С. Писахов " Не любо не слушай"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
"Смолоду сказками да песнями душу питаю "
Конспект урока по предмету Литературное чтение 3класс. УМК «Школа 21 века» на основе регионального содержания курса «Морянка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisakhov_.docx | 102.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету Литературное чтение 3класс. УМК «Школа 21 века» на основе регионального содержания курса «Морянка»
Составила учитель МОУ «СОШ №18» г. Котласа Червочкина Елена Леонидовна
Тема: Смолоду сказками да песнями душу питаю
(сказка С.Писахова «Не любо не слушай»)
Дидактическая цель: познакомить учащихся с творчеством С.Писахова
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Задачи:
Образовательная: знакомство с новым произведением.
Развивающая: развивать навыки беглого, правильного, выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, способность к рассуждению и анализу.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга
Методы: исследовательский
Формы урока: индивидуальный, групповой, учебный диалог
Оборудование:
-учебник «литературное чтение» 3 кл. УМК «Школа 21 века» Ефросинина
-хрестоматия «Морянка»
-портрет С. Писахова
-выставка книг
-мультимедийная презентация
1. Орг. момент
Долго ли они жили- Мне старики не говорили. Знал про то один кот-колоброд, Что сидел у ворот. Да убежал кот в овёс, конец сказки унёс!(слайд№1) |
- что это я такое прочитала?(присказка)
-что это такое? (дети дают определение) работа в учебнике с.42
-где и когда можно услышать присказку?(в конце и в начале сказки)
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности уч-ся
- как вы думаете почему сегодня урок я начала с присказки?(ответы…)
-Правильно. Сегодня мы будем знакомиться с новой сказкой.
-тема: Смолоду сказками да песнями душу питаю (сказка С.Писахова «Не любо не слушай») (слайд №2) |
- посмотрите на цели и каждый выберет ту , которую хочет достичь на нашем уроке
Цели:
1)Познакомиться с новой сказкой 2)Узнать о сказочнике 3)научиться правильно, произносить новые слова 4)учиться читать вдумчиво, выразительно (слайд№3) |
3. Актуализация знаний уч-ся
-какие бывают сказки? (авторские и народные, волшебные и бытовые)
-Чем отличаются? - приведите примеры
На слайде№4 несколько иллюстраций к знакомым сказкам - определить
-как нам определить, что перед нами сказка? ( сказочные приметы)
-перечислите (слайд №5)
Зачин Троекратный повтор Победа добра Наличие архаизмов Устойчивые словосочетания Концовка |
4. Усвоение новых знаний
-«Морянка»-с.120
-как называется произведение?
-авторское или народное?
-Кто автор? кто-нибудь знает, кто такой С .Писахов?
-рассказ о Писахове (слайды6,7,8,9)
русский художник, писатель, этнограф, сказочник, преподаватель живописи.
От автора: «Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко.
Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову не приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. На промысел деда Леонтия брали сказочником.
В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит:
- Други-товарищи, спите ли?
Кто-нибудь сонным голосом отзовется:
- Нет, еще не спим, сказывай.
имя при рождении: | Степан Григорьевич Пейсахов |
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске.
Секрет не велик. Я сказал:
- С 1879 года.
- Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?
Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заез жему дал ответ:
- Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью:
А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к.
Народ ютился кругом столба.
В 1924 году в сборнике "На Северной Двине" напечатана моя первая сказка «Не любо – не слушай». «Морожены песни» С Сеней Малиной я познакомился в 1928 году. Жил Малина в деревне Уйме, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своем тяжелом детстве. На прощанье рассказал, как он с дедом "на корабле через Карпаты ездил" и "как собака Розка волков ловила". Умер Малина, кажется, в том же 1928 году.
Чтя память безвестных северных сказителей - моих сородичей и земляков, - я свои сказки веду от имени Сени Малины».
Дата смерти: | |
Место смерти: |
В сентябре 2008 года в Архангельске, на пересечении улицы Поморской и проспекта Чумбарова-Лучинского, состоялось торжественное открытие памятника Степану Писахову (автор Сергей Сюхин).[10]. Бронзовая скульптура Писахова как бы протягивает руку прохожим, в авоське у Писахова — рыба, а на шляпе сказочника чайка, прилетевшая на запах рыбы[11]. Чайка трижды подвергалась актам вандализма - её отламывали со шляпы Писахова. Дважды она возвращалась на место, но после третьей кражи было принято решение чайку не восстанавливать.
- самостоятельное чтение сказки
-какое впечатление? Всё ли понятно? Что интересного узнали?
- (докажите, что сказка)
5) групповая работа
-Какие слова вызвали затруднение? Запишите в тетрадь, попробуйте дать объяснение друг другу.
-проверка трудных слов ( работа со словариком на с.129-131)
6).Работа с содержанием сказки
- о чём эта сказка?
- что интересного узнали про Архангельский край?
- какие животные, какая погода на Севере?
- как сказку надо читать?
Северный говор особенный, он отличается от современного языка, много слов устаревших. Поэтому сказки Писахова читать сложно, но всё равно они очень интересны и увлекательны.
-давайте посмотрим, есть ли присказки. Как вы думаете почему?
-найдите и зачитайте те моменты, которые понравились больше всего (почему?)
7) а теперь я вам прочитаю сказку, чтобы вы прочувствовали всю красоту северного диалекта.
8)дом. задание
Нарисовать иллюстрацию к этой сказке
9)рефлексия
Сегодня на уроке я узнал…
-Сегодня на уроке я научился…
-Сегодня на уроке мне понравилось…
-Новые знания мне пригодятся…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."
Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина) и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....
Презентация. Степан Писахов. Биография и сказки. Викторина.
Сведения о жизни писателя, его картины, сказки и викторина по данному материалу...
Презентация к занятию по риторике № 12 Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (2 класс)
Презентация к занятию по риторике. Занятие № 12 Тема: Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (2 класс)...
Литературная гостиная «Поморские посиделки «Не любо – не слушай»
Цель: формирование художественно-образного мышлении и эмоционально чувственного отношения к миру на основе знакомства с произведениями Степана Писахова и традициями русского Севера. За...
"Степан Григорьевич Писахов – сказочник и художник". Библиотерапевтический час для 3-4 классов.
Особенности биографии и истоки творчества сказочника С. Г. Писахова. Связь между литературой и живописью....
Книга Ф.Адель " Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"
Книга, полезная как для родителей, так и для учителей....
« Организация успешного взаимодействия с ребёнком : слушать, слышать, слушаться.»
Эта тема является очень актуальной в наше время .Для того, чтобы между ребёнком и взрослым были гармоничные и эмоционально близкие отношения ,нужно , чтобы педагог сопереживал ребёнку, умел ставить се...