Конспект урока «Символы России, Кубани».
план-конспект урока (3 класс) на тему
Конспект урока «Символы России, Кубани».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_simvoly_rossii_kubani.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Символы России, Кубани»
ЦЕЛЬ:
- Формирование гражданского, патриотического мышления у юных россиян, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России;
- Расширить представления о государственной символике России, Кубани;
- Содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государства, малой родины.
- Заучивание гимнов России и Кубани с музыкальным оформлением.
ОБОРУДОВАНИЕ: изображения флагов России и Кубани, портреты Президента РФ и губернатора Кубани, коллаж с достижениями хлеборобов Кубани
Магнитофон, аудиозаписи гимнов.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: Дорогие ребята! Как никогда на сегодняшний день является актуальной проблема национального самосознания, гражданского мышления, патриотического отношения к достижениям в нашей стране.
Вы являетесь частью народа огромной и богатой страны, вы – граждане России, россияне. Наша с вами малая Родина – это наше село Пушкинское, наш район – Гулькевичский, который является частью большого южного региона – Краснодарского края. Наш край – это часть большого государства, нашей необъятной России. Мы – жители России, ее граждане. Давайте посмотрим и узнаем, что сказано в толковых словарях В. Даля и С.Ожегова о значениях этого слова.
( идет обсуждение истолкований слова «гражданин» и его производных)
Учитель: Итак, мы с вами поняли, что слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни, Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Он любит свою страну, гордиться ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордиться. Вы – ее будущее,
Вам вершить ее завтрашний день.
Нам следует гордиться, что мы с вами живем в благодатном крае, теплом и щедром, гостеприимном и плодородном. Как много создал наш народ пословиц о Родине, о родной земле. «Береги землю родную, как мать любимую», «Всякому мила своя сторона».
Учитель. Что же нас, ребята, объединяет и делает гражданами одной страны?
(идет обсуждение)
Да, вы правы: общая территория, единый язык, законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности ее граждан, - это Конституция Российской Федерации. Но, как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – Флаг, Герб и Гимн. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции и др. Кроме официальных символов для любого россиянина есть и другие значимые символы – Московский Кремль, Красная площадь, Конституция, Президент и др.
Учитель. Где можно увидеть государственные символы? (ответы детей)
Учитель. Символы можно увидеть в городах и селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах олимпийской сборной. Конечно, все мы разные, но живем в одной стране – России.
Символика российского герба и флага складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижений и побед. Символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество. И нам важно понять, что надо расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых подвигов во славу Отечества, защищая и прославляя его флаг и герб.
- страница
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИИ
Учитель. Герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Его нужно грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла, врага. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом (слайд).
Учитель. Где можно увидеть изображение герба и флага России? (На монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов).
- страница
ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учитель: А теперь поближе познакомимся с Гимном России. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна люди любой страны встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. А каждое утро по радио мы слышим звучание государственного гимна (исполнение гимна, анализ содержательной стороны гимна).
(Звучит аудиозапись Гимна)
3 страница
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РОССИИ
Учитель. Как выглядит государственный Флаг России?
Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный – символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое (слайд).
Учитель. Итак, мы с вами поняли, что к государственным символам нужно относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу – более трехсот лет. Посягательство на государственные герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.
Учитель. Следующая страница нашего классного часа посвящена символике родной Кубани, Краснодарского края. Рассмотрите карту нашего края. Что вы можете рассказать о нем?
4 страница
ГЕРБ КУБАНИ
Учитель. Герб Краснодарского края в основе имеет изображение исторического герба Кубанской области 1874 года, который в свою очередь разрабатывался на основе герба города Екатеринодар (1868 г.) бароном Кёне . первичной же основой тому послужил герб, составленный И.Д.Черником – казаком – черноморцем, профессором архитектуры и утвержденный императором Николаем 1 в сентябре 1849 г. Нынешний рисунок герба – это результат совместной работы авторского коллектива.
В зеленом щите золотая зубчатая стена с двумя такими же круглыми башнями с открытыми воротами и чёрными швами; над башнями золотой пернач1 между двух серебряных бунчуков2 с золотыми остриями на золотых древках. В золотой верхней части щита чёрный возникающий орёл, имеющий на груди кавказский крест. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт с навершием в виде орла и буквами «РФ» в центре штандарта. Щит украшен золотыми дубовыми листьями, соединенными алой лентой. За щитом накрест расположены 4 лазоревых знамени, украшенных золотой бахромой, и с такими же вензелями, окружёнными дубовыми и лавровыми ветвями.
Зеленое поле в щите герба – символ изобилия кубанских полей, надежды на будущее
Золотая зубчатая стена с двумя такими же круглыми башнями (крепость) – символ надежной защиты южных пограничных рубежей России.
Открытые ворота крепости – символ гостеприимства и миролюбия народа Кубани.
Золотой пернач – символ (атаманской) власти.
1Пернач – древнерусское холодное оружие ударного действия, разновидность булавы. Представлял собой древко с насаженной на конце головкой из металлических перьев (щитков), род булавы с перяным набалдашником. У казаков использовался как знак власти атаманов.
Два серебряных бунчука – символ кубанского казачества.
2Бунчук (тюрк.) – 1) длинное древко с шаром или острием, прядями из конских волос и кистями на верхнем конце; знак власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска в 15 – 18 вв.
2) ударный шумовой инструмент в крупных военных оркестрах.
Черный возникающий императорский орел на золотом поле – символ памяти о времени заселения кубанских просторов, дарованных казакам императрицей Екатериной 11.
«Кавказский крест» (крест с мечами «За службу на Кавказе») – символ – награда, напоминающий об окончательном присоединении Кубани к России. Выпущен в честь окончания Кавказской войны 1859 – 19\864 гг (этот крест имел расширенные концы, в центре – круглый щит с двуглавым орлом, на верхнем конце – вензель Александра 11, на нижнем – дата 1864, между концами креста – проходящие через центр скрещенные мечи).
Лазоревые знамена с вензелями Российских самодержцев: Александра 1, Павла 1, Николая 1 и императрицы Екатерины – отражение славных подвигов Кубанских казаков при обороне южных рубежей России и благодарность (награда) от самодержцев за самоотверженную службу во славу Отчизны.
Лавровый венок в навершии штандарта – символ трудовой вечной славы жителей Кубани.
Золотой императорский орел (герб) в навершии штандарта – составная часть штандарта, дарованная гербу Кубанской власти императором Александром 11.
Золотые – древняя царская корона и две дубовые ветви, перевитые алой Александровской лентой – традиционный показатель административного статуса владельца герба, т.е. показатель непосредственного подчинения его императору.
Вместо алой (красной) Александровской ленты внесены рисунок герба две ленты орденов Ленина, соединенные под гербовым щитом в бант. Краснодарский край был награжден высшими наградами страны за трудовые заслуги в 1957 и 1970 гг.
5 страница
ГИМН КУБАНИ
Учитель. Народная песня «Ты, Кубань, ты наша родина» написана на русско – турецком фронте в 1914 году, была посвящена казакам 1 – го Кавказского казачьего полка в память боевой их славы в первой мировой войне. Автор слов – полковой священник Константин Образцов.
Песня сразу привлекла внимание воинов. Военные песни их репертуара, как правило, описывали картины походов, сражений, где участвовали казаки. А в новой песне не было ничего батального, внешнего, описательного. Свое содержание, чувства она передает по – человечески просто, задушевно и в то же время мудро, величаво.
Текст песни написан в виде приветственного послания, коллективного письма на Кубань. Казаки вспоминают «станицы вольные, родной отцовский дом» и бьются насмерть с «врагом - басурманином», чтоб жила их святая родина.
Сначала песня исполнялась в небольшом кругу фронтовиков. Через год – два ее запели все кубанские подразделения действующей армии. В период Гражданской войны она стала официальным гимном Кубанской рады. И в годы Великой Отечественной войны песня поднимала боевой дух казаков и вместе с ними прошла победный путь от берегов Кубани до Эльбы. Ее слышали в Польше, Болгарии, Венгрии, Германии.
В настоящее время эта песня олицетворяет собою Кубань.
В марте 1995 года Законодательное Собрание утвердило ее в качестве гимна Краснодарского края.
Слова К.Образцова
Музыка народная (в обработке Виктора Захарченко)
(звучит гимн Кубани)
6 страница
ФЛАГ КУБАНИ
Учитель. Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхний – синего, средний – малинового, нижний – зелёного цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. В центре флага – герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте – золотым цветом. Отношение ширины флага и его длины 2:3 (слайд).
Учитель. Как вы думаете, что обозначают цвета нашего флага?
Синий – небо, целомудрие, верность, духовность, вера. Символизирует донских казаков.
Малиновый – символизирует запорожских казаков и кубанских казаков, положивших начало освоению и развитию края.
Зеленый – символ плодородия и богатства Кубанской земли.
Герб Краснодарского края, помещенный в центре флага (в одноцветном варианте – желтого цвета с оранжевым контуром) является символом (олицетворением) боевых побед и трудовых заслуг Кубанского казачества перед Россией.
Учитель: Подходит к завершению наш классный час, посвященный государственной символике России и Краснодарского края. Но мы с вами должны остановиться на еще очень важном понятии – гражданской позиции, которая должна быть у каждого члена нашего общества. А она невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Такая позиции свойственна только личности, человеку, имеющему свое собственное лицо, свое мнение и принципы в отношении свои прав и обязанностей. Есть замечательные строки знаменитых поэтов, в которых отражены нравственные законы нашего общества. Давайте послушаем наших товарищей и задумаемся над смыслом таких советов.
Пять важных правил в жизни соблюдай,
И на земле увидишь светлый рай.
В делах мирских не возмущай покой.
Зря не рискуй своею головой,
Здоровье береги, как редкий клад,
Живи в достатке, но не будь богат.
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надежный и сердечный друг.
А Джами
Н всех часах вы сможете прочесть
Слова простые истины глубокой:
Теряя время, мы теряем честь.
А совесть остается после срока.
Она живет в душе не по часам.
Раскаянье всегда приходит поздно.
А честь на час указывает нам
Протянутой рукою – стрелкой грозной;
Чтоб наша совесть не казнила нас,
Не потеряйте этот краткий час,
Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе
Веленья нашей совести и чести!
С. Маршак
Учитель. Вот и подошел к концу наш классный видеочас, посвященный символике нашей Родины и Краснодарского края. Символы России и Кубани – герб, флаг, гимн – нужны как воплощение истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма граждан, обозначение государства в мировом сообществе и края как субъекта Российской Федерации внутри страны и за рубежом, нужны как зрительный и музыкальный образ.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к государству и к малой родине. Давайте же с гордостью произносить фразы, наполненные таким большим смыслом: «Я – гражданин России!», «Я – житель Кубани!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...