Мастер – класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления в условиях реализации регионального компонента» с презентацией.
методическая разработка (3 класс) на тему
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- участники мастер-класса познакомятся с приёмами технологии развития критического мышления;
- педагоги смогут использовать приобретённые знания, приёмы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме:
«Использование технологии развития критического мышления в условиях реализации регионального компонента»
Подготовили и провели: Алпатова Л.Г. и Волочаева Л.А.
Слушатели-участники: учителя начальных классов Волгоградской области
Цель: представление в активной форме преподавательского опыта освоения и применения технологии развития критического мышления в условиях реализации регионального компонента.
Задачи:
1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
2.Распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям. 3. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (приложение).
Продолжительность проведения:25 минут.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- участники мастер-класса познакомятся с приёмами технологии развития критического мышления;
- педагоги смогут использовать приобретённые знания, приёмы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер-класса
- Эмоциональный настрой
Слайд 1. Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».
Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, в середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая вкусно пахла. Человеку безумно захотелось есть.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными, умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам.
Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».
Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю».
Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».
Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?
Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать дружно и слаженно.
- Работа по теме мастер-класса
- Тема нашего мастер – класса: «Использование технологии развития критического мышления в условиях реализации регионального компонента».
- Что вы знаете о данной технологии?
- Напишите за 1 минуту на листочках, которые лежат у вас на партах.
( Листочки кладут в корзинку, которую проносят, читая, что написали)
Слайд 2. А вот что говорит Дайана Халперн…
- Предъявление теоретического материала
Слайд 3. Цель нашего Мастер класса - познакомить участников с приёмами ТРКМ и их применением в кружковой работе по краеведению.
Какие цели и задачи ставит данная технология?
1. Формирование нового стиля мышления
2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность.
3. Развитие аналитического, критического мышления
4. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 4. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией . Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Слайд 5. В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Слайд 6 . Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.
Слайд 7. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.
Слайд 8. Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».
Слайд 9. Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
Слайд 10. Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей
Слайд 11. Вы увидели, что технология развития критического мышления содержит много педагогических приёмов, которые соответствуют 3 фазам: вызова, осмысления, рефлексии.
- Практическая работа
Слайд 12. Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах из нашей практики, которые наиболее успешно формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на занятиях по краеведению.
Слайд 13. Приём “Дерево предсказаний” .
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы.
“Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы.
Слайд 14 Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии занятия, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Слайд 15 Прием “Составление кластера”
Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Слайд 16. Приём «Верные- неверные утверждения».
Детям предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Слайд 17. Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал).
Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
Слайд 18. Инсерт, или условные значки.
Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
“?” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.
Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
Слайд 19. Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие? | Толстые? |
Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? | Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...? |
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Слайд 20. Приём «Сюжетная таблица».
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
|
|
|
|
|
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Кубик Блума.
Приём используется на стадии осмысления для закрепления новых знаний и активной перестройки представлений в соответствии с новой информацией. На каждой грани кубика пишется вопрос или задание.
Слайд 21. Приём «Шесть шляп».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагаю представить свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
- Красная Шляпа
- Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.
- Не требуется давать обоснование чувствам.
- Желтая Шляпа Преимущества
- Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать?
Почему это сработает?
- Черная Шляпа Неготив
- В чем недостатки?
- Что здесь неправильно?
- Зеленая Шляпа Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Каковы предложения?
- Белая Шляпа Информация. Факты.
- Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
- Синяя Шляпа Обобщение.
- Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Слайд 22. Прием “Написание синквейна”
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны.
- Рефлексия
Слайд 23.
Это лишь небольшая часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления.
Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Заинтересовались ли вы приёмами развития критического мышления?
Готовы ли вы применять технологию развития критического мышления на своих занятиях ?
Если вам понравился наш мастер - класс возьмите красное яблоко и положите в корзину. Считаете, что нужно ещё доработать - жёлтое. Не понравилось - зелёное. Напишите на обратной стороне свои предложения и пожелания.
Слайд 24. Составьте синквейн по теме мастер-класса. Ключевое слово – технология РКМ
Технология РКМ
Интересная, интерактивная
Развивает, систематизирует, стимулирует
Читая, размышляй и записывай
Мышление
Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.
Слайд 25. Тест: Каково яблоко, таков и характер
Посмотрите на яблоко, которое вы нарисовали. Заглянем в интерпретатор и узнаем о себе побольше.
Яблоко круглое, как мячик, - эгоизм, погруженность в свои проблемы и мысли, невнимательность к окружающим.
Яблоко, сплющенное по полюсам, - общительность, хороший характер, уступчивость, открытость.
Яблоко вытянутое - склонность к анализу, спокойный характер, вдумчивость.
Яблоко, похожее на ягодицу, - лень, склонность к тунеядству, стремление к удовольствиям.
Яблоко лежит на боку - склонность к сомнению, нерешительность, застенчивость.
Яблоко ровное, симметричное - прямолинейность, резкость, настойчивость в любом деле.
Яблоко в разрезе, видны косточки - любите докопаться до сути, найти причины любого явления, выраженное чувство справедливости.
Яблоко большое - уверенность в себе, активная жизненная позиция, лидерство.
Яблоко маленькое - низкая самооценка, подавленность, сниженное настроение.
Яблоко “приклеилось” к низу листа, с подставкой - практичность, деловитость.
Яблоко с хвостиком - веселый характер, чувство юмора, коммуникабельность.
Яблоко с выделенными волосками с другого полюса от плодоножки - чувственность, сексуальность, романтический настрой.
Яблоко с листиком, червячком - изобретательность, творческий потенциал.
Слайд 26. Я желаю вам дальнейших творческих успехов в освоении ТРКМ. Спасибо за внимание!
Слайд 27.
Библиография
- С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
- Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
- И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.
- Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критическое мышление – это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата . Дайана Халперн
Цель: познакомить участников с приёмами ТРКМ и их применением в кружковой работе по краеведению . Данная технология ставит задачи: - повышение интереса к процессу обучения; - развитие способностей к работе с информацией любой сложности; - формирование коммуникативных навыков; воспитание ответственности за знание.
Принципиальные позиции ТРКМ Принятие учителем ценности личности каждого школьника. Решение проблемных познавательных задач, соответствующих возрастных особенностям школьников. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах. Связь обучения с жизнью ребенка.
ТРКМ развивает умения: р аботать в группах в разных ролях, сотрудничать ; п роявлять личную инициативу; о тстаивать свою точку зрения; у станавливать межпредметные и внутрипредметные связи на основе обобщенных знаний, умений, навыков, способов мышления; т ворчески осмысливать полученную информацию.
Т ехнология Р азвития К ритического М ышления Структора занятия Принципы Правильно использованы Согласованы между собой Являются подходящими Приёмы Хорошо описаны Разумное количество Вызов: Выход на тему Мотивация Осмысление: Систематизация знания Рефлексия: О бмен мнениями Оценка Групповая работа Соотнесение содержания с жизненными задачами Мотивация на самообразование Развитие навыков общения Активность учеников
Основа технологии – трехфазовая структура занятия: 1 – я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения . 2 – я стадия Осмысление : – получение новой информации; – соотнесение старых знаний с новыми . 3 – я стадия Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения .
Приёмы технологии РКМ Вызов: кластер ; корзина идей; мозговой шторм; верные –неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; взаимные вопросы; дерево предсказаний.
Приёмы технологии РКМ Осмысление: инсерт ; полигон знаний; бортовые журналы; дерево знаний; таблица-ЗХУ; сюжетная таблица; тонкие и толстые вопросы ; таблица-синтез ; чтение с остановками ; ромашка Блума ; кубирование ; литературный круг; зиг- заг ( ажурная пила) шесть шляп.
Приёмы технологии РКМ Рефлексия: Концептуальная таблица; Хокку; Синквейн ; Диаманта; Сочинение; Эссе; Да- нетка ;
Приёмы технологии РКМ
Основные задачи фаз ТРКМ ТРКМ Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Структурировани е процесса изучения Актуализация имеющихся знаний Пробуждение интереса к теме Получение новой информации Соотнесение новой информации с собственными знаниями Осмысление и обобщение информации Анализ процесса изучения материала Определение направлений для дальнейшего изучения темы
Приём «Дерево предсказаний»
Приём «Корзина идей»
Приём «Кластер»
Приём «Верно- неверно» Приём «Лови ошибку»
Таблица «З-Х-У» Знаю Хочу узнать Узнал Наблюдаю Спрашиваю Отвечаю Таблица «Н-С-О»
Приём « Инсерт » ! -я это знал + - для меня новое - - противоречит моим знаниям ? - об этом хочу узнать больше
Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто …? Что …? Где …? Когда … ? Почему …? Какие …? Может …? Будет …? Мог ли …? Было ли …? Верно ли …? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Согласен ли ты ………..? Знаешь ли ты ………….? Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Кто? Что? Когда? Где? Почему? Приём «Сюжетная таблица» Приём «Кубик или ромашка Блума »
Приём «Шесть шляп»
1.Существительное-тема. 2. Два прилагательных , раскрывающих тему. 3. Три глагола , описывающих действия. 4. Фраза , цитата, девиз, отношение к теме. 5. Слово-резюме, отношение к теме. Приём « Синквейн »
Технология РКМ Интересная, интерактивная Развивает, систематизирует, стимулирует Читая, размышляй и записывай Мышление Приём « Синквейн »
С.И.Заир -Бек, И.В.Муштавинская . Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7. И.О.Загашев , С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006. Использован шаблон Pedsovet.su Библиография
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СТАДИЯХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Материал поможет использовать элементы технологии на разных этапах урока в начальной школе...
Использование приемов технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 2...
МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Мнемотехника - это использование методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации...
Презентация городского семинара по теме "Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
В данной презентации представлен краткий материал по указанной теме. Это являлось первой частью городского семинара. Вторая часть представляла из себя практику - то есть учителя начальной школы показы...
Мастер-класс по теме: «Применение технологии развития критического мышления в начальной школе».
Технология «Развитие критического мышления». Технология известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама идея, заложенная в философию технологии: «нельзя нау...
Мастер-класс «Кубик Блума» - приём технологии развития критического мышления»
Данный мастер класс будет актуален для ознакомления учителей начальных классов с одним из приёмов теории критического мыщления на заседании методического объединения...
Мастер-класс для аудитории педагогов «Технология развития критического мышления у младших школьников»
В данном мастер - классе вы познакомитесь с методами и приёмами Технологии критического мышления....