Реализация Основной образовательной программы начального общего образования через организацию внеурочной деятельности
статья (1 класс) на тему

Менская Марина Александровна

Новые ФГОС ориентируют школу на восстановление единства педагогического процесса – воспитания, обучения и развития. В ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление, а именно: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация Основной образовательной программы начального общего образования через организацию внеурочной деятельности

Обучение путём воспитания и воспитание путём обучения.

Я.-А. Коменский

Новые ФГОС ориентируют школу на восстановление единства педагогического процесса – воспитания, обучения и развития. В ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление, а именно: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

В п.16 ФГОС НОО говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Что же такое внеурочная деятельность? В каких формах она реализуется в гимназии, каковы проблемы реализации и перспективы развития ВД. Об этом пойдет речь в моем выступлении.        

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в гимназии;

- создать условия для занятости младших школьников во внеурочное время;

- улучшить условия для развития ребенка, расширения его кругозора, ознакомления с окружающим миром;        

- обеспечить включение учащихся в разнообразные виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

В гимназическом плане внеурочной деятельности для учащихся начальной школы на 2014-2015 учебный год определено, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, которая организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Грамотно организованная внеурочная деятельность создает условия для социального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, способствует более полному раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Таким образом, цель внеурочной деятельности: создание условий, способствующих развитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, ориентированной на творчество и самоопределение, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность организуется по пяти основным направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- общеинтеллектуальное;

- социальное;

- общекультурное.

Определение форм организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования – прерогатива образовательного учреждения (п.19.3 ФГОС НОО).

В гимназии основу организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы образует сложившийся опыт и традиции организации внеклассной воспитательной работы, реализации программ дополнительного образования. Мы стремимся вести работу по всем пяти направлениям внеурочной деятельности, используя самые разнообразные формы.

Например, спортивно-оздоровительное направление, одно из самых востребованных родителями, реализуется через

  • организацию поездок и экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутригимназических спортивных соревнований;
  • работу кружков «Уроки здоровья», «Здоровячок», «Азбука здоровья»;
  • проведение классных часов и бесед по охране здоровья, встреч с медицинскими работниками;
  • применение на уроках игровых моментов, физкультминуток;
  • проведение фестиваля «Мой выбор – здоровье»;
  • проведение бесед и конкурсов по профилактике ДДТТ;
  • участие в гимназических, окружных, муниципальных и областных спортивных соревнованиях.

Реализации общекультурного направления способствует:

  • работа кружков «Художественное слово», «Народное творчество», «Театр песни», «Валяние», «Хореография», театральной студии, студии бальных танцев;
  • организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • проведение тематических классных часов художественно-эстетического содержания;
  • участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла гимназического, муниципального, регионального и всероссийского уровня

Общеинтеллектуальное направление успешно реализуется благодаря работе предметных кружков «Юный математик», «Любители русского языка», «Хочу все знать», а также курсов «Инфознайка», «Юный информатик» в рамках платных образовательных услуг; участию в интеллектуальных конкурсах, экскурсиях, олимпиадах, конференциях, деловых и ролевых играх и др.

Формы реализации духовно-нравственного направления:

  • классные часы гражданско-патриотического содержания;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, «Уроки мужества»;
  • выставки рисунков и творческих работ;
  • оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, липчан;
  • встречи с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне;
  • тематические классные часы;
  • фестиваль патриотической песни;

И, наконец, очень актуальное социальное направление развивается благодаря:

  • организации ученического самоуправления и деятельности детского объединения «Подсолнушки»;
  • функционированию групп «Учимся читать», занятиям в кружках «Развивай-ка», «Ежели вы вежливы»
  • беседам, направленные на формирование элементарных трудовых навыков;
  • разработке проектов к урокам, внеклассным мероприятиям;
  • участию в научно-исследовательских конференциях на уровне гимназии, города, области.

Таким образом, мы используемый широкий спектр форм внеурочной деятельности для решения задач воспитания и развития ученика. Конечно, в идеале совокупность всех вышеназванных форм должна вылиться в целостную общественную жизнь ребенка в школе, интересную, насыщенную и привести к последовательному достижению им трех уровней воспитательных результатов, которых должен достигнуть выпускник:

– приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Очевидно, что достичь воспитательных результатов первого и второго уровней учитель может и на уроке. Однако, чтобы достичь результатов третьего уровня и дать возможность воспитанникам реализовать свои знания и отношения в жизни, в действии, в поступке, учителю необходимо использовать формы именно такие формы внеурочной деятельности как: реализация проектов, коллективные творческие дела, разного рода экскурсии и т.п. Начальное звено все эти формы активно использует, так что мы планируем, что результаты третьего уровня могут быть достигнуты выпускниками начальной школы.

Отмечая положительные результаты реализации ООП НОО в плане организации внеурочной деятельности, не можем не отметить возникающие проблемы. Так, одним из условий организации внеурочной деятельности является то, что содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий учащихся и их родителей. Для нас это пока является проблемой в силу разных причин: мы работаем исходя из своих возможностей (кадровых, материально-технических), традиций, поэтому запросу родителей не всегда удается соответствовать. И если педагоги отдают предпочтение курсам общеинтеллектуального направления, то учащимися и родителями эти занятия зачастую воспринимаются как дополнительных урок, что противоречит требованиям ФГОС. Кадровая проблема и загруженность спортивного зала не позволяет организовать функционирование спортивных секций для учащихся младшего звена, между тем родителями это направление востребовано. Нет условий для занятий изостудии, недостаточно места для занятий студии бальных танцев.

Второй, не менее важной проблемой, является проблема финансирования, которое в настоящий момент ведётся за счет ставок педагогов дополнительного образования. Таким образом, выделяя часы на организацию внеурочной деятельности, мы сокращаем до минимума часы дополнительного образования, что недопустимо.

В заключение необходимо отметить следующее:

1. Новые ФГОС побуждают нас к объединению урочной и внеурочной деятельности в единый образовательный процесс.

2. Исходя из единства урочной и внеурочной деятельности школы, ФГОС устанавливает требования к результатам образования – личностным, метапредметным и предметным. Именно в таком порядке!

3. ФГОС прямо ориентирует педагогических работников на освоение профессиональных компетенций, делая их успешными, как в урочной, так во внеурочной деятельности.

4. Именно внеурочная деятельность даёт учителю возможность стать для своих учеников значимым взрослым, создать тот уникальный педагогический инструмент, который называется детско-взрослой общностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

внутришкольный контроль по реализации основной образовательной программы начального общего образования

контроль функционирования и развития педагогического процесса в школе в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования; отслеживание результатов организации и качеств...

Проектно-исследовательская деятельность как одна из возможностей реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога в первую очередь высокого уровня знаний, хорошего владения методиками ...

Использование электронных образовательных ресурсов в реализации основной образовательной программы  начального общего образования

Материал из опыта работы заинтересует учителей при подготовке к аттестации по теме "Электронная форма учебников в начальной школе"....

«Моделирование взаимосвязи урочной и внеурочной работы в рамках основной образовательной программы начального общего образования»

Статья «Моделирование взаимосвязи урочной и внеурочной работы в рамках основной образовательной программы начального общего образования»...