Рабочая программа. Окружающий мир Башкортостана. 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по региональному компоненту "Окружающий мир Башҡортостана"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру Башкортостана составлена на основе:
- приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с измен. – приказ МОиН РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 г. №373»);
- примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федерально-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);
- Устава МОАУ СОШ № 6 городского округа город Нефтекамск РБ;
- основной образовательной программы (начальное общее образование) МОАУ СОШ №6 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан;
5) учебного плана МОАУ СОШ № 6 городского округа г. Нефтекамск РБ на 2017-2018 учебный год.
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
социализация ребенка;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация и др.);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях)
ознакомление с достопримечательностями природы Башкортостана, расширение кругозора учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе.
формирование основ экологическую культуру, развивать разумное поведение в окружающей среде.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир Башкортостана»
Личностные:
1) формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою республику, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонациональной республику; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир Башкортостан»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир Башкортостана»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир Башкортостан».
Предметные:
1) воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к республике, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей республики, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Выпускник начальной школы должен уметь
Называть:
- редкие растения и животные Республики Башкортостан, которые занесены в Красную книгу;
- семь чудес Башкортостана;
- горы, пещеры;
- заповедники, заказники, парки.
- характерные признаки охрянаемой природной территории - заповедника;
- основные водоёмы республики, родного края: названия рек и озёр;
- природные зоны республики, родного края;
- столицу республику, районного центра, города(села);
- 3-4 города Республики Башкортостан, связанные с важнейшими историческими событиями страны, края.
Различать и сравнивать:
- условия, необходимые для жизни растений и животных Республики Башкортостан;
- хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения;
- природные зоны, расположенные на территории республики, края;
- символику республики, столицы, города, населённого пункта, где проживают обучающиеся (герб, флаг, гимн);
- температурный режим различных регионов республики, микрорайона нахождения школы.
Приводить примеры:
- исчезающих животных и растений своей местности, пользуясь Красной книгой Республики Башкортостан;
- природоохранительной деятельности взрослых и обучающихся в своей местности;
- из истории своего города(села);
- полезных ископаемых, добываемых на территории своего края;
- профессий, связанных с охраной природы.
Устанавливать связи и зависимости:
- между поведением человека в природе и её состоянием (вопросы экологии);
- между представителями флоры и фауны и особенностями той местности, на которой они располагаются.
Кратко охарактеризовать:
- воздействие человека на природу (положительное и отрицательное); меры по её охране;
- приспособление народов, живущих на территории Башкортостана, к своим природным условиям;
- правила охраны и укрепления здоровья.
Решать учебные и практические задачи:
-уметь работать с картой Республики Башкортостан: показывать географические объекты, распознавать условные обозначения полезных ископаемых, масштаб;
- уметь ориентироваться в нахождении Башкортостана на глобусе, физической карте страны;
- определять стороны горизонта по различным признакам данной местности (мох, крона деревьев).
Осознавать:
- гражданскую позицию "Я - гражданин Республики Башкортостан";
-факт, что его родной Башкортостан - частица России, многонационального государства;богатую историю своего родного края.
Тематическое планирование
№ | Разделы | Кол.часов |
1. | Башкортостан на карте России. | 7 |
2. | Природное достояние нашей республики. | 9 |
3. | Животные и растения в природных зонах. | 11 |
4. | Всего. | 27 |
Содержание учебной программы (27 часов).
Раздел. Башкортостан на карте России ( 7 часов)
Административное деление республики. Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.
Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них.
Государственная символика Республики Башкортостан: герб, флаг, гимн Конституция — Основной закон Республики Башкортостан.
Рассказ о происхождении названия "башкорт". Башкирские племена, роды, родовые подразделения. народные праздники, обычаи связанные с природой.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Осенний календарь природы. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Раздел. Природное достояние нашей республики (9 часов)
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв. Полезные ископаемые нашего края. Горные породы и минералы. Их значение в жизни человека. Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Зимний келендарь природы. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличительных признаках от зимней природы других уголков страны - средней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.
Памятные уголки родного края. Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, Салавата Юлаева, роднике Кургазак, горе Янган-тау, заповедники, национальные парки. Семь чудес Башкортостана.
Водные богатства, их разнообразие (река, озеро, пруд, родники, водопад, водохранилище); использование человеком.
Красная книга Башкортостана: знакомство с отдельными растениями и животными.
Раздел. Животные и растения в природных зонах (11 часов)
Природные зоны республики: основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Весенний и летний календарь природы. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Природные сообщества: луг, лес, водоём, степь. Растение и животные в сообществах, их приспособленность к условиям.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Нормы оценок по окружающему миру. | |
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
|
Учебно-методическая литература.
1. Бойчук В. А. Примерная программа по предмету "Окружающий мир" для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан (региональный компанент). 1-4 классы.-Уфа: Китап, 2013.-24 с.
2. Гайсина Р. С. Природа родного Башкортостана (региональный компонент предмета "Окружающий мир"):Учебное пособие для младших школьников. Уфа: Китап, 2009.-176 с.
3. Кучеров Е. В. Природа Башкортостана (времена года). Книга для чтения в 3-4 классах общеобразовательной школы. - Уфа:Китап, 1994. - 128 с.
4.Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология растений Башкортостана.- Уфа: Китап, 2011. - 248 с.
5. Хисматов М. Ф., Гнатшин В. Н. Атлас Башкортостана. Министерство народного образования, Роскартография, 2001.
Интернет ресурсы.
сезоны-года.рф› Башкортостан.html- Сезоны года.
priroda-rb.info - Природа Башкортостана.
pptcloud.ru›geography/zhivotnye…bashkortostana-Презентация на тему "Животные лесов Башкортостана".
uralturizm.ru›…bashkortostan/zhivotnyj-mir… Животный мир Башкортостана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"
рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...
Рабочая программа. Окружающий мир Башкортостана. 2класс
Рабочая программа по региональному компоненту "Окружающий мир Башҡортостана"...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 4 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 4 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....