.;
- репродукции произведений живописи, музыкальные композиции.
3. Электронные образовательные ресурсы
http://www.edu.ru/
http://www.proshkolu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (физическая культура 5 -7 классы) Тематический план
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему ...
Рабочая программа Физическая культура. 1 класс.
Уроки по физической культуре проводятся 3 часа в неделю....
Рабочая программа "Физическая культура" 1 час игровой урок 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа составлена по программе Лях В.И. Программа содержит пояснительную записку, КТП с УУД....
Рабочая программа. Физическая культура 1 - 4 класс. (по образовательной системе школа 2100)
Тематическое планирование составлено на основе программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) Егорова Б.Б., Пер...
Рабочая программа. Окружающий мир Башкортостана. 2класс
Рабочая программа по региональному компоненту "Окружающий мир Башҡортостана"...
Рабочая программа. Окружающий мир Башкортостана. 4 класс
Рабочая программа по региональному компоненту "Окружающий мир Башҡортостана"...
Рабочая программа «Физическая культура» Било Оксана2 класс /адаптированная на основе Примерной программы по физической культуре В.И. Лях
I. Пояснительная записка Индивидуальная образовательная программа разработана с целью выполнения требований ст.79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ и создания специа...