Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа «Югра – моё наследие» по реализации духовно-нравственного направления разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Школа России», составлена на основе книг Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, которые входят в состав регионального УМК по экологическому и этнокультурному образованию.

       В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

             Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования отличительными особенностями, которого являются:

 1. Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.

  2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

   3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

   4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

   5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

Содержание и методика преподавания курса направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Цель и задачи курса:

- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;

- воспитание любви к родной природе на основе познания еѐ ценности;

- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Общая характеристика учебного предмета

Курс краеведения "Югра –моё наследие"   является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир".

Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые нормы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

 Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа курса  рассчитана на 34 часа во 2 классах,  проводтся 1 час в неделю.

                            Ценностные ориентиры содержания образования

Изучение курса на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, обучающиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др.

Курс  является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические и экологические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;

- исторический.

 Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса  краеведения обучающиеся на уровне начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;

- обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; - примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Так же следует говорить о том, что выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Подведение итогов по курсу краеведения во 2 классе проводится по результатам практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Основные предметные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения:

Знать:

- климат и погоду;

- необходимость охраны природы;

- природные сообщества ( реки, озера, болота, лес...и т.д.);

- некоторые виды растений Югры;

- некоторые виды животных Югры;

- о растениях, которые занесены в Красную книгу;  

- традиции  и быт коренного населения Югры;

-достопримечательности округа, города;

- полезные ископаемые округа;

-профессии округа;

-спортсменов и почетных жителей округа, города

Уметь:

- составлять брошюры народных примет погоды;

- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;

 - составлять рассказы о растениях  и животных Югры

- составлять рассказы о традициях коренного населения,

- рассказывать о профессиях местного населения;

- рассказывать о спортсменах и почетных жителях округа, города;

- рассказывать о достопримечательностях округа, города;

- рассказывать о полезных ископаемых округа;

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об окружающем нас мире, о влиянии красоты природы на душу человека, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп.

2. Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьников к тому, что их окружает, к миру воды, земли, цветов, природы, солнца и неба, родной природе и культуре, к другим людям, к своему здоровью, внутреннему миру. Развитие осознанного духовно- нравственного отношения к жизни – важнейшего фактора сопротивления  негативным тенденциям окружающего общества.

3. Результаты третьего уровня: Учащийся может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт общения с представителями других социальных групп, других религий, других поколений, понимания окружающих.

Содержание программы

Содержание и методика преподавания курса краеведения направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Раздел  1 «Югра – твоё наследие» (7ч)

Что такое наследие?

Твои помощники.

Какое оно, твоё наследие?

Герб и флаг Югры.

Главное богатство Югры –её люди.

Зачем изучать наследие?

Экскурсия в краеведческий музей

Раздел 2 «Строим экомир» (5 ч)

Как строить экомир?

Реальность или вымысел?

Сохранить дикую природу Югры!

Сохранить природное разнообразие Югры!

Сохранить культурное разнообразие Югры!

Раздел 3 «Секреты югорской земли» (18 ч)

Особенности югорской природы.

Секреты царства болот.

На дне болотного царства.

До свидания, сказочный мир!

По рекам и озерам Югры.

В краю рек и озер.

Проект «Красная книга рек Югры»

Путешествие продолжается.

Тайны царства Берендея.

Глухая тайга.

Вперед в сосновый бор

Проект «Красная книга лесов  Югры»

Учимся на ошибках.

По просторам югорской тундры

Природа рядом с нами.

Поселение людей в природе.

Природа у нас дома.

Экскурсия в музей под открытым небом «Сибирские Увалы»

Раздел 4 «Спасти и сохранить» (4ч)

Об акции «Спасти и сохранить».

Что можешь сделать ты?

Что такое экология?

Учимся действовать.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Календарно - тематическое планирование

(Всего- 34 часа, в неделю-1 ч)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Что такое наследие?

1

Твои помощники.

1

Какое оно, твоё наследие?

1

Герб и флаг Югры.

1

Главное богатство Югры –её люди.

1

Зачем изучать наследие?

1

Экскурсия в краеведческий музей

1

Как строить экомир?

1

Реальность или вымысел?

1

Сохранить дикую природу Югры!

1

Сохранить природное разнообразие Югры!

1

Сохранить культурное разнообразие Югры!

1

Особенности югорской природы.

1

Секреты царства болот.

1

На дне болотного царства.

1

До свидания, сказочный мир!

1

По рекам и озерам Югры.

1

В краю рек и озер.

1

Проект «Красная книга рек Югры»

1

Путешествие продолжается.

1

Тайны царства Берендея.

1

Глухая тайга.

1

Вперед в сосновый бор

1

Проект «Красная книга лесов  Югры»

1

Учимся на ошибках.

1

По просторам югорской тундры

1

Природа рядом с нами.

1

Поселение людей в природе.

1

Природа у нас дома.

1

Экскурсия в музей под открытым небом «Сибирские Увалы»

1

Об акции «Спасти и сохранить».

1

Что можешь сделать ты?

1

Что такое экология?

1

Учимся действовать.

1

Форма  контроля

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  •  конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.

Формы контроля

Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:

текущий контроль: (тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические

задания, опросы)

контроль с целью коррекции: (индивидуальные консультации )

текущий контроль: (самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану

или образцу)

итоговый контроль: (участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы

и города)

участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и

региональном уровнях (итоговый контроль)

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Хрестоматия по краеведению, 2012год.
  2. Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения, 2012год.
  3. Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь, 1-4 классы. 2011 год Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
  5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
  6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)
  7. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
  8. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  9. Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения, 2012год .
  10.  Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001.
  11.  Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области.  Ханты – Мансийск, 1993
  12. Тарханов А. С.«Чудеса».  «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

Календарно - тематическое планирование

2 класс

(Всего- 34 часа, в неделю-1 ч)

№ п/п

Тема занятия

Планируемая дата

Фактическая дата

Что такое наследие?

Твои помощники.

Какое оно, твоё наследие?

Герб и флаг Югры.

Главное богатство Югры –её люди.

Зачем изучать наследие?

Экскурсия в краеведческий музей

Как строить экомир?

Реальность или вымысел?

Сохранить дикую природу Югры!

Сохранить природное разнообразие Югры!

Сохранить культурное разнообразие Югры!

Особенности югорской природы.

Секреты царства болот.

На дне болотного царства.

До свидания, сказочный мир!

По рекам и озерам Югры.

В краю рек и озер.

Проект «Красная книга рек Югры»

Путешествие продолжается.

Тайны царства Берендея.

Глухая тайга.

Вперед в сосновый бор

Проект «Красная книга лесов  Югры»

Учимся на ошибках.

По просторам югорской тундры

Природа рядом с нами.

Поселение людей в природе.

Природа у нас дома.

Экскурсия в музей под открытым небом «Сибирские Увалы»

Об акции «Спасти и сохранить».

Что можешь сделать ты?

Что такое экология?

Учимся действовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...