"Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери""
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению "Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери"" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_uroki_skazok._tatarskaya_narodnaya_skazka_tri_docheri.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: «Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери».
Цели урока: объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами
Планируемые результаты:
Предметные:
- соотносить иллюстрации с содержанием произведения;
- объяснять значения устойчивых выражений;
- выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.
Личностные:
- Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность;
- Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение» 2 кл. 2 ч. стр.19-21, презентация.
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Мотивационный Словесный: беседа | 1 мин. | - Сказки - мудростью богаты Сказке - скажем “Приходи”! Это присказка ребята Но, а сказка впереди. -Что же такое СКАЗКА? - Сказка – это жанр устного народного творчества. Мы с вами сегодня совершим путешествие в страну сказок. | Слушать учителя. | Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний Словесный: беседа | 5 мин. | - Но прежде чем мы попадем в страну сказок, давайте с вами вспомним: какие бывают сказки? (авторские и народные) - Какие сказки называются народными? Приведите примеры народных сказок. - На какие виды делятся народные сказки? (Волшебные, бытовые, о животных) | Отвечать на вопросы учителя. | Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П) Принимать и сохранять учебную задачу(Р) |
Подготовка к усвоению нового учебного материала. Словесный: беседа . . | -Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку. -«Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят” - “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет! -«Навсегда бросила детей мать-кукушка. С тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей» («Кукушка» Ненецкая народная сказка») -Какой главный смысл в каждой сказке? «Хаврошечка» (добро побеждает зло). -«Мальчик с пальчик» (помогать старшим, заботится о родителях). -«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (слушаться старших, быть добрым). -«Каша из топора» (добру, смекалке, сообразительности). -«Кукушка» (помогать маме, беречь и заботиться о ней). | Вести беседу с учителем. Отвечать на вопросы учителя. Определять главный смысл сказки. | Структурировать знания(П)
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К) Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р) Осуществлять контроль на уровне произвольного понимания(Р) Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П) Принимать и сохранять учебную задачу(Р) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К) Выполнение учебного действия(Р) | |
Изучение нового материала Словесный: беседа Практический: чтение сказки Нагляный: рассматривание иллюстрации | Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери». -Как вы думаете о ком пойдёт сегодня речь в сказке? -Какие цели мы можем поставить на урок? (доказать, что данное произведение является действительно сказка; охарактеризовать главных героев; выделить главный смысл сказки). Чтение сказки учителем - Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился больше и почему? - Какая же это сказка - волшебная, бытовая или о животных? - Почему вы так считаете? Словарная работа. В сказке вам встретились малознакомые слова и выражения, давайте поработаем с ними. тяжко заболела – тяжело печальная весть - грустная, горестная чёрный день – тяжёлый трудный ярмарка – большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте. холст – льняная ткань из толстой пряжи. Чтение трудных слов -Прочитаем по слогам трудные слова: Постучалась – по- сту- ча- лась Превратилась – пре- вра- ти- лась Обхватили- обхватили Рассердилась- рас-сер- ди- лась Чтение отрывка сказки по ролям -Сегодня к нам в гости пришли герои одной сказки. Кто они? - Давайте вместе рассмотрим иллюстрацию к сказке на стр 63. (три девушки, белочка) -Что они делают? (работают по хозяйству) Показываю детям тюбетейки и костюм белочки. Распределение ролей. Кого ещё не хватает? Автора сказки. Мать дочерей. | Определять цели урока. Слушать сказку. Отвечать на вопросы учителя. Работать с малознакомыми выражениями. Читать трудные слова по слогам. Читать сказку по ролям. Рассматривать иллюстрацию. | Осознанно строить речевые высказывания( П)
Аргументировать свое мнение и позиции(К) Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П) Принимать и сохранять учебную задачу(Р) Структурировать знания(П)
Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К) Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р) Осуществлять контроль на уровне произвольного понимания(Р) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К) Выполнение учебного действия(Р) | |
Физминутка | 5 мин. | Повторяйте движения за белочкой на видео. | Повторять движения. | |
Первичная проверка понимания нового материала. Словесный: беседа | Работа по содержанию прочитанного текста. - Почему все любили младшую дочь долгие годы? - Что с ней произошло? - Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа. Справедливо ли поступила белочка? - А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история? -Давайте докажем, что это сказка. Зачин «Жили –были….», число три, троекратный повтор, Конец сказки: зло наказано, а добро вознаграждено. | Отвечать на вопросы учителя. | Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся (Р) Планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации(Р) | |
Закрепление новых знаний Словесный: беседа | - Какими общими чертами наделила мать трёх дочерей? -Кто вам нравится больше всех? Почему? - Кто из сестер нравится автору-народу? Почему вы так решили? - За что народ любит младшую дочь? -Всегда ли вы окликаетесь на просьбы мамы? - За что были наказаны старшие дочери? - Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? (Белочка) Как, по вашему мнению, сложилась судьба дочерей? - Кем они стали? Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества. | Анализировать сказку. Отвечать на вопросы учителя. Делать вывод. | Осознанно строить речевые высказывания( П)
Аргументировать свое мнение и позиции(К) Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П) Принимать и сохранять учебную задачу(Р) | |
Итог урока Рефлексия | В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по сказочному: они были превращены в черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.) -Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карандашей. | Слушать учителя. Оценивать свою работу на уроке. | Контролировать и оценивать процесса и результатов деятельности (П) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Татарская народная сказка «Три дочери»
Тема: Татарская народная сказка «Три дочери» Цель: проанализировать содержание сказки с точки зрения читателя-мыслителя, психолога, творца, художника....
Конспект урока "Три дочери" татарская народная сказка
Цели и задачи урока:vВоспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и родителямv Формировать понятия «любовь», «доброта», «красота», «уважение»v Формировать читательские ...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные уроки сказок. Нанайская сказка "Айога"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, 2 класс, система Л.В,Занкова...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери".
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС....
Татарская народная сказка "Три дочери"
Презентация к татарской народной сказке "Три дочери"...
Урок литературного чтения, 2 класс, Школа России. Тема: Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери"
Цель: формирование умения понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.Совершенствовать умение выделять главную мысль произведения,...
Урок литературного чтения. Программа "Планета Знаний". Татарская народная сказка "Три дочери"
Урок литературного чтения. Программа "Планета Знаний". Татарская народная сказка "Три дочери"...