Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2013 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ruchnomu_trudu_dlya_4_klassa_8_vid.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2013 год)
Программа рассчитана на 70 часов. В связи с тем, что учащийся приступил к обучению по адаптированной основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с 24.11.2017 г. (согласно коллегиальному заключению ЦПМПК № 4018 от 23.11.2017 г.), рабочая программа скорректирована с учетом пройденного учебного материала и объединения тем и рассчитана на 49 часов.
Трудовое обучение в 4 классе является завершающей стадией начальной подготовки учащихся и переходным этапом к профессиональному труду.
Так как в школе нет возможности проводить занятия в специально оборудованных мастерских, программа адаптирована для занятий в классе.
В 4 классе подытоживаются, обобщаются и добавляются новые технические сведения и углубляются знания о видах и свойствах материалов, о действиях, производимых с помощью различных инструментов. Продолжается и расширяется применение на практике знаний, приобретенных учащимися на уроках математики, чтения, рисования. Учащиеся получают первоначальные сведения и представления, которые затем послужат основой и для работы на уроках профессионально-трудового обучения.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
- значение производства товаров для жизни людей;
- сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
- демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
- соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
- знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.
Цели и задачи обучения и коррекции:
Цель: Развитие и воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и получение элементарных знаний по видам труда.
Задачи:
Образовательные:
- Обучение доступным приемам труда;
- Формирование организационных умений в труде.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие трудовых качеств;
- Коррекция умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- Развитие умения планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- Контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Воспитательные:
- Воспитание положительного отношения к труду;
- Воспитание уважения к людям труда;
- Выработка организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной трудовой деятельности.
Коррекционные методы и принципы обучения:
Методы:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
Принципы:
1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип воспитывающего обучения.
3. Принцип систематичности и системности в обучении.
4. Принцип научности в обучении.
5. Принцип доступности.
6. Принцип наглядности обучения.
7. Принцип активности и сознательности.
8. Принцип прочности усвоения знаний
9. Принцип индивидуализации обучения.
10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.
Учебно - тематическое планирование.
Разделы | Краткое содержание раздела | Кол-во часов |
Работа с бумагой | Что ты знаешь о бумаге? Складывание из треугольников. Геометрическая фигура-раскладка. Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка» Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор». | 3 ч. |
Работа с тканью | Что ты знаешь о ткани? Бумажная схема полотняного переплетения нитей. Технологические операции при работе с нитками и тканью. Игрушка «Кукла-скрутка» Отделка изделий из ткани | 3 ч. |
Работа с бумагой и картоном | Разметка округлых деталей по шаблонам. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок» Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов «Попугай». Развёртка изделия. Изготовление «Конверта для писем» с клеевым соединением деталей. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям Конверт без клеевого соединения деталей Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям Конверт с замком без клеевого соединения деталей Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» Разметка прямоугольника с помощью угольника. Закладка для книг из зигзагообразных полос. Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг со «свободным плетением». | 10 ч. |
Работа с тканью | Соединение деталей изделия строчкой косого стежка «Салфетка – прихватка» Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Рукавица - прихватка» | 2 ч. |
Работа с металлом | Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево» Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Паук» | 2 ч. |
Работа с бумагой и картоном | Деление круга на равные части способом складывания. «Геометрическая фигура – раскладка». Деление круга на равные части способом складывания. «Складные часы». Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объемное елочное украшение. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Ёлочная игрушка «Солнышко». Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка» Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. «Птица» Складывание из бумаги. Складывание из бумаги. Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер» Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет» | 10 ч. |
Работа с нитками | Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток» Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток» Связывание ниток в пучок. «Ежики» | 2 ч. |
Работа с проволокой | Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц. Изгибание проволоки. Декоративные фигурки зверей. Изгибание проволоки. Декоративные фигурки человечков. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). | 3 ч. |
Работа с бумагой и картоном | Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. Изготовление крышки для коробочки способом сгибания бумаги. | 1 ч. |
Работа с древесиной | Что ты знаешь о древесине? Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. «Аппликация из карандашной стружки «Цветок» Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. | 3 ч. |
Ремонт одежды | Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц с ушком. Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами. Аппликация с использованием пуговиц Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани. | 4 ч. |
Картонажно-переплетные работы | Переплет. Записная книжка-раскладушка с переплетной крышкой. | 1 ч. |
Ручные швейные работы | Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для игл. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушка-подушка «Девочка» Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушка-подушка «Рыба» Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкая игрушка-подушка «Цыпленок» | 5 ч. |
Итого | 49 ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Общие знания и умения:
Учащиеся должны знать:
- технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Работа с бумагой и картоном:
Учащиеся должны знать:
- основные приемы работы с бумагой и картоном;
- способы отделки изделий из ткани;
- что такое экономия материала;
- что такое чертеж.
Учащиеся должны уметь:
- изготавливать изделие в технике «Оригами»;
- находить на линейке длины, заданные в различных мерах длины;
- размечать детали по шаблонам;
- вычерчивать окружности с помощью циркуля;
- изготавливать изделие на основе развёртки;
- делать разметку с помощью чертежных инструментов;
- делить круг на равные части;
- тиражировать элементы изделия;
- работать по чертежу.
Работа с тканью:
Учащиеся должны знать:
- виды, свойства ткани;
- устройство ткацкого станка;
- виды стежков;
Учащиеся должны уметь:
- переплетать нити по схеме;
- выполнять технологические операции при работе с нитками и тканью.
Работа с нитками:
Учащиеся должны знать:
- виды и свойства ниток;
Учащиеся должны уметь:
- связывать нитки в пучок.
Работа с металлом:
Учащиеся должны знать:
- функциональное назначение металла;
- приемы формообразования изделий из алюминиевой фольги.
Учащиеся должны уметь:
- сгибать, разрывать, разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу.
Работа с древесиной:
Учащиеся должны знать:
- функциональное назначение древесины;
- о профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофера, плотника, столяра.
Учащиеся должны уметь:
- определять свойства древесины;
- находить различия в понятиях «древесина» и «дерево»;
- обрабатывать древесину ручными инструментами;
- соединять детали из древесины с помощью клея.
Работа с проволокой:
Учащиеся должны знать:
- виды и свойства проволоки;
- приемы сгибания проволоки.
Учащиеся должны уметь:
- сгибать проволоку в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углом.
Ремонт одежды:
Учащиеся должны знать:
- как отремонтировать одежду;
- виды пуговиц
Учащиеся должны уметь:
- пришивать пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями и с ушком;
- применять пуговицы для украшения одежды;
- изготавливать и пришивать вешалку;
- зашивать простой разрыв ткани.
Картонажно-переплетные работы:
Учащиеся должны знать:
- виды картонажно-переплетных изделий;
- о записных книжках, их назначении, форме, размере, конструкции.
Учащиеся должны уметь:
- переплетать изделие из бумаги.
Ручные швейные работы:
Учащиеся должны знать:
- о мягких игрушках;
- технологические операции, используемые при пошиве изделий из ткани.
Учащиеся должны уметь:
- соединять детали из ткани строчкой петлеобразного стежка.
- выполнять технологические ручные операции, необходимые при пошиве изделий из ткани.
Литература
1.Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2012. – 143 с.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А.. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс, 2013. – 271 с.
3. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н.. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2013. – 192 с.
4. Петрова В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012. – 208 с.
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МО по предмету Лепка, рисование, ручной труд 2 класс VIII вид (сложный дефект)
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по предмету....
Открытый урок по предмету Ручной труд 2 класс VIII вид (2 вариант) аппликация из готовых геометрических фигур, учитель Банева В.А.
Отррытый урок по предмету "Ручной труд" для детей 2 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (по программе VIII вида 2 вариант), иллюстрация к сказке "Петушок и бобовое зёрнышко". Работа вы...
Рабочая программа по сельскохозяйственному труду (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ручному труду 4 класс со сложной структурой дефекта
Рабочая программа ручной труд...
Конспект урока по ручному труду 2 класс VIII вид. Тема: Изготовление птички из шишки, перьев, веточек, пластилина.
Тема: Изготовление птички из шишки, перьев, веточек, пластилина.Цель: закреплять и расширять представления детей об изделиях из природных материалов и о видах работы с природными материалами (ко...
Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ
Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...
Рабочая программа по ручному труду (9 класс) Вариант 2
В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в об...