Доклад на педагогический педсовет "Стандарты нового поколения"
материал по теме

Вертягина Светлана Людвиговна

 

«В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни»

(Концепция ФГОС общего образования)

«2010 год станет годом позитивных перемен в системе образования. Мы хотим создать современную школу, которая могла бы раскрыть личность ребёнка»

Д.А. Медведев

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_pedsoveta.doc50 КБ
Office presentation icon prezentaciya_fgos_novyy.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:

«В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни»

(Концепция ФГОС общего образования)

«2010 год станет годом позитивных перемен в системе образования. Мы хотим создать современную школу, которая могла бы раскрыть личность ребёнка»

Д.А. Медведев

В России с 1 сентября 2011 года начинается внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Переход при этом будет происходить постепенно. В 2011 году на новые стандарты перейдут все первые классы, в 2012-м – все первые и вторые. И так далее на протяжении следующих 11 лет. Окончание ввода нового стандарта произойдёт в 2025 году.

Сегодня все общеобразовательные учреждения страны работают в соответствии с ФГОС, который был принят в 2004 году. При этом меняться образовательные стандарты по федеральному закону «Об образовании» должны не реже одного раза в течение 10 лет.

Введение нового ФГОС коснётся в 2011 году прежде всего, педагогов начальных классов и первоклассников.

Введение нового ФГОС в первых классах приведёт к дополнительному увеличению нагрузки педагогов, так как, к стандартной образовательной программе добавится ещё 10 обязательных часов в неделю так называемого «воспитательного компонента».

При этом количество образовательных часов останется тем же, что и сегодня. Главное новшество заключается в том, что в новом стандарте прописан не только объём знаний, но и направления социального развития и перечень социальных навыков, которыми должен овладеть ребёнок в результате прохождения обучения. То есть помимо конкретного объёма знаний по математике, русскому и литературе, он должен обладать определёнными социальными компетентностями. Все они тоже прописаны в ФГОС.

По версии разработчиков ФГОС, которым является Институт проблем образовательной политики «Эврика», со следующего года основным критерием качества образовательного процесса должна стать «инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса». Именно этот критерий фиксирует в правовых нормах школы новый стандарт, который, как сказано в пояснительной записке к проекту ФГОС, «за много лет убедительно доказал свою практическую целесообразность».

Суть нововведения действительно сводится к тому, чтобы научить учеников самостоятельно получать знания и делать выводы. «Однако одного введения нового образовательного стандарта для этого мало. Это будет зависеть от того, какие учебные материалы и методики преподавания будут использованы, а также в значительной степени от самих педагогов».

Всё будет зависеть от качества исполнения новой инициативы.

Перед нами стоит цель – сделать наших учеников более самостоятельными. Причём с самых первых классов. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГСО НОО) предусматривают необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает «достижение планируемых результатов начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности».

С 2011-2012 учебного года первые классы будут обучаться по УМК, учитывая новые образовательные стандарты. 

Программы для начальной школы (учебно-методические комплекты)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ФГОС - включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Примерные программы начального общего образования

Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая.

Традиционными называют программы:

«Начальная школа 21 века»,

«Школа 2100»,

«Школа России»,

«Гармония»,

«Перспективная начальная школа»,

«Классическая начальная школа»,

«Планета знаний»,

«Перспектива».

К развивающим системам отосятся программы:

Л.В. Занкова

Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Вне зависимости от системы и учебно методического комплекта ученик должен получить знания, определяемые государственным стандартом.

Для получения результатов при переходе на новые образовательные очень важно условия получения образования. А это: кабинеты, оснащенные компьютерами, телевизорами, DVD-плеерами, видеомагнитофонами, музыкальными центрами, дидактическими и методическими материалами. Оборудованные кабинеты для уроков информатики, трудового обучения, изобразительного искусства.

Основные направления деятельности ОУ по внедрению ФГОС НОО

 Формирование универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться: навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

 Совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

 Формирование общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.

 Активное использование ИКТ и цифрового оборудования на предметных уроках и во внеурочной деятельности.

Основные направления работы в 2011-2012 учебном году.

Изучение и апробация в первых классах новых ФГОС.

Содержание и организационно-педагогические условия проектной деятельности учащихся на основе гуманитарного подхода.

Поддержка и развитие одаренных детей.

Повышение квалификации и уровня педагогического мастерства учителей и воспитателей начальной школы.

Укрепление материально-технической базы кабинетов начальной школы с целью использования современных информационных образовательных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности. 

Задачи на 2011-2012 учебный год.

Приступить к разработке новой образовательной программы для начальной школы в соответствии с ФГОС.

Продолжить работу по формированию модели оценки качества образования.

Разработать систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных детей.

Внедрить практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей начальных классов, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.

Изучить новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование (проект)

Слайд 2

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением

Слайд 3

Начальное общее образование Носит рамочный и открытый характер ФГОС НОО фундамент Для всех последующих этапов обучения

Слайд 4

Основные ценностно-целевые ориентиры современной школы Одним из главных условий успешности начального образования является обеспечение соответствующей современным требованием образовательной среды ОУ Инициативность Самостоятельность Ответственность Креативность

Слайд 5

Обязательная часть составляет (2/3) Часть, формируемая участниками образовательного процесса составляет (1/3) Новые образовательные стандарты реализуются при 5-дневн ой и 6-дневн ой недел е

Слайд 6

Время, отводимое на часть, формируемую участникам может быть использовано: для увеличения часов на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение курсов, обеспечивающих интересы, в том числе этнокультурные, участников образовательного процесса; на изучение по желанию учащихся и их родителей курсов, обеспечивающих духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся; на внеурочную деятельность.

Слайд 7

Внеурочная деятельность составляет 1350 учебных часов (при 5-дневной и 6-дневной учебной неделе), отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных),

Слайд 8

Основные задачи работы по ФГОС в 20 11 –20 12 учебн ом год у Начальная переподготовка в области ИКТ-компетентности учителя начальной школы Освоение работы в единой информационной среде Мультимедийные среды для детско-взрослого взаимодействия Освоение средств цифровой фото и видео фиксации Направления

Слайд 9

Последовательность событий и состояние дел Закон об образовании 2007 Разработка Конкурс Инициативные разработки Совет при Министре Стандарты общего и профессионального образования Начальное образование

Слайд 10

ФГОС включает в себя требования : к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

Слайд 11

Стандарт также учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Общеобразовательные учреждения наряду со специальными (коррекционными) общеобразовательными учреждениями должны создавать условия для получения начального общего образования детьми с ОВЗ. При реализации основной образовательной программы применительно к каждой категории детей с ОВЗ предусматривается установление специальных федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд 12

Результаты: Личностные Метапредметные Предметные

Слайд 13

Личностные результаты (12) Требования к личностным результатам должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование основ базовых национальных ценностей российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Слайд 14

Личностные результаты формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Слайд 15

Личностные результаты развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Слайд 16

Метапредметные результаты (16) Требования к метапредметным результатам должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

Слайд 17

Метапредметные результаты овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

Слайд 18

Метапредметные результаты освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Слайд 19

Метапредметные результаты использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио , видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Слайд 20

Метапредметные результаты овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Слайд 21

Метапредметные результаты готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Слайд 22

Метапредметные результаты готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Слайд 23

Требования к предметным результатам C учетом специфики содержания предметных областей обучающийся должен получить возможность их освоения на уровне, обеспечивающем дальнейшее успешное обучение.

Слайд 24

Результаты, подлежащие итоговой оценке системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Слайд 25

Результаты, не подлежащие итоговой оценке ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Оценка этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образования федерального, регионального, муниципального уровней.

Слайд 26

Портрет выпускника любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Слайд 27

Требования к условиям

Слайд 28

Материальное и информационное оснащение образовательного учреждения должно обеспечивать следующие виды деятельности учащегося и учителя: создание и использование информации (в том числе письмо, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- сопровождением и графическим сопровождением, общение в Интернете); получение информации из открытого образовательного информационного пространства;

Слайд 29

наблюдение (включая наблюдение микрообъектов) и проведение экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифровое (электронное) и традиционное измерение, определение местонахождения, наглядное представление и анализ данных; использование цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

Слайд 30

создание материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработка материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирование и конструирование, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; исполнение, сочинение и аранжировку музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;

Слайд 31

физическое развитие, спортивные соревнования и игры; планирование учебного процесса, регистрацию его хода (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещение своих материалов и работ в информационной среде учреждения; оценку работ учащихся учителями; совершенствование учащимися своих работ; проведение массовых мероприятий, собраний, представлений, отдых всегда, когда это требуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современный урок - одно из условий перехода на ФГОС нового поколения"

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов....

Доклад: "Требования к результатам начального образования в рамках стандарта нового поколения"

Участие в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта. Новые требования к результатам начального образования. Этапы усвоения обязательного программного материала...

Доклад УМК "Предшкола нового поколения"

УМК ориентирован на подготовку каждого ребенка к школе физически, психологически, социально и интеллектуально....

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) ОШИ №4"

Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) оши №4"...

Доклад на педсовет по теме:"Новые технологии для нового поколения-цифровая образовательная среда"

laquo;Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация , с которой оно произносится, являются капель...