Классный час на тему "Поморские посиделки" для учеников 2-4 классов
классный час (4 класс) на тему

Данная разработка содержит материал,. расширяющий представления детей о жизни и быте народов Поморья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomorskie_posidelki.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя начальных классов

МБОУ "Нименьгская ОШ"

Зайцева Алена Сергеевна

Лицукова Татьяна Алексеевна

Внеклассное мероприятие в 4 классе «Поле чудес»

ПОМОРСКИЕ  ПОСИДЕЛКИ

Цель: расширить знания учащихся о жизни и быте поморских людей.

Задачи:

Образовательные

Формирование заинтересованности учащихся к истории и культуре северного края.

Развивающие

Формирование умений анализировать, делать выводы, обобщать исторический материал, сопоставлять факты.

Воспитательные

1. Способствовать укреплению коллектива класса на основе общего дела и сопереживания за команду.

2. Воспитания чувства патриотизма и уважения к историческому прошлому Отечества и родного края

Оборудование: компьютер, проектор; у учителя: наглядный материал (вязаная одежда), деревянная ложка, распечатанные наказы по количеству учеников; на доске: правила игры, наглядный материал (картинки о жизни и быте поморских людей), образец куклы-оберега; у учеников - карточки на столах с названиям команд (поморы, поморочки, северяне), материалы, необходимые для изготовления куклы-оберега (ткань, нитки). Ведущие находятся в поморских народных костюмах.

Количество команд для игры зависит исходя из численности учеников в классе. Можно разделить на 2 команды (поморы и поморочки). Если ребята много, то можно сделать третью сборную команду (из девочек и мальчиков) - "Северяне".

 

Ход мероприятия:

Учитель 1: Здравствуйте, северяне и северянки! Мы рады видеть вас! Приветствуем всех гостей и уважаемое жюри!

СЛАЙД.  Мы, друзья, живём на севере,
Много знаем мы о нём!
На далёком белом Севере
Даже ночь бывает днём!

 Север – это круг полярный.
И Полярная звезда.
Север – это самый крайний
Полуостров изо льда!

СЛАЙД.  Песни зимние рождаются
В первозданной тишине.
А под утро отправляются
На ветрах по всей земле.

Учитель 2: И я приветствую всех в этом классе! Здравствуйте, поморы и поморочки! Приехали мы к вам, чтобы поиграть в игру «Поле чудес». И назовём мы нашу с вами встречу «Поморские посиделки». СЛАЙД.  В игре участвуют три команды: ПОМОРЫ, ПОМОРОЧКИ и СЕВЕРЯНЕ.

(Жеребьевкой определяется порядок игры команд)

Учитель2: В ходе игры команды по очереди будут крутить барабан и называть букву. Если такая буква есть, она появится в слове. Если такой буквы нет, то право хода переходит следующей команде. Если вы угадываете букву, то зарабатываете то, количество очков, которое выпало на барабане. Победит та команды, которая больше наберет очков.

Учитель 1: Ребята а вы знаете, кто такие поморы?  (заслушиваются ответы детей)

Учитель 2: В разные периоды российской истории случалось так, что людям приходилось покидать насиженные места и искать лучшей доли на Севере. СЛАЙД.  В X-XII веках началось заселение побережья Белого моря "беженцами", как сказали бы сейчас, в основном из Новгородских земель. Беженцы селились на берегу Белого моря на территории современных Архангельской, Мурманской областей, Республики Карелия. СЛАЙД.  Занимались в основном рыболовством, промыслом морского зверя, в некоторых местностях также солеварением и добычей жемчуга.

Учитель 1: СЛАЙД.  С ранней весны до поздней осени мужчины-поморы занимались ловлей рыбы и нередко брали с собой своих семи-восьмилетних сыновей. Уносили в море рыбаков крепкие судна – КАРБАСЫ.  

А другие рыболовные суда назывались так – СЛАЙД.  Крутим Барабан

ш

н

я

к

и

Карбасы были больше для промысла, брали много людей и груза.
Шняки брали как раз 2-3 пассажира. Однако в отличие от карбаса шняка предназначена для длительного плавания, на ней есть место для сна, приготовления еды. Шняки до сих пор остались на Белом море.

Учитель 2: Отправляясь в многодневное путешествие, рыбаки обязательно брали его с собой. Кого? СЛАЙД.  Крутим Барабан

с

к

а

з

о

ч

н

и

к

Учитель 2: По поверью, хозяин моря — «Никола — бог морской» — тоже любил сказки. Поморы часто брали в поход опытного сказочника. От него зависела удача рыбаков: если получится убаюкать хозяина, рыба останется без присмотра и попадет в сети. Поэтому сказочник знал много былин, сказок, преданий, бывальщин, песен.

Вдруг появляется переодетый сказочник (один из родителей класса) и знакомит ребят с северной сказкой "Двенадцать хворостей". После инсценировки ведущие предлагают сказочнику остаться на мероприятии.

Учитель 1: СЛАЙД.  Воровство среди поморов полностью отсутствовало, и совсем ещё недавно дома в Поморье не закрывались на замок. Хозяину достаточно было приставить к дверям палку, которая означала, что хозяев дома нет.

Учитель 2: СЛАЙД.  Поморы - народ гостеприимный, поискать ещё такого. В деревнях всегда здоровались с незнакомыми людьми, пускали в избу, угощали. СЛАЙД.  Даже если ночью пожалует нежданный гость, хозяева отогреют, накормят, на лучшее место спать уложат.

Учитель 1: Поморы говорили так: «Явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи, крепким чаем напои», а потом уж спрашивай: кто пироги печёт, а кто беду в ступе толчёт, где клин с светом сходится, где какие дела водятся.

В двери стучатся и по приглашению ведущих заходят переодетые в поморскую одежду женщина с ребенком (девочка лет 7-9). Их роли исполняют родитель из класса и ученица данного класса.

Сценка

Гости: Не мало ли Вас, не надоть ли нас?

Учитель 1: Хозяйка: Проходите, хвастайте, да на скамейку хрястайте!

Скидывайте скорее одёжду-то, у нас тепло. Сейчас самоварцик поставлю.

Гости:

А мы к Вам в дом,

Не с худом, а с добром!

Немного нам нать:

– Хлеба краюшку,

– Да денёг полушку,

– Печку шанег,

– Вьюшек да кулебяк,

– Браги бочонок,

– Брусницы моченой.

Ведущие приглашают присесть и погостить.

Учитель 2: СЛАЙД.  Кстати, застолье, то есть трапеза, - это особая в Поморье традиция, почти ритуал приема пищи. Вся семья три-четыре раза в день чинно, без опозданий и разговоров, садится за стол, который стоит в избе, в большом углу. Каждый за столом знает свое место. Перед каждым на столе миска и деревянная ложка.

Учитель1: Мать, хозяйка, приносит из кладовой каравай хлеба. Еду раскладывает по мискам, соблюдая старшинство. Никто не прикоснется к пище прежде, чем старший, дед или отец, не подаст к этому знак – постучит ложкой по краю миски или столешницы (постучать деревянной ложкой о столешницу). Трапеза кончилась, старший снова постучал ложкой, можно вставать. Каждый вставал без слов; благодарственный поклон старшему – и можно заниматься своими делами.

Учитель 2: А готовила хозяюшка самые разнообразные, но простые и вкусные блюда:

СЛАЙД.  Шаньги – ватрушки, лепёшки, смазанные маслом или сметаной

Кулебяки – пироги с рыбой

Вьюшки – крендели

Алабуши– блины, запечённые в печи.

СЛАЙД.  Водяняшу – кашу из ячменной муки, сваренную на воде.

Горошницу – похлебку из гороха.

Двоесолку – рыбу, посоленную дважды.

Лабордан – сушеную треску, предварительно вяленую.

СЛАЙД.  Ковригу – печеный ржаной хлеб.

Калитки – пирожки с творогом, ягодами.

СЛАЙД.  Женщина - гостья: Иной раз на стол ставила поморочка жаровИцу. Что это? Крутим Барабан

к

л

ю

к

в

а

Учитель 1: Мальчики с детства видели, что женщина справляется с обязанностями главы семейства наравне с мужчинами, что её уважают и слушаются все родственники. По праву величают хозяйку  «большуха». СЛАЙД.  Она гордится большой семьёй, заботится о ней, она хозяйственна, знает себе цену, смелая, держится и в молодые годы с достоинством, а станет старше – это уже степенная, знающая цену труду, умудрённая жизнью женщина. Она никогда никому не жалуется.

Поэтому, становясь мужчинами, молодые поморы относились к своим собственным жёнам с уважением. Девочки также понимали, что от женщины зависит очень многое, и молодые поморки вели себя с большим достоинством. В поморской среде даже не употреблялось русское слово "баба", которое считалось унизительным и грубым. Женщин поморы называли и называют "жонками".

 Учитель 2: Долгими вечерами жонки сидели, СЛАЙД.  шерсть пряли и вязали (показать шапку, рукавицы, свитер). Все добротное было, теплое.

СЛАЙД.  Из жемчуга вышивали. он бывает скатный и половинчатый. Жемчуг - он особенный: болезни упреждает, как потускнеет - знать, болезнь кака есть.

Ткали одежды сами, сами шили.

Сестёр мать и бабушка  учили вязать, шерсть трепать на цапахах, заплатки разные класть, одёжу чинить. Девочки с пяти лет маленьких нянчили. СЛАЙД.  

Девочка - ученица (гостья):

Я качаю, зыбаю,     

Отец пошёл за рыбою.               

Мать пошла уху варить,             

Дедка в лес дрова рубить,  

Я должна бельё стирать,

А Ванюше надо спать.

Баю-бай! Баю –бай!

Поскорее засыпай.

Учитель 2: Верили также женщины и в куклы-обереги, которые охраняли их дом от злых духов. Куклы-помощницы пришли к нам из древней Руси, когда каждая женщина умела делать обереги из самых простых материалов. Куклы сопровождали женщину с самого рождения до смерти. Многие престарелые поморы просили хоронить их вместе с обережной куклой.

В любой беде или сложной ситуации женщина трясла куколку и приговаривала (у учителя образец куклы, показывая движениями учитель говорит):

Куклица-помощница,

Искроши все мои заботы,

Теплом их разбросай, пособи

И дай мне (то-то и то-то).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кукол делали из самых различных материалов. И мы с вами сегодня изготовим обережную куклу из ниток. На столах у вас необходимые материалы в конвертиках и схемы изготовления куклы. Следуя инструкциям на схеме, сделайте куклу-оберег. (подготовлены в конвертах нитки и простая схема изготовления куклы-оберега. Учителя оказывают посильную помощь учащимся при изготовлении куклы-оберега).

Учитель 1: СЛАЙД.  Ждали жонки своих мужей да сыновей. А уж, когда моряки возвращались - то-то радости было! И наряжались поморочки, всё-то нарядное:

СЛАЙД.  сарафан, повойник, бусы, серьги, платки!

К нарядной одежде пришивали кружева.

СЛАЙД.  Как назывались кружевные полоски? Крутим Барабан

б

л

о

н

д

ы

Учитель 2: СЛАЙД.  Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества — пятилетнего возраста. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте даже была выделена особая дата —14 декабря, когда ребёнку родители впервые давали азбуку. Как в народе назывался этот день? Крутим Барабан

н

а

у

м

о

в

СЛАЙД.  Наум-грамотник был покровителем ребят - учеников. "Батюшка Наум, наведи меня на ум", - просили ребятишки. И от Наума до нашего времени дошел наказ для учеников. Этот наказ мы дарим вам. Соблюдайте этот наказ и будете успешны в учебе.

Учитель 1: Вот и закончилось наше знакомство с бытом поморским, с укладом северных людей. Настало время подводить итоги. Просим жюри подсчитать очки.

Пока жюри подсчитывает очки, звучит поморская песня, и ведущие дарят наказы ребятам.

Учитель 2: Пришло время расставанья.

 Вместе:  До свиданья! До свиданья!

Интернет - источники:

1. https://www.culture.ru/materials/134756/batyushko-okean-studenoe-more-tradicii-pomorov-v-skazkakh-i-bylinakh

2. http://kartravel.ru/pomori.html

3. https://volk.livejournal.com/942434.html

4. https://yandex.ru/images/search?pos=7&img_url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2016%2F12%2F15%2Fs_58529689d6102%2Fimg_s507593_0_1.jpg&text=%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BC%D0%B0-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&rpt=simage

5. https://tayniymir.com/oberegi-i-amuletyi/oberegi-svoimi-rukami.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, для учеников 4-го класса

Что бы легче и радостнее училосьНеобходимо натренироватьвнимание, память, слух.И не забывать главный закон: труд, настойчивость, регулярность...

Классный час для учеников 1-2 класса "Моя малая Родина. Добро и милосердие Сергия Радонежского."

Материал классного часа содержит рассказ с иллюстрациями об основателе  города Сергиев Посад святом Сергии Радонежском. Старалась обращать внимание детей на силу добра и его неизменную окончатель...

Разработка классного часа для учеников 1-4 классов по теме Мир во всем мире

В методических рекомендациях предлагаются разработки занятий на природе с учащимися 2 – 4 (8 – 10 лет). Занятия проводятся  в лесу, на лугу, на пустыре, на болоте. Прекрасное место для таких заня...

Учебно - методический комплект по классному часу на тему: "Качества ученика" 2 класс (конспект + презентация)

Конспект и презентация классного часа на тему: "Качества ученика". 2 класс....

Конспект классного часа. Тема: "Личные качества ученика. Самостоятельность" 2 класс

Тема: «Личные качества ученика. Самостоятельность».Цель деятельности учителя: сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом уче...

Конспект классного часа. Тема: "Личные качества ученика. Самостоятельность" 2 класс

Тема: «Личные качества ученика. Самостоятельность».Цель деятельности учителя: сформировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необх...