Роль и значение новой предметной области «Духовно-нравственная культура» в Стандартах нового поколения.
статья по теме

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

   Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания.

Общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников: это будет человек готовый принимать решения, способный к сотрудничеству, предприимчивый, имеющий чувство ответственности и главное – образованный, нравственный.   

Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно  Основ  религиозной  культуры. По моему убеждению, знакомство детей с основами светской этики,  православной культурой - необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_omelyanchuk_o.b.docx322.48 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГОУ ВПО Московский институт открытого образования

Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров

Кафедра философии образования

РЕФЕРАТ

на тему: «Роль и значение новой предметной области «Духовно-нравственная культура» в Стандартах нового поколения».

                                                                                 Выполнила:

                                                                               Омелянчук Ольга Борисовна

Учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ № 1386

                                         

Москва 2013

1. Введение.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

   Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Как показывает педагогическая практика оно наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни   народа.

     Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно – нравственно личности ребёнка.

Основной целью духовно-нравственного направления является:

  • формирование у детей норм нравственного поведения, развитие их личностных качеств.
  • создание условий для расширения сознания ребенка,  формирование  различных его видов.

Общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников: это будет человек готовый принимать решения, способный к сотрудничеству, предприимчивый, имеющий чувство ответственности и главное – образованный, нравственный.    

Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно  Основ  религиозной  культуры. По моему убеждению, знакомство детей с основами светской этики,  православной культурой - необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного.  И так на Руси было и раньше - нравственным воспитанием занимались государство, церковь, семья,  целенаправленно велось формирование цельной, высоконравственной личности.

      Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. (уроки литературного чтения, окружающего мира.)

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания — формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Отмечается, что в процессе воспитания необходимо опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания  нравственных начал, мотивации поведения человека. Результатом такого сотрудничества станет развитие сферы социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага. Для этого воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота [1].

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Поэтому в настоящее время в гимназиях, лицеях, общеобразовательных школах введен  новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»[2].

Важным шагом на пути реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» стало принятие 1-й  статьи  Федерального Закона   № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 г.). В числе прочих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) были внесены новые требования к воспитанию обучающихся в российской школе [3].

Пункт 6 статьи 9 («Образовательные программы») новой редакции Федерального Закона «Об образовании» предписывал: «Учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебные материалы призваны обеспечивать „духовно-нравственное развитие, воспитание“ российских школьников, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование».

Пункт 2 статьи 14 («Общие требования к содержанию образования») в новой редакции Закона дополнен требованием, которое подчеркивает, что содержание образования должно быть ориентировано на «формирование духовно-нравственной личности».

Таким образом, со вступлением в силу новой редакции Закона «Об образовании», был поставлен серьезнейший вопрос: как обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи, как сформировать духовно-нравственную личность выпускника российской школы?

2.1. Основная часть (теоретическая). 

Что такое «духовно-нравственная культура?

«Духовно-нравственная культура – это система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов.

Духовно-нравственная культура включает:

  • знания о цивилизационных и национальных ценностях, ставших универсальными (ценности семьи, ценности общения и взаимодействия, ценности познания и др.);
  • нравственно-ценные мотивы (осознание объективности общественных норм и правил; принятие необходимости жить по нравственным законам;  рефлексия; самосовершенствование);
  • нравственно-ценное поведение (реальное соблюдение норм и правил, самодисциплина; диалогичность; толерантность и др.) [4]  .

Цели и принципы введения новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

Цели введения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в учебный план общеобразовательных учреждений:

  • знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики;
  • формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, и в то же время является частью культуры мировой;
  • развитие воспитания детей в системе государственного и муниципального образования, расширение возможностей для формирования духовной культуры и нравственности детей в общеобразовательных учреждениях, что сознается обществом как одно из основных условий преодоления негативных социальных тенденций и процессов;
  • реализация образовательных потребностей граждан, представляющих различные мировоззренческие, в том числе конфессиональные группы населения в Российской Федерации, их детей в государственной и муниципальной системе образования, в общеобразовательных учреждениях;
  • упорядочение практики изучения в общеобразовательных учреждениях курсов религиозной культуры разных конфессий, а также других мировоззренческих, этических, философско-религиоведческих учебных курсов, разработанных на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.

Причины введения данного курса:

1. Социальные причины

  • снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения;
  • наблюдающиеся в обществе явления нарушения межнациональных отношений.

2. Педагогические причины:

  • целесообразность начинать воспитание с такого возрастного периода, когда дети еще весьма подвержены подражанию и принимают без обсуждения идеи от взрослого;
  • в младшем школьном возрасте бурно идет социализация, и оставить этот процесс вне влияния школы нельзя.

Основные идеи курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

Идея 1. Источниками возникновения и становления нравственной культуры общества являются национальные традиции и религия.

Идея 2. Основы духовно-нравственной культуры - это не знания о сущности и основных положениях религии, а освещение их вклада в культуру общества. Понимание того, что религия только один из источников культуры.

Идея 3.  Ценности, которые объединяют разные религии, а не муссирование преимуществ и особенностей каждой религии.

Идея 4. Основу нравственности общества составляют общечеловеческие ценности.

Основные цели изучения предмета:

Личностные результаты:

  • Гражданская идентификация (я – гражданин государства, имею права и обязанности; мое государство многонационально).
  • Этническая идентификация (я принадлежу к народу, знаю его культуру).

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты (УУД):

  • Регулятивные универсальные действия;
  • Логические универсальные действия;
  • Коммуникативные универсальные действия;
  • Информационные универсальные действия.

Регулятивные универсальные действия:

  • Осуществлять действия по заданному правилу;
  • Видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого и самостоятельно;
  • Контролировать свое поведение, адекватно принимать оценку;
  • Оценивать ситуацию с точки зрения «нравственно-безнравственно»;
  • Учитывать индивидуальность партнеров по общению, избегать конфликтов

Логические универсальные действия:

  • сопоставлять, сравнивать, анализировать;
  • делать выводы, обобщать;
  • классифицировать (группировать по существенным признакам);
  • выдвигать гипотезы, строить доказательства;
  • работать в системе альтернативных решений.

Коммуникативные  универсальные действия:

  • взаимодействовать в учебном диалоге («держать» цель и тему, принимать чужое мнение; убеждать, доказывать);
  • принимать и передавать информацию в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения, описания, повествования

Коммуникативные  универсальные действия:

  • Извлекать информацию из текста и иллюстраций в соответствии с поставленной целью;
  • Анализировать информацию, оценивать ее с позиций «истинности», «ложности», «фантастичности»;
  • Дополнять, исправлять информацию с использованием справочной литературы.

Названные цели реализуются посредством решения ряда задач:

  • знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний;
  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Принципы введения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в учебный план общеобразовательных учреждений:

  • соблюдение конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания всех участников образовательного процесса;
  • сохранение и укрепление гражданского согласия в обществе на основе соблюдения гражданского равноправия, развития взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами в Российской Федерации независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
  • право семьи, родителей на получение их детьми общедоступного образования в государственной и муниципальной системе общего образования с учетом мировоззренческих и культурных особенностей семьи, народа;
  • общепризнанный принцип приоритета семьи в воспитании детей, формировании их мировоззрения и культурной идентичности, невмешательство в вопросы мировоззренческого и культурного самоопределения ребенка государства, школы, религиозных и иных мировоззренческих, идеологических организаций;
  • добровольность и возможности выбора для семьи несовершеннолетнего учащегося и самого учащегося по достижении им определенного возраста изучения одного из учебных предметов образовательной области «Духовно-нравственная культура» независимо от принадлежности его семьи или его самого к той или иной религиозной организации или отношения к религии;
  • комплексный учет правовых норм законодательства об образовании: о единстве федерального культурного и образовательного пространства; защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступности образования; светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свободе и плюрализме в образовании; демократическом, государственно-общественном характере управления образованием; обеспечении в содержании образования интеграции личности в национальную и мировую культуру; необходимости учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 2, 14), а также соответствующих принципов и норм международного права, положений международных документов, участником которых является Российская Федерация.

В результате изучения данного курса школьники должны понимать, что каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Наиболее общим является определение, согласно которому под общечеловеческими понимаются ценности, принимаемые всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития. Ценность рассматривают как цель. К ней стремятся ради нее самой. Она идеал. Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе, к другим людям, к самому себе. Общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты могут выступать в качестве такой основы. Если условно воспроизвести иерархию ценностей или «вершину ценностной пирамиды» (Н. Е. Щуркова) как систему того, что значимо для жизни человечества на Земле, то выделяются те ценности, чье присутствие в жизни обуславливает саму жизнь: Человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, гармония, счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство, труд, познание, общение.

Ценность жизни бытия означает позитивное отношение человека к космосу, планете Земля, природе, другим людям как носителям бытия, к самому себе, как части космоса, планеты, природы, человечества. Эта ценность выступает как одна из основных мировоззренческих ценностей (ценность человеческой жизни вообще и ощущение себя частью природного мира) и проявляется в бережном отношении человека к окружающей природе, другим людям, самому себе, в способности и желании преумножать природные богатства, подразумевающие не пассивное, созерцательное отношение к природе и окружающей действительности, а активную работа по ее сохранению и улучшению, приумножению ее богатств. Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье, с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения, условия выживания человечества.

Ценность добра представляет собой альтруистическую направленность человека, сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви. «Возлюби ближнего» как одна из основ гуманизма и тезис «спешите делать добро» являются важнейшим жизненным правилом организации социальных отношений.

Ценность красоты, гармонии — это ценности совершенства, гармонизации, стремление к соответствию идеалу.

Гражданственность — осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Понятие «гражданин страны», «гражданин России» означает, что человек принимает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией. Формирование гражданских ценностей — это пробуждение в человеке с самых ранних лет интереса к истории своей страны, ее жизни, ее народу. Воспитание патриотизма является стержнем гражданского воспитания. Освоение национальной культуры в общем контексте мировой культуры, знание истории своей страны, понимание национальных традиций и обычаев и уважение к ним, любовь к Родине — все это проявляется в активной гражданской позиции, чувстве гордости, а иногда и страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине означает и умение использовать знания о ней в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий.

Любовь к Родине — это и готовность защищать ее от любых посягательств, служить ей. Патриотическое воспитание не противоречит интернациональному, космополитическому — оно есть целенаправленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как жителя Земли.

Свобода человека определяется свободой воли, т. е. тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами. У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода вероисповедания, свобода определения жизненного пути — свобода быть самим собой. В то же время понимание этой ценности означает уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой.

Труд как ценность рассматривается как естественное условие человеческой жизни, восприятие любой человеческой деятельности (в том числе и учебы) как труда. Воспитание отношения к труду как к ценности подразумевает формирование основных трудовых действий, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия.

Знание как ценность — это понимание ценности познания, знания, учения. Формирование приоритетности знания, отношения к нему как к ценности, стремление к преумножению знаний и обучению в течении всей жизни является важнейшей задачей образования. Особую роль для школьников играет их учебная деятельность. Она связана с отношением к учебе, к знаниям, с отношением к знаниям как ценности. В этой же ценностью связано отношение к учителю — воспитание уважения и чувства признательности к нему.

Семья как ценность и ценности семейной жизни, семейные традиции. Семья является моделью тех отношений, в которые вступает ребенок, появившись на свет и которые служат ему первым и последующим опытом отношений, помогает освоиться в окружающем его мире. В семье формируется отношение человека не только к своим близким, но и к себе — его самооценка на основе оценки взрослых.

К составляющим элементам духовной культуры принято относить идеалы, смыслы, образы, нравственные традиции. Последние в наиболее широком смысле понимаются как способы организации совместной деятельности, устойчиво сохраняющие собственные характеристики на протяжении многих поколений. В этом смысле наука, искусство, философия и религия как культура духовной деятельности — тоже являются традицией. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, людей высокой нравственности, проявляющих религиозную терпимость, положительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов. Каковы обоснования обращения к воспитанию в стандартах и введения новой области и нового предмета? Именно с воспитанием связывается сегодня дальнейшее духовное возрождение российского общества, преодоление кризисных явлений нашей жизни. В настоящее время воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач, ему отдается безусловный приоритет на всех уровнях образования. В общественном сознании учеными и педагогами-практиками изменение отношения к роли воспитания в образовании воспринимается как поворот к новой образовательной парадигме, в которой воспитанию будет отводиться значительная роль. Изменение отношения к воспитанию, повышение его роли и значимости потребуют от учителей нового осознания цели образовательного процесса: воспитание духовно-нравственной культуры личности как основы успешности ученика, а значит и результативности деятельности школы, и благополучия страны.

Как прививать российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру?

Завет российской школе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999): «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)»[5].

Поэтому основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России — это систематическое преподавание в школе духовно-нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа.

В настоящее время учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на рубеже 4–5 классов. В идеале освоение этого учебного предмета должно распределяться равномерно по всем возрастным ступеням школы: освоение духовно-нравственной культуры должно начинаться в начальной школе, продолжаться в основной и углубляться на старшей ступени полной общеобразовательной школы. Это и будет способствовать непрерывному нравственному образованию и воспитанию школьников. Опираясь на многовековые культурно-исторические традиции России и творческий потенциал каждого ребенка, духовно-нравственное воспитание позволит школьнику различать добро и зло, оценивать, что полезно, а что опасно, к чему надо стремиться, а чего следует избегать.

Говоря о духовно-нравственном воспитании, важно уточнить: что же такое образование?

В ныне действующем Законе «Об образовании» говорится, что образование — это «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула Закона).

Чтобы утрачивающее культурно-историческую преемственность поколение в результате школьного обучения могло идентифицировать российскую духовно-нравственную культуру как свою культуру, при преподавании духовно-нравственной культуры необходимо опираться на письменные и иные памятники отечественной культуры, а главное — не жалеть времени на глубокое (не формальное!) изучение достопамятных событий отечественной истории, например, судьбоносных Побед в российской истории, освященных великими православными церковными праздниками. Один героический эпизод родной истории, одна книга, один автор могут совершить в душе школьника такую духовно-нравственную работу, которую не сможет заменить «прохождение» по программе множества обязательных дат, имен, произведений [6].

Преподавание духовно-нравственной культуры, во-первых, должно строиться на принципе культуросообразности (сообразности отечественной культуре), а во-вторых, активно опираться на авторитетный историко-культурный материал: знаменитые памятники русской культуры, фигуры великих исторических деятелей, исследования всемирно известных ученых.

2.2. Основная часть (практическая).

Тема урока: «Образцы нравственности в культуре разных народов»

Цели и задачи:

  • Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
  • Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков, привычек нравственного поведения;
  • Накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем погружения в культуры разных народов.

Оборудование: карточки, иллюстрации в пособии, словари.

Ход урока.

I.        Актуализация знаний.

1. Организационный момент. Тренинг «Подари улыбку» (учащимся предлагают, встав в круг и взявшись за руки, улыбнуться друг другу).

2. Проверка (обсуждение) домашнего задания.

II.        Изучение нового материала урока.

1. Учащимся  предлагается найти в словаре понятие «нравственность».

Записать новый термин в словарь

2. Разобрать слово по составу. Подобрать к данному слову однокоренные слова (нравственный, нравы, понравился, нравоучение).

 3. Подобрать синонимы (культурный, воспитанный).

 4. Подобрать антонимы (злой, безразличный, эгоист, враждебный).

 5. Привести примеры нравственных поступков из народных сказок.

 Например: «Репка» - о взаимопомощи; «Дюймовочка» - сострадание; «Карлик Нос» - неуважительное отношение к старшим.

III.        Рассказ учителя о нравственности, о нравственной культуре, о нравственном поступке и поведении у разных народов (на примере притч из учебника).

IV.        Обобщение материала.

1. Обсуждение, сравнение, выявление общих нравственных поступков.

2. Задание «Ромашка». Дети собирают ромашку, на лепестках которой написаны разные слова: добрый, интересный, ласковый, отзывчивый, веселый, умный, внимательный к людям. Каждый ребенок комментирует свой выбор.

3. Творческое задание «Нарисуй нравственность». Пофантазируйте и нарисуйте сказочное существо по имени Нравственность.

•        Какие нравственные качества отразились в вашем рисунке?

V.        Итог урока.

Ученик читает стихотворение М. Пляцковского «Доброта»

Добрым быть совсем, совсем непросто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Учитель: Что вы поняли после нашего урока?

VI.        Домашнее задание.

Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения нравственности [6].

Модуль: «Основы  православной культуры»

Тема урока:  «Милосердие и сострадание»

Цель: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Ключевые понятия:  милосердие.

Планируемый результат:  неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

Ход урока:

1.Организация класса.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня наш урок мы начнем с рассуждения.

- Как вы понимаете выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть»?

- Какие  два важнейших дела есть у совести?

-Связаны ли между собой два понятия: «бессовестный человек» и «мертвая душа»?

-Почему покаяние называют «лекарством для души»?

3. Выявление восприятия, мотивация.

       Исследовательские действия  по разбору и возникновению слова «милосердие». Учащиеся объяснят, как могло возникнуть в языке это слово.

     Учитель: Ребята, изучая «Основы православной культуры» мы с вами общаемся на русском языке. Я подумала, что будет правильно, если мы сможем применить свои знания по русскому языку на этом уроке. Тем более, что название  нашей темы требует разбора по составу.

(Учащиеся разбирают слово «милосердие» по составу.)

    Учитель: В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию. В аргументации вам помогут иллюстрации из электронного пособия к нашему уроку «Иллюстрации».

4. Формирование аналитического мышления.

    Учитель: А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

(Учащиеся выступают по желанию.)

5. Исследовательская  групповая работа с текстом (5 минут).

     Учитель: Я думаю, что мы  не только попробовали разобраться в значении слова «милосердие», но и проанализировали свои действия и поступки по отношению к другим. Сейчас я вам предлагаю поработать с текстом, чтобы услышать разные точки зрения и принять их. Для этого мы  сформируем три группы, которые после чтения текста выберут отрывки, которые:

  а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; (1 группа)

  б) печалят вас, потому что так поступать тяжело; (2 группа)

  в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить (3 группа).

     (После чтения текста проводится дискуссия. Очень важно  спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.)

6. Практическая работа.

     Учитель: Сейчас мы с вами смогли услышать все точки зрения, ваши мнения. Убедиться в том, что вы правильно понимаете, что такое  милосердие, сострадание, вы сможете, поработав   в электронном пособии  «Тренажер». В этой работе очень важно каждому прочувствовать и продумать  ответы  на  вопросы.

     Учитель: Я предлагаю вам продолжить урок и прослушать историю о святой Иулиании. В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она  помогала всей округе тем, что бесплатно шила  одежду для бедняков. Пришли голодные времена на Русь.  Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно,  вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «Раньше ты ела совсем немного, а что же сейчас ешь в три горла?». А на  самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, Ульяна стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

(Учитель мотивирует детей к рассуждению, сравнению, обобщению  и анализу поступка святой Иулиании. Далее приводится пример великой княгини Елизаветы Федоровны в 1915 году: «Красный крест».)

7. Подведение  итогов. Рефлексия.

  Учитель: Сегодня я предлагаю вам сблизиться, сев в кружок – быть милыми сердцу друг другу. Такая близость позволит нам выяснить, прав ли был Христос, когда говорил: «Любите врагов ваших»?

- Что вам кажется самым трудным в этом?

     Учитель: Я очень рада, что сегодня у нас с вами получился душевный разговор. Мы приняли все мнения и решили, что они все правильные. Конечно, мы с вами стараемся быть милосердными, может быть,  у нас не всегда это получается. Я думаю, что мы научимся быть милостивыми к людям. Ваше решение стать милосердным, может быть началом реализации проекта «Спешите делать добро».

8. Домашнее задание: при помощи взрослых составить памятку советов себе, другу, товарищу  «Что нужно делать, чтобы стать милосердным?»  [7].

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока:  «Культура и религия»

Цель: формирование понятий  «культура», «религия».

Планируемый результат: начальные представления о моральных нормах носителей  разных убеждений, культур.

Ход урока:

1.        Организация класса.

2.        Сообщение темы урока.

Опрос домашнего задания:

1)        лексическое значение слов «Родина», «патриот», «Отечество» - согласно различным словарям русского языка

2)         интервью на тему «Что такое Родина?» - учащиеся  зачитывают ответы  родителей, родственников на вопрос.

Вывод: У людей, живущих в одной стране, говорящих на одном языке, понятие «Родина»  сходится по смыслу.

3.        Введение в тему:

Учитель: Мы с вами часто говорим о  культуре. А кто сможет объяснить, что это такое?  (Учащиеся пытаются объяснить значение слова.)

Учитель: Я вам предлагаю вывести краткое понимание слова «культура», прочитав текст в электронном приложении к нашему уроку.

(Работа  в группах (3 минуты)  со  значением слова «культура» в электронном приложении  с представлением результатов [8].

    Учитель: Вы очень плодотворно поработали в группах и смогли прийти к общему мнению. Вы  все правы, так как   культура -  это то, что создал человек своим трудом, что меняет своим трудом. Трудясь, человек меняет не только свой мир, но и себя. Например, становится более заботливым, менее ленивым.  Главное в культуре – это причина, по которой человек решает поступать так, а не иначе.

Культура передается  через опыт   одних людей другим. Культуру создают люди, а культура тем самым  влияет на  образ жизни, мыслей, чувств, способ общения  друг с другом. Свою культуру человек не выбирает, он рождается с ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры общие для всех людей, а есть различия в народных культурах. Мы с вами сейчас  в этом сможем убедиться, прочитав текст в учебнике.

4.        Формирование новых знаний.

А) Работа с текстом (2).

 Учитель: Прочитайте следующий абзац:  «В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

Учитель: Какую культуру увидел арабский путешественник, прибыв в Россию?  Приведите примеры принятия или непринятия интересов других людей, что арабского путешественника поразило больше всего в культуре русского народа?

(Высказывания детей.)

Учитель: Ребята, я предлагаю вам снова  работу в группе над таким проблемным вопросом: «Какие черты русской культуры вы  можете назвать?»

(Презентации групп.)

Б) просмотр слайд – шоу в электронном приложении к уроку [8]

Учитель: В подтверждении ответов групп, мы с вами просмотрим слайд – шоу в электронном приложении к уроку.

5. Знакомство с понятием «религия».

Учитель: Арабский путешественник так сказал о русском народе: «Несомненно, все эти люди святые!» Как вы думаете, почему?

(Рассуждения детей.)

Учитель: Вы, ребята,  конечно,  правы. Русский народ издавна -   православный народ,  а это значит:  вера  в Бога,  в высший разум, религиозность. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире неодинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть видимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи.

Учитель: Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

                                               

Учитель: Давайте познакомимся с толкованием понятия «христианин» в электронном приложении к нашему  уроку «Хрестоматия» [8].

(Учащиеся  прочитывают текст, учитель обязательно комментирует и делает вывод.)

Истоки русской культуры – в православной религии. Например, слово «спасибо» - это сокращенное пожелание: «Спаси, Бог!» Каждый раз, когда человек говорит это слово, он невольно обращается к Богу. И это тоже наша русская культура.

6. Закрепление знаний и умений.

Учитель: Я очень рада, что сегодня на уроке  вы приняли активное участие  в толковании   понятий «культура» и «религия». Мне очень хочется, чтобы вы подтвердили полученные знаний в работе с контрольными вопросами. [8,9].

7. Д/задание: обсудить с родителями, какие культурные ценности (традиции) есть в семье.

3. Заключение.

Итак, практическая реализация включения в новое поколение государственных стандартов общего образования учебного курса  «Духовно-нравственная культура» осуществляется по детальному плану мероприятий, рассчитанному не менее чем на 5 лет.

Данный план предусматривает поэтапную работу с привлечением к ней на первом этапе регионов, в которых практика изучения в школах учебных предметов, курсов по истории и культуре православия уже получила широкое распространение. Аналогичные планы разрабатываются и реализуются по каждому учебному предмету образовательной области «Духовно-нравственная культура» [10].

Для дальнейшего продвижения преподавания религиозной культуры в российской школе принципиальное значение имело Совещание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями других наиболее многочисленных в России вероисповеданий (21 июля2009 г.). На этом Совещании обсуждались вопросы преподавания основ религиозной культуры и светской этики [11] .

В ходе Совещания Президент Российской Федерации поддержал преподавание в школах России основ религиозной культуры для тех детей и родителей, которые хотят изучать свою родную религиозную культуру. А для тех, «кто захочет изучать все многообразие российской религиозной жизни, может быть разработан общий курс по изучению истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны». Для людей нерелигиозных предлагалось изучение светской этики [11].

Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» стало Поручение Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 2 августа 2009 года.

В новом Законе «Об образовании» расширено и углублено понятие «образование». Под образованием поется целенаправленный процесс обучения, включающий духовно-нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России. Такое образование будет больше соответствовать интересам человека, общества и государства.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и преумножить ее богатства есть важнейшее условие успешного развития России»[12].

Цель и конечный результат деятельности школы видится сегодня не только в «знаниях по предмету», умениях и навыках, компетенциях, но прежде всего, в обретении подрастающими поколениями нравственной опоры, нравственного фундамента, содержащего основные ценности и нормы человеческой цивилизации и нашего общества. При этом следует понимать, что духовно-нравственная культура — это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина — это непрерывный процесс становления мировосприятия, мироощущения, развитие сферы чувств, т. е. формирование мировоззрения.

Духовно-нравственная составляющая присутствует во всех областях знаний. Сегодня особенно важно акцентировать нравственную составляющую во всех предметах школьного курса, поднять на новый уровень забытую воспитательную работу в школе и в социальном окружении ребенка. Успешное решение заявленной задачи формирования духовно-нравственной личности возможно только общими усилиями, только при осознании каждым учителем, воспитателем, родителем необходимости своего участия в процессе становления личности ребенка, а также при активном понимании и поддержке всего общества.

Гуманистическая направленность образования основывается на праве ребенка получать всю полноту знаний о мире, о мировой культуре и о традиционных религиях как важной составляющей этой культуры. А светскость в широком смысле этого слова отражает одну из важнейших характеристик общественных отношений и принципов построения и деятельности государства: признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы вероисповедания, совести, убеждений и мысли. Таким образом, по мнению специалистов, светскость государства и школы определяется, в частности, характером отношений, сложившихся между ними и религиозными организациями, признанием свободы вероисповедания и мировоззренческих позиций всех граждан страны и участников образовательного процесса[13].

Это означает, что применительно к вводимому предмету, духовно-нравственная культура, включающая в себя в том числе и знания о религиях, должна преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в неконфессиональном варианте, как развивающее знание. Духовно-нравственное образование должно иметь общественно значимый результат, что предполагает знакомство школьников с основными общечеловеческими, общегражданскими и общенациональными ценностями и этическими нормами и «присвоение» этого знания. Очевидно, что наряду с научными знаниями, информацией о законах развития человеческой цивилизации, устройстве общества, культуре невозможно не знакомить учащихся с основами религиозной культуры в целом и традиционными для нашей страны религиями.

Таким образом, введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» одним из приоритетных направлений научно-методической деятельности становится разработка и внедрение в практику школы соответствующих учебных курсов. И одной их проблем, требующих решения при создании такого рода курсов, является проблема разработки и отбора содержания, обусловленная необходимостью привнесения в школьное образования понятия «духовность». Индивидуальность и личность ребёнка — привычные понятия для современных российских педагогов, а вот понимание сути терминов «дух» и «духовность» — то новое, что привнесено с выделением области «духовно-нравственное» [14] .

Процессы глобализации привели к тому, что мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире, наша эпоха характеризуется отсутствием единомыслия, господством радикального плюрализма мнений, и охранительная функция религий сегодня в нем достаточно велика, что невозможно не учитывать. Введение духовно-нравственного компонента в школьное образование может стать инвариантной основой процесса становления и самоидентификации личности ребенка, значительно затрудненного сегодня, сможет помочь ему в осмыслении и присвоении главных нравственных и этических ценностей, в выделении принципов культурной самобытности, на которых впоследствии будет базироваться его индивидуальный духовный опыт [13].

Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри себя и извне. Это влечет за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной, культуре — необходимый ответ на такие вызовы современности, как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни.

Поэтому предлагаемый учебно-методический комплекс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» полностью отвечает задачам реализации программы социализации и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС [14].

Подводя итог, отмечу, что, Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» разработана с учетом:

  • законодательства Российской Федерации об образовании, обеспечения законных интересов и прав в области образования граждан Российской Федерации, всех участников образовательного процесса;
  • современной практики преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в субъектах Российской Федерации учебных курсов религиозной культуры (православной, исламской, иудаизма и др.), других мировоззренческих, этических учебных курсов;
  • содержания информационно-методических материалов, подготовленных ранее по вопросам изучения религий, религиозной культуры в общеобразовательных учреждениях государственными федеральными и региональными органами управления образованием, в том числе с участием Русской Православной Церкви (письма Минобразования России [1], органов управления образованием субъектов Российской Федерации);
  • Предложений Совета Общественной палаты Российской Федерации по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования, подготовленными по обращению Министра образования и науки РФ [2];
  • содержания и положений Обоснования по данной теме, направленного в Минобрнауки России от Русской Православной Церкви в 2006 г. [3] и Предложений Московской Патриархии по вопросу законодательного обеспечения преподавания основ духовно-нравственной культуры в государственных общеобразовательных учреждениях от 9 октября 2007 г.

Предлагаемые в Концепции решения позволят продвинуться от имеющейся в настоящее время относительной возможности систематического изучения духовно-нравственной культуры общества, в том числе религиозной, приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и традициям своей семьи, народа в общедоступной государственно-общественной (светской) школе ― к гарантии такого образования как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса.

Литература:

[1] «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. С. 9.

[2] Текст Конвенции опубликован в «Ведомостях Верховного Совета СССР». 1962. № 44.

[3] «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Утв. 29.12.2001 г. М.: ЦГЛ, АПКиПРО, 2004. С. 10.

[4] «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Издательство Московской Патриархии, 2000. С. 141.

[5] Лихачев Д.С. Русская культура: Сборник статей. М.: «Искусство», 2000. С. 153, 155.

[6] Журнал «Источниковедение в школе».  № 1(9) 2010. С. 13–21.

[7] Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

[8] Электронное приложение. Урок «Культура и религия» - Словарь. Хрестоматия. Контроль.

 [9] Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. С. 7

[10] Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книги I-II / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. ― М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998

[11] См. Предложения Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования.

[12] Письма Минобразования России от 22 октября 2002 г. №14-52-876 ин/16, от 13 февраля 2003 г. № 01-51-, письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 13 июля 2007 г. № 03-1584 и др.

[13] Обоснование включения в федеральный базисный учебный план государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» (вариант ― «Духовная культура и этика»)». / Письмо Управляющего делами Московского Патриархата РПЦ митрополита Калужского и Боровского Климента Министру образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 20 ноября 2006 г. № 7850

[14] См. Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация духовно-нравственного компонента в контексте ФГОС второго поколения»

«Стремление к высокой духовности и нравственности всегда было отличительной чертой русского национального менталитета, и развитие обучающихся в этом направлении всегда считалось важной задачей образов...

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных качеств личности"

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании духовно-нравственных качеств личности"...

Методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся Занятие кружка «Светлый образ» Тема занятия "Семь+я"

Методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся. Занятие кружка «Светлый образ». Тема занятия "Семь+я"....

Взаимодействие семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания младшего школьника

  Не подлежит сомнению то, что перед семьей и школой стоят общие цели и единые задачи: формирование личности ребенка, его духовно-нравственное развитие.    На формирование г...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Доклад для областного православног фестиваля "От Рождества до Пасхи"https://yadi.sk/i/GgkdPpFBGeNg8w...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА В ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» «ОНОВЫ ПРВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Тема урока: «Внутреннее строение и убранство храма»

В последние десятилетия произошли серьезные изменения в школьном образовании, появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», составленныйна основе федерального госуд...

«Формирование компетентности учителей начальных классов в области духовно-нравственного воспитания младших школьников»

В данной статье рассматривается принципы формирование компетентности, компоненты компетенций, и уровни развития компетентности учителей начальных классов в области духовно – нравственного воспит...