ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Введение нового образовательного стандарта для начальной школы ставит перед учителем новые образовательные цели. В условиях начальной школы педагог должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и обязан развивать две группы важных умений. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и формировать у детей мотивацию к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение нового образовательного стандарта для начальной школы ставит перед учителем новые образовательные цели. В условиях начальной школы педагог должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и обязан развивать две группы важных умений. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и формировать у детей мотивацию к обучению.
Именно эти составляющие помогут добиться высокого уровня развития личности младшего школьника в процессе обучения в современной школе.
В начальной школе, изучая разные предметы, обучающийся на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Учителю начальных классов предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Каждый педагог должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования начальной школы становится формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), которые обеспечивают возможность каждому обучающемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные действия. Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Особое внимание уделяется эффективным приемам формирования коммуникативных учебных действий в работах А.Г. Асмолова, Т.А. Ладыженской, Д.Х. Вагаповой, Грудицыной Н.Г., О.А. Казанского, Л.Е. Тумина, Л.Г. Антоновой и др. Вместе с тем методический аспект формирования коммуникативных учебных действий является недостаточно изученным и вызывает затруднения в деятельности учителей начальных классов.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что начальное образование требует новых подходов к формированию коммуникативных универсальных действий, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Необходимо также отметить, что уроки литературного чтения имеют большой образовательный потенциал, обеспечивающий формирование речевой культуры обучающихся, развитие коммуникативных умений, становление субъектных отношений учителя с обучающимися.
Проанализировав психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативных учебных действий обучающихся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, мы выделили основные показатели сформированности учебных коммуникативных действий обучающихся:
– умение вступать в контакт с учителем и обучающимися класса;
– умение вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
– умение слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;– задавать вопросы и отвечать на них;
– умение избегать конфликтов в процессе общения с учителем и обучающимися класса;
– умение регулировать свое эмоциональное состояние в процессе диалога;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
В течение всех лет обучения в начальной школе обучающимся необходимо овладеть разными
коммуникативными умениями, исходя из возрастных особенностей:
– обучающиеся 1-го класса должны уметь участвовать в диалоге, уметь отвечать на вопросы учи-
теля и товарищей, соблюдать нормы этикета: здороваться, благодарить и т.д.;
– обучающиеся 2-го класса должны уметь высказывать свою точку зрения на поступки и события,
оформлять свои мысли, уметь читать вслух и про себя, понимать прочитанное, уметь сотрудничать и решать совместно проблемы;
– обучающиеся 3-го класса должны уметь отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета, уметь критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого, уметь участвовать в группе, договариваться друг с другом.
– обучающиеся 4-го класса должны уметь участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений, уметь отстаивать свою точку зрения и выслушать мнение одноклассников.
Большую роль в формировании коммуникативных универсальных дейсвий на уроках литературного чтения играют групповые формы работы:
– групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);
– взаимопроверка заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, задания на
моделирование, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.
На уроках литературного чтения целесообразно использовать такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение. Целесообразно использовать прием сталкивания мнений, где обучающиеся могут поспорить, порассуждать.
Так, например, по произведению Л. Пантелеева «Честное слово» обучающихся можно разделить на две команды и предложить тест по содержанию произведения:
1. Настоящая фамилия Пантелеева (Голиков. Еремеев. Маршак. Есенин).
2.Что не мог даже за родину отдать римский полководец? (Совесть. Жизнь. Свободу. Счастье).
3. Почему мальчик не ушёл с поста? (Боялся. Не знал куда идти. Потому что дал честное слово).
4. Какое произведение написал не Пантелеев? (Новенькая. Стирка. Тимур и его команда. Карусель).
Каждый будет иметь возможность высказать свою точку зрения. В процессе командной работы у обучающихся расширится возможность для развития диалогической и монологической речи.
При изучении рассказа А. Гайдара «Тимур и его команда» детям можно предложить листы с текстами из произведения. Обучающимся необходимо будет выделить сюжет и определить его дальнейшее содержание. Разные варианты можно записывать на доске и обсуждать. Подтверждать свои предположения обучающиеся должны примерами из текста. Эта работа позволит проявить не только коммуникативные умения, но и воображение, умение выстраивать логическую цепочку событий.
Таким образом, на каждом уроке необходимо максимально использовать разнообразные формы, методы, приемы работы по формированию коммуникативных учебных действий
обучающихся.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы, педагогического опыта учителей-
практиков позволил нам выявить особенности формирования коммуникативных учебных действий обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе:
– использование приемов психологической настройки обучающихся, создающих условия открытости и готовности к диалогу обучающихся на уроке;
– использование разнообразных вариантов интерьера для обеспечения условий взаимодействия
обучающихся на уроке;
– создание благоприятного микроклимата в классе посредством доброжелательного отношения
всех участников образовательного процесса;
– применение диалоговых методов обучения «Спор рядов», «Аукцион мыслей» и др.;
– реализация групповых и парных форм работы обучающихся, направленных на поиск решения
проблемной ситуации на основе содержания литературного произведения;
– проведение рефлексивного анализа содержания урока, деятельности обучающихся;
– использование проблемных ситуаций, задач, стимулирующих обучающихся к активной речемыслительной деятельности, в процессе которой они учатся высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение других, находить правильные решения на основе выделения анализа.
Библиографический список
1. Анисимова О.А. Коммуникативные универсальные учебные действие как коммуникативные
компетентности личности // Интерактивные образование. 2011, №33. URL:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/kommunikativnye-universalnye-uchebnye-deystviya
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 234 с.
3. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС // Начальная школа До и После. 2011. №10. С. 50–52.
4. Кузнецова Н.В. Подготовка студентов к преподаванию уроков литературного чтения в условиях перехода на ФГОС НОО // Начальная школа плюс До и После. 2013. №2.
С. 21–27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Доступно и подробно о Федеральных гос. стандартах....
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?Что является отличительной особенностью нового Стандарта?Какие требов...
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
ФГОС начального образования. Что должны знать родители...
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Материалы для родительского собрания "Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?...
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС)
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС)...
Технология проектирования современного урока в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования
Статья для выступления на ГМО...
доклад на тему «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
доклад на тему "Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", представленный на педагогическиом совете и на МО учите...