ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СТАДИЯХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья на тему
Материал поможет использовать элементы технологии на разных этапах урока в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стадии технологии РКМЧП | 92.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Ю. Коваленко
ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СТАДИЯХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Аннотация: Данная статья рассматривает актуальную тему при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения - формирование основ критического мышления. Суть данной технологии заключается в том, что она позволяет добиваться высоких образовательных результатов. В статье рассмотрены приемы, используемые на стадиях технологии в начальной школе.
Ключевые термины: технология развития критического мышления вызов, осмысление, рефлексия, кластер, синквейн, дерево предсказаний, толстые и тонкие вопросы.
N. Yu. Kovalenko
THE TECHNIQUES USED IN THE STAGES OF TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT WITHIN THE FRAMEWORK OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF NEW GENERATION IN PRIMARY SCHOOL.
Abstract: This article considers a topical issue when implementing Federal state educational standard of new generation is laying the foundations of critical thinking. The essence of this technology is that it allows to achieve high educational results. The article describes the techniques used in the stages of technology in the elementary school.
Key terms: technology of development of critical thinking challenge, comprehension, reflection, cluster, sinquan, tree, predictions, thick and thin questions.
Целью реконструкции российского образования является приобретение нового качества, которое бы соответствовало насущным запросам современной жизни. Задача педагога на сегодняшний день - помочь ученикам овладеть знаниями и навыками, которые помогут им в будущем стать успешными людьми. Ведь в настоящее время школа мобилизована воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным личным опытом, восприимчивым к условиям постоянно меняющегося мира.
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и актуальные общеобразовательные технологии. Меня заинтересовала Технология развития критического мышления (РКМПЧ).
Эта технология является системой методических приемов, рассчитанных для применения в различных предметных областях, видах и формах работы, а так же может быть использована для учащихся разных возрастных групп. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с возрастающим и постоянно преображающимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и тактично по отношению к окружающим; умение вырабатывать персональное мнение на основе осмысления различного опыта; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать плодотворные взаимоотношения с другими людьми.
Своеобразна структура урока по критическому мышлению. Чтобы пробудить интерес, необходимо заинтересовать учащихся. Отсюда первая стадия урока – вызов, побуждение, актуализация. Создание интереса – побуждение к активной деятельности. Актуализация – это воссоздание всего, что учащийся знает по данной теме. Ученик сам формулирует уровень своих знаний. Вторая стадия – осмысления, реализации полученных знаний, выработка умений применять полученные знания. Это основная часть урока, так как нужно всегда помнить учителю о том, что главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом. И третья стадия – рефлексия, самооценка, а также активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией и формирование личного отношения к новым знаниям.
Я остановлюсь на тех приёмах технологии, которые использую на своих уроках.
Стадия Вызова
Приём «ЗХУ».
Вспомните, что вы знаете о прилагательном, работать будете в группе по 3-4 человека, запишите свои мысли в первой графе таблицы. В группу входят разные по уровню развития дети. На столах – таблицы.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Что мы узнали? |
-Проверим, как вы заполнили первую графу….
Каждая группа озвучивает свои мысли.
Прием «Дерево предсказаний»
Составляется дерево предсказаний
- О чём может быть рассказ с таким названием?
- Рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на то, какой показана собачка и каким показан лев?
Дети говорят о том, что тема рассказа о том, как лев и собачка жили вместе в клетке. Лев выглядит большим и грозным и наверное собачке с ним хорошо, он может её защитить, а другой ребёнок говорит, что он может обидеть собачку, ведь он сильнее и его называют царём зверей и т.д…
Прием "Верные и неверные утверждения".
На прошлом уроке мы говорили с вами о государственном бюджете.
Ребята, давайте с вами поиграем в игру "Верю - не верю". Для этого я вам буду читать утверждения, а вы, если считаете, что оно верное будете в таблице ставить знак "+", а если неверное, то - "-". Задание понятно?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1) План доходов и расходов государства называется государственным бюджетом. (+)
2) Все доходы государства состоят из налогов. (-)
3) Налоги, которые платят люди в казну государства, являются добровольными. (-)
4) Государство планирует свой бюджет на следующий год. (+)
5) Лучше всего, когда расходы превышают доходы. (-)
6) Люди, которые платят налоги, называются налогоплательщиками. (+)
7) Дети помогают экономить семейный бюджет. (+)
8) Семейный бюджет складывается из доходов и расходов семьи. (+)
Давайте проверим, как вы справились с определением истинности и ложности предложенных вам высказываний. (На доске появляется заполненная таблица, ребята сравнивают свои ответы).
Стадия Осмысления
Прием «Кластер» - гроздь происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Сколько склонений у имен существительных? Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
Прием «Инсерт»
Откройте учебник на с.52 - 53 Во время чтения делаем пометки на полях:
«V» поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете. | «+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. | «?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
-Что нового вы узнали из этой статьи?
-Какие вопросы у вас возникли?
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Самостоятельно прочитайте, что рассказывают нам авторы учебника о горах России, с. 67 – 69. Предлагаю вам по прочитанному тексту составить и записать «толстые» и «тонкие» вопросы. «Тонкие» вопросы – это те, которые требуют короткого ответа. А «толстые» - те вопросы, отвечая на которые надо рассуждать, давать развёрнутый ответ. Например, вопрос «Какая равнина самая большая в мире?» - это… «тонкий вопрос, он требует короткого, однозначного ответа. А вопрос «Почему на Западно – Сибирской низменности много болот?» - это … «толстый» вопрос, здесь свой ответ надо аргументировать, объяснить.
Самостоятельная работа.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Работа в группах.
Стадия Рефлексия
Прием «Синквейн» - стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях, которое строится по правилам:
1 строка- 1 существительное, (заданная тема)
2 строка- 2 прилагательных
3 строка-3 глагола, характеризующее действие
4 строка - фраза из 4 слов
5 строка - повторение сути, синоним одного из слов
растения
зеленые, красивые, разные
украшают, очищают
Растения-легкие планеты!
Разнообразные!
Приём «Шесть шляп»
Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты. Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано.
Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, русского языка позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии РКМЧП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровье сберегающие технологии во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов второго поколения»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...
Использование приемов технологии развития критического мышления как средство реализации ФГОС
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 2...
Мастер – класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления в условиях реализации регионального компонента» с презентацией.
Прогнозируемый результат мастер-класса:- участники мастер-класса познакомятся с приёмами технологии развития критического мышления;- педагоги смогут использовать приобретённые знания, приё...
Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.
Научить ребенка критически мыслить – одна из задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляютс...
Использование технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Критическое мышление – творческое, рефлексивное мышление, ...
Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе
Данная статья помогает понять, как научить ребёнка критически мыслить.Какие приёмы использует учитель начальных классов для развития критического мышления у учащихся....
Применение технологии развития критического мышления, как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе"
Рассмотреть приёмы повышения мотивации у детей....