Конспект урока по коми языку. Одежда. 3 класс
план-конспект урока (3 класс) на тему
данный конспект урока разработан по теме одежда в 3 классе на уроках изучения коми языка. урок разработан в соответсвии с ФГОС, на уроке применяются современные подходы и технологии (деятельностный подход, проблемно-диалогическое обучение). На уроке испельзуются игровые приемы (одевание бумажных кукол, знакомство с традициями празднования Луда коми ижемцев, исполнение танцевальных фигур на праздновании праздника)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме Одежда | 39.11 КБ |
Тексты об одежде | 16.56 КБ |
раздаточный материал | 15.7 КБ |
раздаточный материал | 31.71 КБ |
презентация к уроку | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по коми языку.
Тема: Коми национальная одежда.
ФИО участника: Попова Валентина Николаевна, учитель коми языка.
Предмет: | Коми язык. |
Тип учебного занятия (в рамках проблемно-диалогической обучения, деятельностного подхода): | Интегрированный урок коми языка и искусства |
Тема | Коми национальная одежда. 3 класс. |
Цель | создать учебно-коммуникативные ситуации для формирования представлений о национальной одежде коми народа. |
Задачи: Познавательный аспект: Развивающий аспект: Воспитательный аспект: |
Познакомиться с традиционным праздником коми ижемцев – Луд. Способствовать развитию мышления, воображения, учебной самостоятельности, инициативы школьников на основе постановки учебной задачи и организации поисковой и творческой деятельности. Создать условия для работы учащихся в парах, группах для воспитания чувства взаимоподдержки и сотрудничества, умения слушать друг друга, прививать любовь к труду, к культуре и традициям другого народа. |
Планируемый результат: | Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. |
Основные понятия: | Луд – праздник коми ижемцев. |
Ресурсы: | Учебник «Коми кыв 3», газета «Север» от 6 июля 2013 года Габова Е.В., Макарова Н.Д. Дети древней земли. Повесть. – Сыктывкар: ООО «Издательство Кола», 2011. 160 Картинки для презентации: Рубашка - http://lolobochka.ru/uploads/posts/2015-09-29-11-01-04-Kosovorotka.jpg Сарафан - http://17.img.avito.st/640x480/1978236617.jpg Рубашка – современная – http://vgarderobe.ru/muzhskaya-rubashka-pioneer-i-large-0-3500-700.jpg Штаны - http://shopcloth.ru/content/images/zoom/MA002EMHG982_1.jpg Платье - http://bnycorner.com/wp-content/uploads/2014/07/sequined-mesh-dress-silver.jpg Пояс - http://sovetolog.com/uploads/news/news-AIMKxlcUhL.jpg Туфли - http://www.laptey.net/upload/Catalog/2169a180ch.charolmarino.2.jpg Туфли - http://img.alicdn.com/bao/uploaded/i2/T1O65cXD0iXXXXXXXX_!!0-item_pic.jpg Одежда - http://www.expo24.ru/uploads/posts/2015-02/1423833730_shmot.jpg Коми нац женский наряд - http://nacekomie.ru/forum/files/201506/41615_fd76f11fe2215151027665e6f1552bd6.jpg Оленеводы - http://usinsk.in/foto/olenivot.jpg http://2.bp.blogspot.com/-cNlpnF8Cle4/UTsDUpcXRQI/AAAAAAAADrQ/ROLlJYTN2AY/s1600/001.jpg Муж наряд - http://narjad.narod.ru/izgoto/svadba/ill77.jpg Охотничий - http://pwpt.ru/uploads/presentation_screenshots/15bd28765b8bdba3b78e8c9975899234.JPG Спектакль- http://old.komionline.ru/images/parma_08_02.jpg Зимняя одежда - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/uk/0/0 Мужчина и женщина - http://uslide.ru/images/9/16139/736/img21.jpg |
Раздаточный материал: | Наборы бумажных куколок с комплектами одежды (национальной и современной) |
Оборудование: |
|
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Универсальные учебные действия | Л - личностные УУД; Р - регулятивные УУД; П - познавательные УУД; К - коммуникативные УУД. |
Технологическая карта изучения темы «Коми национальная одежда».
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Диагностирующие задания каждого этапа |
1этап - мотивация учащихся. Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации; | У. Видза оланын, дона челядь! Менӧ шуӧны Валентина Николаевнаӧн, талун, ме тiян велодысь У. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь! | Д. Видза оланыд, В.Н. Д. здороваются. Чолӧм! | самоопределение (Л); смыслообразование (Л); целеполагание (П); |
II этап - речевая разминка, актуализация знаний. Цель – готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 1) актуализировать учебное содержание 2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии; | Заводитам! Начинаем. Давайте вспомним буквы, которые обозначают звуки коми языка, которых нет в русском языке. Давайте их произнесем. Вспомним слова, в которых они встречаются. Видзадам слайд вылын. Посмотрите на слайд и предложите задание Слова с пропущенными буквами дӧрӧм , сарапан, гач, вӧнь, тупли, платтьӧ под каждым словом картинка, обозначающая данное слово. Содты колананы шыпасъяс. К какой теме относятся все эти слова? | Произносят звуки сь [с’], зь [з’], дж [дж], дз [дз’], ӧ [ӧ] Сьӧд (черный), дзоридз (цветок), ыджыд, еджыд, визя (полосатый) Вставить буквы. Теме одежда. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); |
III этап - постановка проблемы Цель: Выявление и фиксация места и причины затруднения | У. Вся эта одежда современная, а какую одежду носили раньше? У. А что носили раньше коми женщины, что носили коми мужчины? Почему именно такую одежду они носили? Какие национальные особенности имела одежда коми людей? У. Какова тема сегодняшнего урока? Поставьте цель урока и задачи. | Д. старинную одежду, наверное. Предположения детей. Д. незнаем Д. Коми национальная одежда Цель: сформировать представления о коми национальной одежде Задачи: | - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); |
IV этап – поиск решения. Открытие новых знаний. Цель: построение и фиксация нового знания | Подводящий диалог. У. Ребята, как вы думаете, на какие группы можно разделить всю одежду? У: Ребята, так много одежды, она очень разная, а успеем мы за урок поговорить обо всей одежде? У: А как построить нашу работу так, чтобы мы успели поговорить обо всей одежде? У: Хорошая идея, давайте мы разделимся только на группы, а 1группа – расскажет нам о мужской одежде повседневной и праздничной, 2 группа – о женской одежде повседневной и праздничной, а 3 группа – о зимней одежде. Давайте вспомним правила работы в группе У. выберите командира, который будет рассказывать об одежде от вашей группы, можно рассказывать вместе с помощником. | Д. В зависимости от времени года: зимняя и летняя Д. В зависимости от предназначения для кого: мужская и женская Д. В зависимости от предназначения для чего: повседневная и праздничная. Д: Можем не успеть. Д: Может быть нам разделиться на группы и разделить информацию. Д. объединяются в группы и обсуждают, выбирают командира | Самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
V этап – выражение решения. Культурологические знания о национальной одежде Самооценивание и самоконтроль | У. А теперь давайте, выслушаем представителя от каждой группы и узнаем о коми национальной одежде. | Д. 1 группа – о женской повседневной мужской и праздничной одежде Д. 2 группа – о мужской повседневной и праздничной одежде Д. 3 группа – о зимней одежде. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - разрешение конфликтов (К) |
Физкультминутка. | На слайде. | ||
VI этап – реализация продукта Цель: включения нового знания в систему знаний. | У. посмотрите на следующий слайд и придумайте задание. корсь пӧвсӧ. У. А можно ли сейчас встретить людей одетых в такие костюмы? У. А где еще можно встретить девушку или мужчину в национальном костюме? У. Есть много национальных праздников, которые отмечают в Коме Республике и сейчас. Я бы хотела вам рассказать какой праздник празднуют в Ижме. А хотели бы вы о нем что-нибудь узнать? Так давайте же скорее с ним познакомимся. Ребята, праздник называется – ЛУД, луд в переводе с коми языка означает ЛУГ – широкое открытое место. Как вы думаете, где отмечается этот праздник? Абсолютно верно. Этот праздник отмечают на лугу. Все жители Ижмы и Ижемского района съезжались 6 июля на кануне Ивана Купала перед началом сенокоса в Ижму и начинали праздновать, с вечера начиналось главное празднование и длилось до восхода солнца. Как вы думаете, как его праздновали? Правильно. «Луд» - праздник-гуляние, включающий в себя игры, хороводы, состязания. У. А как вы думаете, в чём праздновали и празднуют «Луд», какую надевают одежду? У. давайте проверим, как вы запомнили коми национальный костюм. Каждой группе я раздам пару: мальчика и девочку, в конвертиках лежит одежда, оденьте ребят на праздник ЛУД У. Давайте проверим, что у вас получилось. Проговариют и запоминают. Посмотрите, какие нарядные у нас получились зонкаяс да нывкаяс, похожи ли их наряды на наши Усть-Цилемские? У. Наряды коми ижемцев тоже шились из дорогих тканей: парчи, шелка, ткани были разных цветов и оттенков, как и Усть-Цилемские наряды. Их тоже берегли и передавали от поколения к поколению. У. А теперь давайте вставим названия одежды в наши предложения и еще раз проговорим их. Так как вы правильно одели ребят на «Луд», они хотят вас научить одной игре, хотите? Правила игру просты: Все встают в круг (главная фигура), круг сближается, а затем опять отдаляется на вытянутые руки. Потом все встают парами и ходят по кругу, взявшись за руки. Все сопровождается песнями. А теперь давайте вернемся к нашим загадкам. Почему отгадки: тÖлысь да кодзув, Шондi, может кто-то догадался? А почему солнце? Завершением праздника – кульминацией – была встреча рассвета – встреча нового дня. Именно в этот момент запевалы обращались к солнцу, ведь солнце несет радость, теплоту самой жизни. А наступивший новый день приветствует период сенокосных работ, поэтому старались веселиться от души, отдохнуть и набраться сил к предстоящим работам. Скажите мне, пожалуйста, захотелось ли вам побывать на этом празднике, если да то почему? | Д. составить словосочетания на листочке, называют, что у них получилось Да. Оленеводы носят малицу, а пимы и валенки носят все жители нашей республики. Д. В Академическом театре Виктора Савина показывают спектакли о жизни коми людей На коме празднике. Д. Да Д. На лугу. Д. Пели песни, водили хороводы, играли, варили кашу. Д. Национальный коми костюм, обязательно праздничный. Д. Одевают ребят. Мальчикам одевают: штаны – визя гач, рубаху - дÖрÖм, чулками – сера чувки, туфлями - тупли, пояс - вÖнь прикрепляют к картинке мальчика на доске. Девочкам одевают: сарафан – сарапан, рубаху – сос, передник – водздÖра, головной убор девушки – ныр юр, туфли – тупли. Прикрепляют к магнитной доске, с помощью магнитов, ставят в круг. Вставляют новые слова в предложения: Нывка пасьталыс (девочка одела): сарапан, сос, водздÖра, ныр юр, Зонка пасьталыс (мальчик одел): дÖрÖм, гач, сера чувки. Нывка кÖмалысьны (обула): тупли. Зонка кÖмасьны (обул) тупли. Да. | - развитие воображения (Л.) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); |
VII этап - Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Какова была тема урока? Достигнули мы цели, реализовали поставленные задачи Расскажите по схеме: Я - знаю Я - запомнил Я - смог | Отвечают на поставленные вопросы. | - Рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); |
Домашнее задание | Пословицы: соедини коми пословицу об одежде с её переводом, подумай, что означают пословицы. |
Предварительный просмотр:
Тексты о коми национальном костюме.
- Коми национальный женский костюм.
Основу женского костюма составляли рубаха (сос – в переводе рукав) и сарафан (сарапан). Поверх сарафана надевали передник (водздӧра). Обязательным элементом одежды был пояс (вӧнь).
В качестве головного убора девочки носили ленту (ныв юр).
Праздничную одежду шили из дорогих тканей, украшали узорами, кружевами.
1. Из каких элементов состоял женский костюм?
2. Чем украшали праздничную одежду?
3. Почему женскую рубаху называли сос (рукав)?
- Коми национальный мужской костюм.
Мужская одежда состояла из рубахи (дӧрӧм) навыпуск и штанов (гач), заправленных в шерстяные носки (сера чувки). В праздник надевали полосатые штаны (визя гач) и нарядную рубаху.
Для охоты и рыбалки была специальная одежда – лузан (лаз). Обязательным элементом был пояс (вӧнь).
Мужской и женской обувью были коты (кӧтi) – низкая обувь из кожи, лапти, сапоги.
- Из каких элементов состоял мужской костюм?
- Какие штаны одевали в праздник?
- Как называлась накидка для охоты и рыбалки?
- Какую обувь носили мужчины и женщины?
- Коми национальная зимняя одежда и обувь.
Зимняя одежда была теплой, ее шили из меха. Малица – зимняя меховая одежда коми-северян. У малицы нет пуговиц и застежек. Её надевают через голову.
Пимы – меховая обувь. Их шьют в ручную из шкуры оленя – камуса. Пимы бывают мужские, женские и детские. Также люди катали валенки (гын сапöг) из шерси.
- Из чего шили зимнюю одежду?
- Что такое малица?
- Какая зимняя обувь была у коми?
Предварительный просмотр:
Коми пословицы.
Паськӧм серти он на тӧдмав мортлысь пытшкӧссӧ. Мыр кӧ вӧччӧдан, и сiйӧ лоӧ мича. Порсьлы шӧвкчышъян моз лӧсялӧ. | Идет как свинье шелковый платок. По одежде не узнать нутро человека. Пень разоденешь, и тот красивым станет. |
Коми пословицы.
Паськӧм серти он на тӧдмав мортлысь пытшкӧссӧ. Мыр кӧ вӧччӧдан, и сiйӧ лоӧ мича. Порсьлы шӧвкчышъян моз лӧсялӧ. | Идет как свинье шелковый платок. По одежде не узнать нутро человека. Пень разоденешь, и тот красивым станет. |
Коми пословицы.
Паськӧм серти он на тӧдмав мортлысь пытшкӧссӧ. Мыр кӧ вӧччӧдан, и сiйӧ лоӧ мича. Порсьлы шӧвкчышъян моз лӧсялӧ. | Идет как свинье шелковый платок. По одежде не узнать нутро человека. Пень разоденешь, и тот красивым станет. |
Коми пословицы.
Паськӧм серти он на тӧдмав мортлысь пытшкӧссӧ. Мыр кӧ вӧччӧдан, и сiйӧ лоӧ мича. Порсьлы шӧвкчышъян моз лӧсялӧ. | Идет как свинье шелковый платок. По одежде не узнать нутро человека. Пень разоденешь, и тот красивым станет. |
Коми пословицы.
Паськӧм серти он на тӧдмав мортлысь пытшкӧссӧ. Мыр кӧ вӧччӧдан, и сiйӧ лоӧ мича. Порсьлы шӧвкчышъян моз лӧсялӧ. | Идет как свинье шелковый платок. По одежде не узнать нутро человека. Пень разоденешь, и тот красивым станет. |
Коми пословицы.
Паськӧм серти он на тӧдмав мортлысь пытшкӧссӧ. Мыр кӧ вӧччӧдан, и сiйӧ лоӧ мича. Порсьлы шӧвкчышъян моз лӧсялӧ. | Идет как свинье шелковый платок. По одежде не узнать нутро человека. Пень разоденешь, и тот красивым станет. |
Предварительный просмотр:
Корсь пӧвсӧ
|
|
Корсь пӧвсӧ
|
|
Корсь пӧвсӧ
|
|
Корсь пӧвсӧ
|
|
Корсь пӧвсӧ
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Видза оланын , дона челядь! Менӧ шуӧны Валентина Николаевнаӧн .
Шыпасъяс да шыяс СЬ ЗЬ ДЖ ДЗ Ӧ [ С ‘] [ З ‘] [ ДЖ ] [ ДЗ ‘] [ Ӧ ] СЬӦД (ЧЕРНЫЙ) ДЗОРИДЗ (ЦВЕТОК) ЕДЖЫД (БЕЛЫЙ) ВИЗЯ (ПОЛОСАТЫЙ)
Содты колананы шыпасъяс . Д _ р _ м С _ р _ п _ н Г _ ч Пл _ тть _ В _ нь Т _ пл _
Тема урока: Коми национальная одежда. Цель: сформировать представления о коми национальной одежде Задачи: Познакомиться с национальной одеждой коми народа Выявить её отличительные особенности
О дежда делится на: Зимнюю и летнюю Детскую и взрослую Мужскую и женскую Повседневную и праздничную
Как построить нашу работу так, чтобы мы успели рассмотреть все виды одежды ?
Правила работы в группах.
Коми национальный женский костюм сос – рубаха (в переводе рукав) сарапан водздӧра ( передник ). вӧнь ( пояс ) ныв юр (лента)
Коми национальный мужской костюм. д ӧрӧм (рубаха) гач ( штанов ) сера чувки ( шерстяные носки). лаз ( лузан ) вӧнь ( пояс ) кӧт i
Коми национальная зимняя одежда и обувь. м алица п имы г ын сап ö г (валенки)
Физкультминутка. Чеччам чӧла – Шум ни зык. Вӧчам тадзи Ӧти – кык Ӧти – кык Ӧти – кык Вӧчам тадзи Ӧти – кык Молодечьяс , ай да Класс Ӧкмыс – дас Ӧкмыс - дас
Корсь п ö вс ö . мича еджыд шоныд визя с ь ö д кузь г ö рд пимы с ос г ач к ö т i в одздӧра д ö р ö м в ӧнь
Где можно встретить коми людей в национальном костюме?
ЛУД – в переводе ЛУГ Этот праздник отмечают в Ижемском районе, проходит он на лугу. Все жители Ижмы и Ижемского района съезжались в день – 6 июля в преддверии Иван Лун (Ивана Купала) перед началом сенокоса в Ижму и начинали праздновать. С вечера начиналось главное празднование и длилось до восхода солнца.
Нывка пасьталыс (девочка одела): сарапан , сос , водзд ö ра , ныр юр, в ö нь Нывка к ö малыс (обула): тупли . Зонка пасьталыс (мальчик одел): д ö р ö м, визя гач , сера чувки , в ö нь Зонка к ö малыс (обул) к ö т i
Ворсам!
Финал праздника.
Какова была тема урока ? Цель достигнута? Поставленные задачи реализованы? Расскажите по схеме : Я - знаю Я - запомнил Я - смог
Домашнее задание Корсь п ö вс ö (соедините коми пословицу с её переводом)
ЫДЖЫД АТТЬӦ! АДДЗЫСЬЛЫТӦДЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по коми языку по теме "Чужан лун" 2 класс
Конспект урока по коми языку по теме "Чужан лун"...
Конспект урока по коми языку на тему "Цвета"
Дети на этом уроке узнают названия цветов на коми языке, научатся различать названия цветов, составлять словосочетания и записывать их....
Конспект урока по коми языку. Дикие животные . 3 класс.
Конспект урока по коми языку. Тема: Дикие животные.Знакомство с новыми животными. Понятие имени прилагательного....
Конспект урока по коми языку 2 класс+ презентация к уроку
Данный материал поможет учителю в проведению уроков коми языка по теме"Одежда. Обувь."...
Конспект урока по английскому языку. 3 класс. Тема: Одежда.
Технологическая карта и конспект урока обобщения изученного материала по теме одежда в 3 классе общеобразовательной школы по английскому языку....