Формирование экологических знаний у младших школьников
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Школа должна сделать необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskih_znaniy_u_mladshih_shkolnikov.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологических знаний    у младших школьников.

Копылова Оксана Васильевна

МБОУ «СОШ №29»

   Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально- природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего среднего общеобразовательного образования).

   Школа должна сделать всё необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы они умело пользовались ею. Но воспитать любовь к природе окриком: «Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» - нельзя. Нужен другой подход. Поэтому  очень важное  значение приобретает работа по формированию у школьников начальной школы  экологических знаний.

  Целью моей работы является:

становление человека гармоничного через радость развития, познания, творчества, совершенствования для постижения все более высоких уровней красоты, гармонии, любви;

формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое проявляется в трех направлениях:

- ответственность за сохранение естественного природного окружения;

- ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность;

-  развитие  личности, как экологически оптимальный путь сохранения духовного и физического здоровья общества.

   Основная задача экологического развития, которая находит отражение в личностно-ориентированном образовании, научить ребенка развивать свои адаптационные возможности на основе знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов и окружающей среды.

   Успех экологического развития и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

   Первое важнейшее условие – экологических знаний учащихся проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

   Второе непременное условие – активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за  комнатными растениями класса.

   В своей работе  я использую различные технологии экологических знаний:

Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

Проектные (разработка и реализация различной степени сложности проектов, т.е. использование  метода проектов);

Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Окно в природу», проведение экологических олимпиад и др.);

Игровые (эко – случай, подвижные игры, ролевые игры, игры -драматизации и др.);

Познавательные (уроки-лекции,  уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

Продуктивные (практические) (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных кабинетов и др.).

    Эта систематическая целенаправленная работа позволяет повысить познавательную активность учащихся, способствует правильному  представлению  детей о природе, обществе и человека в них.  В результате у моих воспитанников развиваются эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы. Дети становятся эмоционально отзывчивыми не только по отношению к природе, но и друг к другу. У них развиваются такие черты характера, как отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки, воспитываются высокие моральные качества: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»

Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий  у младших  школьников по  предмету «Окружающий мир»...

Формирование экологических представлений у младших школьников с ДЦП через проектную деятельность.

Одной из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной г...

«Урок окружающего мира в начальной школе как средство формирования экологической культуры у младших школьников»

Общество стоит перед проблемой экологического  воспитания и образования. Человек – единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Приоритетной задачей ...

Инновационная практика продуктивной организации самостоятельного добывания знаний, направленная на формирование экологической культуры у младших школьников

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам выстраивать систему образовательных практик на площадке общения учащегося с окружающим миром. Формирование эк...

Учебные проекты как средство формирования экологических знаний у младших школьников при изучении природы

В данной статье описывается теоретические аспекты и структура проектной деятельности, а также  ее организация для формирования экологических знаний младших школьников при изучении природы.Ключевы...

Статья на тему "Повышение экологических знаний у младших школьников"

В данной статье описывается процесс создания проекта, как средства формирования экологических знаний у учащихся в дополнительном образовании. На примере проекта «Письма животным» рассматри...