Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)
рабочая программа по теме
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.
Образовательная программа «Ладушки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.
Народное театральное искусство отличается оригинальными условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.
Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:
- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.
- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;
- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;
- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnyy_kruzhok_ladushki.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Основная общеобразовательная школа № 15» г. Миасса
456305, ул. Осипенко, 2; Телефон: (3513) 56-65-93;
E-mail: s15_miass_edu@mail.ru
Согласовано__________2011г. Утверждаю_____________2011г.
Заместитель директора по ВР Директор МКОУ «ООШ №15»
_____________ Н.В.Яхутина __________________Е.А.Чешуина
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности обучающихся
духовно-нравственного направления
театрально-фольклорная студия «Ладушки»
Срок реализации – 2 года
Возрастная категория – 1-4 класс
Автор: Голдина Лилия Вильевна
учитель начальных классов
высшей категории
МКОУ «ООШ №15»
Миасский городской округ
Пояснительная записка
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.
Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.
Образовательная программа «Ладушки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.
Народное театральное искусство отличается оригинальными условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.
Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:
- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.
- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;
- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;
- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,
- обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Предполагаемые результаты реализации программы
учащиеся должны знать:
- основные праздники народного календаря;
- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, скоморошины;
учащиеся должны уметь:
- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
- выразительно декламировать;
- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Важными составляющими группы определен личностно-ориентированный подход (основной, поскольку речь идет о креативности каждого ее участника), ценностно-коммуникативный (т.к. без общения группа невозможна) и предметный (речь идет о литературном творчестве).
Так как программа является развивающей, она не предполагает зачетно - экзаменационной системы контроля за результатами образования. Предполагаемые результаты обучения - успехи, достигнутые учениками. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.
Учебно-тематический план занятий по программе «Ладушки»
Рассчитан на 34 учебных часов (1 час в неделю)
1-й год обучения
№ п/п | Тема | Всего |
1. | Введение | 1 |
2. | «Приметы и календарь» | 2 |
3. | «Осень, осень, в гости просим» | 5 |
4. | «Хрустальный звон зимы» | 8 |
5. | «Февраль – вьюговей» | 5 |
6. | «Весна – всему году ключ» | 6 |
7. | Май – лошадку запрягай» | 6 |
8. | Заключение | 1 |
| Итого | 34 |
Содержание программы
1. Введение (1 ч)
Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.
2. «Приметы и календарь» (2 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.
Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.
3. «Осень, осень, в гости просим» (5 ч)
Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь - «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.
Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.
Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.
Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»
Театрализация: праздник «Господин урожай»
4. «Хрустальный звон зимы» (8 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь - «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь - «Рождество», «Крещение», синичкины именины.
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик и дерево», игра «Пошел козел в огород».
Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»
Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.
Театрализация: «Святочные вечера».
5. «Февраль - вьюговей» (5ч)
Народный календарь: продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).
Устный фольклор: колядки, былички, загадки.
Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».
Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».
Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».
6. «Весна - всему году ключ» (6 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март - «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички.
Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.
Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».
Театрализация: праздник «Веселые потешки»
7. «Май – лошадку запрягай» (6 ч)
Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.
Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».
Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».
8. Заключение (1 ч)
Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов.
№ п/п | Тема | Всего |
1. | «Без труда жить – только небо коптить» | 3 |
2. | «Работать артелью – быть веселью» | 6 |
3. | «Пророк Наум наставляет на ум» | 3 |
4. | «Рукодельные вечера» | 7 |
5. | «Работе – время, потехе - час» | 5 |
6. | «Хлеб – всему голова» | 4 |
7. | «Доброта теплого лета» | 5 |
8. | Заключение | 1 |
| Итого | 34 |
2-й год обучения
Рассчитан на 34 учебных часов (1 час в неделю)
Содержание программы
- «Без труда жить – только небо коптить» (3 ч)
Кто на свете самый главный? – беседы о труде, беседы о том, как люди создают книги.
Устный фольклор: Мудрость и красота пословиц
- «Работать артелью – быть веселью» (6 ч)
Народный календарь: о посиделках, праздник «Никита Репорез», супрядки.
Устный фольклор: приметы, песни, посиделочные переговорки, посиделочные частушки, загадки.
Театрализация: «Секреты здоровья»
- «Пророк Наум наставляет на ум» (3 ч)
Народный календарь: 14 декабря (1 декабря) День Наума Грамотника, новогодние праздники
Устный фольклор: святки, сочельник, Рождество.
Музыкальный фольклор: новогодние песни, хороводы, подарки.
Народное творчество: изготовление новогодних подарков.
Театрализация: «Колядки».
- «Рукодельные вечера» (7ч)
Народное творчество: ткачество, вышивка, вязанье; поэзия народного костюма
Устный фольклор: загадки
Музыкальный фольклор: частушки
- «Работе – время, потехе - час» (5ч)
Народный календарь: «Масленица», Пасха.
Устный фольклор: колядки, игры.
Музыкальный фольклор: песня на Масленицу, на Пасху
Народное творчество: глиняная игрушка
Театрализация: «Гуси-лебеди» (пасхальная сказка)
- «Хлеб – всему голова» (4 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах.
Устный фольклор: заклички, приметы.
Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «А мы просо сеяли.
- «Доброта теплого лета» (5 ч)
Народный календарь: Май – месяц трав, май – душа трав, что такое народная медицина (лекарственные травы)
Устный фольклор: приметы, загадки.
Театрализация: «Праздник солнца»
8. Заключение (1 ч)
Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов
Поурочное планирование материала (1-й год обучения)
№ | Тема | Количество часов | Понятия, деятельность | Примечание |
1 | Введение | 1 | Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала. | |
2 | Приметы и календарь | 2 | теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях | |
«Осень, осень, в гости просим» (5 ч) | ||||
3 | Праздники и приметы сентября Песни во славу осени | 2 | осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки | |
4 | День Сергия Радонежского | 1 | Приметы, загадки про капусту | |
5 | Покров-батюшка землю кроет то листиком, то снежком. | 1 | посиделки | |
6 | Праздник «Вот какой огород» | 1 | спектакль | Провели открытое занятие для учителей школы |
«Хрустальный звон зимы» (8 ч) | ||||
7 | Какие имена – такие и праздники Ноябрь – ворота зимы. | 3 | Кукольный спектакль | «Подарок для мамы» (на День Матери) |
8 | Синичкины именины | 2 | Изготовление кормушек | |
9 | Январь – зимы государь | 2 | Зимние посиделки, игры | |
12 | «Святочные вечера» | 1 | Беседа о святках | |
«Февраль - вьюговей» (5ч) | ||||
13 | Власьевская неделя | 3 | Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань», приметы | |
14 | Февральские былички | 1 | ||
15 | Масленица | 1 | Рассказ о Масленице | |
«Весна - всему году ключ» (6 ч) | ||||
16 | «Сороки» (ожидание весны) | 2 | Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны. | Приняли участие в городском конкурсе театрализаций (дипломанты) |
17 | Благовещенье – третья встреча весны. | 1 | Разучивание народных игр «Как на улице воробышек гуляет» | |
18 | «Вербное воскресенье» | 1 | Игра «Вербохлест» | |
19 | Пасха | 1 | Игры «Катание яиц» | |
20 | «Веселые потешки» | 1 | Игровая программа | |
«Май – лошадку запрягай» (6 ч) | ||||
21 | Май - «Зеленая неделя» | 2 | Обряд «Завивание березки» | |
22 | Егорьев день, Никола весенний. | 3 | Приметы, игры | |
23 | «Весенний Никола гонит всех на поле». | 1 | беседа | |
Заключение (1 ч) |
Поурочное планирование материала (2-й год обучения)
№ | Тема | Количество часов | Понятия, деятельность | Примечание |
«Без труда жить – только небо коптить» (3ч) | ||||
1 | Кто на свете самый главный? | 1 | беседы о труде, беседы о том, как люди создают книги. | |
2 | Мудрость и красота пословиц | 2 | Оформление альбома с пословицами о труде | |
«Работать артелью – быть веселью» (6 ч) | ||||
3 | О посиделках | 3 | Посиделки, посиделочные переговорки, посиделочные частушки | |
4 | Праздник «Никита Репорез» | 1 | Беседа о том, как рубили капусту | |
5 | Супрядки | 1 | Что делали на посиделках-супрядках | |
6 | «Секреты здоровья» | 1 | спектакль | |
«Пророк Наум наставляет на ум» (3 ч) | ||||
7 | 14 декабря (1 декабря) День Наума Грамотника. Святки. Сочельник. Рождество | 1 | Беседа о празднике Беседа о святках | |
8 | Кто такой дед Мороз? | 1 | Изготовление подарков | |
9 | «Колядки» | 1 | Фольклорная игра | |
«Рукодельные вечера» (7ч) | ||||
10 | Ткачество | 2 | История ткачества. Мини-проекты на тему «История ткачества» (1 группа) | |
11 | Вышивка | 2 | Из истории вышивки. Мини-проекты на тему «История вышивки» (2 группа) | |
12 | Вязанье | 2 | Из истории вязанья. Мини-проекты на тему «История кружева» (3 группа) | |
13 | Поэзия народного костюма | 1 | Виды орнамента | |
«Работе – время, потехе - час» (5ч) | ||||
14 | Праздник «Масленица». | 1 | Беседа о празднике, разучивание песни на масленицу. Игра «Башмачник», «Иголку искать» | |
15 | Глиняные игрушки | 2 | Из истории глиняной игрушки, изготовление игрушки | |
16 | Пасха | 1 | Роспись пасхального яйца (писанки) | |
17 | «Гуси-лебеди» | 1 | Спектакль (пасхальная сказка) | |
«Хлеб – всему голова» (4 ч) | ||||
18 | Господь повелел от земли кормиться | 2 | теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. | |
19 | История известной песни | 1 | песни-хороводы «А мы просо сеяли» | |
20 | Хочешь знать про лето – запоминай приметы | 1 | беседа | |
«Доброта теплого лета» (5 ч) | ||||
21 | Май – месяц трав, май – душа трав. | 2 | Песни про май | |
22 | Что такое народная медицина? | 2 | Беседа о лекарственных травах | |
23 | «Праздник солнца» | 1 | спектакль | |
Заключение (1 ч) |
Результаты обучения
Личностные | Метапредметные | Предметные | Коммуникативные |
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; - принятие образа «хорошего ученика»; - осознание своей этнической принадлежности; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества; - способность к самооценке; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. | Познавательные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; - установление причинно-следственных связей; Регулятивные - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; | Узнают:
- о декорациях к спектаклю; Научатся: - работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
| - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - ставить вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации студии является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Используемая литература
- Агапова, И.А. Праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.
- Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006. – 160 с.
- Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997. – 192с.: илл.
- Лазарев, А. И. Народоведение 3 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 2000. – 224с.: илл.
- Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса
Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Родничок"
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «ОРЛЁНОК»
Программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» (духовно - нравственное) 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки»(духовно - нравственное) 4 класс...