Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Югра – моё наследие» по реализации духовно-нравственного направления разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Школа России», составлена на основе книг Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, которые входят в состав регионального УМК по экологическому и этнокультурному образованию.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования отличительными особенностями, которого являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Содержание и методика преподавания курса направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Цель и задачи курса:
- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;
- воспитание любви к родной природе на основе познания еѐ ценности;
- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Общая характеристика учебного предмета
Курс краеведения "Югра –моё наследие" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир".
Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые нормы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа курса рассчитана на 34 часа во 2 классах, проводтся 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания образования
Изучение курса на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, обучающиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др.
Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические и экологические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса краеведения обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;
- обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; - примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Так же следует говорить о том, что выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Подведение итогов по курсу краеведения во 2 классе проводится по результатам практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.
Основные предметные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения:
Знать:
- климат и погоду;
- необходимость охраны природы;
- природные сообщества ( реки, озера, болота, лес...и т.д.);
- некоторые виды растений Югры;
- некоторые виды животных Югры;
- о растениях, которые занесены в Красную книгу;
- традиции и быт коренного населения Югры;
-достопримечательности округа, города;
- полезные ископаемые округа;
-профессии округа;
-спортсменов и почетных жителей округа, города
Уметь:
- составлять брошюры народных примет погоды;
- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;
- составлять рассказы о растениях и животных Югры
- составлять рассказы о традициях коренного населения,
- рассказывать о профессиях местного населения;
- рассказывать о спортсменах и почетных жителях округа, города;
- рассказывать о достопримечательностях округа, города;
- рассказывать о полезных ископаемых округа;
Предполагаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об окружающем нас мире, о влиянии красоты природы на душу человека, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп.
2. Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьников к тому, что их окружает, к миру воды, земли, цветов, природы, солнца и неба, родной природе и культуре, к другим людям, к своему здоровью, внутреннему миру. Развитие осознанного духовно- нравственного отношения к жизни – важнейшего фактора сопротивления негативным тенденциям окружающего общества.
3. Результаты третьего уровня: Учащийся может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт общения с представителями других социальных групп, других религий, других поколений, понимания окружающих.
Содержание программы
Содержание и методика преподавания курса краеведения направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Раздел 1 «Югра – твоё наследие» (7ч)
Что такое наследие?
Твои помощники.
Какое оно, твоё наследие?
Герб и флаг Югры.
Главное богатство Югры –её люди.
Зачем изучать наследие?
Экскурсия в краеведческий музей
Раздел 2 «Строим экомир» (5 ч)
Как строить экомир?
Реальность или вымысел?
Сохранить дикую природу Югры!
Сохранить природное разнообразие Югры!
Сохранить культурное разнообразие Югры!
Раздел 3 «Секреты югорской земли» (18 ч)
Особенности югорской природы.
Секреты царства болот.
На дне болотного царства.
До свидания, сказочный мир!
По рекам и озерам Югры.
В краю рек и озер.
Проект «Красная книга рек Югры»
Путешествие продолжается.
Тайны царства Берендея.
Глухая тайга.
Вперед в сосновый бор
Проект «Красная книга лесов Югры»
Учимся на ошибках.
По просторам югорской тундры
Природа рядом с нами.
Поселение людей в природе.
Природа у нас дома.
Экскурсия в музей под открытым небом «Сибирские Увалы»
Раздел 4 «Спасти и сохранить» (4ч)
Об акции «Спасти и сохранить».
Что можешь сделать ты?
Что такое экология?
Учимся действовать.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Календарно - тематическое планирование
(Всего- 34 часа, в неделю-1 ч)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Что такое наследие? | 1 | |
Твои помощники. | 1 | |
Какое оно, твоё наследие? | 1 | |
Герб и флаг Югры. | 1 | |
Главное богатство Югры –её люди. | 1 | |
Зачем изучать наследие? | 1 | |
Экскурсия в краеведческий музей | 1 | |
Как строить экомир? | 1 | |
Реальность или вымысел? | 1 | |
Сохранить дикую природу Югры! | 1 | |
Сохранить природное разнообразие Югры! | 1 | |
Сохранить культурное разнообразие Югры! | 1 | |
Особенности югорской природы. | 1 | |
Секреты царства болот. | 1 | |
На дне болотного царства. | 1 | |
До свидания, сказочный мир! | 1 | |
По рекам и озерам Югры. | 1 | |
В краю рек и озер. | 1 | |
Проект «Красная книга рек Югры» | 1 | |
Путешествие продолжается. | 1 | |
Тайны царства Берендея. | 1 | |
Глухая тайга. | 1 | |
Вперед в сосновый бор | 1 | |
Проект «Красная книга лесов Югры» | 1 | |
Учимся на ошибках. | 1 | |
По просторам югорской тундры | 1 | |
Природа рядом с нами. | 1 | |
Поселение людей в природе. | 1 | |
Природа у нас дома. | 1 | |
Экскурсия в музей под открытым небом «Сибирские Увалы» | 1 | |
Об акции «Спасти и сохранить». | 1 | |
Что можешь сделать ты? | 1 | |
Что такое экология? | 1 | |
Учимся действовать. | 1 |
Форма контроля
Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
Формы контроля
Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:
текущий контроль: (тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические
задания, опросы)
контроль с целью коррекции: (индивидуальные консультации )
текущий контроль: (самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану
или образцу)
итоговый контроль: (участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы
и города)
участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и
региональном уровнях (итоговый контроль)
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Хрестоматия по краеведению, 2012год.
- Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения, 2012год.
- Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь, 1-4 классы. 2011 год Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)
- Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения, 2012год .
- Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001.
- Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. Ханты – Мансийск, 1993
- Тарханов А. С.«Чудеса». «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
Календарно - тематическое планирование
2 класс
(Всего- 34 часа, в неделю-1 ч)
№ п/п | Тема занятия | Планируемая дата | Фактическая дата |
Что такое наследие? | |||
Твои помощники. | |||
Какое оно, твоё наследие? | |||
Герб и флаг Югры. | |||
Главное богатство Югры –её люди. | |||
Зачем изучать наследие? | |||
Экскурсия в краеведческий музей | |||
Как строить экомир? | |||
Реальность или вымысел? | |||
Сохранить дикую природу Югры! | |||
Сохранить природное разнообразие Югры! | |||
Сохранить культурное разнообразие Югры! | |||
Особенности югорской природы. | |||
Секреты царства болот. | |||
На дне болотного царства. | |||
До свидания, сказочный мир! | |||
По рекам и озерам Югры. | |||
В краю рек и озер. | |||
Проект «Красная книга рек Югры» | |||
Путешествие продолжается. | |||
Тайны царства Берендея. | |||
Глухая тайга. | |||
Вперед в сосновый бор | |||
Проект «Красная книга лесов Югры» | |||
Учимся на ошибках. | |||
По просторам югорской тундры | |||
Природа рядом с нами. | |||
Поселение людей в природе. | |||
Природа у нас дома. | |||
Экскурсия в музей под открытым небом «Сибирские Увалы» | |||
Об акции «Спасти и сохранить». | |||
Что можешь сделать ты? | |||
Что такое экология? | |||
Учимся действовать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...