Национально-региональный компонент в экологическом образовании младших школьников (1-4 классы)
статья на тему

Чтобы сохранить и приумножить богатства нашего края нужно воспитывать у наших детей бережное отношение к окружающему миру с малых лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natsionalno_komponent.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Статья на тему:

Национально-региональный компонент в экологическом образовании младших школьников (1-4 классы)

Автор:Цыденова Б.Ж.,

учитель начальных классов

Алла

2012

Поселение «Дырен эвенкийское» Курумканского района находится в одном из прекраснейших уголков Бурятии – в верховьях реки Баргузин. Верховье Баргузина – одно из немногих мест нашей республики, где сохранился первозданный уголок живой природы. Баргузинская долина обладает достаточным комплексным биоклиматическим и природно-экологическим потенциалом для развития туризма, активного и лечебного отдыха людей на курортах. Живописные окружающие ландшафты, неповторимые пейзажи горных вершин, таежные реки с незабываемыми моментами настоящей рыбалки, общения с нетронутым уголком живой природы оставят неизгладимое впечатление для любого человека. Первозданная красота Дырена, прозрачный воздух, звенящая тишина дикой природы сама зовет любителей природы представить себя первопроходцами.

Дырен находится в верховьях реки Баргузин, которая является главной водной артерией долины. Все реки нашей местности, а именно Алла, Гахан, Сухэтки, Шибирсо являются правыми горными притоками реки Баргузин. Вокруг нашего села расположены живописные озера: Алла, Малыгино, Татар-нуур. Климат Дырена резко-континентальный: средняя температура в январе месяце – 20 градусов, а в июле – 18- 20 градусов. Иногда январские морозы доходит до 50 градусов, а июльские жара до 60 градусов на поверхности земли, как это было летом 1979 года.

Богат и разнообразен растительный и животный мир нашего края. Здесь обитает 43 вида млекопитающих, 134 вида птица, 4 вида пресмыкающихся, 5 видов земноводных, 10 видов рыб и бесчисленное множество беспозвоночных. Выявлено обитание 27 видов, занесенных в Красную книгу Бурятии: таймень, лебедь-кликун, бурый ушан, речная выдра, длинная неясыть, усатая ночница и др. В глубоких ущельях Баргузинского хребта обитает знаменитый баргузинский соболь, мех которого самый лучший в мире по качеству. В верховьях горной реки Алла живет очень осторожная выдра, ведущая полуводный образ жизни и имеющая очень крепкий и красивый мех. Среди неприступных скал обитает чуткая кабарга. В охотничьих угодьях водятся изюбр (марал), лось (сохатый), сибирская косуля, бурый медведь, волк, росомаха, кабан, белка, бурундук, заяц-беляк. Особое место занимает ондатра, привезенная в республику в 1936 году.

В реках и озерах в изобилии водятся такие виды рыб, как сиг, таймень, карась, язь, сорога, окунь, хариус. При этом хариус является эндемиком бассейна Байкала. Местные старожилы рассказывают, что раньше стаи рыб, идущие на нерест, достигали такой плотности, что даже не видно было дна такой прозрачной реки, как Баргузин. Недаром название нашего села произошло от эвенкийского слово «олло» – рыба, озеро, богатое рыбой.

В пойме реки разместились сенокосные угодья хозяйств села. Как и в любой горной стране в растительном покрове четко выражена вертикальная поясность. Угодья имеет луго – торфянисто - болотистые почвы. Флора представлена таежными, болотными, горными, степными видами цветковых растений и насчитывает около 2 тысяч видов.

Одним из главных достоинств нашей местности является лес. Основными древесными породами являются: сосна обыкновенная, лиственница, береза обычно образуют смешанные леса, но при этом хвойные породы преобладают над лиственными породами. В лесах - изобилие брусники, смородины, голубики, кислицы, различных видов грибов. В изобилии произрастают такие лекарственные растения, как бадан, зверобой, шиповник, иван-чай, боярышник.

Местность вокруг Дырена богата природными строительными материалами: бутовыми камнями, известняками, песками, гравиями и высококачественными глинами. Также имеются горные породы: вольфрамиты, слюда, графит, гранит, сланцы.

Чтобы сохранить и приумножить богатства нашего края нужно воспитывать у наших детей бережное отношение к окружающему миру с малых лет.

Экологическое образование и воспитание – интенсивно - развивающаяся новая отрасль теории и практики школьного обучения. В этой связи, решая задачи формирования знаний учащихся в области экологических проблем, развития у них экологического сознания и т.п., учитель сталкивается с целой системой трудностей, которые мешают ему в данном виде деятельности.

В первую очередь это:

-слабая разработка методики преподавания экологии и просчеты в отборе материала экологического содержания;

-сложности формулирования понятийных основ этой отрасли образования;

- сложности в формулировании задач и цели экологического образования;

- сложности реализации экологического образования и воспитания в школе;

- недостаток времени и средств на подготовку учебно-методических материалов.

Поэтому нами была разработана программа «Мы – дети природы», которая является частью непрерывного экологического образования и воспитания младших школьников, в рамках инновационной образовательной программы поселения «Дырен - территория сотрудничества».

Данная программа была создана на базе реализованного проекта «Юктэ» («Родник» - эвенк.), целью которого было – возрождение, сохранение и развитие методов традиционного природопользования коренного народа, изучение их культуры, истории, обычаев. Продолжением работы стал проект по созданию школьного этноэкологического парка (ШЭП) на территории Дыренского эвенкийского сельского Совета. ШЭП – это учебная зона этнического природопользования, созданная для практической реализации навыков традиционного природопользования эвенков с учетом современных экономических, технологических и экологических условий. На территории парка функционируют учебные тропы: 2 – экологические («Бира» - река, «Амут» - озеро) 2 - охотничьи («Большой серой утки» и «Хозяин тайги»). Создана учебно-методическая и материальная база по направлениям деятельности ШЭПа, круглогодичного лагеря.

Целью данной программы выступает создание и апробация программы развития единого образовательного пространства поселения на основе распределения и согласования компетенций, полномочий, функций и ответственности местного органа самоуправления и образовательных учреждении.

Основной задачей обучения является вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, формирование и развитие навыков планирования и ведения наблюдений, обобщения результатов и формулирования выводов.

Программа «Мы – дети природы» предназначена для получения детьми дошкольного и младшего школьного возраста знаний о взаимосвязях в природе, формирование адекватной позиции в вопросах экологического характера, экологической грамотности.

Поэтому основное место в программе занимает национально – региональный компонент (элементы народной культуры - этнопедагогики, приобщающей детей к традициям бережного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью, к грамотному и разумному природопользованию, принципам традиционного природопользования коренных народов Дырена: бурят, эвенков).

Реализация программы предусматривает использование разнообразных форм обучения:

- для дошкольников – практические занятия в уголке природы, комплексные экскурсии, игры.

- для учащихся начальной школы – вводные и обобщающие занятия, полевые практикумы по изучению и охране окружающей среды, комплексные экскурсии, развивающие и дидактические игры, практическая деятельность на тропах ШЭПа (школьный этноэкологический парк), в круглогодичном лагере «Юктэ».

Также программа предусматривает следующие методы изучения: наблюдение, экспериментально-опытническая работа, ознакомление с произведениями искусства, моделирование, проектирование, прогнозирование своего поведения и деятельности.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Количество часов в неделю -1 час, в год – 34 часа.

Примерный план 1 года обучения (детский сад)

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Многообразие окружающей среды

10

4

6

2

Живая и неживая природа

6

2

4

3

Природа нашего края

8

3

5

4

Знакомство с охраняемыми растениями и животными

10

4

6

Всего:

34

13

21

Примерный план 2 года обучения (начальная школа)

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Что такое экология?

7

4

3

2

Человек – часть живой природы

4

2

2

3

Многообразие окружающей среды

17

6

11

4

Связь живых существ в природе

6

3

3

Всего:

34

15

19

Примерный план 3 года обучения (начальная школа)

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Что такое экология?

7

4

3

2

Человек – часть живой природы

4

2

2

3

Многообразие окружающей среды

17

6

11

4

Связь живых существ в природе

6

3

3

Всего:

34

15

19

Примерный план 4 года обучения (начальная школа)

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Природа и человек

63

2

1

2

Открываем жизнь в почве

8

5

3

3

Охрана природы

10

7

3

4

Экология и здоровье

6

4

2

5

Экологические катастрофы местного значения

7

3

4

Всего:

34

21

13

 Программа реализовывалась в течении 5 лет на базе проекта «Юктэ». Второй год программа с изменениями и дополнениями рассматривается, как элемент непрерывного экологического образования и воспитания дошкольников и младших школьников в рамках инновационной образовательной программы СПК «Дырен – территория сотрудничества».

Таким образом, осуществляется преемственность между детским садом и начальной школой, происходит духовное обогащение детей, раскрываются личностные качества ребёнка, его внутренний мир, приобщение к истории и культуре, расширение знаний о родном крае.

Все чаще наши ученики участвуют в конкурсах исследовательских работ и показывают прекрасные знания и высокий уровень подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.

Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете  естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приорите...

Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...

Проблемы современного экологического образования младших школьников

 Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н....

Региональный компонент в патриотическом образовании младших школьников

В статье раскрывается значимость регионального компонента в патриотческом образовании младших школьников, приводятся примеры из опыта работы: организация праздников, экскурсий, сочинения, викторины....