Литературная гостиная «Поморские посиделки «Не любо – не слушай»
методическая разработка (4 класс) на тему
Цель:
формирование художественно-образного мышлении и эмоционально чувственного отношения к миру на основе знакомства с произведениями Степана Писахова и традициями русского Севера.
Задачи:
- расширять читательский кругозор обучающихся;
- обогатить духовный мир детей; создавая условия для проявления творческой активности;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomorskie_posidelki_-_2015.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Северодвинская школа-интернат»
Литературная гостиная
«Поморские посиделки «Не любо – не слушай»
Выполнили:
Кобзева Елена Валентиновна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория;
Кокоулина Елена Николаевна,
учитель технологии,
первая квалификационная категория;
Ларина Татьяна Владимировна,
первая квалификационная категория
г. Северодвинск, 2015 год
Литературная гостиная
«Поморские посиделки «Не любо – не слушай»
Цель:
формирование художественно-образного мышлении и эмоционально чувственного отношения к миру на основе знакомства с произведениями Степана Писахова и традициями русского Севера.
Задачи:
- расширять читательский кругозор обучающихся;
- обогатить духовный мир детей; создавая условия для проявления творческой активности;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
Оформление:
- Помещение оформлено под деревенскую северную избу, обязательный атрибут – русская печь. Стол накрыт узорчатой скатертью, на столе – самовар, чашки с блюдцами, пироги.
- Компьютер, мультимедиапроектор.
- Презентация.
Сценарий
- На экране – отрывок из м/ф «Морожены песни» (3.34 – 4.32)
- Ведущая 1: - Здравствуйте, гости дорогие!
Милости просим к нам на посиделки.
Гостям рады, что пришли,
Для нас времечко нашли!
Будут здесь у нас забавы –
Представление на славу.
Ведущая 2:
- Мы потешить вас спешим,
Может быть, и рассмешим.
И вернемся, как во сне,
К нашей русской старине!
Ведущая 1: - Это присказка читается,
Ведущая 2: - Сказка только начинается!
- Ведущая 2: - Дорогие ребята, гости! Сегодня речь у нас пойдет о русской старине, о том, как жили – не тужили наши деды. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.
Ведущая 1:
- Огонёк души не тухнет,
Ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг!
- Входит хозяйка:
- Ух, устала, уморилась (ставит ухват, поправляет платок, фартук). - Небось, думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимства? От души накормить гостей! То – то! Стряпалась. Ведь к нам на посиделки славные ребята пожаловали: бывалые, умные, а главное – старину любят. Любите?
Все: - Любим.
- На экране – отрывок из м/ф «Смех и горе у Бела моря» (1.50 – 2.59)
- Ведущая 1: - На российском крайнем Севере, у побережья Белого моря, живут поморы. Жить на севере было непросто, особенно холодной зимой, и сложился здесь особый жизненный уклад и особый поморский характер - сдержанный, немногословный, неторопливый. И кухня поморская очень простая, но сытная. Готовить старались то, что было полезно для здоровья, давало силы. И сегодня мы вспомним традиции и рецепты поморской кухни. А поможет нам в этом наш земляк, сказочник Степан Писахов.
- Стук в дверь. Входит купчиха.
- Ох, устала я, пока до вас добиралась!
- Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Угощусь я чаем сладким,
Что едала, расскажу.
Хозяйка: - Наша толстая Федора наедается не скоро. А расскажи-ка, дорогая гостьюшка, как ты пост соблюдаешь?
Купчиха: - Соблюдаю исправно.
Хозяйка: - А расскажи, как.
Купчиха: - Ну слушайте:
… как пост настал, ну, тут я постничать стала.
Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чай-то нельзя, потому — пост. Дак я кипяточку с медом выпила пять чашек, да с постным сахаром пять, да с малиновым соком пять чашек, да с вишневым пять и заедала всё черными сухариками.
Пока кипяточек пила, и завтрак поспел, съела я капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких рыжичков тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым.
Потом обедать пришла пора. Обед весь постный-постный! На перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. На второе: грузди жарены, брюква печеная, солоники, каша с морковью и шесть других разных каш с разным вареньем и три киселя: квасной, гороховой, малиновой. Заела все вареной черникой с изюмом.
А время идет да идет. И паужне черед пришел. Вздохнула я, да ничего не поделать — постничать надо! Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела.
Ученик 1: - Да уж, ежели неблагочестивому человку, то эдакого поста не выдержать — лопнет. А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится — постничат.
- Купчиха: - Вот и ужну подали.
Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек — лешшика фунтов на девять.
Легла я спать и глянула в угол, а там лешш, глянула в другой, а там лешш! Глянула к двери — и там лешш! Из-под кровати лешши, кругом лешши! И хвостами помахивают.
Со страху я закричала.
Прибежала кухарка, дала пирога с горохом — мне и полегчало.
[Ст. Писахов. «Как купчиха постничала»].
9) Выходит Хозяйка «с пирогами:
- Да-да, а потом пришёл доктор – посмотрел, послушал и сказал: «Первый раз вижу, что до белой горячки объелась!»
Угощайтесь, гости дорогие. Как говорил Степан Писахов: «Река нам рыбу дарила, а дареным мы не торгуем, а угостить хорошего человека всегда рады». (Ставит на стол треску с картошкой).
Ученик 2: - А ведь любили наши предки рыбой полакомиться, а особенно треску уважали. Недаром их прозвали трескоедами.
Ученик 3: - Да, «Трещочки не поешь - не пообедаешь...»
Ученик 4: - А мой дед сказывал, что «Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днища заколачивают». [Ст. Писахов. «Не любо – не слушай»].
Ученик 5: - «А котора рыба побойче - выпотрошится да в пирог завернется. Семга да палтусина ловче всех рыб в пирог заворачиваются. Хозяйки только маслом смазывают да в печку подсаживают». [Ст. Писахов. «Не любо – не слушай»].
Хозяюшка (с дровами): - Да уж, русская печка – главная в доме. Это деревенская кормилица. Она и отапливает жилье, и пищу в ней готовят, выпекают хлеб, сушат одежду, продукты. В ней даже мылись. А пироги из русской печки ни с чем не сравнишь.
Ученик 6: - И то правда! По праздникам уж обязательно в каждом доме делались пироги. Особенно хороши были "рыбники". Они делались из любой рыбы.
Ученик 1: - «Перед теткой Бутеней пироги понаставлены: пирог с треской, пирог с палтусиной, пирог с шепталой, пирог с морошкой и всяческо друго печенье и варенье». [Ст. Писахов. «Зажигалка»].
- Хозяюшка: - А кто знает, сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки – мастерицы? (не менее 50-ти).
- А вот мы сейчас наших гостей и проверим: все ли толк в пирогах знают?
(викторина)
- Пирог с запечённой в тесте черникой? (ягодник)
- Пирог из гороховой муки? (гороховик)
- Пирог с грибами? (губник)
- Маленький пирожок четырёхугольной формы, из середины которого через отверстие виднеется мелкая рыбёшка (кулебяка)
- Пирог с запечённой крупной рыбой (рыбник)
- Пирожок, который замешивался из пшеничной муки (пшеничник)
- Пирожок, политый сверху разведённой на молоке картошкой и сметаной (калитка)
- Что такое пирог с шепталой? (с курагой)
Ученик 2: - А помнишь, Сеня Малина сказывал, как наши мужики как-то акулу поймали? И «Сало той акулы страсть како скусно было. Мы из того сала колобы пекли, и таки ли сытны колобы, что мы стали впрок наедаться. И так ведь было: колоб съешь - два месяца сыт»! [Ст. Писахов. «С промыслом мимо чиновников»].
11) Хозяюшка: - Угощайтесь, гости дорогие! «Ну, и урожай был на моем огороде! Столько назрело да выросло, что из огорода выперло. Которо в поле, то ничего, а одна репина на дорогу выбоченилась - ни проехать ни пройти. А капуста выросла така, что я одним листом дом от дождя закрывала». [Ст. Писахов. «Летно пиво»].
- А кто из гостей наших знает, какой овощ в старину парили в печке и называли «вторым хлебом»? (Репа).
Ученик 3: - Репа и редька водились в изобилии с незапамятных времен. Если репу мелко порезать и высушить на противне, получалась вяленица, вместо конфет детворе. С репой пекли пироги, называя их сиченниками или курниками.
Ученик 4: - Из репы варили "репню" - густую похлебку.
Ученик 5: - Да что репа? Вот Сеня Малина рассказывал, что у него из-за редьки одно лето одни страдания вышли. А давайте его послушаем.
На экране – отрывок из м/ф «Смех и горе у Бела моря» (3.05 – 4.13)
Сеня Малина: - Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать — редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись ее есть.
Ели редьку кусками,
редьку ломтями,
редьку с солью,
редьку голью,
редьку с квасом,
редьку с маслом,
редьку мочену,
редьку сушену,
редьку с хлебом,
редьку терту,
редьку маком,
редьку так!
Из редьки кисель варили.
С редькой чай пили.
А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели и так заболели, что свету невзвидел!
По людскому совету на стену лез, вызнялся до второго етажа, в горнице по полу катался. Не помогло.
Побежал к железной дороге, на станцию.
Поезд стоял.
Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному. Хотел привязаться к последнему вагону, да там кондуктор стоял.
Вот поезд все свистки проделал и пошел. И я пошел.
Поезд шибче, я — бегом. Поезд полным ходом. Я упал да за землю ухватился.
И знаешь что?
Два вагона оторвало!
Покеда бегал да вагоны толкал, — зубна боль у меня из ума выпала, зубы и болеть перестали.
[Ст. Писахов. «Сахарна редька»].
Хозяйка: - Стоп, стоп, таку сказку можно несколько лет слушать. А давайте отдохнём и частушки пропоём. (Звучат частушки в исполнении учеников)
Ученики:
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.
Самовар блестит, кипя,
Чай в нём так и пенится!
Погляди-ка на себя-
Ну и отраженьице!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям
Если в чае есть чаинки,
Значит письма пишут вам!
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Ученик 6:
- Позабавилась душа:
Эх, частушка хороша!
- Ученик 1: - Поморы говорят: «Где есть чай – там под елью рай», «Чай пьешь – до ста лет проживешь», «Выпей чайку – забудешь тоску».
Ученик 2: - Главное в поморском чаепитии – это душевность, веселье, покой и радость. Чай согревает не только тело, но и душу.
Ученик 3:
- На Руси - один зарок,
Кроме всякой пищи:
Утром - чай, в обед - чаек,
Вечером - чаище."
Хозяюшка :
- Выпивая чашку чая,
я обычно не скучаю...
Потому что никогда
Я не пью его одна.
- Исполняется танец под музыку «Северная плясовая»
- Ученица 4, ученица 5 инсценируют сказку «Подруженьки»:
Обе подруженьки страсть как любили чай пить. Это для них разлюбезно дело. Пили чай всегда вместе и всяка по-своему. На стол два самовара подымали. Одной надо, чтобы самовар все время кипел-разговаривал.
— Терпеть не могу из молчашшого самовара чай пить, буди с сердитым сидеть!
Друга, как самовар закипит, его той же минутой крышкой прихлопнет:
— Перекипела вода, вкус терят, с аппетиту сбиват!
Чай пили — одна вприкуску, друга внакладку. Одной надо, чтобы чашечка была с цветочком: хошь маленькой, хошь с одной стороны, а чтобы был цветочек. «Коли есть цветочек, я буди в саду сижу!»
Другой надо чашечку с золотом: пусть и не вся золота, пусть только ободочек, один крайчик позолочен, — значит, чашечка нарядна!
Одна пила с блюдечка: на растопыренных пальчиках его держит и с краю выфыркиват, да так тонкозвучно, буди птичка поет.
Друга чашечку за ручку двумя пальчиками поддерживат над блюдечком и чаем булькат.
Пьют в полном молчании, от удовольствия улыбаются, маленькими поклонами колышутся.
- Ученики декламируют под мелодию «Славянская народная песня»:
Ученик 6:
В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки.
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Ученик 1:
Дни общения – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе
Рады люди как-никак.
Ученик 2:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!
Ученик 3:
Не погаснет, не потухнет
На холмах семи ветров
Мастерство российской кухни,
Слава русских поваров!
Ученик 4:
Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.
Ученик 5:
Посиделки, вечеринки
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Ученик 6:
Жизнь такая – не иная,
Не заморская – чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
- Этап рефлексии «Волшебный горшочек»
Хозяйка:
- Хорошо посидели? А теперь мы раздадим вам по волшебному колобку, а вы выразите своё отношение к нашим посиделкам одним словом и запишите его на пирожке.
Хозяйка:
- А за слова ваши ласковые да пожелания приветливые угощаем вас ягодниками поморскими, пейте чаёк да нас добрым словом вспоминайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."
Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие речевых умений и творческих способностей. Урок способствует развит...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
С. Писахов " Не любо не слушай"
"Смолоду сказками да песнями душу питаю " Конспект урока по предмету Литературное чтение 3класс. УМК «Школа 21 века» на основе регионального содержания курса «Морянка»...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Программа литературного кружка для 1-4 классов « ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС
Программа литературного кружка "Литературная гостинная" по фгос...
Сценарий литературно-музыкальной композиции « Литературная гостиная. Здравствуйте, Алексей Максимович!»
Внеклассное мероприятие .Знакомство с творчеством А.М.Горького...
Классный час на тему "Поморские посиделки" для учеников 2-4 классов
Данная разработка содержит материал,. расширяющий представления детей о жизни и быте народов Поморья....