С. Писахов " Не любо не слушай"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

"Смолоду сказками да песнями душу питаю "  

  Конспект урока по предмету Литературное чтение 3класс. УМК «Школа 21 века» на основе регионального  содержания курса «Морянка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisakhov_.docx102.63 КБ

Предварительный просмотр:

     Конспект урока по предмету Литературное чтение 3класс. УМК «Школа 21 века» на основе регионального  содержания курса «Морянка»

Составила учитель МОУ «СОШ №18» г. Котласа Червочкина Елена Леонидовна

                       

   Тема: Смолоду сказками да песнями душу питаю

                 (сказка С.Писахова «Не любо не слушай»)

Дидактическая цель: познакомить учащихся с творчеством С.Писахова

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задачи:

Образовательная: знакомство с новым произведением.

Развивающая: развивать навыки беглого, правильного, выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, способность к рассуждению и анализу.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга

Методы: исследовательский

Формы урока: индивидуальный, групповой, учебный диалог

Оборудование:

                             -учебник «литературное чтение» 3 кл. УМК «Школа 21 века» Ефросинина

                             -хрестоматия «Морянка»

                             -портрет С. Писахова

                             -выставка книг

                             -мультимедийная презентация

1. Орг. момент

Долго ли они жили-

Мне старики не говорили.

Знал про то один кот-колоброд,

Что сидел у ворот.

Да убежал кот в овёс, конец сказки унёс!(слайд№1)

- что это я такое прочитала?(присказка)

-что это такое? (дети дают определение)     работа в учебнике с.42

-где и когда можно услышать присказку?(в конце и в начале сказки)

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности уч-ся

- как вы думаете почему сегодня урок я начала с присказки?(ответы…)

-Правильно. Сегодня мы будем знакомиться с новой сказкой.

-тема:                   Смолоду сказками да песнями душу питаю

                                  (сказка С.Писахова «Не любо не слушай»)         (слайд №2)

- посмотрите на цели и каждый выберет  ту , которую хочет достичь на нашем уроке

Цели:

1)Познакомиться с новой сказкой

2)Узнать о сказочнике

3)научиться правильно, произносить новые слова

4)учиться читать вдумчиво, выразительно    (слайд№3)

3. Актуализация знаний уч-ся

-какие бывают сказки? (авторские и народные, волшебные и бытовые)

-Чем отличаются?     - приведите примеры

На слайде№4 несколько иллюстраций к знакомым сказкам  -  определить

-как нам определить, что перед нами сказка?  ( сказочные приметы)

-перечислите     (слайд №5)

Зачин

Троекратный повтор

Победа добра

Наличие архаизмов

Устойчивые словосочетания

Концовка


4. Усвоение новых знаний

-«Морянка»-с.120

-как называется произведение?

-авторское или народное?

-Кто автор? кто-нибудь знает, кто такой С .Писахов?

-рассказ о Писахове      (слайды6,7,8,9)

русский художникписательэтнографсказочник, преподаватель живописи.

От автора: «Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко.

Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову не приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. На промысел деда Леонтия брали сказочником.

В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит:

- Други-товарищи, спите ли?

Кто-нибудь сонным голосом отзовется:

- Нет, еще не спим, сказывай.

Фотография

имя при рождении:

Степан Григорьевич Пейсахов

Дата рождения:

13 (25) октября 1879

Место рождения:

Архангельск

Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске.

Секрет не велик. Я сказал:

- С 1879 года.

- Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?

Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заез жему дал ответ:

- Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью:

А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к.

Народ ютился кругом столба.

В 1924 году в сборнике "На Северной Двине" напечатана моя первая сказка «Не любо – не слушай». «Морожены песни»  С Сеней Малиной я познакомился в 1928 году. Жил Малина в деревне Уйме, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своем тяжелом детстве. На прощанье рассказал, как он с дедом "на корабле через Карпаты ездил" и "как собака Розка волков ловила". Умер Малина, кажется, в том же 1928 году.

Чтя память безвестных северных сказителей - моих сородичей и земляков, - я свои сказки веду от имени Сени Малины».

Pisahov.jpg

Дата смерти:

3 мая 1960 (80 лет)

Место смерти:

Архангельск

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/Pissachowdenkmal.jpg/220px-Pissachowdenkmal.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/Pissachowmuseum.jpg/250px-Pissachowmuseum.jpg В сентябре 2008 года в Архангельске, на пересечении улицы Поморской и проспекта Чумбарова-Лучинского, состоялось торжественное открытие памятника Степану Писахову (автор Сергей Сюхин).[10]. Бронзовая скульптура Писахова как бы протягивает руку прохожим, в авоське у Писахова — рыба, а на шляпе сказочника чайка, прилетевшая на запах рыбы[11]. Чайка трижды подвергалась актам вандализма - её отламывали со шляпы Писахова. Дважды она возвращалась на место, но после третьей кражи было принято решение чайку не восстанавливать.

- самостоятельное чтение  сказки

-какое впечатление? Всё ли понятно? Что интересного узнали?

- (докажите, что сказка)

5)  групповая работа

-Какие слова вызвали затруднение? Запишите в тетрадь, попробуйте дать объяснение друг другу.

-проверка трудных слов ( работа со словариком на с.129-131)

6).Работа с содержанием сказки

- о чём эта сказка?

- что интересного узнали про Архангельский край?

- какие животные, какая погода на Севере?

- как сказку надо читать?

Северный говор особенный, он отличается от современного языка, много слов устаревших. Поэтому сказки Писахова читать сложно, но всё равно они очень интересны и увлекательны.

-давайте посмотрим, есть ли присказки. Как вы думаете почему?

-найдите и зачитайте те моменты, которые понравились больше всего (почему?)

7) а теперь я вам прочитаю сказку, чтобы вы прочувствовали всю красоту северного диалекта.

8)дом. задание

Нарисовать иллюстрацию к этой сказке

9)рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…
-Сегодня на уроке я научился…
-Сегодня на уроке мне понравилось…
-Новые знания мне пригодятся…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."

Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина)  и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....

Презентация. Степан Писахов. Биография и сказки. Викторина.

Сведения о жизни писателя, его картины, сказки и викторина по данному материалу...

Презентация к занятию по риторике № 12 Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (2 класс)

Презентация к занятию по риторике. Занятие № 12 Тема: Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (2 класс)...

Литературная гостиная «Поморские посиделки «Не любо – не слушай»

Цель: формирование художественно-образного мышлении и эмоционально чувственного отношения к миру на основе знакомства с произведениями Степана Писахова и традициями  русского Севера. За...

"Степан Григорьевич Писахов – сказочник и художник". Библиотерапевтический час для 3-4 классов.

Особенности биографии и истоки творчества сказочника С. Г. Писахова. Связь между литературой и живописью....

Книга Ф.Адель " Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"

Книга, полезная как для родителей, так и для учителей....

« Организация успешного взаимодействия с ребёнком : слушать, слышать, слушаться.»

Эта тема является очень актуальной в наше время .Для того, чтобы между ребёнком и взрослым были гармоничные и эмоционально близкие отношения ,нужно , чтобы педагог сопереживал ребёнку, умел ставить се...