Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению развития личности:
«Я- Петербуржец»
(«Город на Неве – наш дом»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №63 Калининского района
Санкт-Петербурга
«РЕКОМЕНДОВАНО»
М) учителей ________________________ Протокол №______ от ___.______________20….г. Руководитель МО ________ /_______________/ | «ПРИНЯТО» Педагогический совет Образовательного учреждения Протокол № __от _____________20…..г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Гимназии №63 Туманова О.Г. ____________ Приказ № __ от_________________20….г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению развития личности:
«Я- Петербуржец»
(«Город на Неве – наш дом»)
для 4 «А» класса
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Учитель-составитель:
Лисовая Ольга Петровна
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учеников начальной школы (4 класс) по направлению «духовно-нравственное воспитание».
Цель программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации подростков при формировании общекультурных и нравственных ценностей с использованием ресурсной базы и познавательного потенциала музейно-экскурсионного пространства города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Программа направлена на:
- Воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Задачи:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями обучающихся.
- Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Организация информационной поддержки учащихся.
Общие принципы деятельности учителя
При реализации цель и задач программы учитель: проводит входную диагностику личностного роста школьников (определяет развитие гуманистических ценностей, отношений ученика к миру, другим людям, самому себе, фиксирует жизненные приоритеты и предпочтения ученика), подбирает такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определённого уровня, выстраивает логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого, проводит текущую диагностику сформированности универсальных учебных действий, в конце курса диагностирует результативность и эффективность внеурочной деятельности
Особенности реализации программы
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
- Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и организацию внешкольных поездок и пешеходных экскурсий.
Структура программы
Программа построена на основе применения модульной системы, где содержание обучения структурируется в организационно-методические блоки, предусматривающие определённую степень вариативности распределения часов учителем в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в процессе работы.
Ориентировочные формы организации внеурочной деятельности
- Беседы.
- Экскурсии:
- а) разработанные и проведённые преподавателем
- б) разработанные преподавателем и проведённые учащимися
- в) разработанные и проведённые профессиональными экскурсоводами
- Участие и подготовка к мероприятиям.
- Разработка проектов.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Квесты и другие
Форма и критерии достижения предметных результатов
В течение года ученики проводят работу над краткосрочными проектами, призванными закрепить конкретные образовательные результаты. В конце учебного года ученики представляют результаты своей деятельности над проектом «Город на Неве – наш дом», работа над которым носит постоянный характер и охватывает все подготовительные, музейный и экскурсионные занятия, индивидуальные консультации с учителями.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и в городской среде.
2. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности и позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Условия реализации программы
Нормативно-правовая основа
- Закон Российской Федерации « Об образовании» (2012 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.)
Учебно-методический комплекс
Литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999
- Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Санкт-Петербург. Вопросы и задачи по истории города. (История и культура Санкт-Петербурга в проблемно-познавательных задачах). – СПб: КОРОНА Принт, 2005
Литература для учащихся:
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – СПб: КОРОНА Принт, 2010
Интернет-ресурсы:
- http://www.opeterburge.ru/
- http://www.ilovepetersburg.ru/
- http://www.spbcentre.ru/
- http://walkspb.ru/
- http://history-petersburg.ru/
- http://www.spb-guide.ru/
- http://www.ipetersburg.ru
- http://piterbu.ru/rajony-peterburga/4620-kalininskij-rajon-peterburga
- http://kalinspb.ru/
Информационно-техническая оснащенность
- материалы для оформления и творчества учащихся,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- компьютер
- колонки
- проектор
- доступ в сеть Интернет
Музейно-экскурсионное и театральное сотрудничество
Осуществляется при участии образовательной организации, школьного родительского комитета и руководства музеев, театров и экскурсионных фирм.
Действующие договоры с Государственным Русским музеем и Государственным Эрмитажем обеспечивают посещение учащимися указанных музейных площадок на регулярной основе.
Для участия в автобусных экскурсиях предлагается сотрудничество с такими экскурсионными фирмами, как «Союз путешественников» (http://www.ipetersburg.ru/), «Прогулки по Петербургу» (http://www.excurspb.ru/), «Агентство путешествий «Эклектика» (http://www.eclectica.spb.ru/).
Театры Петербурга предлагают репертуар, отвечающим поставленной цели и задачам программы:
- Александринский театр (Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина) (http://www.alexandrinsky.ru/)
- Мариинский театр (http://www.mariinsky.ru/)
- Михайловский театр (http://www.mikhailovsky.ru/)
- Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева (http://www.tyuz-spb.ru/)
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа носит тематический характер («Город на Неве – наш дом»), составлена с учётом психолого-педагогических рекомендаций для организации работы с учениками начальной школы и устанавливает метапредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, ОРКСЭ в рамках учебных программ по указанным предметам для 4-го класса.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Количество часов | Дата | Рекомендуемая форма деятельности | Основное содержание |
Модуль 1. Введение в учебный курс | ||||
Знакомство с новым учебным курсом. Проведение деловой игры на тему «Место, где я живу» | 1 | Познавательная беседа | Цель курса. Ознакомление с правилами поведения на занятиях. Разработка, обсуждение и принятие правил проведения дискуссий и обсуждений. Входная диагностика личностного роста | |
Подведение итогов игры. Разработка итогового проекта «Город на Неве – наш дом» | 1 | Этическая беседа. Социально-образовательный проект | Анализ результатов игры. Самоанализ. Рефлексия. Выводы. Что такое «проект». Цель и задачи проекта. Распределение команд. Капитаны и их функция. Выбор темы. Правила работы над проектом | |
Модуль 2. Организационные мероприятия | ||||
Подготовка к экскурсии «Я иду в музей/на экскурсию/в театр». Что знаю? Что хочу узнать? | 9 | Познавательная беседа | Правила поведения во время экскурсии. Разработка и утверждение «Листа экскурсии». Первичная диагностика знаний учащихся по обозначенной теме | |
Рефлексия после внешкольного мероприятия. Что узнал? Какие чувства испытал? Что понравилось больше всего? | 9 | Беседа. Проект. | Подведение итогов экскурсии. Проверка полученных знаний. Самоанализ поведения. Работа над ошибками | |
Заключительное занятие | 1 | Игра | Подведение итогов изучения курса. Самоанализ деятельности. Планы на следующий учебный год | |
Модуль 3. Методическое сопровождение итогового проекта | ||||
Презентация и защита итогового проекта | 2 | Игра по станциям | Организация представления учебного проекта перед аудиторией. Оценка проекта | |
Модуль 4. Посещение экскурсий | ||||
Автобусная экскурсия «Петербург, Петроград, Ленинград» | 1 | сентябрь | Экскурсия(обзорная) | Вводное занятие о том, что такое «музей», что хранится в музее |
Обзорная экскурсия по Эрмитажу | 1 | апрель | Экскурсия(обзорная) | Вводное занятие о том, что такое «музей», что хранится в музее |
Экскурсия. Кунсткамера. | 1 | февраль | Экскурсия | Обзорная экскурсия по экспозиции. |
Музей гигиены. «Развитие медицины в Санкт-Петербурге» | 1 | январь | Экскурсия | Гигиена и её место в жизни каждого человека. Заболевания, связанные с нарушением правил личной гигиены. Правила гигиены |
Новогоднее представление – Губернаторская ёлка | 1 | декабрь | Концерт | Ледовый дворец. Праздничная новогодняя программа для младших школьников |
Детский исторический музей «Гимназия 19 века» | 1 | октябрь | Интерактивная экскурсия (заочная) | К какой жизни готовила городских детей гимназия, и почему мальчиков и девочек учили раздельно? Как поощряли за хорошую учебу и наказывали за плохую? Зачем детям «мертвые языки», естествознание и форма? Обо всем этом и многом другом расскажет старая гимназия. |
Детский исторический музей «Празднование Масленицы» | 1 | март | Игра (по станциям) | Русские народные традиции на примере Масленицы. Песни, хороводы |
Автобусная экскурсия. Музей связи. «Путешествие почтовой марки» | 1 | ноябрь | Экскурсия | Петербург – родина российского радиовещания. Первые телефоны. Телефонные станции |
Модуль 5. Пешеходные экскурсии | ||||
Автобусная экскурсия в Кронштадт /крепость Орешек | 1 | май | Квест | Подвижно-интеллектуальная игра |
Модуль 6. Посещение театра | ||||
Театр «Зазеркалье» | 1 | октябрь | Культпоход | Спектакль |
Мариинский театр. «Золушка» | 1 | март | Культпоход | Балет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/28/picture-448577-1401271931.jpg)
«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»
«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»...
Основные направления и содержательное наполнение воспитательной деятельности по направлениям развития личности учащихся 1 класса
Основные направления воспитательной работы учащихся 1-го класса и содержательное наполнение воспитательной деятельности по направлениям развития личности...
Статья "Здоровый образ жизни – одно из основных направлений развития личности ребенка"
Статья "Здоровый образ жизни - одно из основных направлений развития личности ребенка"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/09/picture-902818-1489066974.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-95315-1509191071.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Я – исследователь» по направлению развития личности школьника - общеинтеллектуальное учителя Дементьевой Наталии Владимировны учителя начальных классов, первая категория
Представлена разработанная рабочая программа по внеурочной деятельности " Я - исследователь" по программе развивающего обучения системы Л.В. Занкова. В материале есть...
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление развития личности) «Волшебный мир оригами» для 1 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир Оригами» для 1 класса разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта началь...