Приложение по национально- региональному компоненту к рабочей программе по ручному труду 1- 4 класс.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Приложение к рабочей программе 1-4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_po_nrk.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ларьякская специальная (коррекционная)
общеобразовательная национальная
школа – интернат VIII вида»
Приложение
к программе по ручному труду
для 1-4 классов
по национально-региональному компоненту
Учитель начальных классов
Ибрагимова Зульфия Салиховна
Ларьяк 2012
Пояснительная записка
На основании методической разработки «Региональный компонент содержания школьного образования в учебных программах в области «Технология»» (Екатеринбург, 1997 г.) и методических рекомендаций к учебному плану по техническому и обслуживающему труду в IV-VIII классах национальных школ ХМАО (1994 г.) в программу по ручному труду включаются темы по традиционным видам национального художественного ремесла.
Программа трудового обучения имеет направленность на передачу школьникам знаний и опыта традиционных ремесел и промыслов. Насыщение программы ручного труда элементами местных народных промыслов, получение учащимися знаний о культуре, традициях, истории и нравах народов Севера - одно из проявлений принципа регионализации образования.
Это дает возможность детям, обучающимся вдали от дома, не забывать свое культурное наследие.
Именно национальные виды труда развивают у детей эстетический вкус, прививают любовь к родному краю, культуре, обычаям и традициям своего народа.
Работая с различными видами материалов, школьники ближе знакомятся с декоративно-прикладным искусством своего народа.
Содержание данной программы направлено на подготовку детей к работе с природным материалом, знакомству с национальным орнаментом, работе с бисером, мехом.
На этих уроках учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания умственно отсталые учащиеся овладевают общетрудовыми умениями и навыками, знаниями о различных материалах и способах их обработки.
Уроки ручного труда в начальных классах являются первым этапом в системе профессионально-трудовой подготовке учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Содержание данной программы направлено на подготовку детей к работе с природным материалом, знакомству с национальным орнаментом, работе с бисером, мехом.
Тема | Технологические сведения | К-во ч. | Знания | Умения | |||
1 класс | |||||||
Лепка из пластилина (глина): посуда (чашка). Лепка фигуры животного (белка). | Основы художественной обработки различных материалов. Правила безопасности труда и личной гигиены при лепке. Знакомство с приёмами работы с глиной. Знакомство с национальной, традиционной посудой ханты. Инструменты и приспособления. | 6 | - применение глины в народном хозяйстве; - пластические свойства глины и пластилина; - основные цвета глины и пластилина. | - приёмы работы с пластилином (глиной); - подготовка глины и пластилина к работе; - раскатывание пластилина и глины в ладонях на подкладной доске; - скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар). | |||
Аппликация из листьев и цветов. Изготовление по образцу птички из шишки. | Безопасность труда и личная гигиена при обработке природных материалов. Ознакомление с правилами сбора природных материалов и их хранения. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Инструменты и приспособления (пинцет, ножницы, палочки с острыми закруглёнными концами). | 2 | - сбор хранение природных материалов; - свойства природных материалов; - сочетание цветов и композиций; - инструменты и приспособления. | - приёмы работы с ножницами и клеем: (приклеивание засушенных листьев и цветов на подложку). | |||
Украшения орнаментом | Обработка бумаги и картона. Правила безопасности труда и личной гигиены; -использование орнамента для украшения изделий; коллективное планирование выполнения предстоящей работе; - инструменты и приспособления (ножницы, карандаш, линейка, шаблоны, подкладная доска, клей, образцы изделий) | 5 | - понятия об орнаменте; - национальные особенности аппликации из орнамента; - использование орнамента для украшения изделий и одежды; - сочетания цветов бумаги в орнаменте; - правило составления аппликации. | техника выполнения аппликаций из бумаги; - разметка заготовки с помощью шаблонов; - приёмы резания ножницами по прямой и прямым линиям; - размещение на листе бумаги элементов аппликации; - соединение деталей клеем. | |||
Простейшие изделия из бисера. Браслетик для рук. | Работа с бисером правила безопасности труда и личной гигиены, способы низания бисера на нитку и леску. | 4 | - виды и назначения бисера, как предмета украшения. Инструменты, приспособления. | Нанизывание бисера на нитку и леску. Подбор бисера по цвету. | |||
Вышивание орнамента с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Вышивание по рисунку с самостоятельным прокалыванием. | Работа с текстильным материалом. Правила безопасности труда и личной гигиены. Сведения о нитках, тканях и их происхождении. Инструменты и принадлежности для шитья (ножницы наперсток нитки, шаблоны, образцы). | 7 | -отмеривание нитки заданной длины, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка - свойство ниток, толщина, цвет. Сочетание цвета ниток, карандаша для раскраски по контуру. | Правильная хватка наперстком, ориентирование в задании, шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз». | |||
2 класс | |||||||
Лепка по образцу или представлению посуды. Лепка по образцу стилизованных фигур животных (медведь). | Основы художественной обработки различных материалов: - обобщение ранее полученных сведений о лепке; - приемы стимуляции в лепке; - лепка посуды способом круговой налепи; - организация рабочего места. | 6 | (кроме перечисленного выше) Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Глина строительный материал; - организация рабочего места при выполнении лепки. | Обработка материала с применением резака; - обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел; - соединение деталей способом промазывания; - определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия. | |||
Составление сюжетной композиции из засушенных листьев, цветов, мха, трав. Изделие из шишек, скорлупы орехов, мха, веток. | - правила безопасности труда; - самостоятельное изготовление изделий; -приемы обработки природных материалов: -инструменты и приспособления (шило, ножницы, клей, палочки, пинцет); -материал для изготовления изделий. | 3 | - свойства природных материалов; - сочетание цветов и композиций; - инструменты и приспособления. | Обработка материала с применением резака; - обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел; - соединение деталей способом промазывания; -определение на глаз и с | |||
Составление сюжетной композиции из засушенных листьев, цветов, мха, трав. Изделие из шишек, скорлупы орехов, мха, веток. | Составление сюжетной композиции из засушенных листьев, цветов, мха, трав. Изделие из шишек, скорлупы орехов, мха, веток. | 3 | свойства материалов, используемые материалы при работе; - самостоятельное изготовление - правила работы с режущими инструментами и клеем; - организация рабочего места и соблюдение санитарно- -инструменты и приспособления | - соединение деталей с помощью - соблюдение пропорций; прикрепление засушенных листьев, цветов, мха и т.д. на подложку; - составление композиции. | |||
Составление по образцу орнамента в полосе ( украшение салфетки). Изготовление изделия «варежка». Украшение орнаментом. Изготовление из бумаги щуки способом оригами по образцу. | Составление по образцу орнамента в полосе украшение для украшения изделий домашнего обихода. Технический рисунок, понятие развертка изделий. Образцы изделий, иллюстрация. | 7 | Применение и назначение картона; свойства и особенности: - картон сгибается, ломается по сгибу, режется, впитывает влагу, более прочный, чем бумага, самостоятельный выбор бумаги по цвету, сочетание цветов, техника аппликации из бумаги. | - разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки. Ведение отсчета от деления. Оклеивание бумагой картона с обеих сторон. | |||
Простейшие изделия из бисера | Работа с бисером. Безопасность труда при работе с бисером. Применение бисерного изделия в быту. Инструменты и приспособления: бисер, леска, нитки, ножницы, игла. | 4 | Виды и назначения бисера, как предмета украшения. Самостоятельное составление композиции по цвету. | Приемы работы с бисером. Способы низания бисера на нитку и леску. Выбор бисера по цвету для изготовления изделий. | |||
Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Изготовление игольницы. | Работа с текстильным материалом. Понятие о видах ткани и их назначение. Ткани для одежды, для белья. Для изготовления изделий быта. Изготовление игольницы из самостоятельно вычерченной выкройки в форме квадрата. Инструменты и приспособления. | 8 | Виды тканей. Лицевая и изнаночная стороны. Свойства и особенности тканей. Назначение ручных стежков. | Раскрой материала по выкройке.Рациональное использование материала. Ориентировка в задании при помощи плана. Выполнение сметочного стежка слева-направо, не пропуская под нее одинаковое число нитей. | |||
3 класс | |||||||
Изготовление сюжетной композиции из засушенных листьев, цветов, мха, трав. Изготовление по рисунку совы из шишек елей, сосны, кедра. | Работа с природным материалом. Техника безопасности труда и личной гигиены. Сбор и правильное хранение природных материалов. Инструменты и приспособления (шило, нож, кисть, клей ПВА, столярный клей. Иллюстрации и картинки. | 8 | Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, твердость. Разнообразные формы, виды соединений. | (кроме перечисленного выше) - соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки; - рациональное использование | |||
Составление по образцу орнамента в полосе украшение фартука. Изготовление куклы «Акань» украшение орнаментом. | Работа с бумагой и картоном. Знакомство с основными видами орнамента. Использование орнамента в одежде, изделиях быта. Знакомство с образцами национальных кукол. Типы отделки одежды куклы. Материалы используемые при отделке кукол, особенности цветового решения. | 8 | - определение понятия орнамент; - основные виды орнамента и его элементы национального женского костюма | (кроме перечисленного выше) - выполнение образца орнамента - определять вид орнамента; - выполнять отделку изделий по выбору учащихся. | |||
Изготовление аппликации из бисера трикотажных ниток олень. Вышивание. Украшающие швы. Вышивание бисером на плотной ткани. | Работа с текстильным материалом и бисером. Сведения о национальных видах художественной обработки текстильного материала. Знакомство с видами швов. Художественная отделка изделия. Использование вышивки бисером по ткани. Инструменты и приспособления. | 10 | Ээлементарные представления о способах и видах отделки. Первоначальные сведения о художественной обработке ткани; - техника вышивания бисером по свободному контуру. | (кроме перечисленного выше) Выбор материала для изготовления изделия и его отделки; -приемы выполнения украшающих швов; Приемы вышивки бисером по ткани. Выполнение отделки изделий по выбору учащихся. | |||
4 класс | |||||||
Выполнение аппликации с элементами хантыйского орнамента. Украшение рубахи. Украшение платья. Предметная аппликация «стойбище» Изготовление куклы «акань». Украшение орнаментом и мехом. | Работа с бумагой, картоном. Знакомство с предметами, необходимыми для пошива и отделки мужской рубахи и женского платья. Материалы, используемые при пошиве. Особенности решения. | 8 | Применяемые виды бумаги и их свойства. Самостоятельное составление плана работы. Ориентировка в задании. Отчет об изготовлении отдельных частей изделий и несложных изделий; Основные материалы, применяемые для изготовления игрушек и предметов быта. | Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с измерительной линейкой, угольником; - приемы экономии при разметке; Выполнение работ с пооперационным разделением труда; -самостоятельное составление композиции; -выполнение изделий по выбору. | |||
Изготовление изделия «прихватка» с использованием разных стежков. | Работа с текстильным материалом. Знакомство с основами изготовления ткани. Знать профессии. Ручные стежки, декоративные способы обработки. | 7 | Виды стежков различать ткани по происхождению. Вышивальные нити и их свойства. Изготовление стежка «через край» и петельного. | Различать виды тканей Выбирать ткани и нити по необходимости. Читать схемы стежков Выполнение названных стежков. | |||
Украшение закладки для книг из кожи бисером. | Работа с бисером. Самостоятельный выбор бисера для украшения изделия. Использование вышивки бисером по коже. | 3 | Гармоничное сочетание цветов; последовательность изготовления бисерных изделий. | - основные приемы бисероплетения; - основные приемы вышивания бисером. | |||
Изделия из деревянных полуфабрикатов. Силуэт птицы и зверей. | Работа с древесиной. Виды древесины, основные свойства. Ее применение в народном хозяйстве. Виды обработки (резание, строгание, выжигание). | 2 | Работа с древесиной. Виды древесины, основные свойства. Ее применение в народном хозяйстве. Виды обработки (резание, строгание, выжигание). | - перевод рисунка на заготовку с - приемы выпиливания на изгибах контура кромки изделия; -шлифовка изделия шкуркой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национально-региональный компонент в экологическом образовании младших школьников (1-4 классы)
Чтобы сохранить и приумножить богатства нашего края нужно воспитывать у наших детей бережное отношение к окружающему миру с малых лет....
Рабочая программа по ручному труду 4 класс со сложной структурой дефекта
Рабочая программа ручной труд...
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронков...
Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ
Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...
Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3
Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Рабочая программа по ручному труду (9 класс) Вариант 2
В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в об...