Программа внеурочной деятельности. Мой край
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Причулымская средняя общеобразовательная школа
Ачинского района Красноярского края
РАССМОТРЕНО на методическом совете Протокол №____ от « » 2013г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Н.Н. Киселёва Заместитель директора по воспитательной работе _________О.А.Игнатенко « » 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Причулымской СОШ _____________ С. В.Кураленко Приказ №_________от « » 2013г. |
Программа
внеурочной деятельности
для учащихся начальной школы
« Мой край »
Срок реализации 3 года
Составитель программы учитель начальных классов Ришнит Ольга Николаевна
п. Причулымский
2013 год
Пояснительная записка
Программа по курсу «Мой край» составлена на основе:
- Программы формирования универсальных учебных действий и авторской программы Г.В.Раицкой «Природа и экология Красноярского края», «Литература Красноярского края», «Художественная культура Красноярского края»- краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования в Красноярском крае.
Программа позволяет младшим школьникам овладеть позитивным эмоционально-ценностным отношением к природе Красноярского края, навыками экологической и духовно-нравственной культуры, благодаря использованию нестандартных форм организации внеучебной деятельности.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать метапредметных и личностных результатов.
В основе курса лежат системно-деятельностный подход: проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Курс «Мой край» изучается в течение трех лет обучения, начиная со 2 класса, с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Программа состоит из трех модулей:
«Природа и экология Красноярского края»,
«Литература Красноярского края»,
«Художественная культура Красноярского края».
Программа рассчитана на 102 часа, по 34 часа в каждом классе, 1 час в неделю.
Направление: общекультурное.
Изучение данного курса предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы; знакомство с произведениями писателей и поэтов Красноярского края; знакомство с основными видами искусства (изобразительным, театральным, музыкальным, декоративно-прикладным) и культурой народов, проживающих на территории Красноярского края и направлено на достижение следующей цели: создание условий для углубления и расширения знаний учащихся о природе, экологии, традициях и культуре родного края, формирование любви к своему краю, чувства гордости за него.
Задачи программы:
- формировать общие представления о своеобразии природы Красноярского края;
- воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к природе Красноярского края, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;
- воспитать интерес к творчеству выдающихся деятелей искусства и культуры Красноярского края;
- формировать общие представления о литературном наследии Красноярского края;
- воспитать бережное отношение к культурному наследию народов Красноярского края
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Мой край»
Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Основной образовательной программе образовательного учреждения.
К ним относятся:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности:
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Мой край»
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
Будут сформированы:
- Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.
Получит возможность для формирования:
- Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- Адекватного понимания причин успешности.
Регулятивные УУД:
Научится:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Адекватно воспринимать оценку учителя;
- Различать способ и результат действия;
- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Получит возможность научиться:
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные УУД:
Научится:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Получит возможность научиться:
- Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Модуль «Природа и экология Красноярского края»,
План
Цель: создание условий для углубления и расширения знаний учащихся о природе, экологии и культуре родного края.
Модуль «Литература Красноярского края»
Цель: создание условий для углубления и расширения знаний учащихся о творчестве выдающихся деятелей искусства и культуры Красноярского края;
План
Планируемые результаты УУД | Содержание | Формы работы |
Личностные результаты: -понимает позицию других людей; -оценивает поступки других людей и свои поступки с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Метапредметные результаты: -самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную проблему. - умеет моделировать свои знания: находить, извлекать и перерабатывать необходимую информацию. | 2 класс Фольклор Красноярского края Сказки народов, проживающих на территории Красноярского края Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки о семье, о дружбе, о добре и зле, о взаимоотношениях людей. Образ животных в сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий. Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края Тема детства и взаимоотношений людей в произведениях писателей и поэтов Красноярского края. 3класс Мир волшебных сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий. Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края. Герои произведения, их характеры и поступки. 4 класс Социально-бытовые и волшебные сказки коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края. | Чтение вслух, обсуждение Создание картотеки пословиц, поговорок и загадок Иллюстрирование сказок Презентация Чтение вслух, обсуждение Проба пера Иллюстрирование сказок Кроссворд по мифическим персонажам Проба пера Диспут Проектная деятельность Литературная гостинная Эссе |
Модуль «Художественная культура Красноярского края»,
План
Цель: создание условий для углубления и расширения знаний учащихся о художественной культуры народов, проживающих на территории Красноярского края.
Планируемые результаты УУД | Содержание | Формы работы |
Личностные результаты: -понимает позицию других людей; -оценивает поступки других людей и свои поступки с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Метапредметные результаты: -самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную проблему. - умеет моделировать свои знания: находить, извлекать и перерабатывать необходимую информацию. | 2 класс Изобразительное искусство Первоначальные сведения о творчестве известных художников Красноярского края Различные состояния, настроения природы. Картины «Морозец» Б.Я. Ряузова, «Горные кедры» Т.В. Ряннеля, «Урманские скалы» Э.В. Мотаковой, «Весна в Слизнево» В.А. Сергина, «Ранней осени светлые дни» В.И. Кудринского Экскурсия на природу. Зарисовки на природе Театральное искусство Театр и зритель. Первоначальные сведения об истории создания театра. Специфика театрального искусства, виды театров (оперный, драматический, музыкальный, кукольный). Инсценирование сказки Музыкальный фольклор Красноярского края. Декоративно-прикладное искусство Быт и жилище народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера . 3 класс Изобразительное искусство Первоначальные сведения о творчестве известного художника Красноярского края В.И. Сурикова. Енисей в произведениях художников Красноярского края Театральное искусство Ведущие театры Красноярского края. Красноярский краевой театр кукол, Театр юного зрителя, театр кукол «Золотой ключик», Норильский Заполярный театр драмы, Минусинский драматический театр и другие. Экскурсия Музыка Музыкальные произведения, связанные с календарными праздниками (колядки, масленичные, покосные, колыбельные песни и другие). Декоративно-прикладное искусство Промыслы народов, проживающих на территории Красноярского края Работа с природным материалом при изготовлении поделок (листья, береста, веточки, семена, соломка, шишки, мох). 4 класс Изобразительное искусство Первоначальные сведения о творчестве известных художников Красноярского края (А.Н. Орлова, А.Г. Поздеев, Т.А. Мирошкина) Натюрморт. Дары природы в творчестве художников. Составление композиции (натюрморта) из предложенных предметов. Красноярск в изображении художников Театральное искусство Известные постановки детских спектаклей в театрах Красноярского края Музыка Гордость вокального искусства – творчество Д.А.Хворостовского Исполнители музыкальных произведений: индивидуальные исполнители, хоры, оркестры и другие Декоративно-прикладное искусство История костюма народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера Национальный орнамент и его особенности. Составление орнаментов. | Презентация Виртуальная экскурсия Экскурсия Выставка рисунков Беседа Презентация Домашний театр Концерт Виртуальная экскурсия Проектная деятельность Мастерская Беседа с презентацией репродукций картин Виртуальная экскурсия Путешествие Заочная экскурсия Изготовление афиши спектакля Разучивание песен Концерт Беседа Мастерская Экскурсия Беседа с презентацией Мастерская художника Выставка работ Эссе Изготавление декораций к спектаклю в миниатюре Слушание. Концерт Изготавление эскизов костюмов Проектная деятельность Мастерская Выставка работ |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | Примечание |
1-й год обучения | |||
Модуль «Природа и экология Красноярского края» | |||
1 | Красноярский край на карте России. | 06.09 | |
2 | Столица Красноярского края. | 13.09 | |
3 | Символы государственной власти Красноярского края: герб, флаг | 20.09 | |
4 | Главная река Красноярского края – Енисей. | 27.09 | |
5 | История происхождения основных озер и рек Красноярского края. | 04.10 | |
6 | Многообразие растительного мира. Разновидности растений (деревьев, кустарников и трав), произрастающих на территории Красноярского края. | 11.10 | |
7 | Многообразие животного мира. Разновидности животных (насекомых, рыб, птиц, зверей), населяющих территорию Красноярского края. | 18.10 | |
8 | Наблюдение в природе за растениями и животными | 25.10 | |
9 | Красная книга Красноярского края. | 01.11 | |
10 | Правила поведения в природе. | 08.11 | |
11 | Особенности труда людей родного края, профессии. | 15.11 | |
Модуль «Литература Красноярского края» | |||
12 | Фольклор Красноярского края | 22.11 | |
13 | Сказки народов, проживающих на территории Красноярского края. | 29.11 | |
14 | Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки о семье, о дружбе, о добре и зле, о взаимоотношениях людей. | 06.12 | |
15 | Образ животных в сказках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. | 13.12 | |
16 | Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки о добре и зле, о взаимоотношениях людей, о труде. | 20.12 | |
17 | Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий. | 27.12 | |
18 | Художественные произведения писателей и поэтов Красноярского края | 10.01 | |
19 | Темы родины, природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края. ( Казимир Леонидович Лисовский. «Родной Енисей». Алитет Николаевич Немтушкин. «Журавли». Анатолий Иванович Третьяков. «Веками прирастать Сибирью» и другие.) | 17.01 | |
20 | Тема детства и взаимоотношений людей в произведениях писателей и поэтов Красноярского края. | 24.01 | |
21 | Огдо Егоровна Аксенова. «Тундровичок», «В школу».Виктор Федорович Журавлев. «Домик Сурикова». Казимир Леонидович Лисовский. «Мальчик». Алитет Николаевич Немтушкин. «Маленький Хосон» и другие. | 31.01 | |
22 | Литературная гостиная | 07.02 | |
Модуль «Художественная культура Красноярского края» | |||
23 | Первоначальные сведения о творчестве известных художников Красноярского края | 14.02 | |
24 | Различные состояния, настроения природы. Картины «Морозец» Б.Я. Ряузова, «Горные кедры» Т.В. Ряннеля, «Урманские скалы» Э.В. Мотаковой, «Весна в Слизнево» В.А. Сергина, «Ранней осени светлые дни» В.И. Кудринского | 21.02 | |
25 | Экскурсия на природу. Зарисовки на природе. | 28.02 | |
26 | Театр и зритель. Первоначальные сведения об истории создания театра. Специфика театрального искусства, виды театров (оперный, драматический, музыкальный, кукольный). | 07.03 | |
27 | Декорации, костюмы к спектаклям | 14.03 | |
28 | Инсценирование сказки | 21.03 | |
29 | Музыкальный фольклор Красноярского края. | 04.04 | |
30 | Концерт | 11.04 | |
31 | Быт и жилище народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера | 18.04 | |
32 | Изготовление поделок из природного материала по теме «Жилище народов Севера (чум)». | 25.04 | |
33 | Украшение жилища. | 16.05 | |
34 | Выставка . | 23.05 | |
2-й год обучения | |||
Модуль «Природа и экология Красноярского края» | |||
1 | Красноярск – административно-политический центр края. История возникновения города Красноярска. | ||
2 | Экскурсия по городу (очная, заочная). | ||
3 | Формы поверхности Красноярского края (равнина, горы, холмы, овраги). Почвы края. Охрана почв. Атмосфера. | ||
4 | Многообразие растительного мира Красноярского края. Лекарственные растения Красноярского края, их использование. | ||
5 | Многообразие животного мира Красноярского края. | ||
6 | Условия, необходимые для жизни растительного и животного мира Красноярского края. | ||
7 | Редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края. | ||
8 | Наблюдение в природе за растениями и животными. Изготовление поделок из природного материала | ||
9 | Влияние деятельности человека на природу Красноярского края. | ||
10 | Источники загрязнения воды. Водоемы Красноярского края и местности, в которой мы живем. Охрана воды от загрязнения. | ||
11 | Заповедники и национальные парки Красноярского края (по выбору). Правила поведения в заповедниках и национальных парках. Оценка своего и чужого поведения в природе | ||
Модуль «Литература Красноярского края» | |||
12 | Мир волшебных сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. | ||
13 | Сходство и различие сказок коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. | ||
14 | Иллюстрирование сказок | ||
15 | Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий | ||
16 | С оставление кроссворда. | ||
17 | Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края. | ||
18 | Виктор Петрович Астафьев. «Юркий рябчик». Николай Иванович Волокитин. «Демидов кедр», «Рождение радуги». Виктор Федорович Журавлев. «Подснежник». | ||
19 | Мария Семеновна Корякина. «Зеленый снег», «Филя».Елена Александровна Крутовская. «Рассказы о живом уголке». | ||
20 | Герои произведения, их характеры и поступки. | ||
21 | Проба пера | ||
22 | Создание книжки-малышки | ||
Модуль «Художественная культура Красноярского края» | |||
23 | Первоначальные сведения о творчестве известного художника Красноярского края В.И. Сурикова | ||
24 | Енисей в произведениях художников Красноярского края | ||
25 | Ведущие театры Красноярского края. Красноярский краевой театр кукол, Театр юного зрителя, театр кукол «Золотой ключик», Норильский Заполярный театр драмы, Минусинский драматический театр и другие. | ||
26 | Виртуальная экскурсия по театрам края. Создание афиши к спектаклю | ||
27 | Музыкальные произведения, связанные с календарными праздниками (колядки, масленичные, покосные, колыбельные песни и другие). | ||
28 | Широкая масленица (традиция празднования) | ||
29 | Промыслы народов, проживающих на территории Красноярского края | ||
30 | Работа с природным материалом при изготовлении поделок (листья, береста, веточки, семена, соломка, шишки, мох). | ||
31 | Ведущие художественные и краеведческие музеи Красноярского края. | ||
32 | Экскурсия в школьный краеведческий музей | ||
33 | Проект | ||
34 | Защита проекта | ||
3-й год обучения | |||
Модуль «Природа и экология Красноярского края» | |||
1 | Населенный пункт, в котором мы живем. Общие сведения. | ||
2 | Родной город (село), улица: история названия, основные достопримечательности. Исследование. | ||
3 | Родной город (село), улица: история названия, основные достопримечательности. Исследование. | ||
4 | Животноводство Красноярского края. Разведение животных человеком. Природные сообщества. | ||
5 | Растительный и животный мир Красноярского края: особенности внешнего вида, питания, размножения. | ||
6 | Полезные ископаемые Красноярского края, их использование человеком. Охрана недр. | ||
7 | Природные зоны Красноярского края. Карта природных зон. | ||
8 | Влияние деятельности человека на природу Красноярского края. | ||
9 | Источники загрязнения природной среды в промышленных зонах. | ||
10 | Проект | ||
11 | Защита проекта | ||
Модуль «Литература Красноярского края» | |||
12 | Социально-бытовые и волшебные сказки коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края. | ||
13 | Проект «Проба пера» | ||
14 | Защита проекта | ||
15 | Тема природы в творчестве писателей и поэтов Красноярского края. | ||
16 | Виктор Петрович Астафьев. «Яшка-лось», «Зорькина песня». Теория. Герои произведения, их характеры и поступки. Анатолий Ефимович Зябрев. «Лес ночью». | ||
17 | Алитет Николаевич Немтушкин. «Речонка», «Осенний зов». Роман Харисович Солнцев. «Осенний день», «Синицы» и другие. | ||
18 | Проба пера | ||
19 | Герои произведения, их характеры и поступки. | ||
20 | Зорий Яковлевич Яхнин. «На Мане-реке», «После полярной ночи». | ||
21 | Тема приключений в творчестве писателей Красноярского края.Иван Иванович Пантелеев. «Экспедиция на Кияшку». | ||
22 | Проба пера | ||
Модуль «Художественная культура Красноярского края» | |||
23 | Первоначальные сведения о творчестве известных художников Красноярского края (А.Н. Орлова, А.Г. Поздеев, Т.А. Мирошкина) | ||
24 | Натюрморт. Дары природы в творчестве художников. Составление композиции (натюрморта) из предложенных предметов. | ||
25 | Красноярск в изображении художников | ||
26 | Создание презентации | ||
27 | Известные постановки детских спектаклей в театрах Красноярского края | ||
28 | Гордость вокального искусства – творчество Д.А.Хворостовского | ||
29 | Исполнители музыкальных произведений: индивидуальные исполнители, хоры, оркестры и другие | ||
30 | История костюма народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера | ||
31 | Национальный орнамент и его особенности. Составление орнаментов. | ||
32 | Материалы, используемые для развития народных промыслов в Красноярском крае (береста, мех, бисер, кожа, кости, дерево) | ||
33 | Материалы, используемые для развития народных промыслов в Красноярском крае (береста, мех, бисер, кожа, кости, дерево) | ||
34 | Итоговое занятие. Синквейн |
Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
В наличии | Приобрести | |
Реализация образовательного стандарта второго поколения. Программы внеурочной деятельности 1-4 классы, в двух частях. Учебники. | + + | |
Печатные пособия | ||
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. Альбомы демонстративного и раздаточного материала. | + + |
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету. | + | + |
Технические средства обучения | ||
Телевизор, видеоплеер, флеш-накопители, диски, аудио кассеты, магнитофон. | + | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Интерактивная доска, ноутбуки, компьютеры. | + | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски. Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий). | + + + + + | + |
Литература и источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Мой край» для 5 класса по духовно-нравственному направлению
Данная программа предназначена для проведения внеурочной деятельности в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край»
Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной д...
Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."
Данная программа направлена на изучение младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс
Программа содержит календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Программа внеурочной деятельности "Мой край"
Образовательная программа «Мой край» имеет социально - педагогическую направленность и предназначена для дополнительного образования детей....
сентябрь. Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край". 4 класс.
Внеурочная деятельность "Мой край"....
Программа внеурочной деятельности "Мой край задумчивый и нежный"
КТП+программа внеурочной деятельности "Мой край задумчивый и нежный", 1 класс...