Игра-путешествие "Юный Петербуржец"
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цели:
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность.
2. Воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения.
3. Развивать познавательную активность, любознательность, обогащать кругозор детей.
4. Развивать связную речь, совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
5. Развивать инициативу и самостоятельность детей в общении и познании, обогащать личный субъектный опыт каждого ребёнка.
6. Обогащать представления детей о родном городе, формировать основы гражданских, патриотических чувств.
Оборудование:
Интерактивная доска с видами Санкт-Петербурга, формата , мяч.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга, герба города. Чтение и заучивание стихов о городе. Выставка детских рисунков. Расширение знаний о родном городе, уточнение и расширение словаря по теме.
Ход игры-путешествия.
Дети стоят полукругом в свободной зоне группы перед воспитателем.
Ребята, давайте отгадаем загадку.
: “На болоте родился, три раза крестился, врагу не достался, героем остался”.
Про что это? Как вы узнали, что загадка про Санкт-Петербург?»
(разобрать загадку: что значит на болоте родился, три раза крестился? какому врагу не достался, и почему героем остался?)
В: «Молодцы, ребята!
Давайте вспомним, кто основал (построил) наш город? (Пётр I). В честь кого город получил своё имя? В честь святого Петра, который жил очень давно, помогал людям, делал много хороших дел. Святой Пётр – покровитель Санкт-Петербурга, он оберегает его.
Летом вы часто уезжаете отдыхать за город в деревню. Во многом город и деревня не похожи друг на друга, но всё равно они очень дружат между собой. Давайте вспомним отличия города от деревни. Кому я бросаю мяч, тот продолжает моё предложение.»
Игра с мячом. Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают:
̶ В городе многоэтажные дома, а в деревне чаще… (одноэтажные)
̶ В городе дома каменные, а в деревне… (чаще деревянные, но есть и каменные)
̶ В городе для того, чтобы помыться, люди пользуются ванной, а в деревне… (баней)
̶ В городе много широких улиц, проспектов, площадей, а в деревне… (улица одна или несколько, и она узкая)
̶ В городе жителей перевозят троллейбусы, автобусы, трамваи, маршрутные такси, а в деревне… (только автобусы)
̶ В городе тысячи людей, а в деревне… (мало жителей)
̶ В городах есть кинотеатры, театры, цирк, зоопарк, а в деревне… (клуб)
̶ В городах есть большие магазины, торговые комплексы, а в деревне… (небольшие магазины с разными товарами)
̶ В городе много поликлиник и больниц, а в деревне… (медпункт, больница есть только большой деревне)
̶ В городе мало зелёных насаждений (парки, скверы), а в деревне… (много лесов, лугов, полей, садов)
̶ В городах содержат только кошек, собак и других мелких декоративных животных, а в деревне… (много разных крупных и мелких домашних животных)
В: «Ребята, как называются жители Санкт-Петербурга? (петербуржцы). А вы знаете, кто такие настоящие Петербуржцы? Они не только очень любят свой город, но и хорошо знают его. Если к ним приезжают гости из других городов, петербуржцы могут назвать и показать разные достопримечательности Санкт-Петербурга.
Достопримечательности – это красивые, известные, знаменитые места в нашем городе: памятники, здания, улицы, парки, набережные.
Ребята, а вы хотите быть настоящими петербуржцами? Тогда я приглашаю вас в путешествие по Санкт-Петербургу.
. Мы говорили, что в городе много широких улиц, проспектов, площадей. А какие вы знаете улицы, проспекты, площади? На какой улице находится наша школа?
На какой улице вы живёте?
А какая главная улица нашего города? (Невский проспект).
Путешествуя по улицам Санкт-Петербурга, вы будете выполнять разные задания, отвечать на вопросы.
Какими видами транспорта можно пользоваться в Санкт-Петербурге? (ответы детей).
Хорошо, а послушайте стихотворение:
Очень просто сесть в трамвай
И сказать: “Вези давай!”
Очень просто сесть в такси
И сказать: ”Давай вези!”
Ну, а если вам не к спеху,
Если город вам знаком,
Интереснее – не ехать,
Интереснее – пешком!
Вот и я предлагаю пешком отправиться в наше путешествие.»
Презентация с видами Санкт – Петербурга.
Слайд3.
Была у царя Петра Первого мечта: построить такой замечательный город, в который приедут гости из всех стран мира и будут восхищаться его красотой.
Пришел царь Петр на берега реки Невы, осмотрел их и выбрал маленький остров. Остров носил название Заячий. Велел царь строить на Заячьем острове крепость, чтобы защитить будущий город от врагов. В те дни записал Петр Первый в своем дневнике такие слова: «В 16 день мая крепость заложена и именована Санкт-Питербурх» С тех пор день 16 мая (27 мая) считается днем рождения города.
В: «Это наша первая остановка на улице “Узнай”. Я буду вам показывать картины с видами города. Кто узнал – поднимает руку. Отвечает тот, кого я назову.»
(дети называют показанные достопримечательности)
Слайд 4.
Домик Петра.
Слайд 5.
Петропавловский собор. Как его построить придумал Доменико Трезини. На самом верху шпиля укрепили шар – яблоко, а на нем фигуру ангела с крестом. Ангел на колокольне Петропавловского собора – это флюгер. Он поворачивается и указывает направление ветра.
Слайд 6.
Здание адмиралтейства.
Слайд 7.
Дворцовая площадь.
Слайд 8. Дворцовый мост.
В:«А сейчас представим, что мы оказались на поэтическом бульваре. Самые разные поэты были так очарованы красотой Санкт-Петербурга, что посвятили ему свои лучшие стихи. А какие стихи знаете вы, прочтите?»
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка
Знаменитая река:
Баржи, лодк, пароходы
На себе несет Нева.
И в трубе водопроводной
Тоже плещется Нева.
(М.Борисова)
На свете много есть чудес.
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
Скульптуры там стоят.
А вдалеке, по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.
Дорожки чинно нас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов
(В.Блейков)
Дворец Петра!
Мы вместе с бабушкой вчера
Ходили во дворец Петра!
Вообще-то это просто дом,
Зато старинный очень,
Поэтому, должно быть, в нем
И жить никто не хочет…
Там не сидят на стуле,
Развалится вдруг он,
И медные кастрюли
Не ставят на огонь,
Не топят в доме печки,
Не зажигают свечки,
Везде висят таблички:
«Нельзя», «Не смей!», «Не тронь!».
(М.Борисова)
А это что за кружева
Видны там впереди?
К решетке-чуду поскорей
Поближе подойди.
Как в сказке замерли цветы.
Волшебник, кто же он?
Давным-давно все это сплел
Из чугуна Фельтон
(В. Блейков)
Моему городу
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит -
Веков узор так прочен! -
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.
Люблю тебя я, город мой,
Не знаю краше места!
мне жизнь, единая с тобой,
Дарована в наследство!
(К.Озерова)
В: «А теперь представим, что мы оказались на улице красивых слов.
Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос “Какой? Какая?” к слову – названию места, изображённого на картине.»
Перед столами детей на стене доска с иллюстрациями видов Санкт-Петербурга.
Слайд 9, 10, 11, 12.
̶ Нева, какая? (красивая, широкая, полноводная, глубокая)
̶ Дворцовая площадь, какая? (красивая, нарядная, широкая, главная)
̶ Невский проспект, какой? (красивый, широкий, прямой, главный)
̶ Летний сад, какой? (красивый, тенистый, зелёный, тихий)
В: «А сейчас сыграем в игру “Скажи наоборот”.»
̶ Нева – широкая, а Мойка – … (узкая)
̶ Нева – глубокая, а Ждановка – … (мелкая)
̶ Исаакиевский собор – высокий, а домик Петра I– … (низкий)
̶ Невский проспект – длинный, а улица Зодчего Росси – … (короткая)
Задание для внимательных.
В: «Хорошо, ребята, но нам пора возвращаться в школу, на улицу Ярослава Гашека.
(дети с воспитателем переходят в свободную зону,где начиналось занятие).
«Друзья, наше путешествие подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы читали стихи, составляли предложения. Молодцы! Я видела, как вы старались .Я думаю, что каждый из вас может носить гордое имя Петербуржец.. Я думаю, если к вам приедут гости из других городов, вы сможете им показать свой Санкт-Петербург и даже рассказать о нём. И тогда ваши гости смогут полюбить наш город так же, как любим его мы. Мы ведь очень любим и гордимся им?
Я горжусь вами, мои дорогие петербуржцы!»
Педагог вручает детям медали «петербуржец».
Открытое занятие
по внеурочной деятельности
«Люблю тебя, Петра творенье»
Подготовила
воспитатель ГПД
Стародубцева М. Ю.
ГБОУ средняя школа №368
с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района
г. Санкт – Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводная презентация к проекту "Я - петербуржец".
В презентации дается план работы над проектом....
Рабочая программа "Юный Петербуржец"
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я петербуржец".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я петербуржец"....
Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец» ,4 класс
Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец» ,4 класс...
"Юный петербуржец" программа краеведческого образования
Перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее ист...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...
Программа внеурочной деятельности «Я - петербуржец»
Программа «Я - петербуржец» рассчитана на ознакомление младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга и является программой духовно-нравственной направленности....