Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальной школы при реализации технологий здоровьесбережения в начальном общем образовании
статья (4 класс) на тему
Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.». При этом компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ - (социальная компетентность), основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека
Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту деятельности, общения (социальная) Компетенции здоровьесбережения:
знание и соблюдение норм здорового образа жизни;
знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;
знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;
физическая культура человека;
свобода и ответственность выбора образа жизни.
Здоровьесберегающая компетентность: Сформированность ценностного отношения к здоровью, медико-психолого-педагогических знаний о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья, а также наличие личностных установок на здоровьесберегающее поведение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальных классов при реализации технологий здоровьесбережения в дошкольном и начальном общем образовании.
Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.». При этом компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ - (социальная компетентность), основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека
Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту деятельности, общения (социальная) Компетенции здоровьесбережения:
- знание и соблюдение норм здорового образа жизни;
- знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;
- знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;
- физическая культура человека;
- свобода и ответственность выбора образа жизни.
Здоровьесберегающая компетентность: Сформированность ценностного отношения к здоровью, медико-психолого-педагогических знаний о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья, а также наличие личностных установок на здоровьесберегающее поведение.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Высокий уровень:
- Знания педагогов в области здоровья систематичные, осознанные и глубокие.
- Отмечается потребность в постоянном пополнении и совершенствовании знаний.
- Умения на уровне навыков.
- Мотивом к здоровьесбережению является понимание его ценности и потребности в его сохранении и укреплении.
Средний уровень:
- Представления педагогов в области здоровья существенны и дифференцированы, содержат достаточно сформировавшиеся убеждения.
- Умения и навыки в области здоровьесбережения сформированы, но применяются не в системе.
Низкий уровень:
- Знания педагогов в области здоровья поверхностны, часто неадекватны.
- Характерно равнодушное, нередко негативное отношение к выполнению действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Высокий уровень компетентности здоровьесбережения способствует сохранению и укреплению здоровья как детей и подростков, так и самого педагога.
Низкий уровень может привести к нарушению физического, психического и социального компонентов здоровья, и не способствует формированию ценности здоровья и здорового образа жизни как у самого педагога, так и у детей и подростков.
- Когнитивная составляющая:
- знание информации по базовым наукам, в области преподаваемого предмета;
- ориентация в современных исследованиях по учебному предмету,
- система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале.
Когнитивная составляющая:
- знание теории и проектирования здоровьесберегаюшей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.);
- система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности.
Формирование компетентности здоровьесбережения педагогов будет более эффективным, если:
- компетентность здоровьесбережения рассматривать как компонент профессиональной компетентности;
- формирование компетентности здоровьесбережения педагогов основывается на концепции валеологического образования, гуманистическом, личностно-ориентированном, ценностном, системном, контекстно-компетентностном подходах,
- а также принципах: триединого представления о здоровье, интеграции, социокультурной профессиональной деятельности, непрерывности и преемственности, профессиональном самосовершенствовании.
Критериальная характеристика уровней сформированности компетентности здоровьесбережения
(по Патрушевой И.В.)
- Мотивационно-ценностный
- Конгитивный
- Деятельностный
- Личностный
Элементы здоровьесберегающей компетентности:
1. Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.
2. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.
3. Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.
Аспекты, отрицательно влияющие на реализацию здоровьесберегающих технологий:
1. Стрессовая педагогическая тактика;
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
6. Интенсификация учебного процесса;
7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».
Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования; использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.В настоящее врем...
Технологии здоровьесбережения в начальной школе
Цель разработки: показать значение здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...
"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...
Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС...
Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».
Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Перефразируя известное высказывание ...