Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание как приоритетная задача образовательных стандартов нового поколения".
статья по теме
Из опыта работы по курсу "Основы Религиозных Культур и Светской Этики "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы о духовно-нравственном воспитании | 57 КБ |
презентация к докладу | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Духовно - нравственное воспитание как приоритетная задача образовательных стандартов нового поколения.
Курс Основы Религиозных Культур и Светской Этики преподается в Бешпагирской средней общеобразовательной школе четвертый год.
На собрании в 2010 г. родителями были выбраны модули "Основы православной культуры" и «Основы исламской культуры».
Нам очень интересно было преподавать эти модули. Родители одобрили изучение данных модулей, хотя сначала были предположения, опасения, что курсы будут иметь религиозный уклон.
Классы, в которых вели занятия по Основам Религиозных Культур и Светской Этики представляли отдельно православную культуру и мусульманскую. Поэтому одной из задач было довести до сознания детей, что несмотря на разность культур, и вероисповеданий, многое их и объединяет. Детям разного вероисповедания нравится в нашей школе танцевать восточные танцы, петь песни о дружбе и любви. Дети охотно рассказывали об обычаях и традициях в своих семьях. Обстановка на уроках была доброжелательная, спокойная, взаимопонимающая.
Мусульмане – дети приносили и показывали книги о правилах выполнения намаза, диски с чудесными проявлениями на теле у младенца, показывали семейное фото, где были запечатлены торжества. Краевое телевидение проводило съемки по модулю «Основы исламской культуры», брало интервью у детей во время урока.
В нашей школе учатся ребята разных национальностей и разных религий, это русские, азербайджанцы, армяне, даргинцы, кумыки, грузины, чеченцы, карачаевцы… В 2011 году родители будущих четвероклассников высказали пожелание об изучении не только модулей «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры», но и других: «Основы светской этики» и «Основы мировых религий». Ребята с удовольствием изучают эти модули. Они также насыщены информацией, наглядностью.
Я считаю, что на нас - преподавателях ОРКСЭ лежит очень большая ответственность, а самая главная - воспитать детей духовно -нравственными, умеющими сострадать людям, отзывчивыми, не только умеющими отвечать правильно на вопросы, но и уметь применить это в своей жизни.
В своей работе использую следующие технологии: личностно - ориентированная технология, ИКТ – технология (работаем с электронным учебником), технология сотрудничества, технология здоровьесберегающая, технология деятельностного подхода.
Учу детей анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
развивать критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; а так же воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Работаем с толковым словарем. Много слов для детей не совсем понятных. Приведу пример: «Ассоциативный куст» или «Дерево дружбы»
- Подберем слова, которые помогут нам представить настоящего друга.
Какими качествами он должен обладать?
-Почему ты выбрал именно эти качества для своего друга?
Дети прикрепляют листья каким должен быть настоящий друг - добрый, честный, отзывчивый, правдивый, смелый, верный, преданный, доброжелательный, веселый.
Еще один прием «Оформление ромашки». Какие отношения должны царить в наших семьях? Дети подходят и записывают на лепестках, что именно поможет сохранить семью.
На уроке «Дружба» позаимствовала опыт учителей начальных классов, работая с притчами, при этом использую музыкальное оформление.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну важную жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
- Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
- Другой волк представляет собой добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
- Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
А вообще работа с притчами помогает детям задуматься, найти ответы на нужные вопросы.
Еще одна маленькая, но важная притча «Корзину-то возьми».
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, решил он от него избавиться.
Усадил он в корзину отца и отнес высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда …»
Групповая работа предполагает решение продуктивных задач. В группах дети ведут обсуждение (учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения). Дети любят инсценировать различные ситуации. Например, на уроке «Этикет» разыгрывает каждая группа предложенную ситуацию («Как правильно подарить подарки на день рождения» и др. Дети действительно, как настоящие актеры, играют. Примеряют на себя роль как положительных, так и отрицательных героев, излагают свое мнение, наверное, в будущем такие уроки помогут скорректировать поведение, не совершить ошибку, не обидеть друга, ближнего своего.
Дети любят работать над пословицами. Из глубины веков до нас дошла мудрость народная. Здесь можно предположить работу в парах, либо индивидуальную.
Провожу викторины, беседы-путешествия, тестирование использую кроссворды, организовываю экскурсии в музеи (виртуальные экскурсии) .
--А сейчас мы с вами, уважаемые коллеги, проведем
психологический тренинг - «Ручеек доброты».
Встаньте парами, взявшись за руки. Поочереди через ручеек проходите и выбрав себе пару, выбирающий говорит добрые слова .
- Вы видите, что доброе слово поднимает настроение, поддерживает, радует. Не скупитесь на добрые слова. И помните о том, как бывает больно слышать злые слова. Не даром говорят, что доброе слово – лечит, а злое – …? (калечит).
Периодически проводим открытые уроки на муниципальном и краевом уровне по Основам Религиозных Культур и Светской Этики.
Формируем осознанное отношение к семье, как одной из важнейшей ценности бытия через знакомство с семейными праздниками и традициями. Ставим задачи:
Закрепить знания учащихся о семейных традициях и праздниках;
Формировать навыки групповой работы, элементы исследования при изучении нового материала.
Так изучая историю создания праздников Нового Года и Дня Семьи. Дети заинтересовались, и через интернет, библиотеку, беседы с родителями, бабушками продолжили изучение семейных праздников и, как Новый Год встречают в других странах. На уроке дети выступали с защитой своих проектов перед аудиторией. Дети ответственно отнеслись к творческим работам, многим помогли родители, но помощь взрослых и предполагалась.
Например, творческая работа Фоминой Кати, ученицы 5 класса, была посвящена теме «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества». Она рассказала о своем прадедушке Панченко Василии Евтеевиче, о его нелегкой жизни. Сначала жили единолично, потом коллективизация, тяжелый труд лег на его плечи, служба в армии, война, дошел до Берлина. Вернувшись с фронта, продолжил свой жизненный нелегкий путь достойно. Обзавелся семьей, родились 3 дочери и сын. Трудился в колхозе.
Дальше Катя предоставила нашему вниманию пословицы о солдатах войны, песню «Журавли», и стихотворение Алексея Суркова «Красоту, что дарит нам природа». В написании творческой работы Катя обратилась за помощью к бабушке, маме.
Достойная работа Сергеюк Альбины «Россия – Родина моя». В конце сочинения вспоминает о ветеране войны Ковалеве С.И.., который участвовал в освобождении Риги и Кинесберга. Вот отрывок из ее работы
« И сейчас наша задача и наших родителей создать благоприятные условия жизни и внимание участникам войны». Читаешь работы детей и думаешь, что недаром прошли твои уроки. Дети обращаются за помощью к родным и близким, они общаются, листают семейные альбомы, перебирают старые фотографии, а может благодарности, грамоты, которые получили за свой нелегкий труд, делятся воспоминаниями о своей жизни. Это послужит только на пользу нашим ученикам.
В конце урока на этапе рефлексия проводим игру «Свеча признания».
- Каждый из вас любит свою семью, какой бы она не была – большой или маленькой, полной или неполной. Я предлагаю вам задуматься именно об этом – о том, как дороги вам ваши близкие.
Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Я зажигаю свечу, прошу всех подумать о своей семье, вспомнить какие-то волнующие моменты из жизни семьи, глядя на пламя ученикам сказать слова благодарности конкретному человеку (маме, папе, бабушке, сестренке) и пояснить, за что он их благодарит.
После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем мы предлагаем детям повторить три раза слова «Мир дому твоему», глядя на свечу признания, после чего свечи тушатся. У детей не было и чувства стеснения, слова благодарности от души, шли из самого сердца. При этом попросили некоторые детки свечу с собой, сказав, что мы и дома также сделаем. Пусть наши уроки послужат детям пособием, как надо поступать, а как нет, что такое хорошо, а что такое плохо, пусть они станут добрее, лучше, честнее, требовательнее к себе.
В нашем селе есть замечательный музей. Где собрано много материала, экспонатов о прошлом нашего села. При проведении урока «Нравственные идеалы», я использовала материалы нашего музея.
К тому, что есть в учебнике, а это предлагается рассмотреть личности Александра Невского, былинных героев, по программе на уроках окружающего мира дети знакомятся с историческими личностями.
Это и А.В.Суворов, и Петр 1, я предлагаю детям отправиться на экскурсию в наш сельский музей, где есть зал Боевой славы и зал Трудовой славы.
Рассмотрели стенд с фотографиями, где изображены участники Великой Отечественной войны, наши земляки, которые прошли трудными дорогами войны. Например, Баев Иван Григорьевич. Он родился в 1915 году в селе Бешпагир. Призван на фронт в 1943 году (второй Белорусский фронт), 9мая 1945 года находился в городе Берлине Германия. Награжден медалями: «За оборону Севастополя», «За взятие Берлина».
Следующая фотография - это Перехода Сергей Васильевич. На фронт был призван в 1942 году. Дошел от Сталинграда до Польши. А 9 мая 1945 года находился в Краснодарском госпитале.
После войны работали в колхозе «Заветы Ильича». За добросовестный труд награждались Почетными грамотами.
Без отметочная система обучения не сковывала детей. Они много рассуждали, доказывали, не боялись ошибиться. На уроках часто просто направляла беседу. Дети сами задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. В настоящее время оценки выставляем, так как предмет ОРКСЭ стал обязательным в учебном плане.
Мои ученики делятся своими впечатлениями о более тесном общении с родными. При составлении родословной, здесь не только подключают родителей, но и бабушек, и даже прабабушек.
Домашние задания задаю творческого плана.
1.Посещение библиотеки.
2.Посещение музея.
3.Интервьюирование.
4.Рассмотреть фото, документы из семейного архива.
Еще много можно рассказывать об интересных моментах с наших занятий, о том, какие возможности в воспитании нравственных качеств личности дает курс ОРКСЭ. Этот курс интересный и очень нужный.
Мы находимся в самом начале долгого и кропотливого труда, направленного на духовно – нравственное возрождение нашего Отечества. Немаловажное значение в исцелении современного мира имеет возрождение культурных традиций.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3.Мухаммед- основатель Ислама. В к.6 в. Аравия потеряла ряд территорий-торговля была нарушена. Объединение стало необ-ходимо. Объединению арабов помо-гла новая религия ислам. Его основатель-Мухаммед род.ок.570 года в бедном роде.Он женился на быв-шей своей хозяйке и стал торговцем. Пророк Мухаммед. Французская гравюра 17 в.
Коран Для слепых Самый маленький Самый древний В золотом окладе
В Коране насчитывается 114 сур (глав). Все главы разделены на аяты (стихи). В общей сложности в Коране больше 6200 аятов и более 320 тысяч букв ( харф ). Текст Корана разделен на 30 равных частей, каждая из которых по-арабски называется джуз . Мусульмане верят, что Коран — это божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом. Коран — несотворенное Слово Господне, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство.
Любовь к Родине — это важнейшая ценность для любого народа, поэтому пословицы и поговорки содержат много советов: как служить Отчизне, с чего начинается Родина.
Родина — мать, умей за неё постоять. На чужбине родная землица во сне снится. Человек без родины, что соловей без песни. Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей. Для родной Отчизны не жаль и жизни. Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
Родственные узы — основа ислама, поэтому существует очень много хадисов и высказываний о том, как следует вести себя с родственниками. Вот некоторые из этих хадисов. Хадис от Ибн Умара Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости, не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет проигнорировать прегрешения своих родственников, простить им и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере. Хадис от Джубайр бин Мутим Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдёт в Рай. Хадис от Малика бин Анас Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлён, пусть поддерживает связи с родственниками.
Сегодня в мире открывается все больше и больше исламских гостиниц. Это отели, которые предлагают роскошный приём для гостя в рамках законов ислама. В такой гостинице мусульманину предложат только халяльную * еду, в номерах не будет недостойных изображений, в номере обязательно находится коврик для молитвы и т. д. По сути, исламские гостиницы — это законы исламского гостеприимства, которые приносят доход. Более того, исламские гостиницы часто привлекают не только мусульман, ведь в них гостя окружает комфорт, забота и радушие . Традиции гостеприимства
В горах Дагестана зачастую весть о том, что в селение едет чей-то кунак, разносилась нередко задолго до его прибытия. Понятно, всем было известно, у кого именно приезжий остановится. Поэтому часто кунак был ещё в дороге, в окрестностях селения, а хозяин с сыновьями и братьями уже выходили его встречать. При этом считалось неприличным ожидать гостя за селением или в начале селения, встреча происходила непосредственно у дома хозяина.
искусство
Мечеть — молитвенный дом мусульман. Первая мечеть была построена Мухаммадом в Медине. Это была площадь для молитвы, обнесённая оградой с навесом. Современный облик мечети был оформлен к началу 9 в. Требования, предъявляемые к ритуальной чистоте, определяют наличие помещения для омовений. С этой же целью перед входом обязательно должна быть снята обувь, поэтому пол всегда покрыт коврами или циновками. Почти всегда к зданию мечети пристроены один или несколько минаретов — башен для первого призыва на молитву. Мечети бывают как соборные (пятничные), вмещающие всю общину, так и квартальные, домашние, относящиеся к медресе
Вознесение Маулид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия Пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На Маулиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммада , которого мусульмане считают последним посланником Аллаха, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Аллаху с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом.
Мечеть Фейсала . Исламабад (Пакистан ) – самая большая мечеть в мире
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно нравственное воспитание учащихся и студентов, как основа реализации стандарта нового поколения.
Актуализация проблемы формирования духовно- нравственной личности....
Доклад на педагогический педсовет "Стандарты нового поколения"
«В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педаг...
Стандарты нового поколения. Приоритетные направления ФГОС.
В данном выступлении рассматривается введение ФГОС в начальных классах , предполагающее изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьника, развитие учительского потенц...
Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения
Совр Соременный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства....
Роль и значение новой предметной области «Духовно-нравственная культура» в Стандартах нового поколения.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уни...
Коллективная творческая деятельность в реализации образовательных стандартов нового поколения
Актуальность технологии КТД, принципы КТД, роль учителя на разных этапах развития коллектива, конструктор КТД, из опыта работы КТД "Классны журнал-периодическое издание класса" и КТД "Наша древняя сто...
ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СТАДИЯХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Материал поможет использовать элементы технологии на разных этапах урока в начальной школе...