Мастер-класс «Кубик Блума» - приём технологии развития критического мышления»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Лукова Оксана Евгеньевна

Данный мастер класс будет актуален для ознакомления учителей начальных классов с одним из приёмов теории критического мыщления на заседании методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс "Кубик Блума" 141.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Кубик Блума» - приём технологии развития критического мышления»

Учитель: Лукова Оксана Евгеньевна            

         МБОУ ТР СОШ №2

Мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.  Цели современного образования заключены в принципе «учить не науке, а учить учиться».

Цель моего мастер-класса: познакомить с приёмом технологии развития критического мышления «Кубик Блума», повысить мотивацию педагогов к применению технологии критического мышления в образовательном процессе, на примере приёма «Кубик Блума»

Перед собой я поставила задачи:

-познакомить участников с  этой технологией;

- активизировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;

- создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса;

- побудить участников к активной работе.

Для работы я буду использовать презентацию, «Кубик Блума», карточки с текстом, листы А4 и ручки, парусник для рефлексии.

Прогнозируемый результат моего мастер-класса:

-все участники получат информацию о технологии развития критического мышления;

-познакомятся с приёмом «Кубик Блума»;

- смогут применять полученные знания на практике.

Вступление.

1) -Добрый день,  уважаемые коллеги! Я, Лукова Оксана Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ ТР СОШ №2 .Очень рада сегодня видеть всех вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам хорошее настроение.

-Предлагаю вам закрыть глаза и вернуться в своё детство.  (музыка) 

-Скажите: были ли у вас в детстве любимые игрушки? Какие? (УЧАСТНИКИ НАЗЫВАЮТ)

-Выберите, пожалуйста, квадрат такого цвета, который вам придётся по душе и прикрепите его на доску.

-С вашего разрешения я перемещу их (МАСТЕР СОСТАВЛЯЕТ РАЗВЕРТКУ КУБА)

-На что похоже?(на развертку куба)

- Если мы соберем квадраты вот таким образом, то у нас получится…? (кубик)

ИТАК, как вы думаете,о чем пойдет сейчас речь? ( УЧАСТНИКИ НАЗЫВАЮТ ТЕМУ МАСТЕР КЛАССА) Вы большие молодцы!

СЛАЙД 1

Действительно тема моего мастер- класса «Кубик Блума» - приём технологии развития критического мышления»

Что вы ожидаете от мастера класса? ( УЧАСТНИКИ ФОРМУЛИРУЮТ ЦЕЛЬ)Напишите на паруснике (освоить или овладеть или узнать).Замечательно! Позже мы к ним вернёмся: отправим их в плаванье.

-Я хочу предложить вам вспомнить детство и поиграть с кубиком ( ПОДАЕТ КУБИК ОДНОМУ ИЗ УЧАСНИКОВ)

-Но он не простой и в скором времени вы узнаете почему.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". Задача состоит в том, чтобы создать фундамент для их усвоения в дальнейшем. И основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться, приобретению навыков учебной работы.

 Актуальность выбранной темы подтверждается также и  тем, что выпускник современной школы должен обладать и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности.   выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать,  критически  анализировать,   моделировать,   делать   выводы,  принимать    продуманные решения. А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

 Пытаясь найти ответы на эти вопросы, я познакомилась с педагогической технологией развития критического мышления, которая меня заинтересовала. Изучив её, я поняла, что она соответствует моим предпочтениям, а также  возможностям и способностям моих учеников.

СЛАЙД 2

Суть технологии развития критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».  

СЛАЙД 3

Целью технологии развития критического мышления является развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией: выделять её, понимать, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Чтобы развить необходимый навык критического мышления, я  использую особые приёмы. Например,  такие как: приём «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы» и др. Более подробно хочу остановиться на приёме «Кубик Блума». 

СЛАЙД 4

Данный приём был разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Он известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути решения этой проблемы.

- Предлагаю вам познакомиться с методикой использования приёма «Кубик Блума»

СЛАЙД 5

2). Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.Например, "Назовите главных героев сказки А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне". Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему так поступили старшие сёстры с младшей сестрой?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Ты действительно думаешь, что  молодой царевне с его маленьким сыном удастся спастись? Ты уверен, что они не погибнут в море?…

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи,  как бы ты поступил на острове,если был бы вместо князя Гвидона.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Как хорошо  когда всё хорошо кончается!», «Мне очень понравилось это произведение, потому что оно учит решать проблемы»

Варианты использования "Кубика Блума" на уроках

Использовать данный прием может любой учитель: как начального образования, так и  среднего.

1 вариант  - вопросы формулирует сам учитель.

2 вариант – вопросы формулируют сами учащиеся.( Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка).

Затем на уроке они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет: вопросы можно варьировать по своему желанию (грани кубика), главное, чтобы они охватывали всю тему.

- «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах урока любого типа.  

- Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

- Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе.

- Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

- Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Примеры использования:

1) Например,во 2-м классе во время изучения темы «Имя существительное» можно использовать следующие вопросы:

-Назови. Имена существительные.

-Почему. Некоторые существительные пишутся с заглавной буквы. Существительные называют «Имена».

-Объясни. Какие имена существительные пишем с заглавной буквы? Что обозначают имена существительные?

-Предложи. Предлагаю сыграть в игру «Кто больше назовёт?» имён существительных, обозначающих имена девочек (явления природы).

-Придумай. Существительные, обозначающие клички животных

-Поделись. Происхождением своей (некоторых)  фамилии(й).

2) Применение «Кубика Блума» на уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» (выдать учебники, кубик «Овощи»):

Назови. Какие овощи ты знаешь?

Почему: Необходимо есть овощи?

Объясни: Где растут овощи и когда их сажают?

Поделись: Есть ли у тебя огород и как ты за ним ухаживаешь?

Предложи: Новый вид овоща (его вкус, цвет, форму,название)

Фронтальная работа с участниками.

1.Использование кубика на уроке окружающего мира (кубик «Весна»).

Предлагаю вам поработать в группе. Вам необходимо по очереди подбрасывать кубик, читать готовый вопрос и отвечать на него (можно задавать вопрос и называть, для кого он предназначен). Такой вариант работы возможен на уроке окружающего мира при изучении времён года или на занятии по внеурочной деятельности. 

2.Использование кубика на уроке литературного чтения.

Перед вами текст. Ваша задача прочитать его и составить вопросы, используя грани кубика. Можете распределить между собой грани.

Вы задаете вопросы со слова «назови» и «почему», «объясни» и «предложи», «придумай» и «поделись». Помните! Вопрос должен начинаться с конкретного слова. У вас есть время на подготовку, как будете готовы, сообщите.

 C:\Users\HP\Pictures\кубик\8150636d7c6c33fd0aa275d82019430e.jpeg

 Назови автора басни, героев басни

  1. Объясни, как ты понимаешь значение пословицы «Дружно не грузно, а врозь хоть брось», как понимаешь слова «когда в товарищах согласья нет».
  2. Почему героям басни не удалось сдвинуть с места воз?
  3. Придумай продолжение к басне.
  4. Предложи героям басни решение проблемы.
  5. Поделись советом, что необходимо для дружного сотрудничества.Что ты посоветуешь героям басни?

Демонстрация других кубиков, развёрток кубиков.

Подведение итогов. Подведём итог мастер-класса, пользуясь Кубиком Блума.

Заключение

Считаю, что мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных  и предметных результатов. Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:

«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

 Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности. Чтобы вы могли попробовать применять этот приём на своих уроках уже завтра, я дарю вам этот замечательный кубик. А вам предлагаю:

РефлЕксия:

-Отправьте свой парусник в плаванье: если ваши ожидания от мастер-класса оправдались, то отправьте его к острову Нового знания, если вы были удивлены- к острову Удивления, а если разочарованы, то –к острову Разочарования.

Самоанализ мастер-класса

Целью данного мастер-класса я определила повышение мотивации педагогов к применению данной технологии на уроках и внеурочных занятиях.

Для успешной реализации данной цели мною были запланированы следующие задачи:

-познакомить участников с технологией;

- активизировать и обобщить знания по;

- создать условия для активного взаимодействия;

- стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал;

- вызвать интерес и побудить к активной работе на занятии.

В ходе мастер-класса можно выделить следующие этапы:

  1. Организационный момент и актуализация личностного смысла педагогов.
  2. Основной этап. Знакомство с технологией и конкретным приёмом.
  3. Этап проведения мастер-класса.
  4. Этап рефлексии.

Считаю, что в ходе проведения мастер класса поставленные вначале цели были достигнуты.

Была выдержана логика. Я получила удовольствие от проведения мастер-класса. Всем спасибо. Ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"

На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока....

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов....

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...