Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения
материал по теме

Агафонова Надежда Николаевна

Совр              Соременный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения ФГОС Агафонова Н.Н. учитель начальных классов МБОУ СОШ №31 г. Мурманска

Слайд 2

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский ФГОС

Слайд 3

ФГОС

Слайд 4

Особенности стандарта Одной, и самой важной особенностью нового стандарта, являются новые требования к освоению обучающимися образовательной программы. ФГОС

Слайд 5

Задача стандарта Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. ФГОС

Слайд 6

Учусь учиться! осознаю, выбираю, творю (личностные УУД) планирую, контролирую, корректирую, оцениваю (регулятивные УУД) анализирую, моделирую, ищу информацию (познавательные УУД) Я действую общаюсь, обсуждаю, взаимодействую, сотрудничаю (коммуникативные УУД)

Слайд 7

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства. ФГОС

Слайд 8

Что отличает современный урок от традиционного? Место в образовательном процессе Требования к проведению урока Структура Содержание Организационные формы Методика Средства

Слайд 9

Цели урока: Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей; Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала ; Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД ФГОС

Слайд 10

Урок современного типа В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ФГОС

Слайд 11

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа (ФГОС) Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 12

1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». • 1-2 минуты; • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение детей в деятельность; • выделение содержательной области. Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу. Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.) ФГОС

Слайд 13

II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 4-5 минут. 2. Возникновение проблемной ситуации. • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); • создание проблемной ситуации; • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. ФГОС

Слайд 14

III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. ФГОС

Слайд 15

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. • 7-8 мин; • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению проблемы. • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания используется приём перевода правил на язык образов. ФГОС

Слайд 16

V. Первичное закрепление . Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут; • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. ФГОС

Слайд 17

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • 4-5 минут; • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. ФГОС

Слайд 18

VII Включение нового знания и повторение. • 7-8 минут; • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; • Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. ФГОС

Слайд 19

VIII Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • 2-3 минуты; • Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи . ФГОС

Слайд 20

Традиционные задания Обновленные задания Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1, 2 и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования ФГОС

Слайд 21

1. Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся. 2. Это учебное сотрудничество. 3. Это активные и интерактивные формы работы. 4. Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов). 5 . Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант). 6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).

Слайд 22

Учитель, его отношение к учебному процессу, его профессионализм и творчество, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. ФГОС

Слайд 23

Спасибо за внимание!

Слайд 24

Место в образовательном процессе Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования Его конкуренты: Информационное образование Домашнее образование Дополнительное образование

Слайд 25

Требования к технике проведения урока урок должен быть эмоциональным; вызывать интерес к учению; воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм урока должны быть оптимальными; действия учителя и учащихся завершёнными; необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке; - педагогический такт.

Слайд 26

Организационные формы обучения Фронтальная форма обучения. Групповая, дифференцированно – групповая, парная форма обучения; группы сменного состава. Индивидуальная форма обучения. Коллективная форма организации обучения.

Слайд 27

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний Урок формирования первоначальных предметных умений Урок применения предметных умений Урок обобщения и систематизации Урок повторения Контрольный урок Коррекционный урок Комбинированный урок Учебная экскурсия Урок решения практических, проектных задач

Слайд 28

Нетрадиционные типы урока Урок-соревнование Урок-путешествие Урок-сказка Урок-игра Урок-конференция Урок взаимного обучения Интегрированный урок

Слайд 29

постановка проблемы ; занимательное изложение, необычная форма изложения материала; эмоциональность речи учителя; познавательные игры; ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся); создание ситуации нехватки знаний по определённым вопросам; наглядность (картина, фотография, карикатура, схема, диаграмма, график, фрагмент фильма и т.п.); афоризмы, пословицы, поговорки; рассмотрение событий, имеющих большой общественный резонанс; отрывки из художественных произведений; документы; незаконченные предложения или незаконченные фрагменты с пропущенными словами; парадоксальная ситуация; …



Предварительный просмотр:

Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры

 учителя, мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

                     В.А.Сухомлинский

«Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты нового поколения и использовать новые подходы в работе».    (Примерные программы по  учебным предметам)

Одной, и самой важной особенностью нового стандарта, являются новые  требования к освоению обучающимися образовательной программы.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства. 

Что отличает современный урок от традиционного?

  • Место в образовательном процессе

   Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты:

  1. Информационное образование
  2. Домашнее образование
  3. Дополнительное образование
  • Требования к проведению урока
  • урок должен быть эмоциональным;
  • вызывать интерес к учению;
  • воспитывать потребность в знаниях;
  • темп и ритм урока должны быть оптимальными;
  • действия учителя и учащихся завершёнными;
  • необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
    - педагогический такт.
  • Структура
  • Содержание
  • Организационные формы
  • Фронтальная форма обучения.
  • Групповая, дифференцированно – групповая, парная форма обучения; группы сменного состава.
  • Индивидуальная форма обучения.
  • Коллективная форма организации обучения.
  • Методика
  • Средства

Цели урока:

Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД  

Типы уроков:

  • Урок первичного предъявления новых знаний
  • Урок формирования первоначальных предметных умений
  • Урок применения предметных умений
  • Урок обобщения и систематизации
  • Урок повторения
  • Контрольный урок
  • Коррекционный урок
  • Комбинированный урок
  • Учебная экскурсия
  • Урок решения практических, проектных задач

Нетрадиционные типы уроков:

  • Урок-соревнование
  • Урок-путешествие
  • Урок-сказка
  • Урок-игра
  • Урок-конференция
  • Урок взаимного обучения
  • Интегрированный урок
  • Приёмы повышения мотивации

Урок современного типа 

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Требования к уроку 

Традиционный урок 

Урок современного типа (ФГОС) 

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

1.Организационный момент. 

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 

• 1-2 минуты;

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний. 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. 4-5 минут.

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

III. Постановка учебной задачи. 

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);  проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

IV. «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения). 

Этап изучения новых знаний и способов действий 

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.

• 7-8 мин;

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению проблемы.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

V. Первичное закрепление. 

Этап закрепления  знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут;

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль 

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

VII Включение нового знания и повторение.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

УРОК СЕГОДНЯ  (выводы)

1.Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.

2. Это учебное сотрудничество. 

3. Это активные и интерактивные формы работы.

4. Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).

5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант).

6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).


Учитель начальных классов: Агафонова Н.Н.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

суть изменений современного урока с введением федерального государственного стандарта начального образования второго поколения...

Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...

Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл

Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общ...