Программа внеурочной деятельности «Мой край» для 5 класса по духовно-нравственному направлению
рабочая программа по теме
Данная программа предназначена для проведения внеурочной деятельности в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_kray.docx | 49.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Мой край» для 5 класса
по духовно-нравственному направлению
Программа внеурочной деятельности “Мой край” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край” ) разработана для занятий творческого объединения обучающихся 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
- Пояснительная записка
Программа «Мой край» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Краснодарского края, Тимашевского района, герои Кубанской земли в годы Великой Отечественной войны. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Общая характеристика программы
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Место кружка в учебном плане.
Программа адресована учащимся 5-6 классов и рассчитана на 34 часа в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1)теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Формы занятий:
- групповая работа;
- экскурсии;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на два года обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 68 часов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
2. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
5класс (аудиторные) | 6 класс (аудиторные) | |||
Раздел I. Введение в ИКТ | ||||
1 | Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий. | 1 | 1 | Личностные формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
2 | Формы и методы исследовательской работы. | 1 | 1 | |
3 | Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов. | 1 | 1 | |
Раздел II. История Краснодарского края и Тимашевского района | ||||
4 | Территория нынешней Кубани в древние времена | 1 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |
5 | История Кубани | 1 | 1 | |
6 | Исторические памятники Кубани | 1 | 1 | |
7 | История городов Кубани | 1 | 1 | |
8 | История города-курорта Анапа | 1 | ||
9 | История города-курорта Геленджик | 1 | ||
10 | История города-курорта Сочи. | 1 | ||
11 | Территория нынешней Кубани в Средние века | 1 | ||
12 | Кубань в Российской империи | 1 | ||
13 | История становления Краснодарского края. Появление Тимашевского района | 1 | 1 | |
14 | Географическое расположение Кубани. Топонимика родного края. | 1 | ||
15 | Географическое расположение Тимашевского района. | 1 | 1 | |
16 | Символика Краснодарского края. Флаг, герб , гимн . | 1 | ||
17 | Символика Тимашевского района. Флаг, герб , гимн . | 1 | 1 | |
18 | Известные люди Кубани. | 1 | ||
19 | Известные люди Тимашевского района | 1 | ||
20 | Достопримечательности Краснодарского края. | 1 | ||
21 | Достопримечательности Тимашевского района и станицы Медведовской. | 1 | ||
22 | Музеи Краснодарского края | 1 | ||
Раздел III. Тимашевский район в годы Великой Отечественной войны. | ||||
23 | Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. | 1 | 1 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
24 | Героизм кубанцев на фронтах войны. | 1 | 2 | |
25 | Земляки – Герои Советского Союза. | 1 | 1 | |
26 | Кубанцы – фронту. | 2 | 1 | |
27 | Вклад кубанцев в победу над врагом. | 2 | 1 | |
28 | Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др. | 1 | ||
29 | Анализ и обработка информации. | 1 | ||
30 | Животный мир кубани | 2 | ||
31 | Растительный мир Кубани | 2 | ||
32 | Почвы Кубани | 1 | ||
33 | Животноводство и птицеводство в Краснодарском крае | 1 | 1 | |
34 | Виноградовство и садоводство на Кубани | 1 | ||
35 | Сельскохозяйственные зоны Краснодарского края | 1 | 2 | |
36 | Водный мир Кубани | 2 | ||
37 | Черное море | 1 | ||
38 | Азовское море | 1 | ||
39 | Озера и лиманы Кубани | 1 | ||
40 | Реки Кубани | 2 | ||
Раздел VI. Итоговое занятие. | ||||
41 | Оформление и защита творческих работ. | 1 | 1 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
42 | Отчёт о работе. | 1 | 1 |
3. Содержание программы
Раздел I. Введение в ИКТ.
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Раздел II.История Краснодарского края и Тимашевского района.
Раздел посвящен истории родного края. История Тимашевского района. Символика Краснодарского края и Тимашевского района. Известные люди родного края. Достопримечательности Кубани. Музеи Краснодарского края.
Раздел III. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны.
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм кубанцев на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад кубанцев в победу над врагом.
Раздел IV. Животный и растительный мир Кубани, сельское хозяйство Кубани
Сбор материала о животном и растительном мире Кубани, сельском хозяйстве
V. Водный мир Кубани.
Сбор материала о реках, морях, лиманах и их обитателях.
VI. Итоговое занятие.
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
4. Предполагаемые результаты
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Первый уровень:
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении
Второй уровень:
Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
Третий уровень:
Приобретение школьниками социального опыта самостоятельного социального действия.
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
5. Формы контроля
- альбом;
- газета;
- плакат;
- серия иллюстраций;
- справочник;
- стенгазета;
- сценарий праздника;
- фотоальбом;
6. Методические рекомендации.
1. При проведении занятий необходимо активно задействовать школьников в сборе информации о родном районе и станице. Привлечь учащихся к созданию презентаций о защитниках Отечества. Подготовить фотовыставки о ветеранах станицы.
2. Важно вовлекать учащихся в процесс исследования прошлого своей семьи, составления родословной.
3. Обязательно нужно приглашать гостей, родителей обучающихся, которые расскажут ребятам об истории станицы, района, о героях Вов, наших земляках.
7.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция) | ||
1 | И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с. | 1 |
2 | Пчелов Е.В., Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с. | 1 |
3 | Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования | 1 |
4 | Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с. | 1 |
5 | Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с. | 1 |
6 | Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с | 1 |
7 | Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 | 1 |
8 | Карта РФ, Краснодарского края, Тимашевского район | 1 |
Технические средства обучения | ||
1 | Компьютер | 1 |
2 | Интерактивная доска | 1 |
3 | Фотоаппарат | 1 |
Экранно - звуковые пособия | ||
1 | Презентации | 10 |
2 | ttp://anapacity.com/dolmeny-krasnodarskogo-kraya/ | |
3 | ||
4 | ||
5 | http://www.in-sochi.ru/42/ | |
6 | ||
Оборудование класса Мебель: столы, стулья, шкафы доска аудиторная | 9 22 3 1 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ СОШ № 13
по учебно-методической работе
__________________Нужнова С.Б. 29.08.2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край»
Программа внеурочной деятельности «Мой край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной д...
Программа внеурочной деятельности кружка «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности
Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в с...
Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."
Данная программа направлена на изучение младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс
Программа содержит календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Тестовая диагностическая работа по курсу внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по духовно-нравственному направлению
Тестовая диагностика...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Киноуроки» для 3 класса (духовно-нравственное направление)
Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности на основе проекта "Киноуроки в школахРоссии».Цель программы - способствовать воспитанию высокой нравственной культуры, добр...