Татарская народная сказка "Три сестры"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кадысева Юлия Анатольевна

Разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению во 2 е классе

«Три сестры» (татарская народная сказка)

учитель: Кадысева Ю.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 г. Туймазы

Цели урока:

Предметные: формировать умения определять жанр произведения (сказка)

  • дать характеристику героям
  • совершенствовать умение выделять смысловые части речи
  • упражнять в чтении по ролям

Познавательные: сравнивать сказки разных народов, уметь отличать виды сказок, составлять план, синквейн

  • составлять по образу героя произведения синквейн

Метапредметные

Регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, ставить перед собой учебную задачу, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный в итоге урока.

Коммуникативные: формировать умения работать в парах и в группе, обмениваться информацией, воспринимать критические замечания уметь тактично корректировать высказывания одноклассников, говорить убедительно и точно.

Личностные: формировать умения осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять творческие способности, высказывать свое мнение лаконично и убедительно, уметь его обосновывать.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник по литературному чтению, учебная хрестоматия, тетрадь на печатной основе, блокноты для моделирования титульных обложек и синквейнов, презентация к уроку.

I Организационный момент

Игра «Здравствуйте» (мотивация)

        Поочередно касаясь одноименными пальцами рук говорят:

  • Желаю (соприкасаются большими пальцами)
  • Успеха (указательными)
  • Большого (средними)
  • Во всем (безымянными)
  • И везде (мизинцами)
  • Здравствуйте! (всей ладонью) слайд1

Учитель

Деятельность ученика

В каком разделе мы продолжаем работать?

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над произведениями о семье.

Какую цель поставите перед собой на уроке?

«Семья и я» слайд1

Постараемся узнать больше о семье из новых произведений.

Будем учиться вчитываться в текст произведения, выразительно читать, понимать, что хочет рассказать об отношении о семье автор произведения.

Проверка домашнего задания

1 Работа в парах: прочитать наизусть стихотворение по выбору А. Плещеев «Песня матери», Ю. Коринец «Март» слайд2

I вариант – читают наизусть

II вариант – делают анализ чтения наизусть по плану:

  1. Знание текста стихотворения
  2. Правильность выбора темпа и тона чтения
  3. Правильность постановки логического ударения и соблюдение пауз
  4. Передача своего отношения (эмоциональность)

2. Проверка уровня начитанности обучающихся: работа на карточках с последующей поверкой по эталону:

Читающий наизусть ученик делает самооценку и ставит отметку (х) на шкале самооценки. После анализа чтения слушающий ученик ставит отметку (х) на шкале самооценки читающего ученика

слайд3

  • Соединить названия произведения с именами их авторов

Л. Толстой – Лучше всех (рассказ-быль)

М. Лермонтов - Спи, младенец мой прекрасный…(стихотворение)

Народная - Берёзонька скрип, скрип…(песня-колыбельная)

  • Назовите жанры перечисленных произведений (рассказ, стихотворение, быль)
  •  Каким жанром вам бы хотелось поработать на уроке? (сказка)
  • Назовите отличительные черты сказки? (зачин, тройной повтор, волшебство, магические числа, добро побеждает зло, волшебные предметы, животные разговаривают)

Конкретизация темы и постановка учебной задачи

С каким жанром мы еще в этом разделе не встречались?  Кто же будет в главных ролях? слайд4

Отгадайте загадку слайд5

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая...

Как вы думаете, сколько будет сестер? слайд6

– сказка

- сестренка

Три сестры, так как это сказка

Загадки и пословицы нам помогут определить и остальных героев сказки.

Нет лучше дружка, чем родная слайд7

Матушка. В пословицах мама сравнивается с лучшим другом из солнышком.

При солнышке тепло, при…. добро слайд8

Матери. Мама самый родной, любимый человек, она заботится о нас, радует нас как весенние солнышко

И так, мы знаем, что в сказке есть три сестры и их мама.

Но есть еще один герой произведения. Кто это? слайд9

По веткам скачет,

Да не птица.

Рыжая, да не лисица.

Белочка. У лисы и белочки похожий окрас шерсти, но живет белочка на дереве как птицы.

Как вы думаете, что может быть необычного в этой белочке.

Она может разговаривать, ведь это сказка.

Молодцы, вы еще произведение не читали, но уже о многом догадались.

А в какие отношения могут вступать все члены семьи?

Они могут помогать друг другу, заботиться друг о друге.

II этап Осмысление

Работа с текстом произведения

  1. Постановка учебной задачи

откройте учебник на стр 87

прочитайте название и подзаголовок слайд10

Кто же создал эту сказку?

Работа с учебником (читают)

Татарская народная сказка

«Три сестры»

Отвечают: Татарский народ

Посмотрите на эту карту? слайд11

(показываю Татарстан)

Наблюдают

Поставьте задачу

Прочитаем сказку. Проверим свое предположение – назовем главных действующих лиц. Подумаем о чем эта сказка.

Чтение сказки учителем

Слушают

Остановка после 4 абзаца до слов – Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.

- Как вы думаете, как поступят дочери?

рассуждают

1 ученик

Дочери поспешат к матери на помощь. Мама самый родной человек. Она все здоровье отдала, чтобы дочерей вырастить.

2 ученик

Я думаю, что не все дочери так поступят. Если бы все так поступили, сказка не получилась бы. Но должны все дочери помочь.

Посмотрим, сбудутся ваши предположения?

Продолжение чтения сказки.

Вторая остановка после слов: - и вторая дочь превратилась в паучиху

Делятся впечатлением: Очень жаль маму и стыдно за этих двух сестер.

Ребята, неужели и третья дочь не поспешит к матери

Рассуждают

Я думаю, что младшая дочь поспешит. Во всех сказках младшая дочь добрая, милая, самая любимая.

Проверим свое предположение

Продолжение чтения сказки до конца.

Пауза для осмысления, переживания.

Мы так и знали, что младшая дочь обязательно поможет матери. Как прочитали сказку на душе стало легче.

Проверка первичного восприятия

Какое произведение слушали?

Сбылись ли ваши предположения?

Понравилась ли вам сказка?

Какие чувства вы испытывали?

Когда вы горевали? Почему?

Когда почувствовали облегчение?

Рассуждают отвечают на вопросы

Словарная работа

Значение каких слов вам не совсем понятно? слайд12

тяжко заболела – тяжело

поспешили - быстро пришли

печальная весть - грустная, горестная

вовек – всегда, вечно

ярмарка – большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями,                                                             устраиваемый регулярно в одном и том же месте.  

холст – льняная ткань из толстой пряжи.

кустарный – относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом.  

Физкультминутка « Семья » слайд13
Раз, два, три, четыре

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать
Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка , два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

(хлопки в ладоши) 

(повороты в стороны с подниманием плечи)

(Хлопки в ладоши) 

(указательным пальцем пересчитывают)

(загибают поочередно пальцы на руке)

Осмысление текста. Смысловое чтение

  1. Какими выросли дочери?
  2. За что были наказаны старшие дочери?
  3. Почему люди любили младшую дочь?
  4. Если в этой сказке чудеса?
  5. Подумай о чем эта сказка?
  6. Какая это сказка? Почему? Докажи.

Находят и читают с текста, отвечая на вопросы

Волшебная

Подготовка к выразительному чтению сказки (чтение по ролям)

Ребята, вам хочется выразить свое отношение к героям сказки? Как это сделать?

Выразительно прочитать

Что для этого надо сделать

Надо понять характер каждого героя сказки

Выбрать правильный тон чтения, темы чтения.

Читать без ошибок.

Какая работа поможет лучше представить образ каждого героя?

Мы можем составить синквейны на каждого героя.

Работа в группа (4 человека)

Вам предстоит составить синквейн на одного из героев сказки (задания на партах) Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

      Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.

Записать его на страничку, которая станет страничкой книжки-малышки по этой сказке.

Разместить и наклеить на листок фигурки с изображением героев сказки.

Составляют синквейны

1 группа о матери

2 группа о старшей дочери

3 группа о второй старшей дочери

4 группа о младшей дочери

5 группа выполняют работу по определению тона чтения

6 группа самостоятельно составляют эскизный план

Презентация работы групп (синквейн)

Ст. сестра

Глупая, равнодушная,

Чистит, отказывает, уползает

Осуждаем за равнодушие

Черепаха

Ср. сестра

Занятая, равнодушная

Ткет, отказывает, превращается

Осуждаем за равнодушие

Паучиха

Мл. сестра

Добрая, заботливая

Промолчала, побежала, превратилась

Любим за сердечность (доброту)

Пчелка

Защита странички

Читают синквейн, обосновывают его. Выбирают для чтения по ролям

Выразительное чтение по ролям.

Анализ чтения, оценивание.

Пересказ от имени Белочки, оценивание.

Вывод.

Что помогла понять вам эта сказка? Над чем задумались?

Высказываются:

Мама самый верный друг, она дала жизнь, вырастила. Надо быть внимательными, заботливыми и благодарными по отношению к матери, любить свою маму.

Закрепление, проговаривание во внешней речи, составление пословицы слайд15

Нет лучше дружка, чем родная матушка

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

При солнышке светло, а при матери добро.

Подготовка к пересказу

Представление плана сказки.

Пересказ от имени белочки.

Итог урока. Рефлексия. слайд16

Какова была цель урока?

Что узнали нового на уроке?

На что напоминает вам сказка?

Какие выводы сделаете для себя из этого урока?

Высказываются:

На уроке мы узнали, что думает татарский народ о семье, об отношении дочерей к матери.

Эта сказка напомнила нам, как надо бережно и внимательно относиться к маме.

Работа по составлению синквейна помогла нам лучше понять каждого героя произведения.

Я думаю, что буду внимателен к маме.

Я обязательно буду помогать ей каждый день и т.д.

А я хочу еще прочитать произведение о матери, выучить стихотворение о маме.

Давайте выучим стихи о маме и о заботливых детях.

Задание на дом на выбор

1.Прочитать русскую народную сказку «Белая уточка».

2. Выполнить задания в тетради с. 46-47

Эмоциональная самооценка

С помощью мокрой аппликации на доске прикрепляют фишки, к смайлику, соответствующего настроения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

Татарская сказка "Три сестры"

Урок чтения, 2 класс...

Разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему "Сказки народов России. Татарская сказка "Три сестры"

Урок к УМК под редакцией Виноградовой Н. Ф., автор программы - Л.А.Ефросинина. Урок разработан в соответствиис концепцией технологии развития критического мышления....

Татарская сказка "Три сестры" технологическая карта урока с презентацией

Литературное чтение2 классУМК «Школа XXIвека »Тема урока:  Татарская сказка «Три сестры»Тип урока: открытия нового знания...

Татарская народная сказка «Три Сестры»

Цель: прочитать и проанализировать татарскую народную сказку «Три Сестры»Знать: название произведения, какому народу принадлежало авторствоПонимать: Главную мысль произведения, смысл назва...

Технологическая карта по литературному чтению "Три сестры" (татарская народная сказка)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки «Три сестры»Задачи урока:Дидактические:1)  Прочитать сказку; знат...