Формирование базовых компетентностей у младших школьников с использованием эколого-краеведческого материала на уроках математики
учебно-методический материал по математике на тему
В настоящее время основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию);
-коммуникативной (умение сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относится к здоровью);
- самообразования.
Главное условие при использовании эколого-краеведческого материала в учебно-воспитательной работе и состоит в том, чтобы учитель ставил учащихся в процессе обучения в позицию активного самостоятельного поиска знаний, создавал условия для творческой работы учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование базовых компетентностей у младших школьников
с использованием эколого-краеведческого материала
на уроках математики
В настоящее время основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию);
-коммуникативной (умение сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относится к здоровью);
- самообразования.
Главное условие при использовании эколого-краеведческого материала в учебно-воспитательной работе и состоит в том, чтобы учитель ставил учащихся в процессе обучения в позицию активного самостоятельного поиска знаний, создавал условия для творческой работы учащихся.
Работа над решением задач и вовлечение учащихся начальной школы в процесс составления задач начинается с 1 класса и проходит четыре этапа:
1. Учитель предлагает детям готовые задачи.
2. Учитель дает учащимся цифровой материал, задачи составляют вместе.
3. Учащиеся сами находят цифровой материал для составления задач.
4. Дети самостоятельно составляют задачи.
Работа может проходить индивидуально и в группах. Например, первому ряду дается задание составить задачу об озерах Челябинской области. Второму ряду — о животном мире, третьему ряду — о растительном мире Ильменского заповедника. Дети работают с большим интересом.
Городу Миассу исполнилось 240 лет. Вместе с учащимися были составлены следующие задачи:
1. В этом году городу Миассу исполнилось 240 лет. Сколько будет городу через 20 лет? Сколько лет будет вам?
2. В 1867 в городе Миассе было всего 4 школы. А сейчас на 35 школ больше. Сколько школ сейчас в городе?
3. Наш город окружают леса. В северной части Ильменского заповедника преобладают березовые леса, сосновых — больше на юге. Встречаются в Ильменах и ель, лиственница. Составить задачу о продолжительности жизни этих деревьев.
Ель — 250 лет
Сосна — на 50 лет >,
Лиственница — ? в 2 раза >.
Срубить дерево легко, а вырастить нужно сотни лет!
Само составление задач может осуществляться в разных/видах работ, с разной степенью полноты:
1. Задачи с недостающими данными;
- Постановка вопроса к данному условию;
- Составление задачи по краткой записи, рисунку, чертежу, числовым данным, беседе с родителями, экскурсии и т. д.
- Составление задачи, аналогичной данной по способу решения; по сюжету; с такими же числовыми данными, но с другим решением; аналогичное по количеству действий, по величинам,
о которых идет речь в задаче; - Составление задач по записи решения;
6. Составление и решение задачи, обратной данной;
7. Выбор решения задачи и др.
При проведении таких уроков необходимы небольшие заставки, которые содержат фактический материал.
Например: (к задаче об озеленении города). Ученые установили, что продолжительность жизни человека в городе с озеленением в 1,2% (почти нет деревьев) в два раза короче, чем средняя продолжительность жизни человека в городе с озеленением 50% (половина территории).
Такой урок тронет душу ребенка, если будут звучать музыка и стихи.
Заменить можно как отдельные фрагменты урока, так и построить урок целиком на эколого-краеведческом материале. Например: «Путешествие в Ильмены», «Пою о городе родном».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе
Виды упражнений на уроках окружающего мира в 1 классе....
статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.
В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....
Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения
Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...
Формирование временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО на уроках математики посредством использования ИКТ.
Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальны...
Активизация процесса формирования базовых орфографических умений младших школьников». (ШМО)
При обучении орфографии обобщение знаний связывается главным образом с работой на завершающих этапах – на этапе закрепления и повторения уже изученного материала. Однако в современной ...
«Формирование базовых учебных действий у школьников с лёгкой умственной отсталостью на уроках математики в процессе обучения решению задач».
Как показывает практика, учащиеся с умственной отсталостью испытывают значительные трудности при изучении математики, особенно связанные с решением арифметических задач. Однако именно п...