Рабочая программа по мокшанскому языку в 4 классе
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по мокшанскому языку в 4 классе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,на очновании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентам обучающихся, автор А.И.Исайкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mokshanskiy_yazyk_4_klass.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вольно – Никольская начальная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Заведующая МБОУ
«Вольно – Никольская НОШ»:____________/Т.М.Сорокина/
«____»______________2015г.
Рабочая программа по мокшанскому языку в 4 классе на 2015-2016 учебный год Составитель
Липатова Елизавета Викторовна
учитель начальных классов
I квалификационная категория
с.Вольно-Никольское
2015 – 2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мокшанскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, автор А.И.Исайкина. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать мокшанский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Программа рассчитана на проведение занятий 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Цели и задачи обучения:
- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;
- научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
- формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;
- ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
Программа опирается на принципы:
- коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общение на этом языке);
- перехода от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научиться пониманию речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму);
- комбинированного подхода к построению урока - слушание, чтение, письмо;
- синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики;
- применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей.
Третий год обучения является завершающим этапом обучения начальных классов мокшанскому языку. И здесь, как и в другие, более ранние периоды обучения, сохраняются те же задачи, которые стояли перед учащимися первого и второго года обучения. Это: научить детей воспринимать мокшанскую разговорную речь в предложенной им тематике и правилах, разговаривать и понимать речь учителя и собеседников.
Учителю необходимо проводить различные устные и письменные упражнения, посредством которых ученикам было бы понятно, что обозначает то или другое слово, словосочетание, предложение. Перед детьми ставить такие вопросы, с помощью которых они делали бы правильные обобщения и выводы. В этом им очень помогут лингвистические упражнения, получаемые детьми на русском языке. Больше внимания уделять на самостоятельную и творческую работу учащихся.
Естественно учитель должен применять такие задания, тесты, которые помогли бы детям соориентироваться в тексте, понять его содержание по опорным узнаваемым словам, предложениям. Большую помощь окажут предметные и сюжетные картинки в учебнике, детских журналах, наглядные пособия, картины.
Большую и главную помощь, кроме программы, учителю окажет учебник «Пайгоня» на мокшанском языке для 3 класса, который был издан Мордовским книжным издательством в 1995 году. Учебник по-своему очень интересен. В нем много познавательного материала как для разговорной деятельности, так для чтения и письма. Много шуточных заданий, ребусов, рисунков. Даются определенные грамматические и синтаксические понятия, задания. Полностью этот учебник не совсем соответствует новой программе, так как учебники первого поколения были составлены по другой программе, которая немного отличается от вновь созданной программы.
В третий год обучения дети предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 слов иметь в пассивном лексическом запасе.
Результаты освоения курса:
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения мокшанского языка; соблюдать интонацию основных типов предложения; овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики, определяемой программами 1-3 года обучения, усвоить продуктивный лексический минимум (активный словарь) в объеме не менее 300 лексических единиц и 200 лексических единиц рецептивного усвоения (пассивный словарь);
- получить представление об основных грамматических категориях мокшанского языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
- участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и двусторонний элементарный диалог - рас спрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения; кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
- овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе.
В области говорения:
- уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
- уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
- кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку; рассказать увиденную и воображаемую ситуацию.
В области аудирования (произношения):
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;
- воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.
В области чтения:
- развивать технику чтения вслух;
- читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец);
- списывать тексты с различными видами заданий.
Тематическое планирование по мокшанскому языку в 4 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
1. | Лето | 5 | 5 | ||||
2. | Пришла осень | 7 | 6 | 1 | |||
3. | Школьные дела | 6 | 5 | 1 | |||
4. | Семья | 6 | 5 | 1 | |||
5. | Дела в деревне и в городе | 5 | 5 | ||||
6. | Зимние забавы, заботы, игры | 5 | 4 | 1 | |||
7. | Мир вокруг нас. Дикие и домашние животные | 5 | 5 | ||||
8. | Защита Отечества | 5 | 4 | 1 | |||
9. | Женский праздник | 4 | 4 | ||||
10. | Знаменитые люди Мордовии. Заповедные места | 4 | 3 | 1 | |||
11. | Весна придёт – всё оживёт | 4 | 4 | ||||
12. | Моя страна – Россия. Моя Родина – Мордовия | 5 | 4 | 1 | |||
13. | Ожидание лета | 7 | 6 | 1 | |||
Итого | 68 | 60 | 4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО РАЗДЕЛА
- Кизось. (Лето) 5 часов
Слова обозначающие уход за растениями и домашними животными, летние игры.
Вспомнить стихотворения, песни, рассказы, сказки, которые учили в 3 классе.
Вопросы: кие? кит? мезе? месть? ков? коза? коса? кодама? кодапт?
Речевые образцы: Кизось пара. Мазыста морайхть нармоттне. Панчфне панжихть. Вага лии меш. Шись вяре. Ушеса пси. Яфодсь варманя.
- Сась сёксесь. (Пришла осень) 7 часов
Слова обозначающие дела в школе и дома, в огороде, в саду, во дворе.
Погода осенью. Рассказ об осени, как его провести.
Счёт до 100.
Послелоги: меле, инголе, вакса, фтала, маласа.
Вопросы: мезе тии? месенди? мезе тиихть? месендихть? мзяроце?
Речевые образцы: Вов сась сёксесь. Ушеса ърдаз. Менельсь вельхтяф коволса. Моли пизем. Уфай якшама варма. Нармоттне тусть лямбе шири. Мон рисовандан сёксеть эса. Тя шуфта. Тя лопа. Менельсь сенем. Шуфтсь тюжя.
- Школьные дела. (Школань тефне) 6 часов
Вспомнить слова, обозначающие приветствие, прощание, времена года, состояние природы, её призднаки.
Вспомнить слова и грамматические конструкции: члены семьи, как к ним обратиться, цвета, название цветов.
Слова обозначающие школьные принадлежности, предметы окружающие ребёнка в школе.
Дни недели: атяньжи, шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши.
Новые слова: исяк, тячи, ванды, шобдава, шингучка, илять, ве, удомс, стямс.
Речевые образцы: Исяк ульсь атяньжи. Тячи шавши. Тячи содамошинь праздник. Сембода пяк учихть тя шить васенце классонь тонафнихне.
- Семьясь. (Семья) 6 часов
Вспомнить слова, обозначающие членов семьи: тядя, аля, баба, атя, ака, щава, щятя. Кем работают члены семьи.
Новые слова: исяк, тячи, теенза, тейть.
Речевые образцы: Тядязе работай столовайса. Сон ярхцамбялень пиди. Монь мялезе работамс врачекс.
- Тефне велеса и ошса. (Дела в деревне и в городе) 5 часов
Слова, обозначающие домашние дела в городе и в деревне, встреча гостей, старинная посуда и пища в старину, отдых детей.
Вопросы: кода? кинди?
Новые слова: перьфкя, виде пяли кержи пяли перьфпяле.
Речевые образцы: Мон эрян ошса (велеса). Атязень мархта бабазе кельгсазь унокснон.
- Тялонь налхкоматне, заботатне, праздникне. (Зимние забавы, заботы, игры) 5 часов
Слова, обозначающие приход зимы, зимние забавы и заботы, игры и праздники.
Вопрос: мезьса?
Новые слова: азорхне, цюкорхт, пярякат, од-ташта.
Речевые образцы: Сась тялось. Уфай варма. Сембе модать вельхтязе ловсь. Шабатне кенярьдихть.
Кодама мазы пичесь. Пичеть кувакат салмоксонза. Иттне кенярьдихть Од кизоть саманцты.
Сась якшама тялось. Вяшки кельме вармась. Серихть ловонь фальхне.
- Перьфпяльдень эряфсь. Кудонь и вирень жувататне. (Мир вокруг нас. Дикие и домашние животные) 5 часов
Вспомнить слова, обозначающие диких и домашних животных, уход за ними, повадки.
Вопросы: кида? мезьда? кинь эшка? мезьшка? конашка?
Новые слова: сивомс, сявомс, бороцямс, араламс, кувака, нюрьхкяня, ярхцамбяль.
Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Тувось максы сиволь. Алязе арды алашаса.
Мордовияса эряйхть мокшет, эрзят, руст, татархт и лият. Сембе нароттне эряйхть ладязь.
Кудонь жувататне и нармоттне максыхть лезкс ломаттненди.
Дикай зверьхне эряйхть вирьса.
Нармоттне – минь ялганьке.
- Минь Родинаньконь защитниконза. (Защита Отечества) 5 часов
Вспомнить членов семьи, которые защищали Родину. Слова обозначающие человека, его здоровье, занятие спортом.
Вопросы: мъзярда? мъзяроксть?
Речевые образцы: тя ломань ломанть кафта кяденза, кафта пильгонза, фкя пряц. Шаманц лангса шалхкоц, кургоц, кафта сельмонза. Монь сельмоне сенепт. Монь монь шяярьне акшет. А тонь кодапт шяярьхне?
Мон анокан армияв служама. Касан оцюста и улян таза.
- Авань праздниксь. (Женский праздник) 4 часа
Вспомнить названия предметов женской одежды: панар, сапоня, коняфкст, каркс, кямот и т.д.
Беседа на тему: «Старинные праздники мордвы».
Новые слова: васьфнемс, пъцтай, каземс, сембонди, паваз.
Речевые образцы: 8 Мартсь – авань праздник. Сонь васьфнесазь пъцтай сембе мирса. Тя шиня аватненди казендихть казнет. Мон пяк кельгса тядязень и бабазень. Теестка казян панчфт.
- Мокшень и эрзянь содаф ломаттне. Заповеднай васттне. (Знаменитые люди Мордовии. Заповедные места) 4 часа
Знакомство детей с изветными людьми Мордовии: художниками, писателями, поэтами, скульпторами, героями и т.д.
Беседа о заповедниках Мордовии.
Новые слова: юмамс, нолямс, ванфтомс, шуроста, сидеста.
Речевые образцы: Мордовияса лама художникта, конат эсь рисовандамаснон мархта няфтихть минь Родинаньконь мазышинц.
Мордовиянь содаф художникне: Ф. Сычков, В. Попков, В. Беднов, В. Илюхин, Макаров и лиятне.
Мокшень содаф писательхне: Я. Пинясов, А. Ежов, Н. Голенков, В. Мишанина, А. Кудашкин и лиятне.
Мокшень содаф композиторхне: Л. Кирюков, Н. Кошелева, Г. Вдовин и лиятне.
Мокшень кяльса морафттама идень книганят, журналхт, газетат.
- Тундась сай – сембось живондай (Весна придёт – всё оживёт).
4 часа
Вспомнить слова, обозначающие приход весны, времена года. Весной в лесу, в поле, в деревне.
Новые слова: пижелды, кизоньберьф, шоподемс, валдашкодомс.
Речевые образцы: Сась тундась. Шитне манихть. Шись эжди модать эса. Ловсь солай. Куттнень лангса эйзюрот. Шудихть шудерькст. Нармоттне морайхть морот. Сембе кенярдсть тундать саманцты.
- Монь страназе – Россиясь. Монь эряма вастозе - Мордовиясь. (Моя страна – Россия. Моя Родина – Мордовия) 5 часов
Закрепить знания о Родине, о стране.
Речевые образцы: Саранск ошсь – республиканьконь столицац.
Саранскяйса лама заводта, фабрикада, театрада и спорткомплекста.
Саранскяйса куттне серихть, ульцятне аруфт.
Минь флагоньке ащи колма тюсста: шобда якстерьста, акшеста, шобда сенемста.
Мордовияса сисем ошт, комсь кафтува районда.
- Киза, киза, кизоня, лямбоня да пиженя (Ожидание лета).
7 часов
Приход лета, погода летом, занятия, работа, отдых и т.д.
Закрепление всего пройденного материала.
Речевые образцы: Кизонда мон тядянень – алянень мархта якань Равжа морять шири.
Веть лияста лисендеме ушу тяшттнень лангс ванома.
Мон тядязень мархта якань вири инезиень кочкама.
Монь ули пяк цебярь ялгазе.
Осуществляется систематизация приобретенных знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений школьников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований) непосредственного и опосредованного общения, выражать на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации.
Происходит усложнение устной и письменной речи по сравнению с первым и вторым годами обучения. Устные высказывания строятся как на основе прочитанного, так и на основе прослушанного текста. При этом более последовательно проводится работа по развитию у учащихся умений выражать; личностное отношение к услышанному (прочитанному, увиденному).
Предполагается значительное направление усилий на; чтение и письмо, усвоение детьми грамматических и необходимых синтаксических понятий, хотя ученики не учат правила и определения. Вместо этого учитель даёт им различные пояснения и инструкции. Самые трудные пояснения и инструкции даются на русском языке, лёгкие, понимаемые деть ми, - на мокшанском языке. Языковой материал доводите до понимания учеников через применение разговорных произносительных упражнений. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, упоминание содержания для последующего пересказа. Для этого нужно использовать фонозаписи, прослушивание чтения самого ученика и коррекция его чтения в последующее время, оценка чтения учителем и учащимися. При этом необходимо соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.
Особое место занимает чтение, в процессе которого школьники учатся читать не только учебные тексты, но и относительно несложные аутентичные тексты, соответствующие их возрастным особенностям и интересам. У младших школьников развиваются умения понимать и осмысливать содержание текстов с извлечением основной и полной информации.
Задачи письма, особенно на третьем году обучения, определяются выработкой таких умений, как списывание с печатного текста с дополнительными заданиями (составление словосочетаний, предложений по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам; изменение формы слова по образцу и т.д.); выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений; письмо по памяти; письмо под диктовку;
самостоятельное письменное высказывание (4-6 предложений).
Лингвистическая информация дается не отрывочно и отдельно, а в контексте ознакомления детей с грамматическими и синтаксическими конструкциями, с лексическими формообразующими средствами.
Во время обучения письму у детей нужно развивать языковое понимание, которая представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний в соответствии с нормами мокшанского языка.
На третьем году обучения больше обращается внимание на грамматическую сторону речи. Закрепляется употребление основных коммуникативных типов простого предложения: предложения с простым глагольным сказуемым, составным глагольным сказуемым. Утвердительные и отрицательные предложения. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными (и, или), и противительными союзами (а, но). Сложноподчиненные предложения с; союзами и союзными словами: коса (где), кода (как).
Глагол. Употребление глаголов в настоящем, прошедшем, будущем времени. Мон якан. (Я хожу). Мон якань. (Я ходил(а.) Мон карман якама. (Я буду ходить). Мон молян ванды. (Я пойду завтра.)
Имя существительное. Закрепление навыков употребления существительных в единственном и множественном, числе. Существительные в уменьшительно-ласкательном значении. Существительные в разных падежных формах (Не называя падежа).
Имя прилагательное. Употребление прилагательных в единственном и во множественном числе. Качественные и относительные прилагательные.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные до 100.
Местоимения. Личные, притяжательные, вопросительные, указательные.
Послелоги времени, места: ваксса, маласа, инголе,] вельхксса, фтала, карша.
Хотя в первом и во втором годах обучения мокшанскому языку обращалось внимание на произносительную сторону речи (произношение и различение на слух всех звуков мокшанского языка, произношение звонких и глухих согласных, произношение гласных под ударением и без ударения, разделение предложений на смысловые группы), на третьем году обучения эта работа должна продолжаться и совершенствоваться.
Большое внимание нужно уделять лексике, лексической стороне речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения на третьем году обучения предполагается ввести в объеме 300 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 200 лексических единиц для рецептивного усвоения. Дать начальное представление о способах словообразования, учить определять части речи по их суффиксам. Показать словообразование с помощью суффиксов:
- в, -у(-ю), -и (-ы):
лопа – лопав, варя – варяв, сод – соду, сёвонь – севоню, вер – веры, питне - питни
-це, - да:
колма – колмоце, фтал – фталце, ветеце - ветецеда
-д-, -нд-:
сёрма – сёрмадомс, сире – сиредемс, эше - эшеядемс
суд - судендамс
-т-, (-д-), -фт-:
валгомс – валхтомс, симомс – симдем, няемс - няфтемс
-ста, -ксть: цебярь – цебярьста, оцю - оцю ста, кафта - каф ксть, кемонь – кемонксть
Дети должны уметь распознавать в речи и воспроизводить:
- существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, уменьшительно - ласкательном значении (книга-книгат, няка-няканя);
- глаголы в 1 и 3 лице единственного и множественного числа настоящего времени, прошедшего времени; повелительная и побудительная форма глаголов (тонафнян, сёрма- дан, тонафнят, сермадат, тонафни, сёрмады; стяк, озада, панчк книгацень, панжесть книгантень и т.д.);
- прилагательные в единственном и множественном числе, отвечающие на вопросы: кодама? кодапт? (кодамот?);
- местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, личные в единственном и множественном числе (кие?, кит?, мезе?, месть?, кода?, коса?, мъзяра?; тя, тят, мои, тон, сон, минь, тинь, синь, монь, тонь, сонь);
- числительные количественные от 1 до 100;
- частицы да, аш (аяш), аф с глаголами;
- наречия места (тяса, тоса, вага, нява);
- послелоги (мархта, лангса, ваксса, инголе, пряса);
- простое повествовательное предложение со знаменательным глаголом в 1 и 3 лице единственного числа настоящего времени;
- простые предложения, с однородными членами, сложносочиненные предложения с союзами и, а, но;
- вопросительные предложения с вопросительным словом;
- побудительные предложения;
- утвердительные, отрицательные предложения;
- разные типы текстов для чтения и аудирования. Прагматические: (художественные, монологические): сообщение, описание, рассказ; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.)
- местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, личные в единственном и множественном числе;
- числительные количественные и порядковые от 1 до 100;
- наречия времени, места, качества;
- послелоги места, направления (туркс, пачк, пяльде, инголе, ала, ёткса, ваксса, потмоса, мельгя);
- простые нераспространенные предложения (повествовательные, вопросительные с вопросительным словом и без него);
- сложносочиненные предложения с союзами и, или, да, но.
- существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, уменьшительно - ласкательной форме;
- глаголы в 1, 2, 3 лице единственного и множественного числа, настоящего, будущего, прошедшего времени; повелительная и побудительная форма глаголов;
- прилагательные в единственном и множественном числе.
На третьем году обучения мокшанскому языку вводятся лексико-грамматические и синтаксические конструкции, которые показывают:
- определительные отношения (признак предмета). Союзные слова кона?, коса?, кодама?:
мани ши, кудонь тефт, кши суском, шуфта пря, колма вет, омбоце уроксь, содаф ломань;
инжикс сась аказе, кона эряй Велеса. Минь мольхтяма вири, коса касыхть тумот.;
- характеристика действия:
морай мазыста, ласьки вишкста, сашенды сидеста, кизефтезе омбоцеда;
- отношения при купле-продаже (Числительные в форме Отложительного падежа): Лофца рамась сисием цалковайда. Книгать питнец колмогемонь цалковай.;
- Временные отношения. Послелоги пингста, инголе, меле: сай тячи, тусь исяк, молян ванды, сась пингста. Тячи мольхтяма вири, а сяда меле мольхтяма лугав.
Календарно-тематическое планирование по мокшанскому языку
в 4 классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
По плану | Фактическая | ||||
1 | Лето | 5 | |||
1.1 | Лето | 1 | Фронтальный опрос | ||
1.2 | Воспоминания о лете | 1 | Индивидуальный опрос | ||
1.3 | Летом в лесу | 1 | Фронтальный опрос | ||
1.4 | Летом в поле | 1 | Индивидуальный опрос | ||
1.5 | За земляникой | 1 | Фронтальный опрос | ||
2 | Пришла осень | 7 | |||
2.1 | Пришла осень | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.2 | Осенние заботы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
2.3 | Осенние заботы | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.4 | Природа осенью | 1 | Индивидуальный опрос | ||
2.5 | Природа осенью | 1 | Фронтальный опрос | ||
2.6 | В осеннем лесу | 1 | Индивидуальный опрос | ||
2.7 | Самостоятельная работа на тему: «Времена года» | 1 | Индивидуальная работа | ||
3 | Школьные дела | 6 | |||
3.1 | Школьные дела | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.2 | Режим дня | 1 | Индивидуальный опрос | ||
3.3 | В библиотеке | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.4 | Поздняя осень | 1 | Индивидуальный опрос | ||
3.5 | Счёт до 100 | 1 | Фронтальный опрос | ||
3.6 | Контрольная работа на тему: «Осень» | 1 | Индивидуальная работа | ||
4 | Семья | 6 | |||
4.1 | Семья | 1 | Фронтальный опрос | ||
4.2 | Семейные обязанности | 1 | Индивидуальный опрос | ||
4.3 | Семейные увлечения | 1 | Фронтальный опрос | ||
4.4 | Охрана здоровья | 1 | Индивидуальный опрос | ||
4.5 | Профессии | 1 | Фронтальный опрос | ||
4.6 | Самостоятельная работа на тему: «Семья» | 1 | Индивидуальная работа | ||
5 | Дела в деревне и в городе | 5 | |||
5.1 | Дом | 1 | Фронтальный опрос | ||
5.2 | Домашние дела | 1 | Индивидуальный опрос | ||
5.3 | Старинная посуда, пища в старину | 1 | Фронтальный опрос | ||
5.4 | Дела в деревне и в городе | 1 | Индивидуальный опрос | ||
5.5 | Отдых | 1 | Фронтальный опрос | ||
6 | Зимние забавы, заботы, игры | 5 | |||
6.1 | Приход зимы | 1 | Фронтальный опрос | ||
6.2 | Зима | 1 | Индивидуальный опрос | ||
6.3 | Контрольная работа на тему: «Пришла зима» | 1 | Индивидуальная работа | ||
6.4 | Зимние игры. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
6.5 | Зимние праздники | 1 | Фронтальный опрос | ||
7 | Мир вокруг нас. Дикие и домашние животные и птицы | 5 | |||
7.1 | Мир вокруг нас | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.2 | Дикие и домашние животные и птицы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7.3 | Уход за домашними животными | 1 | Фронтальный опрос | ||
7.4 | Домашние животные и птицы в селе, городе | 1 | Индивидуальный опрос | ||
7.5 | Уход за домашними животными зимой | 1 | Фронтальный опрос | ||
8 | Защита Отечества | 5 | |||
8.1 | Защита Отечества | 1 | Индивидуальный опрос | ||
8.2 | Человек и его здоровье | 1 | Фронтальный опрос | ||
8.3 | Спорт | 1 | Индивидуальный опрос | ||
8.4 | Охрана здоровья | 1 | Фронтальный опрос | ||
8.5 | Самостоятельная работа на тему: «Защита Отечества» | 1 | Индивидуальная работа | ||
9 | Женский праздник | 4 | |||
9.1 | Женский праздник | 1 | Фронтальный опрос | ||
9.2 | Старинные праздники мордвы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
9.3 | Женская одежда | 1 | Фронтальный опрос | ||
9.4 | Утварь. Обычаи | 1 | Индивидуальный опрос | ||
10 | Знаменитые люди Мордовии. Заповедные места | 4 | |||
10.1 | Знаменитые люди Мордовии | 1 | Фронтальный опрос | ||
10.2 | Заповедные места | 1 | Индивидуальный опрос | ||
10.3 | Адмирал Ф.Ф. Ушаков | 1 | Фронтальный опрос | ||
10.4 | Контрольная работа на тему: «Знаменитые люди Мордовии» | 1 | Индивидуальная работа | ||
11 | Весна придёт – всё оживёт | 4 | |||
11.1 | Весна придёт – всё оживёт | 1 | Фронтальный опрос | ||
11.2 | Природа весной | 1 | Индивидуальный опрос | ||
11.3 | Весной в поле | 1 | Фронтальный опрос | ||
11.4 | Весенние цветы | 1 | Индивидуальный опрос | ||
12 | Моя страна – Россия. Моя Родина – Мордовия | 5 | |||
12.1 | Моя страна – Россия. | 1 | Фронтальный опрос | ||
12.2 | Моя Родина – Мордовия. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
12.3 | Саранск – столица Мордовии. | 1 | Фронтальный опрос | ||
12.4 | Река Сура. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
12.5 | Самостоятельная работа на тему: «Моя Родина – Мордовия». | 1 | Индивидуальная работа | ||
13 | Ожидание лета | 7 | |||
13.1 | Ожидание лета. | 1 | Фронтальный опрос | ||
13.2 | Природа летом. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
13.3 | Летние заботы. | 1 | Фронтальный опрос | ||
13.4 | Летом в лесу. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
13.5 | Повторение всего изученного материала. | 1 | Фронтальный опрос | ||
13.6 | Контрольная работа на тему: «Лето». | 1 | Индивидуальная работа | ||
13.7 | Повторение всего изученного материала. | 1 | Фронтальный опрос | ||
Итого | 68 |
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
Диски:
- Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».
- Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский ).
- Мы – Мордва!
- Писатели Мордовии.
- Мокшень ёфкст.
Стенды:
- Мордовский национальный костюм.
- Символика Мордовии.
- Карта Мордовии.
Портреты:
- Писатели и поэты Мордовии.
Уголки:
- Предметы быта и утварь древней мордвы.
- Украшения мордвы.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература:
- Баранова, Л.А. Мокшень кяль 3: Мокшень школань колмоце классонди. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась. 2004.
- Исайкина, А.И. 3 класс: учеб. для шк. с рус. или смешан. по нац. составу контенгентом обучающихся / А.И. Исайкина, М.И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. – 144 с.
- Исайкина, А.И. Мокшанский язык. 4 класс: учеб. для. русскоязыч. учащихся / А.И. Исайкина, М.И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 144 с.
- Исайкина, А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанном по национальному составу контингентом обучающихся. – Ковылкино, 2006.
- Исайкина, А.И., Келина, А.М. Диктантт и изложеният 2-4: Ниле классонь начальнай школань учительхненди пособия. – Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1987.
- Мокшень кялень программат 1-4 классненди / Сёрмадозь Киреев В.Л., Ерёмкина А.Г. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.
- Морафтомань и мокшень кялень урокнень коряс методическяй руководствась. – Учительти пособия / М.Н. Ерусланкина, Л.И. Родькина, З.Т. Савинова, А.И. Исайкина. – Саранск: Мордов. кн. изд-вась, 1987.
- Начальнай классонди мокшень кялень методикать коряс программа / Сост. С.В. Богдашкина, Л.И. Кочеткова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002.
Дополнительная учебно-методическая литература:
- Бабанский, Ю. Повышать эффективность урока / Ю. Бабанский // Народное образование, 1983. – №3.
- Грамматика мордовских языков. Фонетика. Графика. Орфография. Морфология / Под ред. Д.В. Цыганкина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1980.
- Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003.
- Липатов, С.И. Родной кяльсь мокшень школаса // Мокша. – 1987. – №5.
- Липатов, С.И. Тонафтомс лац корхтама и сёрмадома // Мокша. – 1989. – №2.
- Марса, башка, китькскя вельде. Валкс / Серматф-тиф Н.С Алямкинонь и О. Е. Поляковонь вятемаснон ала. – Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2002.
- Методические рекомендации. Использование устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и справедливости у младших школьников. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1981.
- Мокшанско-русский словарь. 41000 слов. / Под ред. Б.А. Серебренникова, Ф.П. Феоктистова, О.Е. Полякова. – М.: русский язык, Дигора, 1998.
- Нормы мокшанской и эрзянской орфографии, орфоэпии и пунктуации / НИИ яз., лит., истории и экономики при Правительстве Респ. Мордовия. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1995. - 63 с.
- Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловья / К.Т. Самородов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа: 8 т. Т.1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.
- Цыганкин, Д.В. Мордовские языки глазами ученого-лингвиста / Д.В. Цыганкин. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000.
- Цыганкин, Д.В. Словообразование в мордовских языках: учеб. пособие для студ. нац. отд. вузов / Д.В. Цыганкин. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по мокшанскому языку в 3 классе
Рабочие программы для начальных классов...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по мокшанскому языку для 2 класса
Рабочая программа по мокшанскому языку для 2 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионально...
Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного станда
Эта программа предусмотрена для обучения русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и об...
Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса
Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионально...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...