Программа по внеклассной деятельности по духовно-нравственному воспитанию
рабочая программа на тему
В духовно-нравственном воспитании детей через краеведение важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия среды в сочетании с практической деятельностью.Связь краеведения и культуры почти прямолинейна: состояние краеведения в обществе отражает тот уровень культуры, носителем которого оно же является.
Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 212.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Уруссинская гимназия» Ютазинского муниципального района РТ
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию |
Край родной |
Автор-составитель учитель начальных классов: Хикматуллина Ф.К. |
Пояснительная записка
В глубине необъятной России
Средь бескрайних просторов степей
Есть один неприметный посёлок –
Место родины малой моей.
С каждым годом в образовательных учреждениях растет интерес к изучению родного края. Родной Край! При этих словах память человека мгновенно восстановит события, запомнившиеся с самого раннего детства. И где бы человеку ни пришлось жить, он всегда хранит в себе видение заветного уголка земли. Чувство родины, родного места неискоренимо в человеке. Человеческое сердце позвано гордиться и радоваться своим краем, всем тем добрым, чем оно сцеплено с родной землей. Родина – это те родные тропинки, знакомые закоулки, переулки, дома, парки, озера и все остальное – у каждого ведь свои ассоциации и воспоминания. Именно с этого и начинается любовь к родине – с родных мест, которые близки каждому человеку. Это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного края, его исторические и культурные центры, предприятия и, конечно, это люди, гордость и слава родного края.
Дальше уже к этому образу мы добавляем то почтение, которое есть у каждого человека перед его предками, которые жили и творили на этой земле, облагораживая ее в труде и защищая на полях сражений. Понятие «Родины» - духовное понятие. И этот образ живет в душе каждого человека. К каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство окружающего нас мира, быта, культуры, раскрыть многие “тайны” жизни. В результате у ребят не складываются целостные представления об окружающем мире. Решить названную проблему поможет внеурочная деятельность « Мой край», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением, основу содержания которого составляют «Естествознание», «Обществознание», «История», как это и предполагает ФГОС нового поколения.
Краеведение помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Общаясь с природой, становится крепким физически, выносливым, учится быть товарищем своим спутникам, учится беречь окружающую природу, её хрупкое равновесие, ценить красивое. Развитие невозможно без знания природных и культурно-исторических ресурсов, которыми обладает край. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Краеведческий принцип позволяет более глубоко понять и осознать свое Я в этом мире.
В духовно-нравственном воспитании детей через краеведение важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия среды в сочетании с практической деятельностью.
Связь краеведения и культуры почти прямолинейна: состояние краеведения в обществе отражает тот уровень культуры, носителем которого оно же является.
Программа «Край родной» способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям,
формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей, наличие богатых возможностей для большого количества учащихся;
изучению истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучению жизни края в семье через беседы, семейные экскурсии;
формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, проекты;
ориентации при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Данная программа по изучению края призвана полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Направленность программы
В программе «Край родной» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию, способных решать современные задачи развития личности. Умение видеть, понимать и ценить красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств человека, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, колледжах, вузах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Программа ориентирована на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности. В программу включена межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Каждое занятие направлено на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Программа предусматривает вовлечение учащихся в активную поисковую деятельность, способствует использованию ими методов и приемов самостоятельной работы с применением широкого комплекса технологического оборудования и разнообразного дополнительного материала по окружающему миру, краеведению что, в свою очередь, является фактором успешного развития творческого начала. Интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Занятия проводятся во внеурочное время, обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги), обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий;
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников по изучению своего края основана на следующих принципах:
Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
Цель программы «Край родной»:
- формирование осознанного отношения к истории своего края, к людям, живущим в нем, к окружающей природе, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления о малой Родине;
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем своего края;
- формировать опыт участия в краеведческой - исследовательской деятельности;
- научить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять поисковые работы;
- познакомить с разными способами получения информации.
Развивающие:
- развивать интерес к судьбам тех, кто причастен к судьбе Родины;
- развивать потребность в познании себя в мире;
- расширять исторический и экологический кругозор учащихся
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине через любовь к малой родине, чувство патриотизма;
- формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к её природе и культуре, истории и современной жизни;
- формировать активную жизненную позицию;
- воспитывать уважение к нашим истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
1) литературное чтение;
2) русский язык;
3) окружающий мир;
4) изобразительное искусство;
5) технология.
Формы проведения занятий
- беседы
- устные журналы
- краеведческие игры
- проекты
- викторины
- исследование
- конкурсы
- праздники
- заочные путешествия
- экскурсии
- походы и т.д.
Место курса в учебном плане:
Программа по духовно-нравственному направлению «Край родной» предназначена для обучающихся 1-4 классов, рассчитана на 4 года занятий, каждый из которых предполагает организацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью по 35 минут в 1 классе и 1 час в неделю по 40-45 минут во 2-4 классах, всего 138 часов.
При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, краеведческий музей и учреждения дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, предприятия поселка.
Ценностные ориентиры данной программы отражают целевые установки начального образования, а именно:
– формирование основ гражданской идентичности посредством воспитания чувства сопричастности к истории и культуре народов Татарстана, России;
– формирование психологически комфортных условий общения, сотрудничества на основе доброжелательности, внимания и уважения к людям;
– формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе принципов гуманизма;
– формирование и развитие умения учиться, т.е. расширение познавательных интересов, формирование мотивов познания и творчества, способности к организации своей деятельности;
– формирование и развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности.
В результате изучения предмета на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Результаты изучения курса
Личностные универсальные учебные действия.
У выпускника будут сформированы:
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата;
– основы своей этнической принадлежности, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
– ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения, ориентация на здоровый образ жизни;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
– планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и научно-популярных текстов;
– проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
– формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
– задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Планируемые результаты
В результате реализации программы «Край родной» обучающиеся достичь должны следующих результатов:
– усвоение комплексных знаний по предмету, понимания взаимосвязи природоведческих, исторических, искусствоведческих и мн. др. наук, формирование цельного мировосприятия
– понимание и принятие тех духовно-нравственных ценностей, которые были осмыслены, прочувствованы учащимся в ходе учебно-практической деятельности по предмету
– формирование и воспитание чувства гражданственности, патриотизма - ценностное отношение к родному краю, народам Татарстана, России, к историко-культурному наследию Татарстана, своего района; элементарные представления об истории и культуре своего населённого пункта, города Казани, о многообразии этнических традиций народов Татарстана; первоначальный опыт освоения традиционных ценностей народов, проживающих в нашем регионе; опыт социальной и межэтнической, межкультурной коммуникации
– формирование и воспитание нравственных чувств - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения у разных этнических обществ; нравственно-этический опыт взаимодействия с представителями разного возраста, при выполнении учебно-практических задач; анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей
– формирование и воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, к жизни - ценностное отношение к трудовым достижениям людей своего района, поселка; ценностное и творческое отношение к учёбе, труду; элементарные представления о различных профессиях своего населённого пункта; первоначальные навыки творческого трудового сотрудничества со сверстниками и взрослыми; потребности и начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности
– формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни - подготовка и проведение народных игр, туристических походов; получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического и нравственного на примере традиционной культуры народов, проживающих в Татарстане
– формирование и воспитание ценностного отношения к природе, т.е. усвоение элементарных представлений о народных традициях, бережного отношения к природе в культуре народов своего края; получение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природой в ходе прогулок, экскурсий, наблюдения за природой
– формирование и воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических ценностях - получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры родного края (в ходе экскурсий в музеи), обучение наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире, понимать и выражать красоту через художественные образы; получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности
Способы определения результативности и эффективности внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Край родной» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий.
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в виде проекта, творческой работы.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, экскурсии, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.
Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Класс | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 класс | 33 часа | 10 часов | 23 часов |
2 класс | 35часов | 8 часов | 27 часов |
3 класс | 35часов | 6 часов | 29 часов |
4 класс | 35часов | 9 часов | 26 часов |
Итого | 138 часов | 33часа | 105 часов |
Содержание программы. Тематическое планирование
1 класс
Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живешь. Школьники узнают об истории, природе, культуре своего края, начиная от истоков до современности.
Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности поселка) и людьми, живущими в нашем поселке.
Программа содержит два раздела:
- «Моя маленькая родина»
- «Страницы истории»
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Тематический план
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Моя малая родина | 12 | 5 | 7 |
1.1 | Я и моя семья (семейные реликвии и памятные вещи) Семейные традиции. Проект «Моя семья» | 3 | 1 | 2 |
1.2 | Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы. | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Моя улица. Достопримечательности нашей улицы. Улицы знаменитых людей (улицы Шарипова, Шамкина, Мияссарова) «Улицы нашего поселка»: пешая экскурсия Проект «Мой поселок» | 3 | 1 | 2 |
1.5 | Мой район. Чем славится мой район? | 2 | 2 | - |
2. | Страницы истории | 11 | 4 | 7 |
2.1 | Традиции и обычаи. Праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды. Почему мы любим, встречать Новый год. Праздники Рождество, Науруз | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Имя поселка. Символика нашего района. Библиотечный урок. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Культурно – просветительные учреждения нашего поселка. Экскурсия в кинотеатр. | 3 | 1 | 2 |
2.4 | Профессии. Где работают родители. Экскурсии на хлебозавод, почтамт, пожарную часть. Проект «Профессии моих родителей» | 4 | 2 | 2 |
3 | Экология поселка и района. | 10 | 5 | 5 |
3.1 | «Что такое экология?» Проект - социальная реклама «Экологическая чистота – залог здоровья» | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Экологический праздник. Беседа, конкурс рисунков. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Всемирный день защиты животных. Знакомство с Красной книгой края и Татарстана. Буклет «Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты » | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Синичкин день. Рассказ о зимующих птицах. Акция «Покорми птиц зимой»- изготовление кормушек вместе с родителями | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Экологическая кампания. Агитационные листовки и плакаты в защиту природы. Мини-проект - социальная реклама | 2 | 1 | 1 |
ВСЕГО | 33 | 16 | 17 |
Содержание деятельности
Раздел 1. «Моя маленькая Родина» (12 часов)
1.1. Я и моя семья. Семейные реликвии и памятные вещи (3 часа).
Теория: рассказ – беседа о роли семьи для ребёнка; забота о членах семьи; общение в семье, устный рассказ «С кем я живу». Фамилия, имя, отчество родителей, место работы. Старшие члены семьи. Поколение, потомки, предки.
Практика: выставка памятных вещей «Мир семейных увлечений» и фотографий, рассказы детей о семейных реликвиях, проведение семейных праздников, проект «Моя семья»
- Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).
Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу. Знакомство с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы.
Практика: экскурсия по школе, беседы по правилам поведения в школе, конкурс рисунков «Моя школа», акция «Наш чистый школьный двор»
1.3. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего поселка» - пешая экскурсия в рамках проекта «Мой поселок», краеведческий музей (3 часа).
Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы», фотовыставка, рисунки детей,
Практика: «Улицы нашего поселка» - пешая экскурсия в рамках проекта «Мой поселок» (краеведческий музей), индивидуальная и самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой, прогулки по отдельным улицам, выставка рисунков «Мой дом». Проект «Мой поселок»
1.4. Достопримечательности нашей улицы. (2 часа).
Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы изменил.
Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» (работа в группах), безопасность на дорогах, изучение дорожных знаков
1.5. Мой поселок (2 часа).
Теория: дать представление об истории названия поселка, достопримечательности поселка
Практика: посещение зрелищных учреждений, прогулки по отдельным улицам
Раздел 2.
2.1. Страницы истории. Традиции и обычаи. Праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды (Рождество, Масленица, Пасха и Науруз )
Теория: Национальный состав населения нашего поселка, обычаи татарского и русского народов.
Практика: разучивание игр, песен, фольклора своего народа, проведение праздников совместно с родителями
2.2.. Имя поселка. Символы нашего района (2 часа).
Теория: история имени поселка, представление о территории поселка и района.
Практика: умение находить и показывать на карте; раскрашивание герба и флага республики, герба района (работа в парах).
2.3. Культурно – просветительные учреждения нашего поселка. Экскурсия в кинотеатр (3 часа).
Теория: беседа о культурно – просветительных учреждениях нашего поселка (кинотеатр, Дом культуры, Центр детского творчества, Детская музыкальная школа, районная библиотека)
Практика: экскурсия в кинотеатр, просмотр кинофильма.
2.4. Люди. Профессии. Где работают родители. Экскурсия на почтамт и хлебозавод (4 часа).
Теория: рассказ о людях и их профессиях; беседа о профессиях родителей и о предприятиях, на которых они работают.
Практика: общение с родителями как способ получения информации об их профессиях; экскурсия на предприятия
Раздел 3. Экология поселка и района (10 часов)
3.1. «Что такое экология?» (2 часа).
Теория: рассказ – беседа о состоянии растительного и животного мира района, их отношении друг к другу и к окружающей среде.
Практика: совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранной акции: уборка мусора в школьных дворах, близлежащих лесопарках и скверах, выставка «Поделки из бытовых отходов». Проект - социальная реклама «Экологическая чистота – залог здоровья»
3.2. Экологический праздник. Беседа, конкурс рисунков. (2 часа).
Теория: беседа об экологии.
Практика: сбор информации об исчезающих видах растений и животных своего края, конкурс рисунков, озеленение школьного двора
3.3. Всемирный день защиты животных. Знакомство с Красной книгой района и Татарстана. (2 часа).
Теория: беседа – презентация о Всемирном дне защиты животных, Красная книга редких растений и животных Татарстана, Ютазинского района
Практика: проект – изготовление и защита буклета «Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты ».
3.4. Синичкин день. Рассказ о зимующих птицах (2 часа).
Теория: календарь экологических дат «Синичкин день», рассказ – демонстрация о зимующих птицах.
Практика: наблюдения за зимующими птицами, фотовыставка, составление презентации, изготовление кормушек
3.5. Экологическая кампания. Агитационные листовки и плакаты в защиту природы
(2 часа).
Теория: рассказ – демонстрация о первых дикорастущих цветах Татарстана.
Практика: сбор информации о растениях, оформление агитационных листовок и плакатов.
2класс
Программа второго года обучения направлена на формирование знаний о богатствах края. Дети узнают о разнообразии растительного и животного мира. Более углубленно изучают особенности рельефа, виды полезных ископаемых, водные ресурсы. Расширяется представление детей о людях поселка и края.
Важнейшая задача: познакомить с редкими представителями флоры и фауны Татарстана и государственных мерах для их охраны и рационального использования.
Программа содержит три раздела:
- «Богатства нашего района и поселка»
- «Люди нашего поселка и района»
- «Мой край – Татарстан»
Расширяются и углубляются представления о Татарстане: о его географическом положении, важных стройках Татарстана, об Универсиаде и трудовой деятельности людей.
Тематический план (2 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
теоретические занятия | практические занятия | |||
Богатства нашего района и поселка | 22 | 10 | 12 | |
1.1 | Растительность нашего края. Разнообразие растений. | 3 | 1 | 2 |
1.2 | Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения края | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Животный мир нашего края. Разнообразие животного мира. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Охрана и значение животного мира. Исчезающие виды животных. Проект «Красная книга» | 3 | 1 | 2 |
1.5 | Синичкин день. Составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Акция «Покормите птиц зимой». | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера. | 2 | 1 | 1 |
1.8 | Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. День защиты Земли. | 3 | 1 | 2 |
1.9 | Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего района. | 2 | 1 | 1 |
1.10 | Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Экскурсия. | 3 | 1 | 2 |
2 | Люди нашего поселка, края | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Традиционные ремёсла моего края. Посещение музеев края | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Труд людей нашего района, поселка. Герои – земляки. Встреча с ветеранами труда | 2 | 1 | 1 |
3 | Мой край - Татарстан | 9 | 4 | 5 |
3.1 | Географическое положение. Наш край на карте страны. | 1 | 1 | - |
3.2 | Казань - столица Татарстана. Символика. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Универсиада в Казани. Объекты Универсиады. | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Крупные города Татарстана. Промышленность Татарстана. | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Экскурсионная программа «Природа». Изготовление книжек – малышек «Татарстан – мой край родной2 | 2 | - | 2 |
Итого: | 35 | 16 | 19 |
Содержание деятельности
Раздел 1. Богатства нашего края (22часа)
1.1. Растительность нашего края. Разнообразие растений. (2часа).
Теория: беседа об особенностях растительного мира, разнообразии, значении для человека; состояние и меры охраны.
Практика: передача своих впечатлений в рисунках, поделках, устных рассказах.
1.2. Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения края. (2часа).
Теория: беседа о лекарственных свойствах растения.
Практика: рассматривание гербарных экземпляров растений, сбор информации для составления статьи в школьную газету, фото-рассказ.
1.3. Животный мир края. Разнообразие животного мира. Теория: беседа об особенностях фауны края, беседа – демонстрация о разнообразии животного мира края.
Практика: наблюдение за повадками животных, сбор фото и видеоматериалов для школьной выставки «Удивительное рядом», подборка материалов для составления статьи в школьную газету.
1.4. Охрана и значение животного мира. Библиотечный урок (2 часа).
Теория: беседа о животных, занесённых в Красную книгу Татарстана, Ютазинского района; просмотр видеоматериалов на тему «Исчезающие виды животных».
Практика: проект «Красная книга Ютазинского района»
1.5. Составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Акция «Покормите птиц зимой». (2часа).
Теория: рассказ-демонстрация о зимующих птицах края; обсуждение проблем выживания птиц зимой, способов помощи зимующим птицам.
Практика: составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов о зимующих птицах. Совместно с шефами – старшеклассниками подготовка и проведение акции «Покормите птиц зимой»; организация кормушек во дворе домов, пришкольной территории, оформление агитационных листовок, призывающих людей помогать зимующим птицам.
1.6. Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера. (2часа).
Теория: просмотр презентации и беседа о водных ресурсах края, их значении и охрана; обучение работы с физической картой; умение находить и показывать на ней реки и озёра края.
Практика: составление правил поведения на водоёмах, оформление экологической карты «Водоплавающие птицы на водоёмах края».
1.7. Полезные ископаемые нашего района. Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе, крае. (2часа).
Теория: беседа – демонстрация с рассматриванием образцов полезных ископаемых «Дары природы», местонахождение полезных ископаемых на физической карте края, страны.
Практика: игра «Назови правильно!», разгадывание загадок и ребусов, оформление стенда «Знаете ли вы?».
1.8. Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего района (2аса).
Теория: знакомство с сельскохозяйственными работами в разные времена года, с особенностями растениеводства.
Практика: рассматривание образцов культурных растений и разгадывание загадок о растениях, изготовление буклетов «Культурные растения края» (или совместный праздник с родителями «Татар халык ашлары»(«Татарские блюда»)
1.9. Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Экскурсия (3часа).
Теория: организация встречи с агрономом (с. Байларово): рассказ о видах культур, которые выращивают на полях нашего района, об особенностях полевых работ в разные времена года.
Практика: экскурсия на поле, наблюдения за трудом сельхозрабочих, сбор материалов и оформление фотовыставки «Труд людей на селе».
Раздел 2. «Люди нашего района и края» (4часа)
2.1. Традиционные ремёсла моего края. Музейный урок (2часа).
Теория: рассматривание выставки декоративно-прикладного искусства, беседа о традиционных видах ремесла края
Практика: экскурсия в местный краеведческий музей, мастер-класс народных умельцев поселка.
2.2. Труд людей нашего района и края. Герои – земляки. Музейный урок (2часа).
Теория: знакомство с людьми, прославившими наш поселок трудом.
Практика: встреча с почётными тружениками, сбор фото и видеоинформации для составления альбома «Встречи с интересными людьми».
Раздел 3. « Мой край - Татарстан» (8часов)
3.1. Географическое положение. Наш край на карте страны (1час).
Теория: рассказ с презентацией об особенностях положения Татарстана, работа с физической и политической картой страны, обозначение на карте условными знаками месторасположения населённых пунктов
3.2. Казань – столица Татарстана. Символика (2часа).
Теория: беседа о достопримечательностях города: памятниках, парках, площадях, исторических местах. Символика республики.
Практика: Проект – буклет «Достопримечательности города Казани».
3.3. Универсиада. Виртуальная экскурсия по объектам Универсиады(2часа).
Теория: беседы о спортивных достижениях, знакомство с объектами Универсиады
Практика: игра – путешествие «По дорогам Универсиады ».
3.4. Крупные города Татарстана (2часа).
Теория: знакомство с городами Татарстана, с крупными предприятиями городов Татарстана
Практика: подборка фотоматериалов для оформления стенгазеты.
3.5. Экскурсионная программа «Природа Татарстана» (1час).
Практика: урок с беседой о заповедных местах своего края, о флоре и фауне Татарстана, изготовление книжек – малышек «Татарстан – мой край родной».
3 класс
Программа третьего года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка о родном поселке, его историческом наследии.
Главная задача: расширить кругозор учащихся, углубить знания о природе малой родины , о ее истории и природоохранной деятельности.
Программа содержит два раздела:
- «Уруссу – страницы истории и культуры»
- «Экология края»
Программа раскрывает перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся черты национального самосознания, воспитывает чувство национального достоинства.
Тематический план (3 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Уруссу – страницы истории и культуры | 20 | 8 | 12 |
1.1 | «Как жили наши предки?». Особенности быта, культуры, ремёсел. Экскурсия в музей. | 3 | 1 | 2 |
1.2 | История земли Ютазинского района. «Исторические и памятные места поселка»: пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой поселок». Музей.[1] | 3 | 1 | 2 |
1.3 | История улиц: прошлое, настоящее, перспективы. «Улицы нашего поселка – от истории названий до современных проблем» | 3 | 1 | 2 |
1.4 | Главные исторические и культурные памятники. Экскурсия. | 3 | 1 | 2 |
1.5 | История памятников. Экскурсия | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Из прошлого в будущее. Проект «Мой поселок в будущем» | 4 | 1 | 3 |
1.8 | Уроки творчества: «Легенды о музейных экспонатах». Музей. | 2 | 1 | 1 |
2 | Экология | 14 | 5 | 9 |
2.1 | Предприятия поселка. ГРЭС. Уруссинский химзавод. Экологические проблемы края. | 4 | 1 | 3 |
2.2 | Экологический праздник «День птиц» - конкурс презентаций. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Растения и животные края. Викторина «Знаешь ли ты животных своего края?» | 3 | 1 | 2 |
2.4 | Экологический десант, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды. | 2 | - | 2 |
2.5 | Синичкин день. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Фото-викторина. | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Видео-экскурсия «Перелётные птицы края». | 1 | 1 | - |
Итого | 35 | 13 | 21 |
Содержание деятельности
Раздел 1. «Уруссу – страницы истории и культуры» (20 часов)
1.1. «Как жили наши предки?». Особенности быта, культуры, ремёсел. Экскурсия в музей (3часа).
Теория: рассказ-демонстрация о национальных особенностях быта, культуры, традиционных ремёслах, виды традиционных ремёсел.
Практика: экскурсия в местный краеведческий музей для ознакомления со старинной утварью, вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества; работа над эскизами украшений предметов быта или одежды, организация выставки.
1.2. История земли Ютазинского района. «Исторические и памятные места района»; пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой поселок», музейный урок (3часа).
Теория: беседа с презентацией, формирование представления о территории поселка, его исторических и памятных местах.
Практика: Уруссу - на карте Татарстана, фронтальная и индивидуальная работа с картой поселка, района, пешая экскурсия, обмен информацией и впечатлениями; создание и защита совместно с родителями проекта: «По историческим местам » (с фотографиями и комментариями).
1.3. История улиц: прошлое, настоящее, перспективы (3часа).
Теория: беседа с просмотром презентации: «Улицы нашего поселка – от истории названий до современных проблем», беседа «Можно ли сделать улицы нашего поселка лучше?»
Практика: разработка и защита проектов клумб, украшающих улиц.
1.4. Главные исторические и культурные памятники. Экскурсия (3аса).
Теория: беседа и фото-викторина по историческим и культурным памятникам поселка.
1.5. История памятников поселка. (2часа).
Теория: беседа со слайдовой презентацией «Ликвидаторы Чернобыльской атомной электростанции»
Практика: посещение памятников афганским воинам, ликвидаторам АЭС, встреча с ликвидаторами АЭС
1.6. Из прошлого в будущее. Будущее поселка.
Практика: экскурсия по поселку, подготовка и проведение диспута: «Если я стану главой, то в поселке появится …..»; решение проблемы: «Как видите в перспективе Уруссу (предварительная подготовка: интервью с жителями поселка, опрос учащихся школы с последующим мониторингом). Проект «Мой поселок в будущем»
1.7. Уроки творчества: «Легенды о музейных экспонатах». Музейный урок (2часа).
Теория: рассматривание и обсуждение музейных экспонатов.
Практика: экскурсия в краеведческий музей, создание и защита собственного проекта «Музейные экспонаты».
Раздел 2. Экология (14часов)
2.1. Предприятия нашего поселка. ГРЭС, Уруссинский химзавод, ЖБИ
Теория: создание целостного представления о расположении предприятий в черте поселка, история предприятий, экологическая обстановка в поселке.
Практика: обзорная экскурсия по предприятиям, исследовательская деятельность по экологической проблеме.
2.2. Экологический праздник «День птиц» - конкурс презентаций (2часа).
Теория: викторина с просмотром презентаций, подготовленных учащимися «И это всё о птицах…».
Практика: создание и защита собственных презентаций.
2.3. Растения и животные края (3часа).
Теория: викторина «Знаешь ли ты животных своего края?», знакомство с растениями края.
Практика: сбор растений для составления гербария, разучивание и проведение подвижных игр.
2.4. Экологический десант, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды (2часа).
Практика: уборка пришкольной территории, создание листовок и буклетов «Экологическая чистота – залог здоровья!».
2.5. Синичкин день. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Фото-викторина (2часа).
Теория: беседа с презентацией, игра – соревнование, подготовленная учащимися старших классов
Практика: сбор и оформление информации о птицах, зимующих в Татарстане и птицах – «гостях» (текст, фотографии).
2.6. Видео-экскурсия «Перелётные птицы» (1час).
Теория: беседа о перелетных птицах, знакомство с книгой «Птицы. Орнитология в картинках», «Птицы. Полная энциклопедия»
Практика: создание и защита презентаций - представлений по изученной теме.
4 класс
Программа четвёртого года обучения формирует развитие интеллектуальных и информационно - поисковых умений в ходе изучения местного материала.
Главная задача: познакомить с известными людьми своего края и их ролью в жизни района, республики, пополнить знания об истории поселка и края, его людях, изучение военной истории на примере мужества и героизма воинов Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн.
Программа содержит два раздела:
- «По следам исследователей поселка и края; исторический туризм»
- «Страницы военной истории поселка, края, страны»
Большое внимание уделяется героическому прошлому края, основам туристско-краеведческой деятельности.
Тематический план ( 4 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
теоретические занятия | практические занятия | |||
1 | Исторический туризм. | 23 | 8 | 15 |
1.1 | Встречи с интересными людьми поселка. Историческая хроника «История семьи в истории края». | 3 | 1 | 2 |
1.2 | Библиотечный урок «Древний город Булгар».[2] | 1 | 1 | - |
1.3 | Экскурсия в Булгар. Посещение музея. | 4 | 1 | 3 |
1.4 | «Татарстан – частица Родины». Библиотечный урок. | 1 | 1 | - |
1.5 | Великие люди Татарстана. [3] Ученые, писатели художники | 1 | 1 | - |
1.6 | Экскурсия «Столица Татарстана –Казань»Панорамы улиц Казани (Яндекс.Карты)kazancat.ru›virtualnaya-ekskursiya…v-kazani.html | 5 | 1 | 4 |
1.7 | Исторические культурные памятники[4]. Виртуальная экскурсия. | 2 | 1 | 1 |
1.8 | Историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль[5]». Башня Сююмбике. | 6 | 1 | 5 |
2. | Страницы военной истории края, страны. | 12 | 7 | 5 |
2.1 | «Наши земляки в боях за Родину». Встреча с ветеранами войны. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Виртуальная выставка – экскурсия «Герои войны». Презентация о героях-соотечественниках. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | «Героизм без срока давности». О героических поступках в наши дни. | 2 | 1 | 1 |
2.4 | «Битва за Родину»: лекция – экскурсия к … годовщине ВОВ (в рамках проекта Музейные уроки истории) | 2 | 2 | - |
2.5 | День памяти, посвящённый … годовщине вывода советских войск из Афганистана. Герои боевых действий в Чечне. | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Акция «Цветы ветерану». Возложение цветов, поздравление ветеранов, сбор материалов и вещественных свидетельств для школьного музея. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 15 | 20 |
Содержание деятельности
Раздел 1. «Исторический туризм» (15часов)
- Встречи с интересными людьми. (3час).
Теория: знакомство с основными предприятиями города и их ролью в экономике края и страны, продукцией предприятий.
Практика: обучение школьников составлению исторических хроник «История семьи в истории края».
- Библиотечный урок «Древний город Булгар». (1час)
Теория: знакомство с древним городом Булгар
1.3.Экскурсия в г. Булгар. Посещение музея. (4часа).
Теория: лекция экскурсовода; экскурсия в музей (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО)
(или видеоэкскурсия)
Практика: сбор информации, оформление стенгазеты с фотографиями.
1.4. «Татарстан – частица Родины». Библиотечный урок (1час).
Теория: беседа о роли Татарстана в экономическом развитии страны.
1.5. Великие люди Татарстана.
Теория: знакомство с великими людьми Татарстана (Шаляпин Ф. И., Шишкин И.И., Бутлеров А. М. и др.)
1.6. Экскурсия в Казань. Исторические места Казани. (5часов).
Теория: беседа экскурсовода о правилах поведения и технике безопасности во время проведения экскурсии, обсуждение проблемных вопросов по охране природного памятника и его сохранения.
Практика: сбор и оформление информации об объектах старины (текст, набор фотографий), создание презентаций – представлений. (Можно заменить виртуальной экскурсией – источник указан)
1.7. Исторические культурные памятники (2часа).
Теория: беседа - демонстрация по теме: «Древнейшая история Казани», рассматривание музейных экспонатов, обмен впечатлениями.
Практика: поиск на исторической карте первых поселений, сбор и оформление информации из различных источников для статьи в школьную газету
1.8. Историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль[6]». Башня Сююмбике.
Теория: знакомство с историко - архитектурным комплексом, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, историей Казанского Кремля, с башней Сююмбике.
Практика: защита проектов « Исторические и культурные памятники Казани»
Раздел 2. «Страницы военной истории поселка, края, страны» (11часов)
2.1. «Наши земляки в боях за Родину». «Письма – треуголки» своими руками (2часа).
Теория: беседа о боевых подвигах земляков во Второй мировой войне (герой ВОВ Шарипов Ф.З.), рассматривание музейных экспонатов, обмен впечатлениями; встреча с ветеранами войны, рассказ о трудностях и лишениях в годы войны и в послевоенное время.
Практика: чтение стихов, посвящённых участникам войны, демонстрация и изготовление «писем – треуголок» своими руками, организация и проведения конкурса исследовательских работ «Герои – соотечественники».
2.2. Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны
Теория: изучение условия жизни народа в военные годы и в настоящее время, беседа о трудовых буднях земляков во Второй мировой войне
Практика: встреча с ветеранами тыла, изготовление буклетов о ветеранах тыла.
2.3. «Героизм без срока давности». О героических поступках в наши дни (2часа).
Теория: беседа о людях, совершивших подвиги в современное время, дискуссия «Есть ли место подвигу в современной жизни?»
Практика: сбор информации о людях-героях и оформление в виде буклетов, презентаций, очерков.
2.4. «Битва за Родину»: лекция – экскурсия в рамках проекта «Музейные уроки истории» (1час).
Теория: музейный урок, рассказ – демонстрация «Битва за Родину», работа с картой боевых действий.
- День памяти, посвящённый вывода советских войск из Афганистана. Наши земляки – герои боевых действий в Чечне (2часа).
Теория: музейный урок, рассказ – демонстрация о военных событиях в Афганистане и Чечне, беседа о героях - земляках, выполнявших интернациональный долг и погибших в ходе боевых действий.
Практика: акция возложения цветов к памятнику воинам – интернационалистам.
2.6. Акция «Цветы ветерану». Посещения на дому воинов-ветеранов, сбор фотоматериалов и вещественных свидетельств боевой славы для школьного музея (2часа).
Теория: беседа с просмотром презентации о подвигах народа в ВОВ
Практика: встреча с ветеранами, посещения ветеранов на дому, акция «Цветы ветерану», сбор и оформление информации для школьного музея.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: все кабинеты начальных классов располагаются на одном этаже (на первом), имеется столовая, в которой организовано питание, имеется медицинский кабинет.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, краеведческим музеем. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, проектором, интерактивными досками.
К реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы: фото-, видеоаппаратура (фотоаппараты учителя и учащихся, школьнаявидеокамера), необходимая для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ, оформления статей в школьную газету; съёмок видеосюжетов, просмотра отснятых материалов.
Информационно – методический ресурс реализации программы складывается из:
- учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной библиотеки);
- учебные видеофильмы (Интернет);
- электронные ресурсы.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
- инициирование и поддержание самоуправления в группах;
- организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
- организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
- предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;
- предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
- проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
- организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Опросный лист №1 «Что я знаю о своем крае» (входной)
№ п\п | Вопрос | Да | Нет |
1 | Знаешь ли ты, что такое природа? | ||
2 | Знаешь ли ты, что называют «малой родиной»? | ||
3 | Знаешь ли ты что такое «символика»? | ||
4 | Знаешь ли ты, что называют живой природой? | ||
5 | Знаешь ли ты, какие животные живут в лесах нашего края? | ||
6 | Знаешь ли ты птиц родного края? | ||
7 | Знаешь ли ты, какие растения называются первоцветами? | ||
8 | Знаешь ли ты, почему человек является частью живой природы? | ||
9 | Знаешь ли ты, что такое охрана природы? |
1 класс
Итоговый контроль
Отметь правильный ответ знаком «х».
1.Какие животные не обитают в наших лесах?
1) заяц
2) медведь
3) лось
4) рысь
2. Какие птицы не зимуют в наших краях?
1) синица
2) грач
3) ворона
4) воробей
3. Какую улицу не найти в нашем поселке?
1) Пушкина
2) Тукая
3) Зиновьева
4) М. Джалиля
4. Какой цвет в Татарстанском флаге отсутствует?
а) синий
б) красный
в) белый
г) зеленый
5.На гербе Ютазинского района изображен
а) журавль
б) барс
в) орел
г) жаворонок
6. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?
1) можно повредить яйца
2) птица бросит гнездо
3) птица испугается
7. Продолжи предложения:
Наш район называется ___________________
Его центр __________________________
8. Нарисуй маршрут от дома до школы (укажи улицы)
2 класс
Итоговый контроль
Отметь правильный ответ знаком «х».
1. Что не относится к водоёмам?
1) река 2) озеро
3) бассейн 4) ручей
2. В моем краю растут...
а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;
в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.
3. В моем краю растут лекарственные растения…
а) женьшень, зверобой, подорожник, крапива
б) одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка
в) мать - и - мачеха, ромашка, василек, клюква
г) зверобой, крапива, волчье лыко, одуванчик
4. У нас обитают...
а) лоси, зайцы, кабаны;
б) косули, волки;
в) олени, медведи.
5. В карьерах добывают...
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь
6. Мой край дает стране...
а) продукты сельского хозяйства
б) легковые автомобили
в) морепродукты.
7. На полях района растут…
а) пшеница, рожь, овес, гречиха
б) рожь, рис, картофель, подсолнух
в) гречиха, пшеница, кукуруза, баклажан
г) рожь, горох, лен, хлопок
8. Что относится к символам государства?
а) танец, песня
б) свой язык
в) президент
г) флаг, гимн, герб
9. Продолжи предложения:
Наша республика называется ___________________
Его столица - город __________________________
3класс
Итоговый контроль
Отметь правильный ответ знаком «х».
1.Булгар – это
а) страна
б) музей
в) памятник
г) исторический город
2. Как называется наука о прошлом людей?
а) география
б) история
в) астрономия
г) экология.
3.В каком году был подписан первый договор Киевской Руси с Волжско-Камской Булгарией ?
а) в 983; б) в 985; в) в 986; г) в 991.
4. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?
1) археология 3) астрономия
2) история 4) география
5. Музей - это.
а) учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.
б) предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.
в) одна из разновидностей пространственных искусств.
6.Экспонат-это
а) учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.
б) предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.
в) одна из разновидностей пространственных искусств.
7. Панорама-это
а) учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.
б) предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.
в) одна из разновидностей пространственных искусств.
8. Под особой охраной животные находятся:
а) в заповеднике
б) в пустыне
в) в поле
9. Что не относится к причинам исчезновения животных в природе?
а) охота
б) загрязнение водоёмов
в) посадка деревьев
10. Как нужно охранять воздух от загрязнения?
- остановить все фабрики и заводы
- фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ
- транспорт необходимо сделать экологически безопасным
- нарисовать плакат об охране воздуха
4 класс
Итоговый контроль
1. Объекты Всемирного культурного наследия Татарстана
а) Казанский Кремль в) башня Сююмбике
б) Спасская башня г) Большой театр
2. Исследование – это
а) целенаправленное познание чего-либо
б) это реальное противоречие, требующее своего разрешения
в) совокупность связей, отношений и свойств
2. Что такое исторический источник?
а) документ, срок действия которого давно истёк;
б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён;
в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.
3. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишнее.
Древняя рукопись, монеты, современные изделия, легенды, пословицы и поговорки, правила поведения в метро, памятники, здания.
4. Что такое архив?
а) хранилище предметов старины
б) хранилище документов
в) древние записи о событиях прошлых лет.
.
5. Когда началась Великая Отечественная война?
а) 22 июня 1941 г.
б) 9 мая 1945 г.
в) в 1939 г.
6. Кто напал на нашу страну?
а) немецкие фашисты;
б) испанские завоеватели;
в) арабские наёмники.
7. Какой город выдержал 900 – дневную блокаду фашистов, но не сдался врагу?
а) Москва;
б) Ленинград;
в) Тула.
8 .Герой – земляк Великой Отечественной войны
а) А. Матросов
б) Ф.З Шарипов
в) А.А.Алиш
г) М.Джалиль
8. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.
Москва,___________________________________________________
Формы подведения итогов
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Проект «Моя семья». Проект «Моя семья» Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?» Акция «Птичья столовая» Праздник «Науруз» Акция «Наш чистый школьный двор» Проект- - социальная реклама «Экологическая чистота – залог здоровья» | Проект «Красная книга». Выпуск буклета «Птицы – наши друзья». Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края». Выставка «Поделки из бытовых отходов». Устный журнал «Что бы ты мог сделать для своего двора». | Экологическая игра «Назови правильно!», Инсценирование экологических сказок. Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Создание кроссвордов «Растения моего края». Викторина «Знаешь ли ты животных своего края?» Проект «Мой поселок в будущем». Выращивание цветочных растений и озеленение пришкольного участка. | Создание буклетов об истории родного края. Игра – соревнование «Знатоки птиц» Экскурсии с маршрутным наблюдением «Памятники» Акция «Цветы ветерану» Исследовательская работа «Герои – соотечественники». |
Список литературы
1.Аминов А.М. Татарская и русская народная культура: традиции, обычаи, обряды, праздники, фольклор, народный календарь и др.: учеб. пособие для школ, гимназий и лицеев / А.М.Аминов. – Казань, 1998.
2.Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013.
3.Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595]
4.Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013.
5. Республика Татарстан. Увлекательное путешествие: история, культура, традиции А. Кузьмин – Казань: Центр инновационных технологий, 2013.
6.Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011
7. Сапрыков В. Н. Государственная символика регионов России. – М.: Парад, 2004.
8. Татарская энциклопедия : в 6 т. – Казань : Институт Татарской энциклопедии АН РТ , 2005.
9. Харис Р. Символика Татарстана.- Казань: «Магариф», 2005
10. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kitaphane.tatarstan.ru/.
Интернет ресурсы
urussu.info›pgt-urussu.html
otzyv.ru›Древний город Булгар
BankGorodov.ru›Знаменитые люди›Республика Татарстан
kazanx.ru›Kazanx-istoricheskaya/pamyatniki/
PhotoKzn.ru› Достопримечательности Казани., museum.ru›M2558, culture.ru›Атлас›Казани
warheroes.ru›hero/hero
PhotoKzn.ru› Достопримечательности Казани., museum.ru›M2558, culture.ru›Атлас›Казани
[1] urussu.info›pgt-urussu.html
[2] Источник: otzyv.ru›Древний город Булгар
[3] Источник: BankGorodov.ru›Знаменитые люди›Республика Татарстан
[4] Источник: kazanx.ru›Kazanx-istoricheskaya/pamyatniki/
[5] Источник: PhotoKzn.ru› Достопримечательности Казани., museum.ru›M2558, culture.ru›Атлас›Казани
[6] Источник: PhotoKzn.ru› Достопримечательности Казани., museum.ru›M2558, culture.ru›Атлас›Казани
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном у...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса
Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Родничок"
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «ОРЛЁНОК»
Программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлен...