Проект по теме "Тайна чисел в татарских народных сказках"
проект (2, 3, 4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Магическая символика чисел в татарских народных сказках. | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка на участие в конкурсе реферативных работ и ученических проектов по математике «Удивительный мир математики»
Ф.И.О. участника | Миндиярова Карина Овиковна |
Образовательная организация | МБОУ «Сарашевская СОШ им. Героя Советского Союза Шарифзяна Казанбаева» |
Класс | 3 |
Тема работы | Проект «Тайна чисел в татарских народных сказках». |
Ф.И.О.руководителя | Мунасипова Лилия Тальгатовна |
Преподаваемый предмет | Начальные классы |
Телефон, электронный адрес | 89026304443 munasipova.liliya@mail.ru |
Муниципальный конкурс проектов и рефератов
«Удивительный мир математики»
Проект по теме:
Тайна чисел в татарских народных сказках
Выполнила: Миндиярова Карина Овиковна,
ученица 3 класса МБОУ «Сарашевская СОШ имени
Героя Советского Союза Шарифзяна Казанбаева»
Руководитель: Мунасипова Лилия Тальгатовна,
учитель начальных классов
Сараши, 2016
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть проекта……..…………………………………...4
1.1. Из истории возникновения чисел………………………………………….4
1.2.Магические свойства чисел…………………………………………….......4
Глава 2. Практическая часть проекта……..……………………………………5
2.1. Числа в названиях татарских народных сказок…………………………..5
2.2.Частоупотребляемые числа…………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………8
Список литературы……………………………………………………………...9
Введение
Первое знакомство с математикой происходит ещё в раннем детстве, как только малышу начинают рассказывать первую сказку.
Мое знакомство с числами началось не через счёт, а с рассказов бабушки.
Самой любимой сказкой стала татарская народная сказка “Өч кыз” (“Три дочери”). Хотя мне уже было известно, что у женщины три дочери, что три раза белка будет стучатьв окна и что только третья дочь побежит к больной матери - каждый раз привлекала внимание повторяющаяся цифра “3”, будто она меня заколдовывала и нужно пройти трижды через три волшебных круга.
В школе чтение стало для меня доступным. Прочитывая новые сказки я стала замечать, что числа встречаются во многих сказках, встречаются разные числа.
Почему так часто в татарских сказках используются числа?- вопрос требовал ответа, его актуальность и определила тему моего проекта “Тайна чисел в татарских народных сказках”.
Передо мной появилась цель: выяснить какие числа наиболее часто встречаются в татарских народных сказках.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Овладеть элементами исследовательского метода;
2. Собрать информацию о символике чисел;
3.Найти примеры из сказок;
4.Проанализировать информацию и сделать выводы.
Объект исследования: книги с татарскими народными сказками
Предмет исследования: “любимые” сказками числа
Гипотеза: имеют ли числа важное значение в сказках?
Методы исследования: изучение литературы по данной теме,поисковый, сравнение, анализ и обобщение, классификация.
Глава 1. Теоретическая часть проекта
- Из истории возникновения чисел
Из книги Проппа В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки» я узнала научное объяснение значения числа «3».
В далёкие времена люди могли выделять из множества предметов отдельные, с трудом научились сначала считать до двух. После числа два было «всё», неизвестное и загадочное. Поэтому число «3» обозначало всё и имело большое значение. Долгое время число три было символом полноты, счастливым числом. Постепенно человек научился выделять три, затем четыре предмета. Далее стали считать пятёрками, десятками и двадцатками.
1.2.Магические свойства чисел
Числа - как символы, притягивают внимание скрытым смыслом, своим важным значением для человека. Наблюдая за множествами состоящими из двух (глаза, руки, уши), трёх (представление о мироздании - небо, земля, вода; три величины - длина, ширина, высота; три времени), пяти (пальцы, звезда), семи (дни недели), двенадцати (месяцев, время суток) предметов люди сделали вывод, что некоторые числа магические.
Вывод: из выше сказанного следует, использование чисел в сказке возможно объяснить тем, что в сказках происходит волшебство, оно может происходить под воздействием магии чисел (определённое количество сказочных персонажей, волшебных предметов, заданий, желаний)
Глава 2. Практическая часть проекта
2.1. Числа в названиях татарских народных сказок
В сборнике сказок «Татарские народные сказки» 1989 года выпуска в названиях было замечено, что числа 1,2,3 встречаются очень часто. После прочитывания 15 сказок, которые больше всего нравятся, результаты анализа сказок были занесены в таблицу:
Число 1 | Число 2 | Число 3 |
“Гөлчәчәк” “Зирәк солдат” “Таңбатыр” | “Әтәч белән Төлке” “Төлке белән Бүре” “Ике агай- эне” “Ике ялганчы” | “Өч туган” “Өч сорау” “Өч килен” “Арыслан, Төлке, Бүре” “Мәче, Юлбарыс, Кеше” “Өч кыз туган” |
Использованы : число “12”- сказка называется “Унике яшьлек малай”
Число “40” - сказка называется “40 уллы кеше”
Вывод: данные таблицы доказывают, что мифическую силу имеет число три;
присутствие в сказках трёх качеств добродетелей- Веры, Надежды, Любви связано с числом три.
2.2.Частоупотребляемые числа
Я хотела убедиться, что употребление чисел характерно для татарских народных сказок. С удовольствием взялась за прочитывание сказок. В этот раз я сочетала приятное с полезным. Выяснила, что почти каждая сказка содержит в себе число три. Сказка может содержать и другое число, но одновременно в ней может быть использовано число три.
Исследования показали: из прочитанных 15 сказок – в 8 из них использовано число «3».
Название сказки | Пример из сказки | |
1. | “Аю белән өч кыз” | 3 дочери ходили в лес; три девушки оказались у медведя; все 3 сестры вернулись домой в корзине; |
2. | “Хәйләкәр Әтәч” | 3 сказочных героя отправились к богачу; прошли 3 испытания; |
3. | “Зөһрә” | Подружки приходили 3 раза; через 3 года появились на свет 3 детей; юноша 3 раза ударяется об золотую лестницу; дети превратились в 3 птиц; девушка встрепенулась 3 раза и превратилась в голубку; |
4. | “Каракош” | 3 двери; в волшебном сундуке 3 волшебных предмета; 3 удара волшебной палочкой; девушка прилетела на 3 часа позже; |
5. | “Гөлчәчәк” | 3 дня гналась ведьма за девушкой; 3 раза укрылась от ведьмы; девушка трижды пела песню; |
6. | “Үги кыз” | 3 испытания колдуньи; 3 дня девушка пасла стадо; родная дочь трижды встречала стадо и 3 раза отказалась его пасти; |
7. | “Өч кыз” | 3 дочери; трижды белка стучала в окно; третья дочь поторопилась к матери; |
8. | “Кем җиңүче?” | 3 брата; отец захотел всех 3 сыновей женить;3 волшебных предмета. |
Вывод: 1) число «три» - самое распространённое в сказках;
2) использование числа 3 трижды усиливает замысел сказки;
3) я убедилась в том, что употребление чисел характерно для
татарских народных сказок.
Заключение
Изучение научной литературы мне помогло лучше понять основное содержание, воспитательное значение сказки. Я убедилась, что числа в сказках выбирались не случайно: это связано с магическим представлением народа. Могу сказать, что изучение о тайнах чисел в татарских народных сказках помогает понять историю народа, связь с историей других народов. Троекратные повторы доказывают, что человек не должен сдаваться, должен добиться цели упорством и решительностью, пусть с третьего раза, но добиться, не забывая о доброте и честности.
В ходе работы над проектом я научилась анализировать, выделять главное из большого содержания, доказывать своё мнение и делать выводы.
Список использованной литературы:
1. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. М.: Знание,1993г.
2. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной сказки. М.:1986г.
3. Русанов В.Н. Математический сундучок. г.Оса: Росстани,1994г.
4. Русанов В.Н. Математический кружок для младших школьников. г.Оса: Росстани,1994г.
5.Татарские народные сказки. К.: Татарское книжное издательство, 1989г.
6. Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мудрый старик"-татарская народная сказка
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Мудрый старик"-татарская народная сказка. Образовательная система "Школа 2100"...
Татарская народная сказка «Три дочери»
Тема: Татарская народная сказка «Три дочери» Цель: проанализировать содержание сказки с точки зрения читателя-мыслителя, психолога, творца, художника....
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»
Цели: · создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки «Три сестры»;· формировать ум...
Конспект урока "Три дочери" татарская народная сказка
Цели и задачи урока:vВоспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и родителямv Формировать понятия «любовь», «доброта», «красота», «уважение»v Формировать читательские ...
Татарская народная сказка "Три сестры"
Разработка урока...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери".
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС....
"Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери""
Конспект урока по литературному чтению "Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери"" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова...