Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Родничок"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prognramma_rodnichok.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности младших школьников по «Духовно-нравственному» направлению. Форма организации внеурочной деятельности – клуб.
Детский патриотический клуб «Родничок» МБОУ СОШ № 4 – добровольная, общественная организация для детей и взрослых создается в соответствии с Конституцией, Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Конвенцией о правах ребенка», Федеральным государственным стандартом начального образования, областными и районными законодательными актами, образовательной программой школы.
Программа является блочно-модульной. Состоит из 5 блоков, разбитых по содержанию и 9 автономных модулей .
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками так и возможность организовывать занятия «интенсивами» (экскурсии, походы, праздники).
Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности младших школьников и направлен на решение своих педагогических задач. Виды и направления внеурочной деятельности:
Модули.
- Игровая деятельность.
- Познавательная деятельность.
- Проблемно-ценностная деятельность.
- Досугово – развлекательная деятельность.
- Художественное творчество.
- Социальное творчество
- Трудовая деятельность.
- Спортивно – оздоровительная деятельность
- Туристско – краеведческая деятельность.
Блочный материал подается спиралевидно. Во всех возрастных группах (1-4 классах) изучаются темы (блоки):
- «Кто я? Какой я?».
- «Моя семья».
- «Мой класс и моя школа».
- «Мой город мне дорог».
- «Край родной».
Но материал усложняется и дополняется по мере взросления учащихся (на каждом витке спирали).
Программой предусмотрено активное социальное партнерство с семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования, другими социальными институтами.
Программа клуба «Родничок» в системе дополнительного образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Цель работы клуба образования становится общекультурное и познавательное развитие учащихся. Совершенствование системы патриотического воспитания младших школьников.
Актуальность обуславливается следующими факторами:
- необходимость создания системы патриотического воспитания, начиная с I ступени школы. При этом подразумевается, что патриотизм, как нравственное чувство затрагивает и такие понятия как духовность, гуманизм, милосердие. Он так же провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т.д. ;
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества степени ответственности и свободы личностного выбора, самоактуализации.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как инструменте социализации личности. Отсюда важными задачами и направлениями в программе стали:
- воспитание гражданина – патриота своего Отечества, любящего сою семью, школу, свой город, край;
- приобщение нового поколения детей к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;
- овладение историческим и культурным наследием народов Донского края;
- формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как члена семьи, класса, гражданина своего города, края, российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;
- готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие, коллективизм. Воспитание дружбы и товарищества, социального творчества;
- уважение других людей, критического мышления, самодостоинства, возможности человека быть самим собой;
- ответственность за принятые решения, действия и поступки;
- овладение универсальными способами приятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;
- уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения;
- создание для детей возможности выбора сферы деятельности и общения, перспективу интересной жизни, развития дарований, способностей.
В соответствии с заявленными задачами и направлениями при разработке программы «Дополнительного образования» базовыми ориентирами являются:
- выделение ценностных установок как института социализации личности, отражающих требования семьи, общества, государства;
- определение в качестве ведущей цели мотивации к познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций.
Программа дополнительного образования продолжает формировать у учащихся начальной школы Универсальные Учебные Действия, соответствующих ключевым ценностям общего образования:
- Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Регулятивные действия обеспечивают членам клуба организацию различной деятельности.
- Целеполагание, как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено детьми, и того, что еще не известно.
- Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата: составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
- Контроль в форме сличения способа действий и его результата.
- Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий.
- Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
- Познавательные универсальные действия включают:
Общеучебные действия:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структуирование знаний;
- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия.
- Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модуль, где выделены существенные характеристики объекта.
- Логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез – составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно – следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- Постановка и решение проблемы:
- формирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- Коммуникативные действия:
- планирование сотрудничества с руководителем клуба и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятия решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и тактичностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат первого уровня - приобретение членами клуба социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Элементарные социальные знания ребенок получает когда начинает осваивать туристко-краеведческую деятельность: знакомится с правилами поведения человека на природе, постигает этику поведения в музее, читальном зале, экскурсиях в другой город, посещение памятных мест. Программа предусматривает практическое знакомство с жизнью людей родного города, Донского края: их нормами и ценностями, победами и проблемами, этническими и религиозными особенностями.
Задача руководителя клуба - инициировать организацию детьми встреч с очевидцами ярких исторических событий, старожилами, местными краеведами, хранителями музеев, и с другими интересными людьми.
Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения членов клуба к базовым ценностям нашего общества и к реальности в целом.
Введение руководителем клуба особых правил и специфических форм поведения в группе, малых группах, в той или иной видах деятельности.
В этих правилах, которые могут дополнить дети, родители, другие соприкасающиеся с данным видом деятельности люди, воплощены важные общественные ценности: Земля. Отечество. Малая Родина. Семья. Человек.
За каждый из этих правил стоит то или иное социальное одобряемое отношение: к природе, к собеседнику, к младшему товарищу, мальчика к девочке, детей к родителям, учеников к учителю и т.д.
Третий уровень результатов – возможность для приобретения опыта самостоятельного социального действия.
Опыт социального действия члены клуба приобретают создавая тематические проекты, участвуя в праздниках, мероприятиях, коллективных, семейных творческих делах.
Опыт социального действия приобретается детьми тогда, когда они включаются в систему сменных должностей (детско – взрослое самоуправление), социальных ролей (турист, слушатель, участник игры, проекта и т.д.). при распределении должностных обязанностей учитываются интересы детей.
- Историк (подбор материала из прошлого).
- Журналист (подбор материала на определенные темы).
- Фотограф (ответственные за иллюстрацию).
- Художник (ответственные за иллюстрацию).
- Затейник - ответственные за культурно массовые мероприятия.
- Ботаник (наблюдает за жизнью растений).
- Зоолог (наблюдает за жизнью животных).
- Фенолог (наблюдает за погодой).
Большое значение в получении опыта социального действия школьник получает в благотворительной работе (в программе это модуль «5 добрых дел для нас не предел).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ занятия | Блок | Тема занятия | Модуль | Дата |
1 | Кто я? Какой я? | Каждый человек неповторим | Проблемно-ценностное общение | |
2 | Каждый человек неповторим | |||
3 | Чувства | |||
4 | Множество решений | |||
5 | Здоровым жить здорово | Спортивно-оздоровительная деятельность | ||
6 | Знакомьтесь, это я. | Художественное творчество | ||
7 | Моя семья | Что такое семья | Проблемно-ценностное общение | |
8 | Родители | |||
9 | Слово о родителях | |||
10 | Мир и лад в семье | |||
11 | Моя семья отдыхает | Игровая деятельность | ||
12 | Мой класс и моя школа | Мой класс | Художественная деятельность | |
13 | Школьная жизнь | |||
14 | Школьный музей | |||
15 | Информационное пространство | Познавательная деятельность | ||
16 | Проект «Пять добрых дел для нас не предел» Дело № 1 «Изготовление закладок для книг, ремонт книг» | Трудовая деятельность | ||
17 | Азбука общения. Доброе слово. | Проблемно-ценностное общение | ||
18 | Азбука общения. Честное слово. | |||
19 | Проект «Пять добрых дел для нас не предел» Дело № 2 «Изготовление праздничных открыток» | Трудовая деятельность, художественная деятельность. | ||
20 | Проект «Пять добрых дел для нас не предел» Дело № 2 «Изготовление праздничных открыток» | |||
21 | Мой город мне дорог | Мой город | Туристко-краеведческая деятельность | |
22 | Памятные даты. | |||
23 | Памятные места. | Туристко-краеведческая деятельность | ||
24 | Мой город в будущем | Художественное творчество | ||
25 | Интересные профессии. Экскурсии в пожарную часть. | Познавательная деятельность | ||
26 | Мой край родной | Край в котором я живу. | Познавательная деятельность | |
27 | Край в котором я живу. | Познавательная деятельность | ||
28 | Родина. | Познавательная деятельность | ||
29 | Природа родного края. | Туристко-краеведческая деятельность | ||
30 | Животный мир водоемов. | Туристко-краеведческая деятельность | ||
31 | Растительный мир. | Познавательная деятельность | ||
32,33 | Итоговые занятия |
2 класс
№ занятия | Блок | Тема занятия | Модуль | Дата |
1 | Кто я? Какой я? | Повторение. Каждый человек неповторим. | Проблемно-ценностное общение | |
2 | Мой характер | |||
3 | Самоанализ. | Практическая деятельность | ||
4 | Внешние и внутренние качества человека. | |||
5 | Самооценка. | |||
6 | Заниженная самооценка. | |||
7 | Завышенная самооценка. | |||
8 | Реальная самооценка. | |||
9 | Учусь взаимодействовать. | Спортивно-оздоровительная деятельность | ||
10 | Агрессивное поведение. | |||
11 | Пассивное поведение. | |||
12 | Давление. | |||
13 | Моя семья. | Повторение. Мир и лад в семье. | ||
14 | Сюрпризы для членов семьи. | Художественная деятельность | ||
15 | Беседы о бабушках и дедушках. | |||
16 | Читаем о мамах и бабушках. | Познавательная деятельность | ||
17 | Мамы разные нужны, мамы всякие важны (проект). | Проектная деятельность | ||
18 | Мамы нашего класса. | |||
19 | Мамы известных людей. | |||
20 | Мой класс и моя школа. | Мой класс. Увлечения одноклассников. | Проектная деятельность | |
21 | Спортсмены нашего класса. | |||
22 | Газета «Школьная жизнь». | Художественная деятельность | ||
23 | Победы личные и коллективные. | |||
24 | Дружба и патриотизм. | |||
25 | Мой город мне дорог. | Изучаем историю родного края. | Познавательная деятельность | |
26 | Название улиц, поселков. | |||
27 | Памятные даты. | Туристко-краеведческая деятельность | ||
28 | Известные люди. | |||
29 | Мой край родной. | Повторение. Родина. Ростовская область. | Творческая деятельность | |
30 | Повторение. Растительный и животный мир. | Художественное творчество | ||
31 | Явления в природе. | Познавательная деятельность | ||
32 | Домашние животные. | Проектная деятельность | ||
33,34 | Охрана природы. Красная книга. Заповедники. |
3 класс
№ | Блок | Тема | Модуль | Место проведения | Количе-ство часов | Примечание |
I | Кто я? Какой я? | Уверенность. | Проблемно - ценностное общение | Класс | 2ч. | Вводное заседание |
Мои права. | Познавательная деятельность | Библиотека | 2ч. | Совместно с библиотекарем. Выставка книг по теме. | ||
Давление | Спортивно-оздоровительная деятельность. | Школьный двор | 1ч. | Привлечение психолога. Тренинги. | ||
Собственное мнение. | Игровая деятельность. | Актовый зал. | 1ч. |
| ||
II | Моя семья | Счастье семьи. | . | Класс. | 1ч. | Использование семейных альбомов. |
Дружная семья.. | Проблемное общение. | Городская библиотека. | 1ч. | Чтение и обсуждение сказок по теме. | ||
Семейные игры.Сказки. | Досугово – развлекательная деятельность | Городской парк. | 2ч. | Совместно с родителями. | ||
Всякий человек по делу познаётся. | Художественное творчество | Класс | 1ч. | Создание выставки детских работ. Демонстрация на родительском собрании. | ||
. | ||||||
III | Мой класс и моя школа | Традиции. Мой класс. | Досугово-развлекательная деятельность | Класс | 2ч. | Совместно с классным руководителем |
Школьная жизнь. | Досугово-развлекательная деятельность. Трудовая деятельность. | Актовый зал | 1ч. | Совместно со всеми учащимися. Подготовить сюрприз. | ||
Информационное пространство.. | Познавательная деятельность.. | . | 1ч. | |||
Классная газета.. | . | Школьная библиотека. | 1ч. | С привлечением родителей, классного руководителя. | ||
Книжкина больница | Социальное творчество. Трудовая деятельность. | Школа. Школьный двор. | 1ч. | Остальные 3 дела по желанию членов клуба. | ||
Посещение музея школы. | Туристско-краеведческая. | Школьный музей. | 1ч. | Совместно с учителем истории. | ||
Творческие мастерские. | .Художественное творчество. | .2ч | . | |||
IV | Мой город мне дорог | Праздничный город | Досугово-развлекательная | Центральная площадь города | 1ч. | Совместно с родителями |
| ||||||
Памятные даты. | Познавательная деятельность. | Класс | 1ч. | |||
Памятные места гордости | Туристско-краеведческая деятельность | Городской парк | 1ч. | |||
Мой город в будущем. | Проектная деятельность | . | 1ч. . | . | ||
Известные люди | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. | Актовый зал школы. | 1ч. . | Оформление рубрики. Незабываемые встречи. | ||
О чем расскажут книги | Познавательная деятельность | Центральная библиотека | . | Выставка книг о городе Красный Сулин | ||
V | Мой край родной | Край в котором я живу | Познавательная деятельность | Музей, кабинет информатики | 1ч. | |
Занятия людей . | Познавательная деятельность | 2ч. | ||||
. | . | . | ||||
Туристско-краеведческая деятельность | Поход на природу. | 2ч. | ||||
Песни и сказки тихого Дона | Игровая. Досугово-развлекательная деятельность | Класс. Школьный двор. | 1ч. | |||
Ростов-на-Дону главный город края. | Туристско-краеведческая деятельность | г.Ростов-на-Дону | Каникулярное время.. | |||
Мой край родной | Художественная деятельность. | Класс | . | Оформление газеты | ||
Проекты по материалам экскурсий. | Проектная деятельность. | Актовый зал. | 2ч. | . |
4 класс
№ п/п | Блок | Тема | Модуль (вид деятельности) | Место проведения | Кол-во часов | Примечание |
1. | Кто я? Какой я? 7ч | Уважение. | Проблемно-ценностное общение | Классная комната | 1 | Пригласить родителей успешных в профессии. Спектакль показать 1-2 кл. |
Самоуважение. | 1 | |||||
Как достичь цели. | Проектная деятельность | 1 | ||||
Целеустремлённость. | 1 | |||||
Привычки. | Театрализация | Актовый зал | 1 | |||
Вредные привычки. | 1 | |||||
Я – выпускник начальной школы. | Концертная деятельность | 1 | В качестве зрителей - родители | |||
2. | Моя семья. 9 ч | Права ребёнка в семье | Проблемное общение | Классная комната | 1 | Привлечь родителей |
Семейные традиции | Художественное творчество | 2 | ||||
Семейные реликвии | Выставка | 1 | ||||
Родовое древо | Художественное творчество | 1 | Оформить выставку | |||
Внуки победы | Проектная деятельность | 2 | ||||
Моя счастливая семья | Игровая деятельность | Спортивный зал | 2 | Деятельность совместно с родителями | ||
3. | Мой класс и моя школа. 7ч. | Мой класс в 2016-2017 уч. году. | Художественная деятельность | Классная комната | 1 | Привлечь учителя физической культуры |
Подготовка ко дню Здоровья, спортивные соревнования | Спортивно-оздоровительная деятельность | 1 | ||||
Оформление газеты «Школьная жизнь» | Художественная деятельность | 2 | Сделать выставку на родительском собрании | |||
Увлечения одноклассников. Победы личные и коллективные. | Социальное творчество | 1 | Оформить газету | |||
Создание видеорепортажа «С места событий» (игра) | Досугово-развлекательная деятельность | Актовый зал | 2 | В качестве зрителей болельщиков пригласить 4 «б» класс | ||
4. | Мой город мне дорог 4 ч | День рождения города | Экскурсия по памятным местам | Парк им. А.Невского | 1 | Совместно с библиотекарем школы |
Памятные даты | Познавательная деятельность | Библиотека школы | 1 | |||
Освобождение города от немецко-фашистских захватчиков | Экскурсия к памятным местам | 1 | ||||
Герои ВОВ г. Красный Сулин | Познавательная деятельность | 1 | ||||
5. | Мой край родной 6 ч | Донская земля в прошлом. Тайны Донской земли. Танаис. | Туристко-краеведческая деятельность | 1 | Поездка в каникулярное время | |
Ермак могучий. Степан Разин. | Познавательная деятельность | 1 | Посещение музеев | |||
Правление Петра I и его роль в истории родного края | 1 | Работа с библиотечным фондом, сетью Интернет | ||||
Взятие Азова. Троицкая крепость | Туристко-краеведческая деятельность | 1 | ||||
Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов М.И. Бакланов Я.П. А. Каледин. | 1 | |||||
Гражданская война. Дон в годы ВОВ. | 1 |
Используемая литература.
- Астапенко М.Т., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону: издательство «Баропресс», 2006г.
- Казачий дон: очерки истории. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского ОблИУУ, 1995г.
- Е.Ю.Сухаревская, М.М. Вюнникова Доноведение. Методические разрботки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Баропресс», 2009г.
- Е.А. Воронова. Патриотическое воспитание в современной школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007г.
- Е.В. Посошенко, Г.Н. Савельева «Песни и сказки Тихого Дона» факультативный курс для учащихся начальной школы. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2010г.
- Нагорный Б. Твой край родной. – Ростов-на-Дону: ростовское книжное издательство, 1998г.
- Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Методическое пособие. Под общей редакцией А.Х. Сундуковой. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2010г.
- Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор – Москва «Просвящение», 2010г.
- Е.И. Дулимов, С.А. Кислицын. «Донская история в вопросах и ответах». – Ростов-на-Дону, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса
Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «ОРЛЁНОК»
Программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» (духовно - нравственное) 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки»(духовно - нравственное) 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ступеньки» Духовно – нравственное направлние для 2 - 4 класса
Программа имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом году обучения, углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Та...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление: Духовно-нравственное «Разговоры о важном»
Данная работа рассматривает важную тему духовно-нравственного развития детей. Программа которой направлена на:− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;− формирование ...