Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного станда
рабочая программа (4 класс)
Эта программа предусмотрена для обучения русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных задач школы. В процессе обучения применяются: учебное пособие «Мокшанский язык. 4 класс (3-й год обучения), Гришунина В.П., Рогожина В.Ф.: Саранск, 2012.», технические средства и наглядные пособия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_moksh_yaz.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования; программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (третий год обучения - 4 класс), Рогожиной В.Ф., Гришуниной В.П., 2011.
Эта программа предусмотрена для обучения русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных задач школы. В процессе обучения применяются: учебное пособие «Мокшанский язык. 4 класс (3-й год обучения), Гришунина В.П., Рогожина В.Ф.: Саранск, 2012.», технические средства и наглядные пособия.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- представление о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
В области говорения:
*Уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре;
*уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос
собеседника в пределах тематики общения;
*кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку;
В области аудирования (произношения ):
*понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов;
*воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.
В области чтения:
*развивать технику чтения вслух;
*читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
*писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец );
*списывать тексты с различными видами заданий.
6) межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в деятельности различные источники информации. Использование потенциала межпредметных связей курса окружающий мир расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, развитии страны на разных этапах развития. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Речевая деятельность является основой межпредметных связей с предметами «русский язык» и «литература»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебного предмета включает в себя три взаимосвязанных структурно-смысловых аспекта, направленных на целостное восприятие школьниками лингводидактического объекта познания: тематический, речевой, языковой.
1. Тематический аспект
1. Моя семья и я. Семейные обязанности и увлечения. Охрана здоровья.
2. Мои друзья и я. Игры, забавы, заботы детей.
3. Моя школа. Пора в школу. Школьные дела. Счёт до 100.
4. Мир вокруг меня. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными.
5. Времена года. Лето. Осенние заботы. Зимние праздники. Приход весны.
6. Моя Родина. Моя страна – Россия. Моя родина – Мордовия. Праздники. Знаменитые люди Мордовии. Заповедные места.
2. Речевой аспект
Говорение. Речь. Участие в элементарном этикетном диалоге: поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию. Умение расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (“Кто?”, “Что?”, “Где?”, “Когда?”) и отвечать на вопросы собеседника (в пределах тематики общения начальной школы). Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге. Составить краткие описания предмета (картинки) по образцу.
Аудирование. Понимать на слух речь учителя, одноклассников. Понимать на слух основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1-1,5 минут), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;
Чтение. Овладеть техникой чтения вслух: читать доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения. Читать про себя с пониманием основного содержания несложные тексты, построенные на изученном языковом материале и доступные по объему, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.
Письмо и письменная речь. Списывать текст на мокшанском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей. Писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) и личное письмо с опорой на образец;
3. Языковой аспект
Произносительная сторона речи. Наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, слов, близких по звучанию в родном и мокшанском языках; кратких утвердительных и отрицательных ответов и др.). Различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания. Составлять элементарные монологические высказывания по образцу, по аналогии.Лексическая сторона речи. Усвоение до 300 активно употребляемых слов и 200 слов пассивного лексического запаса. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики - клише как элементы речевого этикета.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Лето | 3 |
2 | Осень | 3 |
3 | В школе | 3 |
4 | Семья | 3 |
5 | Дом | 3 |
6 | Зима | 3 |
7 | Мир вокруг нас | 2 |
8 | Защита Отечества | 3 |
9 | Праздник весны | 2 |
10 | Моя Мордовия | 3 |
11 | Весна | 2 |
12 | Моя страна - Россия | 2 |
13 | Ожидание лета | 2 |
Всего: | 34 |
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-тво часов | Дата проведения занятий | |
План | Факт | |||
Лето | ||||
1 | Лето | 1 | ||
2 | Вспоминаем лето | 1 | ||
3 | Летом в лесу, в поле, на реке | 1 | ||
Осень | ||||
4 | Пришла осень | 1 | ||
5 | Природа осенью | 1 | ||
6 | Осенний урожай | 1 | ||
В школе | ||||
7 | Встреча со школой | 1 | ||
8 | Школьные принадлежности | 1 | ||
9 | Счёт 1 - 20 | 1 | ||
Семья | ||||
10 | Семья | 1 | ||
11 | Охрана здоровья | 1 | ||
12 | Профессии | 1 | ||
Дом | ||||
13 | Дом. Домашние дела | 1 | ||
14 | Старинная посуда, пища | 1 | ||
15 | Мой дом | 1 | ||
Зима | ||||
16 | Приход зимы | 1 | ||
17 | Природа зимой | 1 | ||
18 | Зимние заботы, игры и забавы | 1 | ||
Мир вокруг нас | ||||
19 | Мир вокруг нас | 1 | ||
20 | Дикие и домашние животные | 1 | ||
Защита Отечества | ||||
21 | Защита Отечества | 1 | ||
22 | Человек и его здоровье | 1 | ||
23 | Спорт | 1 | ||
Праздник весны | ||||
24 | Женский праздник | 1 | ||
25 | Старинные праздники мордвы | 1 | ||
Моя Мордовия | ||||
26 | Моя Мордовия | 1 | ||
27 | Знаменитые люди Мордовии | 1 | ||
28 | Заповедные места | 1 | ||
Весна |
| |||
29 | Весна придёт – всё оживёт | 1 | ||
30 | Весна в лесу, в поле | 1 | ||
Моя страна - Россия | ||||
31 | Моя страна - Россия | 1 | ||
32 | Моя родина - Мордовия | 1 | ||
Ожидание лета | ||||
33 | В ожидании лета | 1 | ||
34 | Природа летом | 1 | ||
Всего: | 34 |
5. Содержание практической деятельности.
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся:
№ | Тема проекта |
1 | «Мой домашний питомец» |
2 | Считалки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и учебной программы Демидовой Т. Е., Козловой С. А.
4 часа в неделю - 136 часов...
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с Т...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...