«Результаты использования ИКТ на уроках математики»
методическая разработка (3 класс) на тему

Захарова Анна Александровна

Тема самообразования: "Результаты использования ИКТ на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_ispolzovaniya_ikt_na_urokah_matematiki.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема школы:

«Повышение профессиональной компетентности учителя – ключевое условие реализации ФГОС».

Тема методического объединения: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного перехода на новые ФГОС».

Тема самообразования:

«Результаты использования ИКТ на уроках математики».

Учитель начальных классов

 Захарова Анна Александровна

Результаты использования ИКТ на уроках математики.

Цель исследования - изучить условия развития познавательных УУД младших школьников на уроках математики средствами ИКТ.

Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования ИКТ в процессе обучения младших школьников на уроках математики;
  • экспериментально изучить эффективность использования ИКТ на уроках математики в начальной школе.

Обоснованием использования ИКТ на уроках  математики является развитие эмоционально - чувственной сферы учащихся; создание дополнительной мотивации на обучение у учащихся; стимулирование познавательного процесса; оптимизация учебного времени; универсальность и удобство в использовании материала.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки математики на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка). Обеспечивает наглядность и привлекает большое количество дидактического материала.

Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза и обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ позволяет расширить возможности самостоятельной деятельности и сформировать навык исследовательской деятельности. Обеспечивать доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, а в общем, СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления и формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

1) Одним из видов ИКТ является использование компьютерных технологий, например, компьютерная презентация. Включение в структуру урока презентации делает процесс изучения нового материала более наглядным и доступным для учащихся, создает ситуацию эмоционального подъема, способствует формированию положительного отношения к предмету, позволяет сэкономить время учителя для индивидуальной работы с теми учениками, кто в ней нуждается.

  1. комплект игр для проверки изучения материала («Таблицу умножения учим с увлечением» - «В сказочном лесу», «Дартс» и т.д.)
  2. математические диктанты (формируются навыки самоконтроля, самооценки)

2)Использование тренажеров

  1. мультипликатор (позволяет выставлять уровень сложности, время работы, диапазон проверки, показывает правильные и неправильные ответы, проверяется умножение и деление)

3)  Предлагаемые тесты можно использовать как на этапе самоконтроля, так и на этапе текущей и итоговой проверки знаний, умений и навыков учащихся, работая по любой программе. Результаты тестирования дают возможность учителю сразу выявить вопросы, вызывающие у детей затруднения, и скорректировать как свою деятельность, так и деятельность учащихся, направленную на усвоение математического содержания.

Тесты проверяют не только предметные знания, умения, навыки, но и сформированность общеучебных умений: внимательно читать текст задания, соотносить его условие с требованием, анализировать, сравнивать, обобщать.

Результаты тестирования сохраняются в базе данных программы и могут быть использованы учителем позже для проведения анализа учебной деятельности (степень усвоения материала, выявление трудных тем и т.д.). Результаты могут быть представлены в виде отчета либо в виде диаграмм, иллюстрирующих степень усвоения учениками той или иной темы.

Учитель имеет возможность посмотреть любой тест, заложенный в программу. Указав класс, цель и номер теста, и программа выдает нужный тест. Полученный тест можно распечатать на принтере.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

       Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

        Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

         При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

           В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы.

На уроках математики использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

       При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 классе применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение. Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.

       Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. На всех учебных предметах я использую тестовые задания. Первоначально я использовала тесты только в печатном виде. Теперь я применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме.

        Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

         Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму.

          Часто использую на уроках фотографии, которые снимаю на цифровой фотоаппарат. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают на уроке.

          Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Для создания своих презентация я использую  компьютерную программу Microsoft Power Point. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность.

Я думаю, что именно в начальных классах очень важна роль ИКТ в формировании операционного стиля мышления, который рассматривается здесь в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, инструментирование деятельности. Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.

        Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволило мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.        

          Я использую информационные технологии на всех этапах урока.

1. При объяснении нового материала.

2.  Закреплении.

3.  Повторении.

4.  Контроле.

5.  Внеклассных занятий и др.

       Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

         Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам я детям предлагаю творческие задания, которые могут выражаться:

  • в составлении кроссворда, ребуса по теме,
  • в изготовлении учебного пособия;
  • в подготовке различных творческих сообщений;
  • в изготовлении презентаций и др.

           Компьютер, как правило, я использую в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того он применяется при организации обучающих игр, а также для организации индивидуального обучения и компьютерного практикума Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, понятие, термин и многих других.

          Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.

           ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.

        Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Я включаю в процесс обучения ещё и аудио, и видео средства, для реализации не только принципа наглядности, но и значительному повышению интереса к учёбе.

Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

          Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
          Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.  Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.
           Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

1) повышению мотивации к учению,

2) повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

3) активизации познавательной деятельности,

4) повышению качественной успеваемости школьников,

5) развитие наглядно-образного, информационного мышления,

6) развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
7) повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

8) повышению уровня комфортности обучения.
Все это
 позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

              Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.                

          Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по математике, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

           Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

  Итак, мы  видим, что с применением ИКТ на уроках матетатики, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже. 

В заключение хочу сделать такой вывод:  Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе

Практическая ценность данной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения, выводы и рекомендации позволяют совершенствовать и повысить эффективность процесса преподавания ма...

Использование ИКТ на уроках математики

мультимедийная презентация к уроку математики в 4 классе по теме "Задачи на движение"...

Использование ИКТ на уроках математики в 3 классе

Использование ИКТ для реализации ФГОС на уроках математики в 3 классе.(УМК "Гармония")...

Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах

предлагаю выступление и презентацию "Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах"...

Статья: "Использование перфокарт на уроках математики и русского языка".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3911745","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]В данной статье описан опыт работы с перфокартами на ур...