рабочая программа по мордовскому языку 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Данная программа содержит пояснительную запису, содержание учебного материала, тематическое планирование, календарно- тематический план, материально- техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_mordovskomu_yazyku_2klass.docx | 71.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по мокшанскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, автор А.И.Исайкина. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа содержит примерный объем знаний за три года (2-4 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на три части. В курс 2 класса включены следующие темы: «Знакомство», «Моя семья», «Моя школа», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Части тела». В курс 3 класса входят темы: «Времена года», «Одежда и обувь», «Магазин», «Дикие и домашние животные». В курсе 4 класса рассматриваются темы: «Моя страна - Россия. Моя Родина - Мордовия», «Праздники», «Знаменитые люди Мордовии».
Программа подготовлена для учащихся, не владеющих мордовским языком, которым предстоит изучать мокшанский язык. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Программа рассчитана на проведение занятий 2 часа в неделю. На изучение мокшанского языка во 2 классе начальной школы отводится 68 часов. Обучение начинается с устного курса, который начинается в 1 полугодии. Во 2 полугодии дети должны научиться читать по учебнику на мокшанском языке и выполнять различные грамматические устные и письменные задания.
Цели и задачи обучения:
- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;
- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре;
- научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;
- формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;
- ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.
Программа опирается на принципы:
- коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общение на этом языке);
- перехода от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научиться пониманию речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму);
- комбинированного подхода к построению урока - слушание, чтение, письмо;
- синтаксической опоры при усвоении лексики и грамматики;
применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей.
Требования к уровню владения мокшанским языком в первый год обучения:
- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;
- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
- понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы;
- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
- называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;
- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;
- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
- составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;
- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.
В первый год обучения дети предположительно должны усвоить до 200 активно употребляемых слов и 100 слов иметь в пассивном лексическом запасе.
Содержание учебного раздела:
1.Фкя-фкянь мархта содамась. (Мы знакомимся.) 5 часов
Приветствие. Знакомство с учителем, друг с другом: Шумбрат, Ваня. Шумбрат, Вера Ивановна. Кода тонь лемце? Монь лемозе Саша.
Слова, необходимые для знакомства: стирня, цёраня, шаба (идь).
Вопросы и ответы, необходимые для знакомства: кие? кит? Тя стирня? - Да, тя стирня. Тя шаба? - Да, тя шаба. Тя кие? - Тя цераня (ученик, учительница). Нят кит? - Шабат.
Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя.
Тя кие? - Тя мон. Тя тон? - Да, тя мон.
2.Монь семьязе. (Моя семья.) 5 часов
Члены семьи: тядя, аля, сазор, брад, ака, атя, баба. Речевые образцы: Тя тядя. Тя ака. Тя аля? - Да, тя аля. Нят итть? - Да, нят итть.
Обращение к членам семьи: тядяй, акай, атяй, щавай... Шумбрат, тядяй. Шумбрат, аляй.
Указательное местоимение: нят.
Нят алят? - Да, нят алят. Нят кит? - Нят итть.
3.Кельгома налхксемане. (Любимые игрушки.) 4 часа
Название игрушек: нумол, офта, келазь, ур, топа, няка, шеер, ката, пине.
Применение существительных в уменьшительно- ласкательном значении: нумол - нумолня, келазь - келаськя, няка-няканя.
Единственное и множественое число существительных: нумол - нумолхт, топоня - топонят.
Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат.
Вопросы: мезе? месть? Тя мезе? - Тя лопа. Нят месть? - Нят лопат Прилагательные: оцю, ёмла.
Речевые образцы: Офтсь оцю. Шеернясь ёмла.
Рассказ о школе: оцю или ёмла, од или ташта: Школась од. Школась оцю. Что есть в школе. Учителя. Ученики, их имена.
Речевые образцы: Тя ученик? - Да, тя ученик. Кода сонь лемоц? - Лемоц Саша. Тя учитель? - Да, тя учитель. Кода сонь лемоц? - Лемоц Николай Петрович.
Повелительное и побудительное значение глаголов: стяк - стяда, озак - озада, листь - сувак, лиседа - сувада.
Усвоение частиц: ули, аш (аяш): Монь ули тетрадезе. Монь аш ручказе.
5.Минь классоньке* (Наш класс.) 4 часа
Классная комната: оцю, валда, лямбе, ару, штаф.
Предметы в классе. Единственное и множественное число имен существительных (парта - партат, шъра - шърат, вальмя - вальмат).
Учебные принадлежности: ручка, тетрадь, пур, карандаш.
Глаголы: кулхцондомс, сёрмадомс, морафтомс, панжемс, сёлгомс.
Речевые образцы: Мон сёрмадан. Тон сёрмадат. Сон сёрмады. И т.д.
Понимание и выполнение действий: сёлк кенкшть, панчк вальмять, сак сей, сада сей.
6.Сёксесь. (Осень.) 4 часа
Приметы осени. Существительные: мода, менель, пизем, сёксе, ърдаз, лопа, нармонь.
Глаголы: самс, тумс, молемс.
Прилагательные: акша, равжа, сенем, сянгяря, якстерь, тюжя.
Частицы: да, аф (аяф). Тя тон? - Да, тя мон. Тя сон? - Аф, тя мон.
Речевые образцы: Мон молян. Тон молят. Сон моли. Лопась тюжя. Менельсь сенем. Модась равжа. Сась сёксесь. Моли пизем. Нармоттне тусть Тядязе кочкай марьхть. Мон шувондан мода.
7.Перень сёротне. (Овощи и фрукты.) 3 часа
Существительные: куяр, помидора, капста, модамарь, тикла, марь, груша, вишня, слива.
Прилагательные: ламбама, танцти, керы. Вопрос: кодама? Марьсь кодама? - Марьсь якстерь. Марьсь танцти.
Речевые* образцы: Куярсь сянгяря. Вишнясь ламбама. Лопась тюжя. Капстась оцю. Менельсь сенем. Сась сёксесь. Моли пизем.
8.Тялось. (Зима.) 3 часа
Приметы зимы. Существительные: тяла, якшама, лов, эй, варма, конькат, сокст, нурдонят. Глаголы: курькснемс, налхксемс.
Речевые образцы: Тя лов. Ловсь кодама? - Ловсь акта. Тялонда якшама? - Да, тялонда якшама. Мон курькснян конькаса. Тон ардат нурдоняса.
Понимание указаний: шак пальтацень, щасть пальтантень, путк вазцень, мольхтяма ульцяв.
9.Од Кизось. (Новый год.) 3 часа
Подготовка к Новому году. Существительные: Ловонь баба, Ловонь атя, Ловонь стирня, кузня, налхкшт. Глаголы: морамс, кштимс, азондомс. Речевые образцы: Мон моран. Тон морат.Сон морай. Сась Од кизось. Тя Ловонь атясь. Тя Ловонь стирнясь. Нят налхкшт. Синь мазыхть.
Вопросы: месенди? месендихть? Стирнясь кшти. Церанясь морай. Мон офтонян. Мон нумолнян. Личные местоимения: минь, тинь, синь.
Речевые образцы: Минь моратама. Тинь моратада. Синь морайхть.
10. Ломанць. (Части тела.) 3 часа
Существительные: пря, шама, пиле, курга, сельме, кядь, шалхка.
Глаголы: штамс, нардамс, повфтамс.
Речевые образцы: Мон штаян куцю. Танясь нардай тарелка.
Понимание предложений: штайть кяттнень, нардак шамацень, повфтак нардамать.
11. 1-10 лувкссь. (Счет 1 - 10.) 2 часа.
Числительные от 1 до 10.
Существительные: ярмак, мишендись.
Ответы на вопрос: мъзяра? Мъзяра кизодот? - Сисем.
Мъзяра сурдот? - Кемонь.
Глаголы: миме, рамамс.
Ответы на вопросы: Тон рамат конфеткат? - Раман. - Мъзяра рамат? Кафкса. А тон рамат печеньят? - Аф раман.
Речевые образцы: Нят ярмакт. Монь ули ярмакозе. Тя мишендись. Сон мишенди кши, лофца, ...
12.Ярхцамбяльсь и кядьгонятне. (Пища и посуда.) 3 часа
Название продуктов. Существительные: кши, ведь, сал, лофца, ал.
Глаголы: симомс, ярхцамс, эрямс. Применение глаголов настоящего времени с отрицанием «аф» и без отрицания: Мон симан. Мон аф симан.
Посуда. Существительные: шаваня, куцю, тарелка, цянгоня.
Речевые образцы: Мон симан ведьта. Мон ярхцан алда. Мон эрян Саранскяйса. Тон молят школав? - Молян.
13.Пильгонь и лангонь щапне. (Одежда и обувь.) 4 часа
Названия одежды и обуви. Существительные: орня, кямот, вазь, панар, руця, варягат.
Глаголы: щамс, каямс, рамамс.
Прилагательные: начка, коське.
Притяжательные местоимения: монь, тонь, сонь, минь, тинь, синь.
Речевые образцы: Тя офтонясь монь. Тя тонь портфельце? - Монь. Синь морайхть? - Да, синь морайхть. Оля щай кямот. Миша щай пальта. Монь ули орнязе. Кямотне начкт. Панарсь коське.
14.Кудонь жувататне. (Домашние животные.) 3 часа.
Названия домашних животных, их детенышей. Существительные: тракс, вазня, уча, вероскя, тува, пурхцкя, каза, алаша, пине, бука.
Глаголы: максомс, улемс, ваномс.
Речевые образцы: Тракссь максы лофца. Алашать ули вашеняц. Пинесь ваны куд.
15.Дикай жувататне. (Дикие животные.) 3 часа
Название диких животных, их детенышей. Существительные: офта, врьгаз, нумол, келазь, сеель, ур.
Глаголы: комотнемс, якамс, удомс.
Речевые образцы: Урсь комотни. Офтсь тялонда уды. Офтсь кизонда якай. Нумолсь арды. Врьгазсь эряй вирьса. Зверьхне эряйхть вирьса.
16. 8- це мартсь – Авань праздник. (8 Марта- женский день.)1 час.
Стихи о маме.
17.Нармоттне. (Птицы.) 2 часа
Названия птиц. Существительные: сараз, маци, лефскя, яксярга, ситявня, варси, сязьгата, шякшата.
Глаголы: лиемс, валгомс, самс.
Вопрос: коста?
Речевые образцы: Саразсь оцю. Лефкскясь емла. Варсись лии. Саразсь валги. Шякшатась лийсь вирьста.
18. Перьфпяльсь. (Мир вокруг нас.) 3 часа.
Существительные: ульця, куд, школа, ляй, вирь.
Прилагательные: мазы, кели, тяйняня.
Слова, обозначающие место действия: тяса, тоса, вага, нява, маласа, ичкозе. Вопрос: коса? Коса стирнясь? - Стирнясь тяса.
Коса цёранясь? - Цёранясь вага.
Речевые образцы: Тя школа. Сон оцю. Тя куд. Сон ёмланя. Школась мазы. Ульцясь кели.
19.Ошсь и транспортсь. (Город и транспорт.) 3 часа
Какие города знают. Мон содан ошт: Саранск, Моску....
Существительные: машина, куд, завод, парк, музей, театр.
Глаголы: ардомс, лоткамс.
Цвета светофора: якстерь, тюжя, сянгяря.
Речевые образцы: Мон ардан. Шабась арды. Минь артама. Машинась арды. Коля арды машинаса. Мон аф молян. Мон ванан инголи.
Понимание указаний: лоткак, ватт инголи, мольхть салаваня и т.д.
20.Недялянь шитне. (Дни недели.) 3 часа
Знать дни недели: понедельник (атяньжи), шавши, вержи, шуваланя, пяденця, ёткши, недляши.
Усвоить слова: тячи, ванды, исяк, шобдава, обедста (шиньгучкать), илять, веть. Вопрос: мъзярда?
Речевые образцы: Тон молят школав? - Молян.
Мзярда молят? - Шобдава. Мъзярда мадат? - Илять.
21.Тундась и кизоть самац. (Весна, приход лета.) 4 часа
Названия времен года: киза, тяла, сексе, тунда.
Глаголы: самс-тумс, лиемс-валгомс, панжемс.
Речевые образцы: Сась тундась. Тусь тялось. Ульцяса лямбе. Састь нармоттне. Лугась сянгяря. Ведсь ару. Панжихть цанчфне.
Понимание предложений: мольхтяма ульцяв, щак курткацень, кундада кядьта и т.д.
Календарно – тематический план 2 «В», «Г» классов
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоя тельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
Раздел I. Знакомимся друг с другом. | 5 |
| ||||
1. | Приветствие. | урок | 1 | |||
2. | Знакомство друг с другом. | урок | 1 | |||
3. | Личные местоимения: мон, тон, сон. Указательное местоимение: тя. | урок | 1 | |||
4. | Личные местоимения: минь, тинь, синь.. Указательное местоимение: нят. | урок | 1 | |||
5. | Составление диалога. Закрепление пройденного. | урок | 1 | составление диалога 1 | ||
Раздел II. Моя семья. | 5 | |||||
6. | Члены семьи. | урок | 1 | |||
7. | Занятия и увлечения членов семьи. | урок | 1 | |||
8. | Обязанности членов семьи. | урок | 1 | |||
9. | Составление рассказа «Наша дружная семья» | урок | 1 | составление рассказа 1 | ||
10. | Закрепление пройденного. Словарный диктант. | урок | 1 | |||
Раздел III. Любимые игрушки. | 4 | |||||
11. | Мои любимые игрушки. | урок | 1 | |||
12. | Названия игрушек. | урок | 1 | |||
13. | Мы играем. | урок | 1 | |||
14. | Игры детей на свежем воздухе. | урок | 1 | |||
Раздел IV. В школе. |
| 3 | ||||
15. | Сегодня в школу. | урок | 1 | |||
16. | Наш учитель. | урок | 1 | |||
17. | Составление рассказа о школе. Закрепление пройденного. | урок | 1 | составление рассказа 1 | ||
Раздел V. Наш класс. | 4 | |||||
18. | Наш класс. | урок | 1 | |||
19. | Классная комната. | урок | 1 | |||
20. | Учебные принадлежности. | урок | 1 | |||
21. | Работа со словарем. Закрепление прйденного | урок | 1 | работа со словарем 1 | ||
Раздел VI. Осень. | 4 | |||||
22. | Осень.Приметы осени. | урок | 1 | |||
23. | Названия цветов. | урок | 1 | |||
24. | Я рисую осень. | урок | 1 | |||
25. | Стихи об осени. Закрепление пройденного. | Урок | 1 | |||
Раздел VII. Овощи и фрукты. | 3 | |||||
26. | Овощи. | урок | 1 | |||
27. | Фрукты. | урок | 1 | |||
28. | Дары природы. Их свойства. | урок | 1 | |||
Раздел VIII. Зима. |
| 3 | ||||
29. | Пришла зима. | урок | 1 | |||
30. | Природа зимой. | урок | 1 | |||
31. | Приметы зимы. Составление рассказа о зиме. | урок | 1 | составление рассказа 1 | ||
Раздел IX. Новый год. |
| 3 | ||||
32. | Приход Нового года. | урок | 1 | |||
33. | Подготовка к Новому году. | урок | 1 | |||
34. | Наряжаем елку. Стихи про Новый год. | урок | 1 | |||
Раздел X. Части тела человека. | 3 | |||||
35. | Части тела. | урок | 1 | |||
36. | Здоровье человека. | урок | 1 | |||
37. | Притяжательные местоимения. | урок | 1 | |||
Раздел XI. Счет 1 - 10. |
| 2 | ||||
38. | Считаем до десяти. | урок | 1 | |||
39. | Считалки. | урок | 1 | |||
Раздел XII. Пища и посуда. | 3 | |||||
40. | Названия продуктов. | урок | 1 | |||
41. | Приготовление еды. | урок | 1 | |||
42. | Названия посуды. Словарный диктант. | урок | 1 | |||
Раздел XIII. Одежда и обувь. |
| 4 | ||||
43. | Названия одежды. | урок | 1 | |||
44. | Названия обуви. | урок | 1 | |||
45. | Зимняя одежда. | урок | 1 | |||
46. | Летняя одежда. Закрепление пройденного. | урок | 1 | |||
Раздел XIV. Домашние животные. | 3 | |||||
47. | Домашние животные. | урок | 1 | |||
48. | Детеныши домашних животных. | урок | 1 | |||
49. | Составление рассказа «Мой домашний питомец». | урок | 1 | составление рассказа 1 | ||
Раздел XV. Дикие животные. |
| 3 | ||||
50. | Дикие животные. | урок | 1 | |||
51. | Детеныши диких животных. | урок | 1 | |||
52. | Повадки животных. | урок | 1 | |||
Раздел XVI. 8 Марта – женский день. |
| 1 | ||||
53. | 8 Марта – женский день. Стихи о маме. | урок | 1 | |||
Раздел XVII. Птицы. | 2 | |||||
54. | Птицы. | урок | 1 | |||
55. | Птенцы. Словарный диктант по пройденной теме. | урок | 1 | |||
Раздел XVIII. Мир вокруг нас. | 3 | |||||
56. | Окружающий мир. | урок | 1 | |||
57. | На улице. | урок | 1 | |||
58. | В магазине. Составление диалога. | урок | 1 | составление диалога 1 | ||
Раздел XIX. Город и транспорт. | 3 | |||||
59. | В городе. | урок | 1 | |||
60. | Правила поведения в транспорте. | урок | 1 | |||
61. | В библиотеке. Составление диалога. | урок | 1 | составление диалога 1 | ||
Раздел XX. Дни недели. | 3 | |||||
62. | Дни недели. | урок | 1 | |||
63. | Режим дня. | урок | 1 | |||
64. | Закрепление пройденного. Словарный диктант. | урок | 1 | |||
Раздел XXI. Весна и лето. | 4 | |||||
65. | Название времён года. | урок | 1 | |||
66. | Весна и лето. | урок | 1 | |||
67. | Закрепление пройденногоэ | урок | 1 | составление рассказа 1 | ||
68. | Закрепление пройденного | урок | 1 | |||
ИТОГО | 68 | 9 |
Тематическое планирование
№ раздела | Тема урока | Количество часов |
1. | Мы знакомимся. | 5 |
2. | Моя семья. | 5 |
3. | Любимые игрушки. | 4 |
4. | В школе. | 3 |
5. | Наш класс. | 4 |
6. | Осень. | 4 |
7. | Овощи и фрукты. | 3 |
8. | Зима. | 3 |
9. | Новый год. | 3 |
10. | Части тела человека. | 3 |
11. | Счет 1 - 10. | 2 |
12. | Пища и посуда. | 3 |
13. | Одежда и обувь. | 4 |
14. | Домашние животные. | 3 |
15. | Дикие животные. | 3 |
16. | 8 Марта – женский день. | 1 |
17. | Птицы. | 2 |
18. | Мир вокруг нас. | 3 |
19. | Город и транспорт. | 3 |
20. | Дни недели. | 3 |
21. | Весна и лето. | 4 |
Материально-техническое обеспечение
Технические средства
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
2.Компьютер.
Печатные пособия
1.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой уроков.
2.Наборы предметных картинок
3.Элементы-шаблоны узоров.
4.Портреты мордовских поэтов и писателей.
Учебно-методическое обеспечение
1 .Исайкина А.И. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2- 4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, 2006. - Ковылкино, «Ковылкинская районная типография».
2. Исайкина А.И. Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения. Учебник для русскоязычных учащихся, 2007. – Саранск. Мордовское книжное издательство.
3. Рабочая тетрадь к учебнику «Мокшанский язык» для 2 класса/А.И.Исайкина, М.И.Малькина.-Саранск: Мордов.кн. изд-во,2009г.
4. Говорим по мокшански: Разговорник/Н.Голенков,/-Саранск:Изд.Дом»Книга».
5. Ежемесячный журнал «Якстерь тяштеня»
6. Ефксонь-моронь эшиня:(Морафтома книга идень садонди)/Авторхне:А.И.Осипова,
В.Л.Киреев.-Саранск:Мордовскяй книжнай издательствась,1992.
7. Легенды и предания древней мордвы: собраны Тамарой Багровой и Лидией седовой, проил. Ю.
Дыриным. – Саранск : Изд. центр «ИнСтИтут» МГУ им. Н.П.Огарева, 2008г.
9. Родники народной мудрости: Устно-поэт. Творчество мордов. народа / (сост. Л,В, Седова). –
Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 2007.
10. Поляков О.Е. Касыксонь валкс: Шуфтонь, кусторксонь, тишень и пангонь лепне мокшень кяльса.Саранск: Морд. Книж. Изд.,1998.
11. Мордовские народные сказки. Для ст. и ср. школ. Возраста / Собр. И обраб. К,Т,Самородов; Сост.
А.А.Долгачев; худ.:Л.В.Попов и Ю.В.Смирнов.- Саранск: Морд. кн. изд. 1985.
12. Вихляев В. Древняя мордва, или Что нашли археологи: рассказы о древней мордве для маленьких читателей/ В.Вихляев.- Саранск: изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.
13. Ручин А. Природа мордовского края: рассказы для самых маленьких читателей…/А.Ручин.-
Саранск: Фонд « Открытая Мордовия»;изд. центр ИСИ МГУ им. Н,П,Огарева,2007.
14. Здравствуй, Мордовия! : рассказы о род. Крае для маленьких читателей/ Мордов. гос. Ун-т им.
Н.П.Огарева; ( авт.- сост. Н.М. Арсентьев, Т.С.Баргова, К.И.Шапкарин).- Саранск:2005.
15. Мокшин Н. Мы- мордва!: рассказы о родном крае и мордов. народе для маленьких читателей
жителей Мордовии и её гостей/Н.Мокшин.- Саранск: изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по английскому языку класс 3 Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой,
Рабочая программа по английскому языку класс 3 Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой, календарно-тематическое планирование 3класс с УУД...
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...