Программа внеурочной деятельности "Мой край задумчивый и нежный"
рабочая программа (1 класс) на тему
КТП+программа внеурочной деятельности "Мой край задумчивый и нежный", 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_zadumchivyy_i_nezhnyy.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Долматовой Анны Сергеевны
по внеурочной деятельности «Мой край задумчивый и нежный» 1 Д класс
МБОУ «Школа №75»
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Мой край задумчивый и нежный» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это известные люди, гордость и слава нашего края.
Термин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и в более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно- просветительской и природоохранной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые- специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Важность данной проблемы отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися определенной территории своего края. Краеведение развивает наблюдательность, мышление, любознательность, познавательные интересы, собирательскую активность.
При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема - соединение обучения с жизнью.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Программа способствует обогащению учащихся знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитанию чувства гражданственности и патриотизма, развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи программы:
Обучающие:
• развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;
• участие в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в природе, социуме;
• формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе;
• обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
• знакомство с лентой времени;
• освоение историко-обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий, города).
Развивающие
• развитие воображения как основы для решения творческих задач;
• формирование мышления как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты; выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
• развитие умения анализировать исторические события.
Воспитательные
• формирование культуры общения и поведения в социуме;
• воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
• воспитание личности через творческие работы учащихся.
Основные идеи, принципы, особенности программы
В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания младшего школьника через образ малой родины на основе познавательного интереса к изучению своего края. Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности младшего школьника, воспитания гражданина и патриота.
Задача школьного краеведческого курса в начальном звене - создать образное представление о семейном, национальном микромире как части большого целого - жизни страны с присущими только ей особенностями; создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам; инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого целого в многообразии.
Педагогические технологии, применяемые при освоении содержания курса: технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов:
Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, поэтому формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка.
Наглядность: развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
Научность: при подаче материала раскрывается смысл понятий «родословное дерево», «фамилия», «традиция», «памятник», «герб», «война», «медали»; не допускаются ошибки и неточности в названиях города, площадей, улиц, предприятий и т. д.
Интеграция: предполагается необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
Краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к своей малой родине.
Экологизации: ученик учится видеть красоту природы и защищать ее.
Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки), спорта.
Особенности возрастной группы, которым адресована программа
Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества. Но развитие личности - процесс длительный. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная воспитательная работа по формированию детской личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Младший школьник - существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей своего края, тем больше дети осознают привязанность к нему.
Занятия ведутся на базе класса, изучающего интегрированный курс «Окружающий мир». Состав и количество учащихся в период обучения не меняется.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий - 40 минут.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации, работу с родителями.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки - защита презентаций.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки учеников начальной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). К концу курса учащиеся должны
- знать:
- историю своей семьи;
- фамилии, имена, отчества своих родителей;
- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
- историю русских фамилий;
- историю и традиции родной школы;
- местонахождение, символы г. Рязани и Рязанской области;
- понятия «Родина», «Отчизна», «Малая Родина»;
- историко-культурные достопримечательности Рязани;
- историческое прошлое нашего города;
- выдающихся людей, уроженцев г. Рязани и Рязанской области;
- особенности природы нашего края;
- полезные ископаемые Рязанской области, их использование;
- промышленность Рязанской области.
- уметь
- объяснять изображение на гербе города;
- ориентироваться по карте г. Рязани и Рязанской области;
- составлять свою родословную;
- уметь вести диалог, дискуссию;
- пользоваться справочной литературой по родному краю.
Содержание программы 1 класс
- Введение 3 часа
- Моя семья 6 часов
- Моя школа 9 часов
- Природа родного края 15 часов
Учебно-тематический план 1 класс
№ | Название раздела и темы | Вид деятельности |
I. Введение 3 часа | ||
1 | Что такое краеведение? Зачем и как изучают родной край? | Диспут, игра |
2 | С чего начинается Родина? | Беседа, викторина |
3 | С чего начинается родина? | Беседа, викторина |
II. Моя семья 6 часов | ||
4 | История моего имени | Индивидуально-поисковая работа |
5 | История русских фамилий | Индивидуально-поисковая работа |
6 | Моя семья | Составление генеалогического древа |
7 | Мои предки | Составление генеалогического древа |
8 | Все работы хороши (фамильные династии) | Презентация, совместная работа детей и родителей |
9 | Обобщение. Выпуск стенгазет « Моя семья» | Фотовыставка, выставка рисунков, творческих работ |
III. Моя школа 9 часов | ||
10 | История создания школы | Поисковая работа |
11 | Школьные традиции | |
12 | Наши родители – выпускники школы | Встреча с родителями |
13 | Встреча с ветеранами труда | Устный журнал |
14 | Встреча с выпускниками школы | Устный журнал |
15 | Творческие коллективы нашей школы | Мастер-класс |
16 | Спортивные достижения учащихся и выпускников нашей школы | Встреча с учителями физкультуры и старшеклассниками |
17 | Спортивные достижения учащихся и выпускников нашей школы | Мастер-класс |
18 | Обобщение | Фотовыставка |
IV. Природа родного края 15 часов | ||
19 | Погода края. Сезонные изменения в жизни растений, животных | Экологический урок |
20 | Сезонные изменения. Охрана здоровья. | Подвижные игры |
21 | Животный и растительный мир нашего края | Экскурсия в Краеведческий музей «Природа родного края» |
22 | Птицы | Презентация |
23 | Звери | Презентация |
24 | Рыбы | Презентация |
25 | Насекомые | Презентация |
26 | Пресмыкающиеся | Презентация |
27 | Деревья и кустарники (редкие) | Презентация |
28 | Травянистые растения (редкие), мхи, грибы. | Презентация |
29 | Охрана природы. Экологические проблемы края | Интерактивная игра |
30 | Решение экологических задач | Практическая работа |
31 | Решение экологических задач | Практическая работа |
32 | Конкурс рисунков, творческих работ: стихов, рассказов, поделок. «Люби и знай свой край родной» | Организация выставки |
33 | Викторина «Знаешь ли ты родной край?» | |
Итого 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...
Проектно - исследовательская работа по программе внеурочной деятельности "Край, в котором ты живёшь"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хо...
Устный журнал для младших школьников об истории Крыма «МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ»
Устный журнал для младших школьников об истории Крыма«МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ»...
КВН "Мой край задумчивый и нежный"
86 – летию Шурышкарского района и Ямало – Ненецкого автономного округа посвящено заседание Клуба Веселых и Находчивых. Предложены задания о нашем крае....
Классный час " Мой край задумчивый и нежный"
Классный час...