Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного станда
рабочая программа (4 класс)

Соловьёва Оксана Владимировна

Эта программа предусмотрена для обучения русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных задач школы. В процессе обучения применяются: учебное пособие «Мокшанский язык. 4 класс (3-й год обучения), Гришунина В.П., Рогожина В.Ф.: Саранск, 2012.», технические средства и наглядные пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_moksh_yaz.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Рабочая программа по мокшанскому языку для 4 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»; регионального компонента Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования; программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (третий год обучения - 4 класс), Рогожиной В.Ф., Гришуниной В.П., 2011.

Эта программа предусмотрена для обучения русских детей и детей мордвы-мокши, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных задач школы. В процессе обучения применяются: учебное пособие «Мокшанский язык. 4 класс (3-й год обучения), Гришунина В.П., Рогожина В.Ф.: Саранск, 2012.», технические средства и наглядные пособия.

                                            Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты

- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;

- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;

- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;

- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.

В области говорения:

*Уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре;

*уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос

собеседника в пределах тематики общения;

*кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку;

В области аудирования (произношения ):

*понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов;

*воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.

В области чтения:

*развивать технику чтения вслух;

*читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.

В области письма:

*писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец );

*списывать тексты с различными видами заданий. 

6) межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в деятельности различные источники информации. Использование потенциала межпредметных связей курса окружающий мир расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, развитии страны на разных этапах развития. При знакомстве с новыми терминами, понятиями обязательно даётся их этимология (происхождение, перевод, значение). Речевая деятельность является основой межпредметных связей с предметами «русский язык» и «литература»

          СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание учебного предмета включает в себя три взаимосвязанных структурно-смысловых аспекта, направленных на целостное восприятие школьниками лингводидактического объекта познания: тематический, речевой, языковой.

 1. Тематический аспект

1. Моя семья и я. Семейные обязанности и увлечения. Охрана здоровья.

2. Мои друзья и я. Игры, забавы, заботы детей.

3. Моя школа. Пора в школу. Школьные дела. Счёт до 100.

4. Мир вокруг меня. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными.

5. Времена года. Лето. Осенние заботы. Зимние праздники. Приход весны.

6. Моя Родина. Моя страна – Россия. Моя родина – Мордовия. Праздники. Знаменитые люди Мордовии. Заповедные места.

2. Речевой аспект

Говорение. Речь. Участие в элементарном этикетном диалоге: поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию. Умение расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (“Кто?”, “Что?”, “Где?”, “Когда?”) и отвечать на вопросы собеседника (в пределах тематики общения начальной школы). Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге. Составить краткие описания предмета (картинки) по образцу.

Аудирование. Понимать на слух речь учителя, одноклассников. Понимать на слух основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1-1,5 минут), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;

Чтение. Овладеть техникой чтения вслух: читать доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения. Читать про себя с пониманием основного содержания несложные тексты, построенные на изученном языковом материале и доступные по объему, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем.

Письмо и письменная речь. Списывать текст на мокшанском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей. Писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) и личное письмо с опорой на образец;

3. Языковой аспект

Произносительная сторона речи. Наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений (например, слов, близких по звучанию в родном и мокшанском языках; кратких утвердительных и отрицательных ответов и др.). Различать основные типы предложений по интонации и цели высказывания. Составлять элементарные монологические высказывания по образцу, по аналогии.Лексическая сторона речи. Усвоение до 300 активно употребляемых слов и 200 слов пассивного лексического запаса. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики - клише как элементы речевого этикета.

                               ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Лето

3

2

Осень

3

3

В школе

3

4

Семья

3

5

Дом

3

6

Зима

3

7

Мир вокруг нас

2

8

Защита Отечества

3

9

Праздник весны

2

10

Моя Мордовия

3

11

Весна

2

12

Моя страна - Россия

2

13

Ожидание лета

2

 Всего:

34

4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

№ п\п

Наименование разделов и тем

Кол-тво часов

Дата проведения занятий

План

Факт

 Лето

1

 Лето

1

2

Вспоминаем лето

1

3

Летом в лесу, в поле, на реке

1

Осень

4

Пришла осень

1

5

Природа осенью

1

6

Осенний урожай

1

В школе

7

Встреча со школой

1

8

Школьные принадлежности

1

9

Счёт 1 - 20

1

Семья

10

Семья

1

11

Охрана здоровья

1

12

Профессии

1

Дом

13

Дом. Домашние дела

1

14

Старинная посуда, пища

1

15

Мой дом

1

Зима

16

Приход зимы

1

17

Природа зимой

1

18

Зимние заботы, игры и забавы

1

Мир вокруг нас

19

Мир вокруг нас

1

20

Дикие и домашние животные

1

 Защита Отечества

21

Защита Отечества

1

22

Человек и его здоровье

1

23

Спорт

1

Праздник весны

24

Женский праздник

1

25

Старинные праздники мордвы

1

Моя Мордовия

26

Моя Мордовия

1

27

Знаменитые люди Мордовии

1

28

Заповедные места

1

Весна

 

29

Весна придёт – всё оживёт

1

30

Весна в лесу, в поле

1

Моя страна - Россия

31

Моя страна - Россия

1

32

Моя родина - Мордовия

1

Ожидание лета

33

В ожидании лета

1

34

Природа летом

1

 Всего:

34

5. Содержание практической деятельности.

Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся:

Тема проекта

1

«Мой домашний питомец»

2

Считалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с Т...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...