Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игротека. Культура досуга» (общекультурное направление)
рабочая программа
Данная программа направлена на приобщение младших школьников к активному досугу посредством различных видов игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карповская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МБОУ Карповской СОШ приказ от 01.09.2017 г. № 18 ___________________ Симонян А.В. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Игротека. Культура досуга» (общекультурное направление)
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
_начальное общее образование, 1-4 класс ____________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _____135__________
Учитель ________Степанцова Елена Борисовна______
Программа разработана на основе
_авторской программы Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова
(Программа внеурочной деятельности «Игра. Досуговое общение»,
Издательство «Просвещение, Москва, 2011 г.);
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Программа разработана в соответствии с УМК «Школа России», выпускаемом издательством «Просвещение», состоит из следующих элементов:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: 2010.
2. Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. «Игра. Досуговое общение» – М.: 2014.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М.: 2011.
4. Программа внеурочной деятельности «Игра. Досуговое общение», авторы программ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: 2011 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Игротека. Культура досуга» для 1-4 классов составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования Письмо Рособрнадзора 03.11.2015. № 02-501
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
Авторская программа по внеурочной деятельности школьников Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова «Игра. Досуговое общение».
Устав школы;
Основная образовательная программа МБОУ Карповской СОШ;
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ на 2017 – 2018 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ Карповской СОШ на 2017-2018 учебный год.
Положение МБОУ Карповской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цель:
развитие у учащихся способностей к освоению социокультурного опыта на основе применения технологий и форм досугово-игровой культуры.
Задачи:
- Прививать учащимся необходимость организовывать общественно-полезную досуговую деятельность.
- Развивать познавательный интерес, способствовать расширению кругозора учащихся.
- Активизировать двигательную деятельность детей.
- Вовлечь учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
- Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
- Воспитывать коллективистские, волевые, морально-нравственные качества личности
- Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Общая характеристика курса:
Данная программа имеет досугово-развлекательную направленность и нацелена на привитие школьникам культуры общения во внеурочное время посредством освоения ими разнообразных игр и забав, целесообразных с педагогической точки зрения. Программа предназначена для учеников начальных классов и рассчитана на 4 года.
Отличительными особенностями и новизной программы является охват широкого спектра игр по своей классификации (подвижные, логические, словесные, театрализованные, настольные, викторины, соревнования), тем самым реализуется личностно - деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка посредством творческого общения, где школьник выступает в роли активного участника досугово – развлекательной деятельности.
Программа «Игротека. Культура досуга» способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно, творчески, разнообразно организовывать свой досуг.
Важной особенностью данной программы является возможность сочетания двигательной, познавательной, трудовой, коммуникативной и коллективной творческой деятельности школьников.
На занятиях детям будет предоставлена возможность приобщиться к многообразному миру игр, узнать об их происхождении, назначении; попробовать свои силы в корректировке правил изученных игр; изготовить своими руками несложное игровое оборудование; совместно с педагогом проектировать и устраивать весёлые игровые праздники, викторины и состязания.
В настоящей программе все игры подобраны в соответствии с психофизиологическими и умственными возрастными особенностями школьников. Педагог может прибегать к варьированию игр или коррекции их правил в связи с особенностями детского коллектива
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ Карповской СОШ предусматривает изучение курса внеурочной деятельности «Игротека. Культура досуга» (общекультурное направление) на уровне начального общего образования в 1 - 4 классах — 135 часов (1 час в неделю), соответственно в 1 классе 33часа; во 2-4 классах по 34 часа.
Но в связи с тем, что 23.02, 08.03, 01.05 и 09.05 являются праздничными датами, на основании приказа № 17 от 01.09.2017 «Об уплотнении программ», программный материал будет пройден за 134 часа, соответственно в 1 классе за 32 часа; во 2классе за 34 часа; в 3 классе за 34 часа; в 4 классе за 34 часа.
* Занятие в 1 классе с 23.02. перенесено на 02.03. – запись в журнале ««Ёжик», «Кот и мыши»»
* Занятие во 2 классе с 23.02. перенесено на 16.02. – запись в журнале ««Центр», «Микадо», «Пизанские башенки»»
РАЗДЕЛ № 1
Содержание курса
1. Командные игры.
В разделе представлены игры различной степени подвижности, где могут соревноваться команды. Это старинные русские игры: бабки, лапта, чиж, городки. А так же популярные игры, пришедшие с Запада: серсо, бочче, боулинг, крокет. в начале каждого занятия дети знакомятся с правилами игры, а затем разучивают её. Подраздел «Забавные состязания»- это занятия, учащимся предлагается поучаствовать в необычных эстафетах между командами. Эстафеты включают в себя различные забавные задания с разнообразными предметами (пуговицы, кубики, пёрышки, шишки, прищепки, верёвочки, приспособления из бросового материала и т.п.). На таких занятиях ребята смогут попробовать себя в роли массовиков-затейников: придумать и провести подобные эстафеты.
2. Словесные и театральные игры.
В данный раздел вошли игры, развивающие коммуникативные способности школьников, их речь и пластику. Это игры с буквами, словами, счётом, театр кукол, театр теней. После небольшой вводной беседы учащиеся приступают к практическим занятиям по освоению игры.
3. Настольные игры.
В разделе собраны настольные детские игры и головоломки, как традиционные с советских времён (лото, домино и др.), так и популярные зарубежные, нашедшие широкое распространение в нашей стране («Scrabble», «Alias», «Activity» и др.). Собранным в этот раздел настольным играм можно дать следующую классификацию: игры-ходилки, карточные, стратегические, логические игры и головоломки, общеразвивающие игры. После небольшой вводной беседы учащиеся приступают к практическим занятиям по освоению игры. На занятиях этого раздела учащиеся будут не только осваивать игры на практике, но и получат возможность самостоятельно разбираться в их правилах, работая с текстом или видео материалом.
4. Викторины - это раздел проектов, коллективных творческих дел. Учащиеся сами выбирают тему, работают с источниками информации и составляют вопросы для викторины. Преподаватель контролирует ход работ.
5. Дворовые игры.
Здесь собраны игры из досуговых забав старшего поколения. Несмотря на свою незамысловатость, они имеют бесспорное воспитательное и развивающее значение в жизни современных школьников. Под руководством педагога учащиеся знакомятся с правилами игры и приступают к её освоению.
Формы организации деятельности:
| Основные виды деятельности:
|
РАЗДЕЛ № 2
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п\п | Разделы \ темы программы | Количество часов, отведенных на освоение программного материала | Дата проведения занятий | |
по плану | по факту | |||
I | Командные игры | 6 | -------------- | |
1-2 | Боулинг | 2 | 1.09, 8.09 | |
3-4 | Бочче | 2 | 15.09, 22.09 | |
5-6 | Забавные состязания | 2 | 29.09, 6.10 | |
II | Словесные и театральные игры. | 7 | -------------- | |
7 | Игра - говорилка «Отгадай, чей голосок?», «Смешилки», «Доскажи предложение» | 1 | 13.10 | |
8 | «Словесное лото» | 1 | 20.10 | |
9 | Что такое театр теней? | 1 | 27.10 | |
10 | Что такое ребус? | 1 | 17.11 | |
11 | Игры - пантомимы «Тень» | 1 | 24.11 | |
12 | Игры - пантомимы «Зеркало» | 1 | 1.12 | |
13 | Кукольный театр. Постановка сказки «Рукавичка» | 1 | 8.12 | |
III | Настольные игры. | 10 | -------------- | |
14 | Весёлые осьминожки | 1 | 15.12 | |
15 | Данетка | 1 | 22.12 | |
16 | Крестики-нолики. Так-тикль. | 1 | 29.12 | |
17 | Домино | 1 | 12.01 | |
18 | «Гонка червячков». | 1 | 19.01 | |
19-20 | Мозаики: «Сложи картинку», «8 треугольников» 2ч | 2 | 26.01,2.02 | |
21 | «Ёжик» (уплотнение) | 1 | 9.02 | |
22 | «Кот и мыши» (уплотнение) | 1 | 23.02 | 2.03 |
23 | «Бирюльки» | 1 | 2.03 | |
IV | Викторины. | 4 | -------------- | |
24-27 | Общеинтеллектуальные | 4 | 9.03, 16.03, 23.03, 6.04 | |
V | Дворовые игры. | 6 | --------------- | |
28 | «Испорченный телефон». «Конфетка» | 1 | 13.04 | |
29 | «Качели», «Курочка и цыплятки» | 1 | 20.04 | |
30 | «Лови-не лови». «Камень-ножницы-бумага» | 1 | 27.04 | |
31 | «Калечина-малечина». Цвета. | 1 | 4.05 | |
32 | «Разные шаги». «Спасибо, король» | 1 | 11.05 | |
33 | «Краски». «Колечко». | 1 | 18.05 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п\п | Разделы \ темы программы | Количество часов, отведенных на освоение программного материала | Дата проведения занятий | |
по плану | по факту | |||
I | Командные игры | 6 | ----------------- | |
1-2 | Бабки | 2 | 1.09, 8.09 | |
3-4 | Крокет | 2 | 15.09, 22.09 | |
5-6 | Забавные состязания | 2 | 29.09, 6.10 | |
II | Словесные и театральные. | 8 | ---------------- | |
7 | Ребус. (усложнение). | 1 | 13.10 | |
8 | Кроссворды, сканворды. | 1 | 20.10 | |
9 | Метаграмма. | 1 | 27.10 | |
10 | «Слова на одну букву», «Ералаш» | 1 | 17.11 | |
11 | «Подбери слоги», «Наборщик» | 1 | 24.11 | |
12 | «Составь слово», «Составь фразу» | 1 | 1.12 | |
13 | Игра-пантомима «Море волнуется», «Гулял король по лесу...» «Почта», | 1 | 8.12 | |
14 | Театр теней. Постановка сказки «Колобок» | 1 | 15.12 | |
III | Настольные игры. | 10 | --------------------- | |
15 | «Приготовь десерт» | 1 | 22.12 | |
16 | Шашки | 1 | 29.12 | |
17 | Русское лото. | 1 | 12.01 | |
18 | «Цыплячьи бега». | 1 | 19.01 | |
19 | «Сложи квадрат» | 1 | 26.01 | |
20 | «Объёмные крестики-нолики» | 1 | 2.02 | |
21 | «3\9 домино» | 1 | 9.02 | |
22 | «Центр» (уплотнение) | 1 | 16.02 | |
23 | «Микадо», «Пизанские башенки» (уплотнение) | 1 | 23.02 | 16.02 |
24 | «Два кубика», «Учись считать» | 1 | 2.03 | |
IV | Викторины. | 4 | ------------- | |
25 | Литературные | 1 | 9.03 | |
26 | Математические | 1 | 16.03 | |
27-28 | Общеинтеллектуальные | 2 | 23.03, 6.04 | |
V | Дворовые игры. | 6 | --------------- | |
29 | «П-р-о-п-а-л», «Фигуры» | 1 | 13.04 | |
30 | «Звери», «Опа-опа» | 1 | 20.04 | |
31 | «Садовник», «Число». | 1 | 27.04 | |
32 | «Летел воробей», «Моргалки» | 1 | 4.05 | |
33 | «Самовар» | 1 | 11.05 | |
34 | «Путаница», «Золушка» | 1 | 18.05 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п\п | Разделы \ темы программы | Количество часов, отведенных на освоение программного материала | Дата проведения занятий | |
по плану | по факту | |||
I | Командные игры | 6 | ------------------- | |
1-2 | Городки | 2 | 4.09, 11.09 | |
3-4 | Серсо | 2 | 18.09, 25.09 | |
5-6 | Забавные состязания. | 2 | 2 .10, 9.10 | |
II | Словесные и театральные. | 8 | --------------------- | |
7 | Ребус (ещё сложнее), Анаграмма. | 1 | 16.10 | |
8 | «Кубики историй». «Словесные бусы» | 1 | 23.10 | |
9 | «Бум», «Бинг-банг» словесные игры со счётом | 1 | 30.10 | |
10 | Игра – пантомима «Обыграй стихотворение». | 1 | 13.11 | |
11 | «Скажи иначе» или «Alias» | 1 | 20.11 | |
12 | «Рисумейка» | 1 | 27.11 | |
13 | Игра – пантомима «Покажи слово» | 1 | 4.12 | |
14 | «Слова-невидимки» | 1 | 11.12 | |
III | Настольные игры. | 10 | -------------------- | |
15 | «Ловись, рыбка» | 1 | 18.12 | |
16 | «Кукареку». | 1 | 25.12 | |
17 | «Квартет», «Сложи 4» | 1 | 15.01 | |
18 | «Лиса и гуси», «Морской бой» | 1 | 22.01 | |
19 | Напольная игра-ходилка с весёлыми заданиями «Смекалки-обгонялки» | 1 | 29.01 | |
20 | «Треугольное домино» | 1 | 5.02 | |
21 | Танграм | 1 | 12.02 | |
22 | Дженга | 1 | 19.02 | |
23 | «Ловкие удочки». | 1 | 26.02 | |
24 | Игры с шашками: «Меткий стрелок» | 1 | 5.03 | |
IV | Викторины. | 4 | -------------------- | |
25 | Литературные | 1 | 12.03 | |
26 | Математические | 1 | 19.03 | |
27-28 | Общеинтеллектуальные | 2 | 26.03, 9.04 | |
V | Дворовые игры. | 6 | ------------------- | |
29 | Я знаю 5... | 1 | 16.04 | |
30 | Вышибала-выбивной. | 1 | 23.04 | |
31 | «Роза-мимоза» | 1 | 30.04 | |
32 | «Олимпиада». «Цепи». | 1 | 7.05 | |
33 | Арам-шим-шим. Стоп-каликало. | 1 | 14.05 | |
34 | «У тебя в одежде есть...» | 1 | 21.05 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п\п | Разделы \ темы программы | Количество часов, отведенных на освоение программного материала | Дата проведения занятий | |
по плану | по факту | |||
I | Игры-соревнования. | 6 | ------------------- | |
1-2 | Чиж | 2 | 4.09, 11.09 | |
3-4 | Лапта | 2 | 18.09, 25.09 | |
5-6 | Занимательные задания и эстафеты. | 2 | 2 .10, 9.10 | |
II | Словесные и театральные игры. | 8 | ------------------- | |
7 | «Одно из двух». | 1 | 16.10 | |
8 | Игра-вопросник «Кто я?» | 1 | 23.10 | |
9 | «Крокодил детсколёгкий» | 1 | 30.10 | |
10 | «Вертолина» | 1 | 13.11 | |
11 | «Колонки» | 1 | 20.11 | |
12 | «Закрытые клетки», «Плюс и минус» | 1 | 27.11 | |
13 | Театр теней. Учим фигуры. | 1 | 4.12 | |
14 | Театр пантомимы. «Угадай сказку». | 1 | 11.12 | |
III | Настольные игры | 10 | -------------------- | |
15 | «Верю-не верю» | 1 | 18.12 | |
16 | «Мельница», «Уголки» | 1 | 25.12 | |
17 | «Водолазы ищут клад» | 1 | 15.01 | |
18 | «Бросай и считай» | 1 | 22.01 | |
19 | «Эрудит» или «Scrabble» | 1 | 29.01 | |
20 | «Пентамино» | 1 | 5.02 | |
21 | «Ётта» | 1 | 12.02 | |
22 | «Мемо-Москва» | 1 | 19.02 | |
23 | «Три камешка» | 1 | 26.02 | |
24 | «Поймай и съешь рыбку» | 1 | 5.03 | |
IV | Викторины. | 4 | ------------------- | |
25 | Литературные | 1 | 12.03 | |
26 | Математические | 1 | 19.03 | |
27-28 | Общеинтеллектуальные | 2 | 26.03, 9.04 | |
V | Дворовые игры. | 6 | ------------------ | |
29 | «Школа» | 1 | 16.04 | |
30 | «Десятки с мячом». «11» | 1 | 23.04 | |
31 | «Кис-брысь-мяу». «Классы». | 1 | 30.04 | |
32 | «Резиночка». | 1 | 7.05 | |
33 | «Десятки» со скакалкой» | 1 | 14.05 | |
34 | «Попугайчики» | 1 | 21.05 |
РАЗДЕЛ № 3
Планируемые результаты освоения курса «Игротека. Культура досуга»
Личностными результатами освоения курса обучающимися являются:
1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
4. Принятие и освоение социальной роли члена коллектива, развитие мотивов досуговой деятельности.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
9. Формирование установки на безопасный, активный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения курса обучающимися являются:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи информации.
6. Овладение навыками поиска и отбора информации из различных источников в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами освоения курса обучающимися являются:
Обучающиеся научатся
– излагать правила некоторых изученных игр;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при проведении подвижных игр, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения подвижных игр;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– планировать место активного досуга в режиме дня, использовать подвижные игры в проведении своего отдыха и досуга;
Обучающиеся получат возможность научиться
- характеризовать ее роль игры, её значение в жизни человека;
– использовать активный досуг как средство укрепления здоровья, физического развития;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– осуществлять поиск нужной информации в различных источниках, готовить мини-сообщения на основе собранной информации;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Карповской СОШ От___25.08_____2017 года №____1_____ Руководитель МС__________/Напалко А.Ю./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ /Напалко А.Ю./ «_28___» _____08______ 2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности кружка «Жемчужина» (общекультурное направление)
Целью занятий ансамбля “Жемчужина” является глубокое комплексное освоение подлинной народной песенной культуры, этнографически достоверное воссоздание образцов музыкально-поэтического и х...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир театра" (общекультурное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир театра" (общекультурное направление)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности – «Театральная студия» Общекультурное направление
Пояснительн...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Улыбка» по общекультурному направлению
ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Улыбка»по общекультурному направлению...